Научная статья на тему 'АБДУРАХМАН УМЕРОВ - ИЗДАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ "ИДЕЛЬ"'

АБДУРАХМАН УМЕРОВ - ИЗДАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ "ИДЕЛЬ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
25
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА "ИДЕЛЬ" / АБДУРАХМАН УМЕРОВ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / АСТРАХАНЬ / ТАТАРСКАЯ БУРЖУАЗИЯ / ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хазиева Г. И.

В начале ХХ века в Астрахани жил и работал татарский просветитель, известный религиозный деятель Абдурахман Умеров. В Астрахани он создал первое в регионе Нижнего Поволжья джадидское медресе «Низамия», основал на свои средства тюрко-мусульманскую типографию, выпускал газету «Идель». А. Умеров принимал активное участие в общественной, культурной, религиозной и, конечно же, политической жизни мусульман региона и всей России. Его читали, к нему прислушивались и сочувствовали далеко за пределами Астрахани. Газета «Идель», выходившая в одном из центров тюрко-татарского мира - в г. Астрахани в начале ХХ века (1907-1913 гг.) была одной из самых влиятельных и массовых газет Российской империи, издававшихся на татарском языке (тюрки). Ее роль в общественно-политической, культурной, просветительской жизни локальной городской татарской общины Астрахани была огромна. Данное исследование представляется особенно актуальным, в связи с тем, что на современном этапе появляется запрос на изучение тех структур и деятелей общества, которые помогали местному мусульманскому населению обрести свое национальное самосознание. В этом контексте газета, издававшаяся на деньги татарского просветителя и богослова, ученика Ш. Марджани - Абдурахмана Умерова, имеет исключительное значение для понимания процессов поиска этноидентичности астраханским тюрко-татарским населением в конце ХХ - начале XXI вв., которые сегодня имеют особо резонансное звучание в контексте споров о ногайском или татарском происхождении и этнокультурном бытовании астраханских (юртовских) татар в научной и около научной среде. Между тем, на настоящий момент, практически все выпуски газеты (из 623 вышедших в свет) остаются неизвестными для изучения российской исторической наукой, не введены в научный оборот, никогда не являлись предметом самостоятельного изучения в науке. Научная новизна и практическая значимость данной статьи обусловлена, тем что перевод на современный татарский и русский языки номеров газеты «Идель», безусловно, обогатит историческую науку новыми сведениями по истории татарского и других мусульманских народов Российской империи начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABDURAKHMAN UMEROV - PUBLISHER OF THE NEWSPAPER "IDEL"

At the beginning of the twentieth century, a Tatar educator, a famous religious figure Abdurakhman Umerov lived and worked in Astrakhan. In Astrakhan, he created the first Jadid madrasah ‘Nizamiya’ in the Lower Volga region, founded a Turkic-Muslim printing house at his own expense, published the newspaper ‘Idel’. A. Umerov took an active part in the social, cultural, religious and, of course, political life of Muslims in the region and throughout Russia. He was read, listened to and sympathized with far beyond the city of Astrakhan. The newspaper ‘Idel’, published in one of the centers of the TurkicTatar world - Astrakhan at the beginning of the twentieth century (1907- 1913) was one of the most influential and mass newspapers of the Russian Empire, published in the Tatar language (Turks). Its role in the socio-political, cultural, educational life of the local urban Tatar community of Astrakhan was enormous. This study is particularly relevant due to the fact that at the present stage there is a request to study those structures and figures of society that helped the local Muslim population to gain their national identity. In this context, a newspaper published with the money of a Tatar educator and theologian, a disciple of Sh. Marjani - Abdurakhman Umerov, is of exceptional importance for understanding the processes of searching for ethnoidentity by the Astrakhan Turkic-Tatar population in the late XX - early XXI centuries, which today have a particularly resonant sound in the context of disputes about Nogai or Tatar origin and ethno-cultural existence of Astrakhan (Yurt) Tatars in the scientific and near scientific environment. Meanwhile, at the moment, almost all issues of the newspaper (out of 623 published) remain unknown for study by Russian historical science, have not been introduced into scientific circulation, have never been the subject of independent study in science. The scientific novelty and practical significance of this article is due to the fact that the translation into modern Tatar and Russian of the issues of the newspaper ‘Idel’ will certainly enrich historical science with new information on the history of the Tatar and other Muslim peoples of the Russian Empire of the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «АБДУРАХМАН УМЕРОВ - ИЗДАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ "ИДЕЛЬ"»

