Научная статья на тему 'АБЬЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЛЮДЕЙ ДО 20 ЛЕТ'

АБЬЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЛЮДЕЙ ДО 20 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1370
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБЬЮЗ / АБЬЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАСИЛИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕРТВА / АБЬЮЗЕР / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реснянская А. А., Чернова А. А.

В статье раскрываются понятия абьюза, абьюзивных отношений как девиация. В качестве опорной концепции была использована теория Роберта Мертона о девиантном поведении. Рассматриваются практики психологического, физического, сексуального, экономического насилия. Делается вывод на основе итогов полученных данных, собранных методом интервьюирования информантов. Было выявлено типичное поведение жертвы, причины, по которым жертвы не могут выбраться из абьюзивных отношений и этапы абьюзивных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABUSIVE RELATIONSHIPS IN PEOPLE UNDER 20 YEARS OF AGE

The article reveals the concepts of abuse, abusive relationships as deviation. Robert Merton's theory of deviant behavior was used as a reference concept. The practices of psychological, physical, sexual, and economic violence are considered. The conclusion is based on the results of the data collected by the method of interviewing informants. The typical behavior of the victim, the reasons why victims cannot get out of abusive relationships and the stages of abusive relationships were revealed.

Текст научной работы на тему «АБЬЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЛЮДЕЙ ДО 20 ЛЕТ»

АБЬЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЛЮДЕЙ ДО 20 ЛЕТ

А.А. Реснянская, студент А.А. Чернова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-28-34

Аннотация. В статье раскрываются понятия абьюза, абьюзивных отношений как девиация. В качестве опорной концепции была использована теория Роберта Мертона о девиантном поведении. Рассматриваются практики психологического, физического, сексуального, экономического насилия. Делается вывод на основе итогов полученных данных, собранных методом интервьюирования информантов. Было выявлено типичное поведение жертвы, причины, по которым жертвы не могут выбраться из абьюзивных отношений и этапы абьюзивных отношений.

Ключевые слова: абьюз, абьюзивные отношения, насилие, девиантное поведение, жертва, абьюзер, поведение, подражание.

Прежде чем приступить к обсуждению проблемы, стоит разобраться с определением абьюзивных отношений. Абьюз, абьюзивные отношения - это акт физического и (или) психологического, экономического насилия со стороны актора над жертвой. Такому роду отношений присуща схема контроля и власти одного человека над другим. К абьюзиву относят нарушение личных границ человека, которое проявляется в побоях, унижениях, угрозах, а также в шантажировании, в ограничении жертвы пользоваться экономическими ресурсами [1]. Целью абьюзера является подавить волю жертвы и получить контроль над ней. По некоторым причинам чаще всего жертвы не могут выйти из этих отношений.

Проблема абьюзивных отношений среди молодежи является весьма актуальной темой для обсуждения. Согласно опубликованным ВОЗ оценкам, примерно каждая третья женщина (30%) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому и/или сексуальному насилию со стороны интимного партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица. В большинстве случаев это насилие со стороны интимного партнера. Во всем мире почти треть (27%) женщин в возрасте от 15 до 49 лет, состоявших в отношениях, сообщают о том, что на протяжении жизни подвергались физическому и/или сексу-

альному насилию в той или иной форме со стороны своего интимного партнера. По данным Департамента Юстиции США (U.S. Department of Justice, 2000), в США на 15 женщин, избитых мужьями, приходится 8 мужчин, избитых жёнами. В России, где полоролевое поведение смешалось в меньшей степени, насилию со стороны жён подвергается 6-10% мужей. Для женщин этот показатель равен 30%, поэтому соотношение несколько ниже, чем в США - от 1/5 до 1/3. По другой статистике более 70% случаев невзаимного домашнего насилия (по большей части психологического) исходит от женщин [9]. Это касается взрослых людей, но и на молодых тоже распространяется. Как уже было отмечено выше, в России гендерное поведение изучается чуть в меньшей степени, поэтому найти статистику насилия по отношению как к женщинам, так и к мужчинам, сложнее, чем в реестрах западных стран. Но, тем не менее, мы планируем заняться исследованием абьюзивных отношений в рамках России.

