I
SCIENCE TIME
I
АБУАЛИ ИБН СИНО (АВИЦЕННА) О ПЕРВОПРИЧИНЕ И СТУПЕНЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ
Файзуллаева Зебунисо Буходировна, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о совершенствовании знаний на основе силлогизмов Абу Али ибн Сины. Он отстаивает концепцию, по которой через воздействие внешних сил, т.е. божественного разума на человеческую натуру появляется мышление, затем стремление к изучению, что приводит в конце к познанию. Через построение логических методов изучения, по его мнению, человек может подготовить конструкцию изучаемого. Обычные знания через активное использование разума могут переходить на более высокую стадию познания.
Ключевые слова: философские силлогизмы, божественный разум, процесс образования, совершенный интеллект, мыслитель.
Период, в котором жил и создавал свои научные труды великий мыслитель Востока Абу Али ибн Сино, считается периодом первого ренессанса в истории народов Средней Азии. Ярким представителем этого периода является Абу Али ибн Сино - великий мыслитель, который посвятил себя постижению наук. Его научные труды охватывают многие грани науки, в том числе и философию.
В нашей статье рассматривается подход Абу Али ибн Сины к решению проблемы соотношения первопричины, структуры человеческого разума, а также ступеней научного потенциала в средних веках. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют расширить изучение философских взглядов мыслителя Абу Али ибн Сины об основах человеческого восприятия знаний, этапов его совершенствования и ступеней его развития.
Исследователь ставит перед собой задачу а) определить позитивное влияние Божественного начала в чистых промыслах человека; б) разъяснить ряд причинно-следственных основ познавательной функции человека; в) определить ступени развития человеческого познания по мере совершенствования знаний.
1 SCIENCE TIME 1
Философские учения Ибни Сины о человеческом разуме до сих пор остаются малоизученным. В настоящее время, когда молодое поколение нуждается в осмыслении передовых мыслей наших предшественников, на пути построения нового будущего, актуальным остаётся предмет трансформации философских и теологических идей ибн Сины о роли и значении разума в совершенствовании человека, которые могут повлиять на становлении нового индивидуума - духовно развитого поколения.
Коран многочисленными доводами подчеркивает о важности повышения научного уровня человека, с целью его освобождения от невежества. Благодаря Книге мудрости, которая вдохновляла людей на познание истины бытия, люди искали пути постижения божественных тайн через науку. Именно это напутствие в средних веках подталкивало ищущих знания людей, учиться в медресе. В ведущих медресе больших городов обычно преподавали самые лучшие мударрисы (преподаватели), т.е. достигшие успехов ученые, совмещая научную деятельность с преподавательской работой.
Ибн Сино, изучив Коран и осмысливая его изречения, он до подробностей мог сформулировать заключения с лучшими объяснениями комментариями. Его собственная мотивация привели его к совершенствованию своих интеллектуальных способностей, он не видел ограничений времени и места для изучения наук. Научная карьера ибн Сины началась в 17 лет с изучения человеческой души. В дальнейшем при изучении наук он опирался на три основных принципа: изучение «тахсил», исследование «тахдид» и откровение или заключение «истинбот».
Преодолевая все трудности, он на своей практике добивался совершенства. Так, он пишет, что, когда полностью погрузился в философию, ему было 16 лет. Полтора года изучал философские работы по логике, приводя в порядок все свои суждения. Искал пути осознания философских умозаключений. По его рассказу, когда он не мог разобраться в философских силлогизмах и теориях, читал молитву и просил Аллаха помочь ему развязать узел непостижимого, и в конце концов находил ответ (6, с.18). Отсюда и вытекает его заключение о Первопричине, его роли и могуществе, которое преследуется во всех его философских трактатах и с его именем олицетворяются все его научные открытия.
Философская теология Ибни Сины основывается в первую очередь на существование Божественного начала, которая сопровождает и озаряет человека своими позитивными импульсами. По его мнению, существует некая субстанция - «божественный разум» (хикмати илохй), которая вселяет силу природе человека и вдохновляет его. Он связывает духовное начало с реальностью или материальный мир с трансцендентностью.
Знание, по его мнению, состоит из трех сфер: первое это божественная сфера разума, второе - сфера мысленного представления, третья - сфера физических чувственных восприятий. Сфера мысленного представления находится между сферой разума и физических чувственных восприятий. Сфера
1 SCIENCE TIME 1
физического чувственного восприятия в отличии от двух предыдущих сфер имеет материю и отражение (это человек, животные и растения). Ибн Сино трансцендентную сферу, т.е. божественную сферу разума считает высшей разумной сферой [3, с. 110].
Человек от высшей божественной сферы получает позитивный импульс или по его выражению благодеяние. Это благодеяние он называет совершенным разумом или кульминацией разума и совершенной душой [7, с. 136]. Таким образом, Ибни Сино в процессе человеческого познания делит Вселенную на несколько сфер, каждый из которых является источником разумных действий, а Первопричина, т.е. Божественный разум - наивысшая сила направляющая, вдохновляющая и поддерживающая нижестоящие сферы Вселенной, т.е. мир действий.
В вопросе процесса умопостижения и его совершенства он гносеологическую точку зрения совмещает с логикой. Так, развивая эту мысль с точки зрения гносеологии, он считает, что человеческая душа и силы разума по мере необходимости могут актуализироваться. Существует две силы, которые подталкивают человека к развитию интеллекта. Первая сила, вырабатывается человеческой натурой, и называется двигательной, вторая сила, совершается через разум и называется осознанием [1, с. 61].