УДК 930.85

АБДУРАХМАН УМЕРОВ -ИЗДАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ «ИДЕЛЬ»

Г.И. Хазиева

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация hguzel9849@gmail.com

Резюме. В начале ХХ века в Астрахани жил и работал татарский просветитель, известный религиозный деятель Абдурахман Умеров. В Астрахани он создал первое в регионе Нижнего Поволжья джадидское медресе «Низамия», основал на свои средства тюрко-мусульманскую типографию, выпускал газету «Идель». А. Умеров принимал активное участие в общественной, культурной, религиозной и, конечно же, политической жизни мусульман региона и всей России. Его читали, к нему прислушивались и сочувствовали далеко за пределами Астрахани.

Газета «Идель», выходившая в одном из центров тюрко-татарского мира - в г. Астрахани в начале ХХ века (1907-1913 гг.) была одной из самых влиятельных и массовых газет Российской империи, издававшихся на татарском языке (тюрки). Ее роль в общественно-политической, культурной, просветительской жизни локальной городской татарской общины Астрахани была огромна. Данное исследование представляется особенно актуальным, в связи с тем, что на современном этапе появляется запрос на изучение тех структур и деятелей общества, которые помогали местному мусульманскому населению обрести свое национальное самосознание. В этом контексте газета, издававшаяся на деньги татарского просветителя и богослова, ученика Ш. Марджани - Абдурахма-на Умерова, имеет исключительное значение для понимания процессов поиска этноидентичности астраханским тюрко-татарским населением в конце ХХ - начале XXI вв., которые сегодня имеют особо резонансное звучание в контексте споров о ногайском или татарском происхождении и этнокультурном бытовании астраханских (юртовских) татар в научной и около научной среде. Между тем, на настоящий момент, практически все выпуски газеты (из 623 вышедших в свет) остаются неизвестными для изучения российской исторической наукой, не введены в научный оборот, никогда не являлись предметом самостоятельного изучения в науке. Научная новизна и практическая значимость данной статьи обусловлена, тем что перевод на современный татарский и русский языки номеров газеты «Идель», безусловно, обогатит историческую науку новыми сведениями по истории татарского и других мусульманских народов Российской империи начала ХХ века.

Ключевые слова: газета «Идель», Абдурахман Умеров, мусульманское общественное движение, Астрахань, татарская буржуазия, эт-ноидентичность.

Для цитирования: Хазиева Г.И. Абдурахман Умеров - издатель газеты «Идель». Тюркологические исследования. 2021;4(4):30-45.

Введение

Газета «Идель», издававшаяся в г. Астрахани была детищем татарского просветителя Абдурахмана Умерова. Он в течение 1907-1913 гг. занимал должность секретаря местного культурно-просветительского общества «Джамияти-Исламия». Это было общество татар-мусульман крупного губернского центра со значительным татарским населением (19000 татар - или третья часть населения города, вторая по численности городская татарская община в Российской империи - после г. Казани), которое объединяло в себе состоятельных представителей мусульманской части города, а также наиболее консервативных членов местного духовенства.

Несмотря на то, что общество «Джамияти-Исламия» было близко программе октябристской партии и отчасти поддерживало монархическую идеологию и газета выходила как его официальный орган, в самой газете «Идель» были представлены более умеренные взгляды на политику. Нередко можно было увидеть в колонках газеты статьи, посвященные партии кадетов. Такие статьи отражали взгляды и самого А. Умерова.