Научная проблема данного исследования состоит в том, почему молодые люди, которые далеки от модели советского поведения и которые понимают ценность морального человеческого здоровья, прибегают к насилию по отношению к своему партнеру. Ведь обычно абьюзивная модель поведения и позиция жертвы свойственна

людям, которые выросли в советское время, так как чувствам людей тогда не уделялось особое внимание. Сейчас же общество становится более гуманным и ориентированным на психическое состояние людей. Однако несмотря на проявление гуманности, паттерны поведения родителей, выросших в советское время, влияют и на их детей. Мы также можем предположить, что современная культура нормализирует абьюз.

Одной из причин появления абьюзив-ных отношений можно считать процесс подражания, в свою очередь, - это имитация (или копирование) внешних проявлений (действий) человека другими индивидами. Объектом подражания могут быть любые действия, поведение, внешность и т.п. Важно отметить, что подражание разделяется на осознанное (сознательное, намеренное копирование) и неосознанное (влияние общество, компании, группы, в которой состоит человек) [6, с. 8]. Индивид подражает с раннего возраста, что формируют его ценности. Начнем с семьи: если в советское время абьюзивные отношения были нормализированы, то именно из-за тех порядков благодаря процессу подражания это распространилось. Когда ребенок находится в постоянном напряжении, слышит ссоры своих родителей (опекунов), видит насилие по отношению к какому-либо члену семьи, то он может начать перенимать паттерны поведения, что приводит к такому же развитию отношений и у него. Родители - это одна из первых моделей подражания, а также это авторитет для ребенка. Например, отец бьет мать, а ребенок за всем наблюдает, в этом случае он может начать подражать поведению одного из родителей, либо стать жертвой для кого-то как мать, либо как отец быть абьюзером. Таким образом, данные ценности могли передаваться среди поколений, и этот процесс можно назвать подражание-обычай. В современной кинематографии и книгах все больше освещают различные социальные проблемы, но индивид может иначе воспринять посыл, оставленный автором картины. Люди, смотря или читая различные художественные иллюстрации, где присутству-

ет абьюз, осознанно или неосознанно могут начать подражать персонажу-абьюзеру, так как для них он становится неким авторитетом, они восхищаются им, в следствии, переносят паттерны поведение на свою личную жизнь. Индивид может увидеть себя в персонаже или сильно им воодушевиться (перевозбудиться, проникнуться) и интерпретировать, что жизнь актора в фильме насыщенная и имеющая краски из-за наличия подвластного человека (жертвы) в отношениях и, стремясь улучшить свою жизнь, начинает подражать персонажу из фильма, сериала, книги. Такой процесс можно назвать подражание-мода, особенно если персонаж картины становится очень популярным среди молодого поколения и не только. Похожий процесс присутствует, когда индивид подражает различным знаменитым людям и если, например, известная личность пропагандирует и романтизирует, тем самым, нормализирует абьюзивные отношения, то по одному из законов подражания: «низшие по социальной лестнице подражают высшим», индивид, наблюдающий за знаменитостью, подражает ей и формирует схожие ценности. Стоит отметить, что данное явление свидетельствует о том, что культура не всегда осуждает проблему абьюзивных отношений.

Процесс подражания оказывает сильное влияние на индивида, формируя установки и ценности, что сказывается на восприятие «правильных» отношений для него. Подражая, человек, а в нашем случае, ребенок или подросток, будет повторять за запомнившимся образом на подсознательном уровне, так сказать «по привычке». Такое девиантное поведение Р. Мертон называет ритуализмом, иначе традиция, но это лишь один тип проявления абьюза. Про ритуа-лизм Мертон пишет следующее: «Этот тип приспособления в общем не является социальной проблемой, ведь в сущности он представляет собой внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено» [8, с. 110]. То есть в данном типе абьюза действия как жертвы, так и актора являются их внутренним решением: они не стремятся до-

стичь присущих абьюзу целей, но в то же время на подсознательном уровне идут к ним, используя институционально разрешенные средства.

