Научная статья на тему 'About the order of implementation of certain penalties, not connected with isolation from the society'

About the order of implementation of certain penalties, not connected with isolation from the society Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ALTERNATIVE PUNISHMENTS / OBLIGATORY WORKS / CORRECTION LABOR / CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM / IMPLEMENTATION OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Anisenko Elena Vladimirovna

The article is devoted to the researching of the order of punishments' execution, which are not connected with the deprivation of liberty, in modern Russia. There is a concept description of alternative penalties, the analysis of the existing problems of their practical implementation. The distinctions of implementation alternative punishments are examined in paper by the example of obligatory works and correction labor. The mentioned research is based on the provisions of Ministry of Justice Directive, devoted to the management of implementation of penalties and other measures, not connected with the isolation of a criminal from the society. The article maintains the main description of the Directive's content, the description of the order of probation bodies' functioning in the process of implementation alternative punishments with detailed analysis of each step of mentioned activity. With account of the present-day conditions of Russian criminal executive system functioning the author describes the process of introduction of alternative punishments in modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «About the order of implementation of certain penalties, not connected with isolation from the society»

Вопросы уголовного права

УДК 343.24 (470)

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

© Анисенко Е. В., 2009

Статья посвящена исследованию порядка исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, в современной России. Особенности применения альтернативных наказаний рассмотрены в статье на примере обязательных и исправительных работ. Исследование деятельности по исполнению указанных видов наказаний проведено на основе положений Инструкции Министерства юстиции РФ по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества от 20.05.2009 г. В статье приводится общая характеристика содержания Инструкции, освещен предусмотренный порядок организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению альтернативных наказаний, подробно рассмотрен каждый из этапов такой деятельности. На основе положений действующего законодательства с учетом современных условий деятельности российской уголовно-исполнительной системы автором приведена характеристика процесса внедрения альтернативных наказаний в современной России.

Ключевые слова: альтернативные наказания; исправительные работы; обязательные работы; уголовно-исполнительная система; исполнение наказаний.

Рост преступности, обусловленный неэффективностью наиболее часто назначаемого наказания в виде лишения свободы, отсутствие реальных альтернатив тюремному заключению, увеличение численности тюремного контингента и, как следствие, криминализация общества — все это привело к осознанию необходимости коренного изменения подхода к системе уголовных наказаний. Так, примерно с середины 90-х гг. XX в. в России начался процесс реформирования карательной политики государства. Целью уголовной политики стало усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, в первую очередь посредством внедрения системы наказаний, альтернативных лишению свободы. Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, характеризуются меньшей репрессивностью воздействия на личность осужденного, в связи с чем более эффективны в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней

тяжести, без погружения последних в «криминальную среду».

В последние годы в России был запущен ряд проектов, направленных на гуманизацию российской пенитенциарной системы через создание системы так называемых альтернативных наказаний. В результате этого на сегодняшний день Уголовный кодекс РФ предусматривает 9 видов наказаний, призванных служить альтернативой лишению свободы. При этом механизм исполнения отдельных альтернативных наказаний достаточно четко регламентирован и активно реализуется на практике (штраф), другие же наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, либо не применяются (ограничение свободы), либо сфера их применения весьма ограничена (обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью). Таким образом, несмотря на существующее разнообразие видов альтернативных наказаний, предусмотренных действующим Уголовным кодексом, на практике реально эффективная система наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в России на

сегодняшний день так и не создана. Сложившееся положение связано не только с отсутствием соответствующей материальной базы для исполнения отдельных видов наказаний, острой нехваткой кадров уголовно-исполнительной системы, но, в первую очередь, отсутствием надлежащей правовой регламентации порядка исполнения и отбывания альтернативных тюремному заключению наказаний.

Осознавая это, законодатель идет по пути последовательного принятия ведомственных актов, направленных на регулирование отношений в сфере реализации альтернативных наказаний. Так, 20 мая 2009 г. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации была утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее — Инструкция). Указанный акт определяет организацию исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, а также осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Реализация альтернативных наказаний возложена на уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов ФСИН РФ.

Рассмотрим механизм реализации альтернативных наказаний в современной России на примере положений Инструкции, касающихся порядка исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ. В соответствии с положениями Инструкции весь процесс деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, можно условно разделить на 2 этапа.