Авторы статей газеты «Идель» вдохновлялись не только политической обстановкой в России того времени, но и жизнью обычных людей махалли г. Астрахани. А. Умеров кроме того, что возглавлял общество «Джамияти-Исламия», являлся также членом Правления Попечительства о бедных татарах г. Астрахани, основателем и мударрисом новоме-тодного медресе «Низамия». Через свою газету А. Умеров и его сотрудники (в число которых входил поэт Сагит Рамеев) пытались просветить народ, учить его политической грамотности, помогали им вести экономические дела и печатали рекламные объявление на последних страницах выпусков. Издатели освящали и повседневную жизнь мусульман Империи, к примеру, сообщали с какими трудностями могли столкнуться путешествующие в Мекку и Медину (г. Астрахань являлся одним из ключевых пунктов на пути российских паломников в рассматриваемый период). В первом номере газеты, говорится, что путешествующие на пароходе между Россией и Турцией, будут подвергаться карантину1.

1 Идель. 10 сентября 1907 г. № 1.

К сожалению, век газеты был недолог, и выпускавшаяся с 1907 года, она была закрыта в июне 1913 г., так как издатель-редактора - Абдурах-мана Умерова жандармы обвинили в панисламистской и пантюркист-ской деятельности, привлекли к суду и выслали из Астрахани. Само общество «Джамияти-Исламия» на волне реакции самораспустилось и прекратило свою деятельность.

Работу можно считать актуальной, так как в современной Астрахани (и в РТ) появился огромный интерес к прошлому мусульманской, а самое главное тюркской, интеллигенции Астрахани. Исследователи пытаются выяснить факторы, повлиявшие на становление национального самосознания различных народов, проживающих в Астрахани. Поднимаются вопросы национальной идентичности тюрок-мусульман Астраханского края. Многие исследователи обращаются к письменным источникам начала XX века, написанных на старотатарской графике. Но, к сожалению, многие источники остаются не переведенными, что осложняет выяснение объективной исторической картины этого края. Так и газета «Идель», которая успела издать более 600 выпусков, остается практически полностью не переведенной. Исключением являются переводы единичных экземпляров, отложившихся в делах АГЖУ Научная новизна нашей работы заключается во введении в научный оборот перевод выпусков газеты «Идель».

Цель. Дать комплексную характеристику политических, религиозных и просветительских взглядов А. Умерова на страницах газеты «Идель».

Задачи

1. Рассмотреть отношение издателей газеты на политическую ситуацию, как в регионе, так и в Российской Империи.

2. Проанализировать освещение общественных, педагогических и религиозных проблем.

3. Определить влияние «Идель» на культурно-просветительскую жизнь г. Астрахань в начале ХХ в.

Объектом данного исследования является газета «Идель». Предметом работы - роль Умерова в становлении и развитии татаро-мусульманского общественного движения в г. Астрахани и его влияния на формирование этноконфессиональной идентичности местного тюрко-татарского населения, посредством издания газеты «Идель».

В данной научной работе были использованы методы анализа и синтеза, герменевтический, историко-сравнительный и структурный методы, метод перевода, а также осуществлено внедрение исторического источника в научный оборот.

В результате, как нам представляется, работа будет иметь большую практическую значимость, так как существенно дополнит источниковую

базу по истории астраханской локальной тюрко-татарской общины и по истории тюрко-мусульманского движения Российской империи в начале ХХ века. Материалы исследования могут быть использованы в курсах по истории России и истории татарского народа.

Основная часть

В начале ХХ века в Российской империи в тюрко-мусульманских регионах происходили процессы становления общественно-политического движения, что стало естественным продолжением мысли о необходимости его институализации в стране, постепенно утверждавшейся в общественном сознании весь пореформенный период. Данные идеи не обошли стороной и астраханский регион.

Многие животрепещущие и острые вопросы были сформулированы тюрками-мусульманами сразу же после революции 1905 года. Это были такие важные вещи, как проблемы медицины, национального образования, благотворительности, периодической печати и т.д. Немаловажными были и формирование мусульманских общественно-политических движений, и их участие в региональных и общегосударственных политических процессах. Вся активная часть мусульманской интеллигенции и буржуазии пыталась решить именно эти проблемы. Организационное оформление всероссийского мусульманского движения в рамках партии «Иттифак-аль-муслимин» инициировало процессы оформления региональных мусульманских организаций. В г. Астрахани были созданы сразу два культурно-просветительских общества - «Шу-рай-Ислам» и «Джамияти-Исламия». В числе основателей и первого, и второго был астраханский мещанин Абдурахман Исмаилович Уме-ров - общественный и религиозный деятель, богослов и просветитель, владелец типографии и редактор-издатель газеты «Идель».