Далее Р. Мертон пишет: «Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обеспокоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ритуализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспособления» [8, с. 111]. Данная фраза может иллюстрировать следующую возможную причину распространения абьюза. У ребенка, который воспитывался в строгой семье, где по отношению к нему применялось насилие, будет формироваться «тяжелое бремя обеспокоенности». На стадии взросления велика вероятность, что ребенок начнет подражать поведению родителей или что в дальнейшем он всегда будет занимать позицию «жертвы», претерпевая абьюз на себе дальше, ведь у него сформировалась такая структура характера. Об этом чуть подробнее писалось выше.

Объектом нашего исследования являются жертвы абьюзивных отношений в возрасте 14-20 лет.

Предмет исследования - абьюзивные отношения.

Основными задачами нашего исследования является выяснить, почему жертвы не могут выбраться из абьюзивных отношений, из каких этапов состоит процесс абьюза и определить, существует ли «типичное» поведение жертвы

Выборка

В ходе нашего исследования для выполнения поставленных задач был использован метод интервьюирования. Для того, чтобы сузить круг информантов, нами была использована выборка по следующим критериям:

- Возраст (от 14 до 20 лет);

- Состоят или состояли в отношениях.

Данные критерии помогли отсеять для

нас молодых людей, состоящих в отношениях вне зависимости от того, здоровые ли эти отношения или нет. Введение более

уточняющих критериев было бы не тактичным, так как человек не всегда осознает свои действия и не оценивает их объективно. Поэтому мы не стали вводить критерии, которые могли бы точно обозначить жертву или абьюзера. Вместо этого мы создали перечень вопросов, посредством которых мы уже смогли понять характер отношений у человека, и какую позицию в них он занимает.

Отчет

После повторного изучения интервью, мы выявили схожие ситуации у информантов.

Влияние семейных отношений

Одной из таких похожих ситуаций являются взаимоотношения между информантами и их родителями. Здесь произошло формирование двух "лагерей", одинаковых по количеству опрашиваемых, а именно: тех, у кого отношения с родителями были гармоничными, и тех, у кого в семье возникали постоянные ссоры и недопонимания. Это говорит нам о том, что взаимоотношения с родителями играют не ключевую роль и являются лишь одной из причин попадания в абьюзивные отношения. Однако можно заметить, что информанты, у которых взаимоотношения в семье неблагополучные, довольно часто копируют модели поведения своих опекунов. Стоит отметить, что одна из информантов (Информант 1), сама того не осознавая, переняла паттерны поведения своей матери. Изначально она осуждала свою мать за то, что она не могла выйти из абьюзивных отношений и развестись с её отчимом, однако впоследствии сама долгое время не могла окончательно разорвать отношения со своим уже бывшим партнером:

"Ну, отчим у меня был, можно сказать, тоже абьюзером. Это уже 3-й муж моей мамы. Он бил маму, издевался, мы убегали много раз из дома, так что детство было не очень.

И: А они до сих пор в браке?

Инф: Да, до сих в браке, она с ним 2 раза подавала заявление на развод, но забирала, потому что надеялась ещё на что-то, но ничего не вышло. Но они до сих пор в браке"; "...было очень ссор, недопониманий, потому что она мне много раз обеща-

ла уйти от отчима, но так она и не уходила...";

"И: Как происходило расставание с твоим бывшим молодым человеком?

Инф: Ну это происходило очень долго. Вот я ставлю точку, он никак не хочет смириться с этой точкой".

Романтизация нынешних отношений

Также можно заметить тенденцию того, что большинство информантов отзываются о своих бывших партнерах негативно, а о нынешних исключительно позитивно. Это может служить индикатором того, что они идеализируют своего нынешнего партнера, при этом также состоят в абью-зивных отношениях. Либо же это может значит то, что они смогли сделать выводы с прошлых отношений и не повторять этих ошибок. Стоит сделать акцент на том, что одна из информанток так и не смогла полюбить кого-то после прошлых отношений. Это говорит нам о том, что этот опыт оказал травмирующее влияние на неё: "...я очень сильно влюбилась в этого человека, это первый человек, в которого я вообще влюбилась, и даже сейчас такого нет у меня человека. То есть первая и последняя пока что любовь, вот...".

