Научная статья на тему 'Абсорбционный потенциал результатов целевых государственных научно-технических программ: опыт эмпирического исследования'

Абсорбционный потенциал результатов целевых государственных научно-технических программ: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE SYSTEM / ДИСФУНКЦИЯ / DYSFUNCTION / ДИФФУЗИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ / DIFFUSION / АКТОР / SYSTEMS ANALYSIS / OUTCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проничкин С. В.

Предмет. Создание взаимосогласованного процесса распространения и экономического применения результатов государственных научно-технических программ возможно лишь на основе осознанной экономической заинтересованности акторов национальной инновационной системы. Успешная практическая реализация результатов государственных научно-технических программ определяется их абсорбционным потенциалом. Эмпирическое исследование абсорбционного потенциала результатов государственных научно-технических программ особенно актуально, поскольку в них преобладают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие высокую степень риска и неопределенности конечных результатов. Цели. Основная цель эмпирического исследования смягчение дисфункций национальной инновационной системы в области диффузии результатов государственных научно-технических программ. Методология. В основу работы положен комплекс эмпирических методов исследования, таких как анкетирование, опрос и экспертиза. В качестве методологической основы системного анализа абсорбционного потенциала результатов программы использованы методы вербального анализа решений и теории мультимножеств. Для выделения дисфункций национальной инновационной системы использованы принципы системного подхода и общенаучных методов исследования. Результаты. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению комплексных экспертиз результатов целевых государственных научно-технических программ. Организована и проведена комплексная экспертиза результатов целевой государственной научно-технической программы. Проведен системный анализ абсорбционного потенциала результатов программы с использованием метода группового многокритериального принятия решений, основанного на математическом аппарате теории мультимножеств. Выделен ряд дисфункций национальной инновационной системы в области диффузии результатов государственных научно-технических программ. Сформулированы предложения по их смягчению. Выводы. Эмпирическое исследование абсорбционного потенциала результатов целевой государственной научно-технической программы позволило выделить ряд областей для улучшения, которые связаны с тем, что внедрение и практическая реализации результатов требует значительных материальных затрат, а их окупаемость времени. Кроме того, возникает необходимость в производственных и вспомогательных площадях, обучении персонала и т.д. Эти проблемы акторы национальной инновационной системы не всегда могут предусмотреть. Выделенные области для улучшения отражают общие дисфункции национальной инновационной системы. Для достижения эффективной практической реализации результатов необходимо обеспечить ряд организационно-экономических мер, направленных на смягчение дисфункций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Absorption capacity of dedicated State scientific and technical program outputs: the experience of empirical study

Subject The absorption capacity of outputs of State scientific and technical programs is a factor impacting their successful practical implementation. Therefore, the empirical study of the absorption capacity is particularly important due to dominating research-and-development activities performed within the programs that entail high risk and uncertainty of resulting effects. Objectives The objective of the empirical study is to mitigate the dysfunctions of the national innovative system in the sphere of diffusion of results of State scientific and technical programs. Methods The paper draws upon a set of empirical methods of research, like questioning, survey and expert review; the verbal analysis of solutions and the theory of multisets as a methodological framework for the systems analysis of the absorption capacity of program outputs. I apply general scientific research methods to identify dysfunctions of the national innovative system. Results The paper includes methodological recommendations on arranging and performing the comprehensive examination of the outcomes of dedicated State scientific and technical programs, and the performed systems analysis of the absorption capacity of the program outcomes. I identified a number of dysfunctions of the national innovative system in the sphere of diffusion of results of State scientific and technical programs, and made proposals for their mitigation. Conclusions The empirical study enabled to identify a number of areas for improvement. They reflect general dysfunctions of the national innovative system. To achieve effective practical realization of the outcomes, it is necessary to take a set of organizational and economic measures to mitigate the dysfunctions.

Текст научной работы на тему «Абсорбционный потенциал результатов целевых государственных научно-технических программ: опыт эмпирического исследования»

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 1 (2016) 30-42 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Экономическое развитие

ISSN 2073-039X (Print)

АБСОРБЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ЦЕЛЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* Сергей Васильевич ПРОНИЧКИН

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация

pronichkin@mail.ru_

История статьи:

Принята 27.10.2015 Одобрена 27.11.2015

УДК 330.3221

JEL: D81, O32, O38, H53

Ключевые слова:

инновационная система, дисфункция, диффузия научно-технических результатов, актор

Аннотация

Предмет. Создание взаимосогласованного процесса распространения и экономического применения результатов государственных научно-технических программ возможно лишь на основе осознанной экономической заинтересованности акторов национальной инновационной системы. Успешная практическая реализация результатов государственных научно-технических программ определяется их абсорбционным потенциалом. Эмпирическое исследование абсорбционного потенциала результатов государственных научно-технических программ особенно актуально, поскольку в них преобладают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие высокую степень риска и неопределенности конечных результатов.

Цели. Основная цель эмпирического исследования - смягчение дисфункций национальной инновационной системы в области диффузии результатов государственных научно-технических программ.

Методология. В основу работы положен комплекс эмпирических методов исследования, таких как анкетирование, опрос и экспертиза. В качестве методологической основы системного анализа абсорбционного потенциала результатов программы использованы методы вербального анализа решений и теории мультимножеств. Для выделения дисфункций национальной инновационной системы использованы принципы системного подхода и общенаучных методов исследования.

