PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ACMEOLOGICAL APPROACH TO IMPROVE THE PREPARATION OF FUTURE TEACHER
Mikhaylenko O.
PhD(Psychology), Advanced Doctor (Acmeology), Associate Professor, Director of the Institute of Pedagogy, Psychology and Sports Education, Kabardino-Balkaria State University (KBSU), Nalchik
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ
Михайленко О.И.
кандидат психологических наук, доктор акмеологии доцент, директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного
университета (КБГУ), г. Нальчик
Abstract
In this paper, we describe technology for the development of pedagogical thinking of the future teachers by means of the acmeological approach. Аннотация
В данной работе приводится описание технологии развития педагогического мышления будущего учителя посредством акмеологического подхода.
Keywords: pedagogical thinking, future teacher, professionalism, innovative model, acmeological approach, professional activities.
Ключевые слова: педагогическое мышление, будущий учитель, профессионализм, инновационная модель, акмеологический подход, профессиональная деятельность.
В современных условиях проблема выявления и анализа концептуальных основ, особенностей и перспектив совершенствования процесса обучения студентов в системе высшего образования стоит достаточно остро, что связано с развитием системы педагогического образования в направлении его гуманитаризации, возрастанием роли учителя в воспитании и развитии учащихся.
Современный процесс профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования, социальные условия нашего общества, на первый план выдвигают проблему изменения типа мышления, выхода на более высокую профессиональную ступень и перехода от репродуктивного к творческому, педагогическому мышлению.
Особо отмечается необходимость наряду с научно-методическим мышлением творческой составляющей в профессиональном, педагогическом мышлении учителя.
Педагогическое мышление учителя имеет содержательную, логическую и психологическую стороны. Указанная триада стала предметом интенсивных исследований и акмеологов, и психологов, и педагогов (О.А. Абдуллина, М.Н. Алексеев, Т.Д. Андронова, Т.И. Гусева, И.В. Дубровина, М.М. Ка-шапов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Е.К. Осипова, В.А. Сластенин, А.М. Сохор, В.Э. Тамарин, Я.С. Турбовской).
Однако при всём многообразии существующих на сегодняшний день исследований по проблеме развития педагогического мышления учителя в науке недостаточно чётко определены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития изучаемого личностного
образования в образовательном процессе вуза. Для решения проблемы развития педагогического мышления учителя чрезвычайно важен акмеологи-ческий подход [2].
Предметом изучения акмеологии является многогранная совокупность факторов, присущих зрелой личности и связанных с развитием и реализацией ее творческого потенциала средствами образования и самообразования, формированием индивидуального смысла и предназначения, становлением методологии высокопродуктивной профессиональной деятельности.
Ступень профессиональной зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости (акме) -это полифункциональное состояние человека, которое не возникает неожиданно и сразу. На него "работает" вся предшествующая жизнь индивида, в том числе и глубоко научно обоснованное, проверенное на эффективность профессиональное образование. Именно оно в итоге определяет, с каким запасом физического здоровья подойдет выпускник профессиональной школы к ступени своей дея-тельностной зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составляют ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта-творца, субъекта-профессионала.
В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:
- между многообразием концептуальных подходов к рассматриваемой проблеме и недостаточной разработанностью педагогических условий развития педагогического мышления будущего
учителя в реальном образовательном процессе
вуза;
- между насущной необходимостью развития педагогического мышления будущего учителя и отсутствием научно обоснованной технологии её поэтапного формирования в образовательном процессе вуза;
- между имеющимся потенциалом педагогических дисциплин способствующих развитию педагогического мышления будущего учителя и существующей реальной практикой его реализации.
Выявленные противоречия обусловили разработку научно обоснованного комплекса педагогических условий развития педагогического мышления учителя и традиционной подготовкой педагогических кадров [1].
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование педагогических условий и разработка технологий развития педагогического мышления студентов - будущих учителей в образовательном процессе вуза (на примере преподавания педагогических дисциплин).
Объект исследования: процесс развития педагогического мышления студента - будущего учителя.