Ранний возраст вступления в отношения

Обратим внимание на такой важный критерий, как возраст информантов. Большинство из них попали в абьюзивные в отношения в возрасте 14-15 лет. В этом возрасте подростки имеют еще сравнительно небольшой социальный опыт, поэтому им может быть сложно отличить здоровые отношения от абьюзивных. Кроме того, в этом возрасте у многих появляется первая любовь, что в силу возраста и малого опыта нередко романтизируется, а также происходит подмена понятий, таких как «любовь», «влюбленность» и «привязанность».

Абьюзивные практики с двух сторон

Одной из особенностей оказалось то, что некоторые жертвы абьюзивных отношений сами в последствии раскрывались в этих же отношениях как абьюзеры. Подобное поведение можно отследить в действиях акторов, таких как нарушение лич-

ностных границ, измены, эмоциональные качели:

"Он меня игнорил несколько дней, не отвечал на звонки и "забухал". Я ему, получается, изменила" (Информант №2).

"Ну не знаю, по большей части я его контролировала, потому что у него было очень много переписок с девочками" (Информант №1).

"И начались у нас отношения типа свободных. Потом я его заставила расстаться с этой девушкой, сделать больно. Ну, то есть мне было настолько больно, что я хотела мстить ему, таким образом, чтобы он делал больно другим девушкам. То есть он находил девушку, я ему писала, и так как у него чувства были ещё очень долгое время, ко мне он возвращался, бросал девушек, писал им, что вот: «Прости, я вернулся к бывшей, я всё ещё люблю её». Я читала эти приписки, успокаивалась и бросала его снова, вот" (Информант №6).

"Я как бы ну ревновала, но потом я просто уже смирилась с этим фактом, такая: «Изменяет? Ладно, я тоже изменю»" (Информант №5).

В этих случаях прослеживается то, что жертвы абьюза вставали в позицию абью-зера, словно желая отомстить партнеру за причиненную им боль.

Внешность как критерий

Рассмотрим то, что большинство информантов указывали на внешность партнёра как основной критерий, способствующий началу отношений. Из этого следует, что информанты не так сильно обращают внимание на личностные качества, как на внешний показатель:

"И: Скажи, а что тебя в нём привлекло?

Инф: Даа, сейчас так подумать, что меня в нём привлекло, вообще без понятия.

И: Ну может внешне красивый, или как раз из-за его спортивных увлечений?

Инф: Ну, на внешность.

И: Только внешность? А может, какие-то личные качества?

Инф: Нет, только внешность" (Информант №1)

" И: А в бывшем партнере что тебя привлекло при первой встрече, да и вообще при знакомстве?

Инф: Ну был красивым. Чем ещё может привлечь?

И: Характером, или вдруг он тебя задаривал чем-то.

Инф: Нет, ничем не задаривал, просто был красивым, да и была одна компа-ния"(Информант №2)

" И: А что тебя привлекло в нём? Инф: Привлекло... Сейчас даже не знаю. Ну, наверное, мне так особо он и по моему типажу не подходил. Единственное, что он высокий..." (Информант №3)

" Инт: Как он тебя привлек, внимание твоё? Почему?

Инф: Потому что это друг моего лучшего друга

Инф: Ну, он подходил под мой вкус, так скажем, он был высокий такой, среднего телосложения. Ну, такой спорт любитель вот. Нормальный был"(Информант №4).

Влияние круга общения

Среди информантов большинство указывало на то, что их знакомство с потенциальным партнером произошло в кругу общей компании, общих знакомых:

«И: А при каких условиях вы с ним познакомились?

Инф: У нас... Ой, у меня есть подруга, а это её брат». (Информант №1);

«И: Можешь рассказать о нём, как вы с ним познакомились?