Результаты. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению комплексных экспертиз результатов целевых государственных научно-технических программ. Организована и проведена комплексная экспертиза результатов целевой государственной научно-технической программы. Проведен системный анализ абсорбционного потенциала результатов программы с использованием метода группового многокритериального принятия решений, основанного на математическом аппарате - теории мультимножеств. Выделен ряд дисфункций национальной инновационной системы в области диффузии результатов государственных научно-технических программ. Сформулированы предложения по их смягчению.

Выводы. Эмпирическое исследование абсорбционного потенциала результатов целевой государственной научно-технической программы позволило выделить ряд областей для улучшения, которые связаны с тем, что внедрение и практическая реализации результатов требует значительных материальных затрат, а их окупаемость - времени. Кроме того, возникает необходимость в производственных и вспомогательных площадях, обучении персонала и т.д. Эти проблемы акторы национальной инновационной системы не всегда могут предусмотреть. Выделенные области для улучшения отражают общие дисфункции национальной инновационной системы. Для достижения эффективной практической реализации результатов необходимо обеспечить ряд организационно-экономических мер, направленных на смягчение дисфункций.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Неравномерность* мирового экономического развития ведет к перераспределению сырьевых и энергетических ресурсов в пользу более развитых стран, способных лучше использовать новые знания и новые технологии для экономического роста. Экономика современных промышленно развитых стран все в большей степени основывается на знаниях, которые

*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда. Грант № 14-18-01590.

воплощаются в результатах научно-технической деятельности. Относительное отставание России вызвано не только экономическим спадом, но и структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентоспособной обрабатывающей промышленности. Сегодня сырьевая ориентация экономики России практически полностью изжила себя, необходим переход на инновационный путь развития.

Инновации невозможны без проведения НИОКР, иногда даже фундаментального характера. Положительный общественный эффект инновации может явиться основанием для бюджетной поддержки внедрения соответствующих НИОКР. Внедрение наиболее динамичных и новаторских идей научных коллективов должно быть обеспечено эффективными средствами поддержки, которые могут включать налоговые преференции, кредиты, субсидии, госгарантии и т. д.

Одним из механизмов реструктуризации экономики России, ее модернизации и устойчивого подъема при переходе к инновационному типу развития являются научно-технические программы, которые представляют собой комплекс мероприятий, увязанных по срокам и задачам. Конечным результатом программы является продукт интеллектуальной деятельности ее участников. Принятие решений о дальнейшем использовании результатов их коммерциализации целесообразно осуществлять на основе комплексной оценки их абсорбционного потенциала.

В работе на примере одной из федеральных целевых программ проведен системный анализ многокритериальных экспертных оценок абсорбционного потенциала научно-технических результатов с использованием методов вербального анализа решений. Системный анализ абсорбционного потенциала позволил выделить ряд дисфункций национальной инновационной системы в области диффузии результатов государственных научно-техническихе программ. Сформулированы предложения по их смягчению.

Организация и проведение экспертизы абсорбционного потенциала результатов выполнения федеральной целевой программы

Для организации и проведения комплексной (научно-технической, правовой, экономической) экспертизы результатов, полученных в ходе выполнения мероприятий федеральной целевой программы, были разработаны методические рекомендации, в которых нашли отражение следующие ключевые моменты:

• общие положения;

• цели, задачи и принципы экспертизы;

• объекты и субъекты экспертизы;

• порядок проведения экспертизы;

• нормативно-методическое обеспечение экспертизы;

• организационно-техническое и финансовое обеспечение экспертизы.

Объектами экспертизы служат научно-технические результаты, полученные при выполнении федеральной целевой программы. Для инвентаризации и аналитико-информационного представления результатов программы был создан специализированный реестр, который

обеспечивает автоматизированный поиск требуемых данных по критериям оценки результатов, другим ключевым показателям и индикаторам.

Организационно-методическое обеспечение,

предназначенное для построения и ведения реестра результатов научно-технической деятельности, предусматривает реализацию следующих положений:

• цели и основные принципы создания и функционирования реестра;

• структура реестра;

• права и обязанности держателя реестра;

• пользователи реестра и их взаимоотношения с держателем реестра;

• ликвидация реестра.

Субъектами экспертизы выступали эксперты -известные ученые и специалисты, работающие в ведущих научных институтах Российской академии наук, высших учебных заведениях, отраслевых организациях. Отбор экспертов -достаточно сложная задача, от решения которой в значительной мере зависит эффективность использования методов сбора и обработки суждений экспертов и в конечном итоге качество экспертизы в целом и корректность решений, принимаемых на базе экспертных заключений.

Определенную помощь при отборе экспертов может оказать сопоставление кандидатов в эксперты по индивидуальным качествам, которыми должен обладать, по мнению психологов и специалистов по проведению экспертиз, «идеальный» эксперт1. При формировании реестра

1 Проничкин С.В. Разработка компетентностной модели эксперта для независимой оценки образовательной деятельности вузов // Сборник материалов Международной, межвузовской и институтской научно-технической конференции «Дни науки МИСиС». М.: МИСиС, 2009.

экспертов целесообразно учитывать их компетентность, которую можно оценить, например, по следующим показателям:

• профиль и уровень образования;

• связь профиля профессиональной деятельности с областью экспертизы;

• опыт и стаж работы по профилю;

• характер и уровень проблем, рассмотренных ранее экспертом, и выполненных экспертиз.

Процедура комплексной экспертизы научно-технических результатов, полученных в ходе выполнения мероприятий федеральной целевой программы, предусматривала индивидуальную работу экспертов по многокритериальной оценке результатов выполнения проектов программы и анализ итогов экспертизы по различным критериям.