Первый этап является предварительным и направлен на проведение всех подготовительных мероприятий, необходимых для дальнейшего исполнения того или иного альтернативного наказания. На данном этапе осуществляется постановка осужденного на учет, проводится первоначальная беседа с осужденным. В случае если осужденный скрывается от отбывания наказания, дан-

ный этап деятельности уголовно-исполнительной инспекции связан также с проведением мероприятий по установлению его местонахождения.

Постановка осужденных на учет осуществляется на основании копии обвинительного приговора суда либо соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания. Инспектор уголовно-исполнительной инспекции разъясняет осужденному суть приговора суда, а также право осужденного на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с его исполнением. Днем постановки осужденного на учет считается день регистрации поступившего приговора суда в соответствующем журнале входящих документов. В день регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело и заполняется учетная карточка в зависимости от назначенного вида наказания. После постановки осужденного на учет последнему направляется уведомление о необходимости явки в соответствующую инспекцию с документами, удостоверяющими личность.

В день явки осужденного инспектор уголовно-исполнительной инспекции проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой проводится проверка документов, удостоверяющих личность осужденного, составляется анкета, осуществляется дактилоскопирование осужденного, а также выясняются сведения, имеющие значение для исполнения приговора (прежние судимости, состояние здоровья, материальное положение и т. п.).

В ходе первоначальной беседы инспектор обязан разъяснить осужденному порядок и условия отбывания назначенного наказания, обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение, последствия совершения повторного преступления, предоставленные законом права и порядок их реализации. По окончании беседы инспектором составляется документ о правах и обязанностях осужденного, а также об ответственности за допущенные в период отбывания наказания нарушения — подписка. Осужденному выдается памятка.

В случае если осужденный к альтернативному наказанию уклоняется от его отбывания, первый этап деятельности уголовно-исполнительной инспекции включает в

себя также первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного. Указанные мероприятия включают в себя: информирование соответствующего подразделения территориального органа ФСИН России об осужденном, проведение опроса по месту жительства, работы, учебы осужденного в целях установления его местонахождения, запрос информации по учетам подведомственных учреждений. Допустимо использование и иных доступных источников информации, способствующих розыску осужденного. В случае если в течение 30 дней указанные первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного не принесут результатов, уголовно-исполнительная инспекция: в отношении условно осужденного — направляет в суд представление об отмене условного осуждения, либо объявляет розыск осужденного к обязательным работам, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, или осужденного к исправительным работам, скрывшегося с места жительства. Об объявлении розыска инспекция выносит соответствующее постановление, которое совместно с материалами первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденного направляется в соответствующий орган внутренних дел.

Второй этап деятельности уголовно-исполнительной инспекции связан с непосредственной организацией исполнения соответствующего вида наказания, а также осуществлением контроля за его исполнением.

В соответствии со ст. 49 Уголовного кодекса РФ, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно п. 42 Инструкции, для исполнения наказания в виде обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция согласовывает перечень обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают данное наказание, с органами местного самоуправления. Осужденный должен быть направлен для отбывания обязательных работ не позднее 15 дней со дня поступления решения суда в уголовно-исполнительную инспекцию. На каждого осужденного к обязательным работам инспекция заводит учетную карточку, в которой ведет

суммарный учет отработанного времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. При определении конкретного вида обязательных работ и объекта их отбывания инспекция учитывает тяжесть совершенного преступления, место жительства осужденного, график основной работы или учебы, состояние здоровья, а в отношении несовершеннолетнего — также возрастные и психологические особенности личности.

Инспекторы уголовно-исполнительных инспекций обязаны осуществлять ежедневный учет и контроль за осужденными, отбывающими наказание в виде обязательных работ. Такой контроль осуществляется инспектором ежедневно путем получения информации с использованием средств связи. При необходимости организуется личное посещение инспектором соответствующей организации.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ Инструкцией предусмотрено 3 вида мер, применимых к нарушителю. Так, в случае недобросовестного отношения осужденного к труду, уклонения от работы инспектор проводит с осужденным беседу, в ходе которой осужденный предупреждается о недопустимости нарушений порядка отбывания наказания и об ответственности за такие нарушения. За злостное уклонение от отбывания обязательных работ, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденное документами организации, осужденному выносится предупреждение. И, наконец, в отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ более строгим видом наказания.

Согласно ст. 50 Уголовного кодекса РФ, исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим на-

казания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Порядок исполнения и отбывания данного вида наказания регламентируется разделом 6 Инструкции. Предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ согласовываются соответствующей уголовно-исполнительной инспекцией. При этом в случае необоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу инспекция направляет соответствующую информацию в органы прокуратуры. Осужденный к исправительным работам должен быть направлен для отбывания наказания не позднее тридцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда. На каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний, а также отражаются нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. Уголовно-исполнительные инспекции ведут ежедневный учет осужденных к исправительным работам.