Инф: Он учился в одном классе с Лизой (подругой), а я вот часто гуляла с Лизой, с её одноклассниками, ну, в одном кругу общения. Он как-то тоже пошёл с нами куда-то, потом он начал мне писать.» (Информант № 3);

«Инт: Угу, а как вы с ним познакомились?

Инф: Мы просто были в общей компании, сидели, отдыхали. И просто нашли общий язык, начали потом общаться.» (Информант №6);

Немного отходя от темы, мы можем отметить, что впоследствии нашего исследования нами была выявлена одна из возможных причин существования абьюзе-ров, такая как принятие абьюзера его кру-

гом общения. Данную мысль можно подкрепить концепцией Мертона: «Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы намного меньше. Некоторые стали бы еще более старательно заметать следы своих темных дел, другие - стремились бы подавить свои побуждения, отказываясь от неудобств мошенничества ради неудобств честной жизни. Ведь недостойный человек больше всего на свете боится быть остановленным честной рукой и холодным презирающим взглядом честного человека» [8, с. 107].

Роль круга общения не ограничивалась только этим. В ходе нашего исследования мы заметили некоторое влияние на отношения информантов третьими лицами. Знакомые и друзья довольно часто фигурировали в их взаимоотношениях, давая советы о начале или, наоборот, завершении отношений, или просто оказывая влияние на них:

«И: А как ты узнала о том, что у твоего бывшего молодого человека сидела бывшая на коленках?

Инф: Ну, я сидела дома. Мне, получается, нужно было через час идти делать маникюр себе. И мне присылают фотографию, где сидит он, а на его коленках его бывшая.» (Информант №1);

«И: А что тебя заставило задуматься над тем, что отношения, ну, не очень хорошие?

Инф: Ну заставило задуматься то, что я приехала в другой город, где жил мой отец, и там был мой знакомый, и этот знакомый меня все это время любил. И вот это заставило меня задуматься, то, что когда любят, совсем по-другому себя ведут.» (Информант №1);

«Инф: А если вкратце, то благодаря нему (уточнение: нынешнему молодому человеку) я вышла из абьюзивных отношений. Вот, ну типа спасатель.» (Информант №3)

«Две девочки, одна из которых была его бывшая девушка, она начала на него ругаться из-за этого. Вторая тоже начала защищать, они как-то начали отводить от меня, еще что-то. И в состоянии такого аффекта, я просто девчонкам этим сказала то, что типа я уезжаю домой и мне страш-

но, я больше не хочу находиться тут, потому что я не знаю, что он может еще выкинуть. Они сказали типо «да, реально езжай, все, потому что это не норм, это все уже» и я просто уехала домой». (Информант №5)

Вывод

После того, как мы отобрали информантов по подходящим нам критериям, нами были проведены интервью, посредством которых мы смогли ответить на вопросы, поставленные нами в задачах исследования.

По результатам интервью, среди выявленных причин, почему жертвы не могут выйти из абьюзивных отношений, мы выделили следующие:

- Низкая самооценка;

- Жертвы абьюза путали чувство любви и привязанности;

- Манипуляции и угрозы со стороны партнера.

Этапы абьюзивных отношений:

- Привлечение внимания со стороны абьюзера жертвы

- Конфетно-букетный период (со стороны абьюзера были постоянные комплименты, подарки, свидания и т.д.)

- Игнорирование жертвы со стороны абьюзера;

- Попытки занижения самооценки жертвы;

- Проявления насилия (психологическое, моральное, физическое, сексуальное);

- Попытки удержать жертву в отношениях.

По результатам интервью мы смогли выявить, что типичное поведение жертвы действительно существует, так как большинство информантов вели себя похожим образом в отношениях:

- Преуменьшение значения случившегося;

- Продолжение отношений с абьюзером даже после различных актов насилия, постоянное возвращение к партнеру после расставания;

- Надежда на изменения в поведении абьюзера, вера в постоянные типичные обещания;

- Сильная подверженность манипуляциям со стороны абьюзера.