Для повышения обоснованности экспертной оценки каждый результат независимо оценивался несколькими (не менее чем двумя) экспертами. Эксперт изучал представленный ему объект экспертизы, оценивал полученный научно-технический результат по критериям, приведенным в экспертной анкете, а также давал письменное агрегированное заключение о значимости результата, которое служило основой для подготовки обобщенного экспертного заключения. Результатами индивидуальной экспертизы являлись многокритериальная экспертная оценка научно-технического результата и письменное экспертное заключение.

Анализ абсорбционного потенциала результатов федеральной целевой программы и дисфункций национальной инновационной системы России в области их диффузии

На основе обработки экспертных оценок была проведена классификация результатов выполнения федеральной целевой программы по различным критериям абсорбционного потенциала, характеризующим вклад результата в решение основных задач программы, практическую реализуемость и востребованность результата на федеральном, региональном и объектовом уровнях.

Анализ экспертных оценок результатов федеральной целевой программы позволил выделить сильные стороны и области для улучшения их абсорбционного потенциала.

Сильные стороны и области для улучшения

абсорбционного потенциала результатов

федеральной целевой программы:

• высокая актуальность - 82,36% результатов требуют применения безотлагательно или в ближайшее время;

• высокий уровень научно-технической значимости - 79,41% результатов превосходят или соответствуют известным результатам;

• высокий уровень конкурентоспособности -76,47% результатов превосходят или соответствуют известным результатам по своим потребительским характеристикам или свойствам;

• высокий уровень возможного спроса - 76,47% результатов имеют спрос или спрос возможен;

• широкая сфера использования - 97,06% результатов могут найти применение во многих отраслях и направлениях или в одной отрасли и одном направлении;

• большой масштаб применения - 88,23% результатов могут быть использованы на национальном, региональном, отраслевом уровнях;

• большие возможности тиражирования результата - 82,35% результатов допускает тиражирование;

• краткие сроки практической реализации -88,21% результатов могут быть реализованы в сроки, не превышающие пять лет;

• наличие опыта освоения - для 85,29% результатов имеется определенный опыт освоения полученных результатов.

Области для улучшения:

• низкая степень готовности к освоению - 73,53% результатов требуют дополнительной работы для подготовки результата к освоению;

• невысокий уровень правовой охраны - 67,65% результатов не позволяют оценить их патентоспособность;

• низкая готовность производственной базы к освоению - только для 26,47% результатов производственная база полностью готова к их освоению;

• низкая готовность производственного персонала к освоению - только для 14,71% результатов производственный персонал полностью готов к их освоению;

• низкая готовность системы материально-технического обеспечения (снабжения) к освоению - только для 17,65% результатов система материально-технического обеспечения (снабжения) полностью готова к их освоению;

• низкий уровень финансирования - только для 11,76% результатов финансовые средства для их освоения имеются полностью.

Классификация результатов федеральной целевой программы по критериям свидетельствует о достаточно высоком уровне их востребованности и практической реализуемости. Вместе с тем подавляющее большинство результатов оказывает не существенное, а лишь определенное влияние на выполнение задач программы. Имеются трудности с выделением финансовых средств для освоения результатов, сравнительно невысока готовность систем материально-технического обеспечения потребителей к освоению результатов.

Ранжирование результатов федеральной целевой программы проводилось с использованием метода вербального анализа решений2, предназначенного для группового упорядочения многопризнаковых объектов [1]. Были построены ранжировки результатов федеральной целевой программы по каждой группе критериев и всем критериям в целом. В частности, для каждого критерия были построены три ранжировки: восходящая, нисходящая, комплексная.

Восходящая ранжировка результатов

характеризует близость экспертных оценок результатов к высшей градации по шкале критерия. Нисходящая ранжировка результатов характеризует удаленность экспертных оценок результатов от низшей градации по шкале критерия. Относительная ранжировка результатов показывает близость к высшей градации по шкале критерия относительно восходящей и нисходящей ранжировок.

Чтобы нивелировать влияние разных критериальных характеристик результатов на их ранжировки, при анализе результатов федеральной целевой программы был использован метод группового принятия решений - процедура Борда, с помощью которой разные ранжировки

2 Петровский А.Б. Теория принятия решений. М.: Академия, 2009, 376 с.

результатов были объединены в одну итоговую ранжировку.

Восходящая ранжировка результатов по всем критериям (Рп - код результата) имела следующий вид:

Р58 > Рб1 = Рб2 > Р52 > Рз8 = Р55 > Р5 = Р53 = Р59 >

> Р42 > Р4 = Р26 = Р27 = Р41 > Р54 > Рз2 = Р50 = Рб4 >

> Р25 = Р28 = Р43 = Р48 > Р57 = Рбо > Р45.

Нисходящая ранжировка:

Р58 = Рб1 = Рб2 = Рз8 = Р42 = Р4 = Рз2 = Рб4 > Р52 = = Р59 = Р50 > Р55 = Р5 = Р41 = Р25 > Р53 = Р26 = Р27 = = Р28 > Р54 = Р43 > Рб0 > Р45 > Р57 > Р48.

Относительная ранжировка:

Р58 > Рб1 = Рб2 > Р52 > Р38 = Р55 > Р42 = Р59 = Р5 = = Р53 > Р4 > Р41 > Р32 = Рб4 = Р50 = Р26 = Р27 > Р54 >

> Р25 > Р28 = Р43 > Рб0 > Р45 = Р57 > Р48.