Далее он считатет, что в материальном мире существует действительный или приобретенный разум. Через действительный разум в душе появляется отражение знания. Пройдя через мышление, знание приобретает смысл. Таким образом, душа обогащается за счет действительного разума и начинается познавательный процесс [5, с. 231].
В то же время Ибн Сино строит схему логической связи процесса познания. Познание считает он, в начальном этапе это представление, затем идет процесс признания или утверждения [4, с. 29]. Исходя из этого процесса, знание начинается с представления, затем осмысления или заключения. При постоянном функционировании процесса незнания к знанию, приобретаются истинные знания. Таким образом, в процессе совершенствования знаний, человек обогащается истинными знаниями и повышает степень своей познавательной деятельности, т.е. совершенствуется.
Совершенное познание человека в свою очередь зарождает практический и теоретический разум. Исходным результатом теоретического и практического разума является поведение человека, т.е. разум в действительности. Они участвуют в совершенствовании характера человека, и направляют человека к использованию всех возможностей разума, которая открывает путь к интеллекту [5, с. 222]. Теоретический разум и практическая сила могут направить человека на более высокие достижения в приобретении знаний.
Следовательно, по его логической структуре в процессе эманации душа даёт позитивный импульс деятельному разуму, которая начинает действовать. Подключаются память, мышление, воображение, зрение и воля. Затем идет процесс познавательной деятельности, где интуиция воссоединяется с разумом и
1 SCIENCE TIME 1
зарождается проницательность. Завершается процесс приобретения истинных знаний, когда по мере развития всех сил человеческий разум от пассивной стадии переходит в активную фазу. С активной стадии начинается первая ступень знания, утверждение интеллигибелий в интеллекте.
Отсюда вытекает, что по философской концепции Ибн Сины смысль жизни разумного человека, признак его совершенства. По его гносеологии познание Всевышнего определяет разумную способность человека. Приобретенный разум, Ибн Сино считает высшей степенью совершенства. Существует еще необходимое сущее - Всевышный, который решает все, что существует. Он всемогущ и обладает волей. Все что происходит во Вселенной, в том числе и с человеческой душой он видит, поправляет и направляет.
По теологии Ибн Сины, все в мире происходит по определенному порядку и отражается в воле необходимого сущего. Производной субстанцией знаний тоже является Всевышний. Знание, по его мнению, это отражение истины, которое по воле Аллаха превращается в науку. Существуют три субъекта: основа, отражение и истина, которые воспринимаются человеческой душой. Так как, необходимое сущее не имеет материю, и таинственна, сама же есть наука. Истина это наука об известном только ему, душа человека воспринимающая эту известую истину тоже наука, значит истина и наука едины. Необходимое сущее, тоже наука, которая даёт импульс познанию истины и человеком [2, с. 82]. Ибн Сино в своих умозаключениях опирается на необходимое сущее, как знающего все тайны и науки Вселенной. Исходя из этого, наука есть отражение истины, которую через основателя, т.е. Всевышнего вселяется в душу человека.
Приветствуется совместное использование практических и теоретических знаний в процессе постижения наук. По его мнению, «алим» (олим) - это степень науки, где человек начинает входить в стадию изучения и строит гипотезы, обосновывает их. На более высокой стадии, став «арифом» (ориф) человек доказывает сущность исследуемого объекта или субъекта. Дается заключение, что человек по мере совершенствования своих знаний может осилить одновременное изучение нескольких дисциплин, что показал на своем примере Абу Али ибн Сино. Его достижение высоких интеллектуальных способностей через самосовершенствование остается до сих пор примером подражания.
Абу Али ибн Сино, входит в число тех, кого называют мыслителем. Статус мыслителя является наивысшей стадией умственного развития человека, который путем совершенствования своих знаний и многогранностью научных открытий смог добиться высокого интеллектуального развития и положения в обществе. Его идеи о совершенстве человека не потеряли свою актуальность до наших дней.
1 SCIENCE TIME 1
Литература:
1. Абуали ибни Сино. «Дар баёни таксими нуфус». Осори мунтахаб. Ч,.2. -Душанбе: «Ирфон», 1980. - 559 с. - С. 61-65.
2. АбуалИ Ибни Сино. «Илох,иёт». Осори мунтахаб. Ч,.1. - Душанбе: «Ирфон», 1980. - 477 с. - С. 57-105.
3. АбуалИ ибни Сино. «Мабдаъ ва маод». Осори мунтахаб. Ч,.2. - Душанбе: «Ирфон», 1980. - 559 с. - С. 110-113.
4. АбуалИ Ибни Сино. «Мантик». Осори мунтахаб. Ч,.1. - Душанбе, «Ирфон», 1980. - 477 с. (143-179 с.)
5. АбуалИ ибни Сино. «Нафс». Осори мунтахаб. Ч,.4. - Душанбе: «Ирфон», 1992. - 320 с. - С. 184-245.
6. АбуалИ Ибни Сино. «Рисолаи саргузашт». Осори мунтахаб. Ч,.1. -Душанбе: «Ирфон», 1980. - 477 с. - С. 15-27.
7. АбуалИ ибни Сино. «Тах,сил-ус-саодат». Осори мунтахаб. Ч,.2 -Душанбе: «Ирфон», 1980. - 559 с. - С. 128-141.