Инструкцией весьма подробно урегулирован порядок исчисления срока отбывания испарительных работ, а также осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного.

Уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать к осуществлению отдельных мероприятий по контролю за исполнением исправительных работ представителей иных органов и ведомств. Так, Инструкцией предусмотрена возможность привлечения сотрудников внутренних дел к проведению проверок поведения осужденных по месту отбывания наказания, а также возможность обращения в финансовые и налоговые органы, к главному бухгалтеру инспекции для осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного.

Меры воздействия на осужденных к исправительным работам, допустивших нарушения порядка и условий отбывания наказания, аналогичны тем, что предусмотрены для осужденных к обязательным работам и заключаются в проведении беседы с осужденным, вынесении предупреждения и за-

мене исправительных работ иным, более строгим видом наказания. Кроме того, за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ инспектор вправе обязать осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации, о чем выносит соответствующее постановление. При этом в случае неявки осужденного по вызову или на регистрацию без уважительных причин Инструкцией предусмотрена возможность принудительного привода осужденного.

В целом анализ содержания указанной Инструкции позволяет сделать вывод о том, что данный документ, безусловно, находится в общем русле гуманизации уголовной политики нашего государства. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует законодательная возможность назначения осужденному альтернативного наказания взамен тюремного заключения, данные судебной практики свидетельствуют о том, что лишение свободы продолжает оставаться наиболее часто назначаемым российским осужденным наказанием. Вызвано это, в первую очередь, тем, что в России долгое время нормы законодательства, касающиеся порядка назначения, исполнения и отбывания альтернативных наказаний, по сути своей являлись «мертвыми» нормами, поскольку не были созданы соответствующие механизмы для их реализации на практике. Именно поэтому большое значение для создания в нашей стране действенной системы альтернативных наказаний имеет принятие законодательных актов, призванных стать нормативной базой для практической реализации названных норм, для реального внедрения альтернатив лишению свободы в современной России. Именно таким актом, по сути, и является рассмотренная Инструкция. Реализация ее положений в деятельности органов уголовно-исполнительной системы позволит в скором будущем решить острую для России проблему отсутствия реальных альтернатив тюремному заключению. Однако очевидно, что с учетом весьма обширного круга дополнительных обязанностей, возложенных Инструкцией на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, внедрение положений данного акта в работу правоприменительных органов также потребует немалых усилий. Отсутствие надлежащего материально-технического

обеспечения и острая проблема перегруженности кадров уголовно-исполнительной системы станут серьезной проблемой на пути реализации положений Инструкции, для решения которой, возможно, необходимо будет принятие еще ряда ведомственных актов.

Все вышеизложенное однозначно свидетельствует о том, что на сегодняшний день процесс формирования в России действующей системы наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, уже запущен. В данный момент мы наблюдаем осуществление первого этапа внедрения указанной системы, а именно последовательное создание соответствующей нормативно-правовой базы, на основе которой впоследствии и должны создаваться соответствующие механизмы для непосредственной практической реализации альтернативных наказаний. А поскольку создание соответствующих условий для реализации тех или иных норм права в нашей стране зачастую происходит лишь по прошествии нескольких лет, пока сложно спрогнозировать, как скоро в России будет создана реально действующая система альтернативных наказаний. ^

About the Order of Implementation of Certain penalties, not Connected with Isolation from the Society

© Anisenko E., 2009

The article is devoted to the researching of the order of punishments' execution, which are not connected with the deprivation of liberty, in modern Russia. There is a concept description of alternative penalties, the analysis of the existing problems of their practical implementation.

The distinctions of implementation alternative punishments are examined in paper by the example of obligatory works and correction labor. The mentioned research is based on the provisions of Ministry of Justice Directive, devoted to the management of implementation of penalties and other measures, not connected with the isolation of a criminal from the society. The article maintains the main description of the Directive's content, the description of the order of probation bodies' functioning in the process of implementation alternative punishments with detailed analysis of each step of mentioned activity. With account of the present-day conditions of Russian criminal executive system functioning the author describes the process of introduction of alternative punishments in modern Russia.

Key words: alternative punishments; obligatory works; correction labor; criminal executive system; implementation of punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.