Итоговая ранжировка результатов федеральной целевой программы по всем критериям имеет следующий вид:

Р58 > Рб1 = Рб2 > Р38 > Р52 > Р42 > Р55 > Р59 > Р4 > Р5 >

> Р53 > Р32 = Рб4 > Р41 > Р50 > Р26 = Р27 > Р25 > Р54 >

> Р28 > Р43 > Рб0 = Р48 > Р57 > Р45.

Анализ упорядочения результатов показывает, что ранжировка результатов по относительной близости к высшей градации критериальных оценок и итоговая ранжировка, которая объединяет три ранжировки, практически полностью совпадают. Этот факт свидетельствует о хорошей согласованности построенных ранжировок.

Выделенные таким образом наиболее значимые результаты федеральной целевой были подвергнуты последующему анализу для более углубленной оценки их абсорбционного потенциала. Экспертами были сделаны предложения по повышению инвестиционной привлекательности и обеспечению доступности лучших результатов программы для массового потребителя. Эксперты также отметили не только возможность, но и необходимость коммерциализации результатов. Отметили, что имеются хорошие перспективы коммерциализации результатов, в том числе и с выходом на международный рынок, и в другие производственные сферы. По мнению экспертов, срок окупаемости результатов составит до трех лет. Исполнители обладают необходимыми знаниями и опытом для коммерческой реализации

подавляющего большинства результатов федеральной целевой программы. Также эксперты отметили, что внедрение и практическая реализация результатов требует значительных материальных затрат, указали на трудности организационного характера, связанные с готовностью конечного потребителя к освоению результатов.

Отмеченные области для улучшения отражают общие дисфункции национальной инновационной системы России (НИС) в области диффузии результатов государственных научно-технических программ.

Выполнению НИС своих функций посвящено достаточно много работ, в том числе работы [2-5], в которых под дисфункцией понимается невозможность выполнения НИС своих функций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под дисфункцией НИС будем понимать отклонение от оптимального уровня функционирования той или иной функции НИС, которое показывает, что имеется объективно сложившееся социально-экономическое

противоречие. Отклонения от оптимального уровня распространения и экономического применения результатов научно-технических программ будем называть дисфункцией НИС в области диффузии результатов этих программ.

В концептуальном плане дисфункции НИС во многом связаны с практической невозможностью адекватного учета рыночными средствами внешних эффектов, издержек и выгод от внедрения результатов научно-технических программ. Ограниченность существующего рыночного механизма внедрения результатов этих программ не позволяет решить многие социально-экономические проблемы.

Важнейшей причиной этого является асимметричная информация. Акторы НИС, являющиеся конечными потребителями НИОКР, могут не знать о рисках, связанных с их дальнейшим развитием и последующим внедрением в производство, а исполнители проектов научно-технических программ слабо заинтересованы в том, чтобы информировать об этих рисках. В современных условиях реализации мероприятий государственных научно-

технических программ существенные для внедрения сведения недоступны для всех заинтересованных сторон и находятся в преимущественном распоряжении исполнителей и экспертов, осуществляющих приемку результатов программ в рамках государственных

контрактов. Такая ситуация создает предпосылки для увеличения числа коммерчески эффективных результатов научно-технических программ, которые не будут освоены акторами НИС.

Для правильного функционирования НИС в области диффузии результатов научно-технических программ необходима их результативная поддержка соответствующими правовыми институтами, в частности, системой прав собственности. Экспертные оценки характеризующие уровень правовой охраны результатов мероприятий федеральной целевой программы, являются невысокими. В то же время право интеллектуальной собственности на результаты работ, полученных в рамках научно-технических программ, принадлежит заказчику работ - государству. Такая ситуация приводит к низкой мотивации исполнителей в области последующего патентования и внедрения полученных результатов.

Существенной причиной дисфункции НИС является специфика учета фактора времени. Недальновидность акторов НИС проявляется в их ориентации на получение быстрых результатов, прибыли при недоучете долгосрочных вложений в исследования и разработки. Это отражается, в частности, при использовании количественного метода «стоимость - эффективность» [6]. Большинство акторов НИС обычно предполагают период инвестиции в 3-5 лет. Рассмотренные в авторском исследовании научно-технические результаты создавались в течение всего срока реализации мероприятий федеральной целевой программы, который составил пять лет. По мнению экспертов, 88,21% полученных результатов могут быть реализованы в сроки, не превышающие пять лет. В этом случае большинство результатов оказываются

неэффективными с точки зрения традиционных рыночных подходов. Важно отметить, что большинство государственных программ как раз и ориентировано на получение таких «неэффективных» результатов в социальной сфере, в области охраны окружающей среды, национальной обороны и в целом в традиционных сферах ответственности государства.

Низкий уровень компетенций акторов также является причиной дисфункции НИС. Эксперты отметили низкую готовность производственной базы, персонала и системы материально-технического обеспечения (снабжения)

к освоению результатов федеральной целевой программы. В работе [7] основной причиной такой

дисфункции называется отсутствие достаточно квалифицированного менеджмента, позволяющего быстро осваивать передовые технологии.

Эксперты отметили низкий уровень финансирования: только для 11,76% результатов федеральной целевой программы финансовые средства для их освоения имеются полностью. Причиной этого является неразвитость взаимодействий между бизнесом

и государственным сектором исследований и разработок. Исполнители мероприятий научно-технических программ не имеют возможности включать в свой состав новых участников, устанавливать внешние связи с бизнес-структурами и вступать в сетевые взаимодействия с другими исполнителями. Экономический механизм взаимодействия акторов НИС, принимающих участие в реализации мероприятий научно-технических программ, ограничен небольшим процентом работ, которые разрешается выполнять по договорам подряда.