Также благодаря нашему исследованию, мы смогли ответить на наш ключевой вопрос, поставленный в научной проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модели советского поведения оказали довольно важную роль на формирование подобных отношений в современном обществе. Родители, растущие в советское время, сами того не замечая, передавали свои модели поведения детям. В процессе наблюдения за взаимоотношениями своих родителей, дети неосознанно копировали паттерны поведения своих опекунов, тем самым проецировали данное поведение на свои отношения в подростковом возрасте.

В результате проведения интервью мы выделили два типа абьюзивных отношений:

1) Отношения абьюзер + жертва - в таких отношениях лишь один партнер совершает насилие над другим. В этом случае позиция и абьюзера, и жертвы сохранялась за одними и теми же людьми.

2) Отношения абьюзер + абьюзер. В отношениях данного типа жертва впоследствии каких-либо факторов переходила в позицию абьюзера и оказывала в нашем случае психологическое давление на своего партнера.

Мы смогли только предположить факторы, отвечая на вопрос «Почему жертва становится на протяжении отношений абьюзером?» В большинстве своем причиной является буллинг со стороны партнера. Многие отмечали, что изменяли или применяли эмоциональные качели, чтобы отомстить. Также отметим, что буллинг со стороны родителей и сверстников в садике/школе, повлиял на информантов, так как они могли использовать те модели поведения, которые использовались по отношению к ним, в силу того, что ситуация, которая была в детстве повторяется. Но не всегда буллинг будет являться причиной, так как есть исключения. Информанты с похожими ситуациями вели себя по-разному, кто-то стал абьюзером, кто-то нет. В нашем случае 5 из 6 информантов использовали психологическое насилие по отношению к партнеру. Это может ска-

зать, что буллинг действительно может что её следует освещать. Так как молодые стать причиной появления абьюзера. люди, в силу своего опыта, могут травми-

Данное исследование помогло нам изу- ровать своё психологическое отношений чить данную проблему на более высоком опытом подобных отношений, что оказы-уровне. Мы узнали о том, что абьюзивные вает сильное влияние на их дальнейшую отношения - это довольно частая практи- жизнь (и на кошелек, так как придётся об-ка, встречаемая повсеместно. Также мы ратиться к психологу). узнали о важности данной проблемы и то,

Библиографический список

1. Абьюзивные отношения // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абьюзивные_отношения (дата обращения: 04.04.2022).

2. Бирюков А.М. Анатомия любви и фальшивок: книга. - 2014. - 176 с. - ISBN 978-59906304-2-0.

3. Бирюков А.М. Ненастоящий мужчина: книга. - 2016. - 182 с. - ISBN 978-5-99063042-0.

4. Кукушкина, Е.И. История социологии: учебник / Е.И. Кукушкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 464 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-516-005124-6.

5. Ольшанская Н.Ю. Социальные психологические механизмы подражания [Текст]: реферат // Воронежский государственный промышленно-экономический колледж. - Воронеж 2012. - 10 с.

6. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум: практикум. - М.: КолосС, 2013. - 240 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). - ISBN 5-9532-0248-2.

7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология за рубежом. - 1992. -С. 104-114.

8. Насилие в отношении женщин: Всемирная организация здравоохранения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.mt/rn/news-room/fact-sheets/detail/violence-against-women (дата обращения: 04.04.2022).

ABUSIVE RELATIONSHIPS IN PEOPLE UNDER 20 YEARS OF AGE

A.A. Resnyanskaya, Student A.A. Chernova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article reveals the concepts of abuse, abusive relationships as deviation. Robert Merton's theory of deviant behavior was used as a reference concept. The practices of psychological, physical, sexual, and economic violence are considered. The conclusion is based on the results of the data collected by the method of interviewing informants. The typical behavior of the victim, the reasons why victims cannot get out of abusive relationships and the stages of abusive relationships were revealed.

Keywords: abuse, abusive relationships, violence, deviant behavior, victim, abuser, behavior, imitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.