Предмет исследования: педагогические условия развития педагогического мышления будущего учителя в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования: продуктивность реализации педагогических условий развития педагогического мышления студентов - будущих учителей в образовательном процессе вуза будет успешным, если:
- уточнить сущность и содержание развития педагогического мышления будущего учителя в контексте существующего многообразия понятийно-категориального аппарата исследования;
- выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса развития педагогического мышления будущего учителя;
- сконструировать, обосновать и апробировать модель реализации педагогических условий успешного развития педагогического мышления будущего учителя;
- определить технологию поэтапного развития педагогического мышления будущего учителя в процессе преподавания педагогических дисциплин;
- разработать критериально-уровневый комплекс сформированности педагогического мышления будущего учителя.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность и содержание педагогического мышления будущего учителя как образовательного феномена;
2) охарактеризовать понятийно-категориальный аппарат исследования;
3) выявить основные методологические подходы к развитию педагогического мышления будущего учителя;
4) выделить и обосновать педагогические условия развития педагогического мышления будущего учителя в образовательном процессе вуза (на
примере преподавания педагогических дисциплин);
5) разработать авторскую модель и технологию поэтапного развития педагогического мышления будущего учителя с учетом выделенных педагогических условий;
6) представить динамику процесса развития педагогического мышления будущего учителя у студентов вуза на основе разработанного критери-ально-уровневого комплекса.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические методы исследования: изучение и анализ философской, социологической, педагогической, психологической и акмеологической литературы по проблеме исследования; понятийно-терминологического аппарата; подходов ученых к изучаемой проблеме; синтез, сравнение, обобщение, контент-анализ;
эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта работы по развитию педагогического мышления учителя в системе высшего профессионального образования и в системе повышения квалификации педагогических работников; беседы со студентами, преподавателями, учителями; анкетирование, наблюдение; метод обобщения независимых характеристик; изучение продуктов творческой деятельности студентов; методы математической и статистической обработки данных; моделирование, педагогический эксперимент.
Было выявлено, что, выполняя одни функции, мышление учителя приближается к научно-педагогическому, при выполнении других функций — к интуитивно-практическому. В то же время любая из этих функций невозможна без творческого подхода учителя к объекту деятельности и познания.
Согласно научным исследованиям, можно выделить семь функций профессионального мышления учителя, причем пять из них (объяснительная, диагностическая, прогностическая, проективная, рефлексивная) связаны с формами и методами научного мышления. Однако все функции, включая две последние (управление и коррекция педагогического процесса, а также коммуникативная), предполагают в той или иной мере творческие умственные действия.
В данной статье научно-педагогический аспект мышления учителя рассматривается на примере особенностей педагогического мышления.
Педагогическое мышление учителя — это единство научного и прикладного профессионального мышления, специально-научного мышления по преподаваемой дисциплине и частно-методического мышления. Педагогическое мышление, являясь профессиональной характеристикой, «образует» учителя, позволяет ему состояться как профессионалу, с одной стороны, и, с другой, -отличает его от представителей иных профессий.
Кроме того, педагогическое мышление, в ходе которого вырабатывается стратегия поведения в соответствии с особенностями ситуации, согласуются
принципы и нормы индивидуального сознания с актуальными потребностями практики, выступает в качестве регулятора деятельности учителя.
Важной особенностью педагогической деятельности является её универсальность - нет такого человека, который бы не выступал субъектом педагогических отношений. Это означает, что каждый в той или иной мере является носителем бытового, житейского педагогического мышления, оперирующего «стереотипами собственного знания» (А. Менегетти), как результатами субъективной интерпретации событий, то есть опыта.
Осваивая педагогическую профессию, студент - будущий учитель обогащает концепцию собственной педагогической деятельности, наполняет её профессиональными смыслами, определяет её ценностные ориентиры, вырабатывает собственные педагогические идеи, обосновывает их теоретически
[3].
Мы считаем, что лишь единство указанных сторон педагогического мышления учителя является условием развития его как субъекта педагогического труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михайленко О.И. Акмеологические технологии профессиональной подготовки в системе высшего образования //Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова, научно-методический журнал, 2009, том 13, серия психологические науки «Акмеология образования» 3. С.75-82
2. Михайленко О.И. Акмеологический подход к формированию педагогического мышления будущих учителей // «Акмеология». №3, 2011. Специальный выпуск, посвященный Международной ак-меологической конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» Москва С. 434-436
3. Михайленко О.И. Акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления // «Известия» ВГПУ, № 1 (65) 2012