Государственные инициативы, направленные на смягчение институциональных преград для развития трансфера технологий, на практике не всегда оказываются эффективными. Согласно российскому законодательству3 бюджетные научные и образовательные учреждения имеют право создавать юридическое лицо для внедрения результатов интеллектуальной деятельности без согласия своего учредителя. Вторым соучредителем юридического лица должен быть частный инвестор, который вносит от 2/3 уставного капитала в денежной форме, а бюджетное учреждение в качестве вклада в уставный капитал вносит результаты интеллектуальной деятельности, для которых согласно федеральному закону не установлена минимальная стоимость. Оценка абсорбционного потенциала результатов интеллектуальной деятельности на этапе создания юридического лица не производится, а частный инвестор в любом случае будет иметь льготную аренду и пониженные ставки страховых взносов. Как показывает практика, бюджетные учреждения создают юридическое лицо для своих внутренних структур, чтобы сдавать в аренду дорогостоящее научно-исследовательское оборудование. Таким образом, деятельность некоммерческих

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012).

организаций превращается в коммерческую на льготных условиях.

Любая дисфункция НИС транслируется в каждый из ее элементов. Рассмотренные дисфункции НИС трансформируются в посредственные результаты научно-технических программ. Для преодоления существующих причин дисфункции в рамках отдельного проекта и государственных программ в целом необходимы эффективные предложения по их смягчению.

Предложения по смягчению дисфункции НИС в области диффузии результатов государственных НТП

Дисфункции НИС означают необходимость государственного вмешательства, направленного на существенную коррекцию отмеченных сбоев. Такое вмешательство позволяет достичь лучших результатов по сравнению даже со свободно функционирующим конкурентным рынком исследований и разработок. Создать взаимосогласованный процесс распространения и экономического применения результатов научно-технических программ возможно лишь на основе осознанной экономической заинтересованности акторов НИС. Анализ абсорбционного потенциала результатов федеральной целевой программы показывает, что в современных условиях реальное массовое внедрение результатов работ с получением положительного экономического эффекта весьма затруднительно. Рассмотрим предложения по смягчению дисфункции НИС в области диффузии результатов государственных научно-технических программ.

Необходимость смягчения асимметрии

информации, создания условий для повышения информированности потенциальных потребителей результатов научно-технических программ особенно актуальна в связи с высокими оценками востребованности результатов федеральной целевой программы. Необходимы механизмы, которые позволят сформировать у потребителя устойчивый спрос на момент практической реализации результатов научно-технических программ.

В настоящее время продолжают существовать две серьезные причины, которые в ряде случаев исключают возможность информирования о научных исследованиях.

Первая причина заключается в том, что информирование требует значительных финансовых затрат. Как правило, эти затраты

соизмеримы с затратами на исследование. Анализ публикаций [8-11] по затратам на рекламу результатов работ при их разработке, а затем практической реализации показывает, что затраты значительно возрастают в процессе создания результата, а на этапе его внедрения незначительно возрастают и остаются на этом уровне в течение всего времени реализации.

Второй причиной, затрудняющей

информирование, является высокая степень секретности при выполнении научных исследований в рамках государственных научно-технических программ.

Для преодоления первой причины необходимо создать независимого посредника между исполнителями научно-технических программ и потенциальными потребителями. Посредник налаживает связь между организациями, нуждающимися в решении сложных исследовательских проблем, и научными коллективами, которые могут предложить свое решение, полученное в рамках научно-технических программ. Инфраструктурным решением задач посредника служат портальные интернет-технологии. Исполнители размещают информацию о своих результатах на интернет-портале. Независимый посредник привлекает экспертов, которые дают заключение об абсорбционном потенциале результатов. Представители бизнес-структур, используя интернет-портал, могут получить свободную от искажения (в пользу одной из сторон) информацию о возможности внедрения результатов научно-технических программ. Подобная система эффективно функционирует в США4.

Решение проблемы определения границы закрытости завершенных исследований научно-технических программ, чтобы они были востребованы - весьма сложная задача. Для преодоления этой причины асимметрии информации предлагается использовать параллельные разработки [12, 13].

Для повышения мотивации исполнителей к деятельности в области последующего патентования и внедрения полученных результатов предлагается закрепить в договорных соглашениях правовые аспекты полученных объектов интеллектуальной собственности. В частности, должны быть четко прописаны процедуры передачи государством (в лице конкретного органа

4 InnoCentive Challenges. URL: https://www.innocentive.com

государственного управления отдельной отраслью хозяйствования) исполнителям прав

собственности на результат работ, полученный в рамках федеральной целевой программы.

Внедрение результатов научно-технических программ может растянуться на несколько лет, в том числе по причинам, зависящим от участников. Для учета специфики фактора времени должна быть создана система стимулирования, предусматривающая

немедленное вознаграждение, если найдены действенные пути сокращения сроков практической реализации результатов или снижения затрат на внедрение. Известны случаи, когда без потерь качества исполнители существенно снижали сроки внедрения за счет оригинальных решений проблемы внедрения их разработок [14, 15].

Единичность внедрения завершенных

исследований является достаточно актуальной проблемой. Проведенный анализ абсорбционного потенциала показал низкий уровень компетенций акторов НИС. Причиной является то, что для экономики России характерна высокая доля крупного бизнеса, что увеличивает управляемость, но понижает конкурентность и темпы экономического роста. Подобные эффекты характерны не только для бизнеса, но и для системы высшего образования, для научных организаций. Чтобы НИС была эффективной, она должна быть конкурентной. Для роста конкурентности очень важны либерализация рынка, снижение бюрократических барьеров, особенно в странах, где господствуют государственные компании-монополисты. По данным исследований OECD [16] относительно небольшие по размерам производственные компании обладают более высокими способностью к нововведениям и эффективностью затрат на единицу вложения в НИОКР, чем большие организации. Необходима

институциональная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства, которая обеспечивала бы проведение обучения в сфере ведения бизнеса, упростила бумажную волокиту, повысив эффективность документооборота, оказывала помощь в подборе персонала и помещений, организовывала связь между малым и крупным бизнесом. А в качестве неденежного индикатора эффективности государственной политики необходимо использовать темпы роста малого и среднего бизнеса.

Экономический анализ: теория и практика

Важная причина низкого абсорбционного потенциала результатов научно-технических программ связана с отсутствием финансирования завершенных исследований для их практической реализации. Практическая реализация научных результатов, особенно в производственной сфере на основе внедрения новых идей, требует значительных капиталовложений. Соотношение затрат на научные исследования и внедрение зарубежных разработок превосходит

отечественные почти в десять раз5. В настоящее время основным источником финансирования создания и практической реализации результатов научно-технических программ в России являются федеральный и региональные бюджеты. Финансирование практической реализации законченных разработок в зарубежных странах осуществляется от частных инвесторов и бизнес-ангелов, у которых вопросы финансирования и освоения результатов решаются более оперативно [17-19]. Необходим организационно-экономический механизм, обеспечивающий заинтересованность частных инвесторов и бизнес-ангелов в финансировании создания и практической реализации результатов с обязательным учетом особенностей такого финансирования и последующим льготным налогообложением. В качестве одного из решений, позволяющих быстро осваивать передовые технологии, предлагается перераспределение финансирования на этапах создания и внедрения результатов. Финансирование не должно быть фиксированным на весь период выполнения мероприятий научно-технических программ. Размер финансовой поддержки, выделяемой на очередной этап программы, должен определяться исходя из оценки абсорбционного потенциала, отражающего, насколько хорошо исполнители подготовились к новым вызовам и справились с ними, а не на основе некоего плана или количественных индикаторов, установленных годом ранее. Финансирование проектов, которые, по мнению компетентных экспертов, не могут быть воплощены в новые для рынка технологии и продукты, необходимо своевременно прекратить. Таким образом, финансирование проектов с высоким потенциалом на этапе их практической реализации будет увеличено за счет сэкономленных средств научно-технических программ. Такой подход позволит акторам НИС, которые абсорбируют результаты программ, получить поддержку для создания производственного потенциала, налаживания

5 OECD. Research and Development Statistics. URL: www.oecd.org

Economic Analysis: Theory and Practice

технологических связей и разработки новых продуктов, производимых на основе освоенной технологии.

Практическая реализация результатов научно-технических программ требует организации совместных усилий всех акторов НИС. Это научный коллектив, создавший результат, бюджетные научные и образовательные учреждения, выступающие гарантом заявленных характеристик НИОКР, и частные инвесторы, гарантирующие при соблюдении определенных условий финансовую поддержку внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Добиться положительных результатов трансферта технологий можно лишь путем установления транспарентных условий, исключающих возможность злоупотреблений одной из сторон. В связи с этим предлагается дополнить федеральное законодательство6 положениями,

устанавливающими минимальную денежную оценку объекта интеллектуальной собственности, вносимого в качестве вклада

в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору. Такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Заключение

Успешная практическая реализация результатов научно-технических программ определяется их абсорбционным потенциалом. Системный анализ абсорбционного потенциала результатов позволил выделить ряд областей для улучшения, которые связаны с тем, что внедрение и практическая реализации результатов требуют значительных материальных затрат, а их окупаемость - времени. Кроме того, возникает необходимость в производственных и вспомогательных площадях, в обучении персонала и т. д. Акторы НИС не всегда могут это предусмотреть и учесть. Некоторые вопросы практической реализации результатов федеральной целевой программы трудно решить

и при наличии достаточных средств.

Отмеченные области для улучшения абсорбционного потенциала отражают общие дисфункции НИС в области диффузии результатов государственных научно-технических программ. Для достижения эффективной практической

6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012).

1 (2016) 30-42

реализации результатов программ необходимо обеспечить ряд организационно-экономических мер, направленных на смягчение дисфункций.

Крайне опасно стремление некоторых государственных структур полностью

контролировать развитие малого и среднего бизнеса, используя процесс создания единой государственной корпорации7. В таком случае направления поддержки малого и среднего бизнеса будут диктоваться политическими условиями, отражающими интересы правящей элиты. Институциональная поддержка со стороны государства была бы полезна, если бы она обеспечивала проведение обучения в сфере ведения бизнеса, упростила бумажную волокиту, повысив эффективность документооборота, оказывала помощь в подборе персонала и помещений, организовала связь между малым и крупным бизнесом. Вместо этого создана госструктура для финансовой поддержки бизнеса в виде выделения кредитов.

Устранение любой монополии в области государственного кредитования малого и среднего бизнеса, достижение информационной

прозрачности создания и внедрения результатов государственных научно-технических программ является существенной предпосылкой успешного перехода России на инновационный путь развития. Без обеспечения информационной прозрачности на всех уровнях принятия решений

государственных структур количество

злоупотреблений в экономике и в обществе будет нарастать столь стремительно, что переход к конкурентному рынку и устойчивому экономическому росту окажется невозможным. Чтобы стимулировать развитие

высокотехнологичных секторов экономики, необходимо освобождение от налогов всей прибыли, используемой в производстве малого и среднего бизнеса. Такая налоговая практика принесла положительный эффект в странах Юго-Восточной Азии [20-23]. Также необходимы институциональные преобразования, по обеспечению согласованной работы всех участников НИС. Это заложит основу конкурентного инновационного рынка и увеличит число потенциально прибыльных долгосрочных инвестиционных проектов.

Кроме того, российская экономика должна стать более открытой, чем это предусматривается правительством. В частности, не надо создавать препятствий для иностранных инвестиций в стратегические отрасли, поскольку это ослабляет влияние на них мирового технологического прогресса. Эффективная практическая реализация многочисленных результатов государственных научно-технических программ позволит стране получить долговременные конкурентные преимущества в мировой экономике.

7 О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ.

Список литературы

1. Ларичев О.И. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 2006. 286 с.

2. Regional development and conditions for innovation in the network society. Ed.: Van Geenhuizen M.S., Gibson D.V., Heitor M.V. Purdue University Press, 2005. 366 p.

3. Watkins A., Papaioannou T., Mugwagwa J., Kale D. National innovation systems and the intermediary role of industry associations in building institutional capacities for innovation in developing countries: a critical review of the literature // Research Policy. 2015. Vol. 44. P. 1407-1418.

4. Malerba F. Sectoral systems of innovation and production // Research Policy. 2002. Vol. 31. P. 247-264.

5. Голиченко О.Г., Самоволева С.А. Государственная политика в национальной инновационной системе: теория и практика // Инновации. 2014. № 10. C. 83-94.

6. Venkataraman R., Pinto J. Cost and Value Management in Projects. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2008. 348 p.

7. Arnold E. Evaluating Research and Innovation Policy: A Systems World Needs Systems Evaluations // Research Evaluation. 2004. Vol. 13(1). P. 3-17.

8. Pun H., Heese S. A note on budget allocation for market research and advertising // International Journal of Production Economics. 2015. Vol. 166. Iss. C. P. 85-89.

9. De Jong J.P.J., Hippel E., Gault F, Kuusisto J., Raasch Ch. Market failure in the diffusion of consumer-developed innovations: Patterns in Finland // Research Policy. 2015. Vol. 44. Iss. 10. P. 1856-1865.

10. Wu Ing-Long, Chiu Mai-Lun. Organizational applications of IT innovation and firm's competitive performance: A resource-based view and the innovation diffusion approach // Journal of Engineering and Technology Management. 2015. Vol. 35. P. 25-44.

11. Teece D. Forward Integration and Innovation: Transaction Costs and Beyond // Journal of Retailing. 2010. Vol. 86(3). P. 277-283.

12. Nematollahi O., Alamdari P., Assari M. Experimental investigation of a dual purpose solar heating system // Energy Conversion and Management. 2014. Vol. 78. P. 359-366.

13. Ferreira E.M., Balestieri J.A.P., Zanardi M.A. Optimization analysis of dual-purpose systems // Desalination. 2010. Vol. 250(3). P. 936-944.

14. Wu Y, Welch E., Huang W.L. Commercialization of University Inventions: Individual and Institutional Factors Affecting Licensing of University Patents // Technovation. 2015. Vol. 36-37. P. 12-25.

15. Onishi K. The effects of compensation plans for employee inventions on R&D productivity: New evidence from Japanese panel data // Research Policy. 2012. Vol. 42. P. 367-378.

16. Promoting SMEs for development. URL: http://www.oecd.org/cfe/smes/31919278.pdf.

17. Barirani A., Beaudry C., Agard B. Distant recombination and the creation of basic inventions: An analysis of the diffusion of public and private sector nanotechnology patents in Canada // Technovation. 2015. Vol.

18. Parhankangas A., Ehrlich M. How entrepreneurs seduce business angels: An impression management approach // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29(4). P. 543-564.

3б. P. 39-52.

19. Kleer R. Government R&D subsidies as a signal for private investors // Research Policy. 2010. Vol. 39. P. 1361-1374.

20. Firth C. The disposition effect in the absence of taxes //Economics Letters. 2015. Vol. 136. P. 55-58.

21. Dyreng S., Lindsey B., Markle K., Shackelford D. The effect of tax and nontax country characteristics on the global equity supply chains of U.S. multinationals // Journal of Accounting and Economics. 2015. Vol. 59(3-4). P. 182-202.

22. Kang K. Asymmetries and Tariff-Tax Reforms in the Asia-Pacific Economic Cooperation: A Quantitative Assessment // The Journal of Economic Asymmetries. 2007. Vol. 4. Iss. 1. P. 89-97.

23. Wihantoro Y., Lowe A., Cooper S., Manochin M. Bureaucratic reform in post-Asian Crisis Indonesia // Critical Perspectives on Accounting. 2015. Vol. 31. P. 44-63.

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 1 (2016) 30-42 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement

ISSN 2073-039X (Print)

ABSORPTION CAPACITY OF DEDICATED STATE SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRAM OUTPUTS: THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL STUDY

Sergei V. PRONICHKIN

Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation pronichkin@mail.ru

Article history: Abstract

Received 27 October 2015 Subject The absorption capacity of outputs of State scientific and technical programs is a factor

Accepted 27 November 2015 impacting their successful practical implementation. Therefore, the empirical study of the absorption

capacity is particularly important due to dominating research-and-development activities performed JEL classification: D81, O32, within the programs that entail high risk and uncertainty of resulting effects.

O38, H53 Objectives The objective of the empirical study is to mitigate the dysfunctions of the national

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

innovative system in the sphere of diffusion of results of State scientific and technical programs. Methods The paper draws upon a set of empirical methods of research, like questioning, survey and expert review; the verbal analysis of solutions and the theory of multisets as a methodological framework for the systems analysis of the absorption capacity of program outputs. I apply general scientific research methods to identify dysfunctions of the national innovative system. Results The paper includes methodological recommendations on arranging and performing the comprehensive examination of the outcomes of dedicated State scientific and technical programs, and the performed systems analysis of the absorption capacity of the program outcomes. I identified a number of dysfunctions of the national innovative system in the sphere of diffusion of results of State scientific and technical programs, and made proposals for their mitigation. Conclusions The empirical study enabled to identify a number of areas for improvement. They Keywords: systems analysis, reflect general dysfunctions of the national innovative system. To achieve effective practical innovative system, dysfunction, realization of the outcomes, it is necessary to take a set of organizational and economic measures to diffusion, outcomes mitigate the dysfunctions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article is supported by the Russian Science Foundation, grant No. 14-18-01590.

References

1. Larichev O.I. Verbal'nyi analiz reshenii [Verbal analysis of solutions]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 286 p.

2. Regional Development and Conditions for Innovation in the Network Society. Ed. Van Geenhuizen M.S., Gibson D.V., Heitor M.V. Purdue University Press, 2005, 366 p.

3. Watkins A., Papaioannou T., Mugwagwa J., Kale D. National innovation systems and the intermediary role of industry associations in building institutional capacities for innovation in developing countries: a critical review of the literature. Research Policy, 2015, vol. 44, pp. 1407-1418.

4. Malerba F. Sectoral systems of innovation and production. Research Policy, 2002, vol. 31, pp. 247-264.

5. Golichenko O.G., Samovoleva S.A. Gosudarstvennaya politika v natsional'noi innovatsionnoi sisteme: teoriya i praktika [State policy in the national innovative system: theory and practice]. Innovatsii = Innovation, 2014, no. 10, pp. 83-94.

6. Venkataraman R., Pinto J. Cost and Value Management in Projects. Hoboken, New Jersey, John Wiley & Sons, 2008, 348 p.

7. Arnold E. Evaluating Research and Innovation Policy: A Systems World Needs Systems Evaluations. Research Evaluation, 2004, vol. 13(1), pp. 3-17.

8. Pun H., Heese S. A note on budget allocation for market research and advertising. International Journal of Production Economics, 2015, vol. 166, iss. C, pp. 85-89.

9. De Jong J.P.J., Hippel E., Gault F, Kuusisto J., Raasch Ch. Market failure in the diffusion of consumer-developed innovations: Patterns in Finland. Research Policy, 2015, vol. 44, iss. 10, pp. 1856-1865.

10. Wu Ing-Long, Chiu Mai-Lun. Organizational applications of IT innovation and firm's competitive performance: A resource-based view and the innovation diffusion approach. Journal of Engineering and Technology Management, 2015, vol. 35, pp. 25-44.

11. Teece D. Forward Integration and Innovation: Transaction Costs and Beyond. Journal of Retailing, 2010, vol. 86(3), pp. 277-283.

12. Nematollahi O., Alamdari P., Assari M. Experimental investigation of a dual purpose solar heating system. Energy Conversion and Management, 2014, vol. 78, pp. 359-366.

13. Ferreira E.M., Balestieri J.A.P., Zanardi M.A. Optimization analysis of dual-purpose systems. Desalination, 2010, vol. 250(3), pp. 936-944.

14. Wu Y., Welch E., Huang W.L. Commercialization of University Inventions: Individual and Institutional Factors Affecting Licensing of University Patents. Technovation, 2015, vol. 36-37, pp. 12-25.

15. Onishi K. The effects of compensation plans for employee inventions on R&D productivity: New evidence from Japanese panel data. Research Policy, 2012, vol. 42, pp. 367-378.

16. Promoting SMEs for development. Available at: http://www.oecd.org/cfe/smes/31919278.pdf.

17. Barirani A., Beaudry B., Agard B. Distant recombination and the creation of basic inventions: an analysis of the diffusion of public and private sector nanotechnology patents in Canada. Technovation, 2015, vol. 3637, pp. 39-52.

18. Parhankangas A., Ehrlich M. How entrepreneurs seduce business angels: An impression management approach. Journal of Business Venturing, 2014, vol. 29(4), pp. 543-564.

19. Kleer R. Government R&D subsidies as a signal for private investors. Research Policy, 2010, Vol. 39(10), pp.1361-1374.

20. Firth C. The disposition effect in the absence of taxes. Economics Letters, 2015, Vol. 136, pp. 55-58.

21. Dyreng S., Lindsey B., Markle K., Shackelford D. The effect of tax and nontax country characteristics on the global equity supply chains of U.S. multinationals. Journal of Accounting and Economics, 2015, vol. 59(3-4), pp. 182-202.

22. Kang K. Asymmetries and Tariff-Tax Reforms in the Asia-Pacific Economic Cooperation: A Quantitative Assessment. The Journal of Economic Asymmetries, 2007, vol. 4, iss. 1, pp. 89-97.

23. Wihantoro Y., Lowe A., Cooper S., Manochin M. Bureaucratic reform in post-Asian Crisis Indonesia.

Critical Perspectives on Accounting, 2015, vol. 31, pp. 44-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.