На сегодняшний день, работы касающиеся истории газеты «Идель» и ее главного издателя, которые уже вышли в свет, можно разделить на следующие направления: 1) общие материалы, касающиеся истории мусульманской общины г. Астрахани, джадидского движения, 2) отдельные публикации, отражающие жизнь и деятельность А.И. Умерова.

По первому из направлений на сегодняшний день известны работы Д.М. Исхакова про феномен татарского джадидизма [5], Д.М.Усмановой, А.Ю. Хабутдинова, написавший про формирование татарской нации [12] и про Оренбургское духовное собрание [11], Л.А. Ямаевой, посвятившая работу мусульманскому либерализму [14], Р.С. Хакимова про реформированный ислам в лице джадидизма [13], Р.М. Мухаметшина и многих-многих других исследователей.

Жизнь, общественная, религиозная и просветительская деятельность А. Умерова предметом научных исследований стала сравнительно недавно - в конце ХХ века. Благодаря работам отца и сына С.Т. и

И.С. Рахимовых [10] в науке появилось комплексное представление о масштабах этой личности, о вкладе А. Умерова в становление и развитие идей джадидизма, издательского дела и общественно-политического движения у татар-мусульман Нижнего Поволжья и России, в целом.

По истории региональной периодической печати интересны работы М.М. Имашевой [3, 4], А.Г. Каримуллина [7], Б.К. Минуллина [9]. Последний в своих работах изучил и перевел номера другой астраханской татарской газеты «Бургани-Таракки», издававшуюся обществом «Шу-рай-Ислам» и прямо отметил, что на сегодняшний день газета «Идель» совершенно не изучена ни с филологической ни с исторической точек зрения. А перевод газеты «Идель» необходим, тем более что на это явление татарской культуры сегодня предъявляют свои права некоторые деятели ногайской исторической школы. Так, А.Х. Курмансеитова, к.и.н. из г. Черкесск последние десятилетия утверждает, что газета «Идель» -ногайская [8]. Исключая тем самым ее вклад в развитие татарской национальной культуры и в региональное общественное движение.

Между тем, в фондах государственного архива Астраханской губернии (Астраханское губернское жандармское управление, Астраханское губернское правление) сохранились архивные дела, изучение которых показывает какое важное значение газета «Идель» имела для татарской общины региона в рассматриваемый период. Политические события в Астрахани, касающиеся мусульман, были подробно освещены в тюркоязычной прессе, что зафиксировано в материалах дел. В результате работы с этими архивными делами и перевода некоторых номеров «Идель» нами сделаны некоторые выводы о роли газеты в общественной жизни мусульман г. Астрахани в 1907-1913 гг.

Например, по случаю выборов 1913 г. в Городскую думу. Редакция газеты «Идель» торжественно приветствовала мусульман-татар Астрахани, которые активно работали в самоуправлении города. Результатом этой работы стало, что теперь в Городской думе были гласные от татар-мусульман. Автор статьи газеты уверенно говорит, что «теперь новые члены думы смогут проталкивать и отстаивать интересы мусульман в нужные для них моменты»2.

28 января 1906 года прошли выборы в первую Государственную Думу3. Правые партии, монархические, консервативные не сыскали успеха у мусульман Российской империи, так как инородцам нужна была религиозная терпимость и возможность развиваться, как нация.

Политическое преимущество у мусульман имела партия кадетов, так как национальные лидеры местного общественного движения, которые входили в местное культурно-просветительское «Шурай-Ислам»

2 Астраханский вестник. 02 февраля 1913 г. № 28.

3 Астраханский листок. 30 января 1907 г. № 24.

(соперник за влияние в регионе общества «Джамияти-Исламия») и были сторонниками кадетской партии, формировали выборные предпочтения мусульман [6, с. 63-78].

Немаловажное значение в прокадетской агитации имела и пресса. Например, газета «Идель», основанная обществом «Джамияти-Ис-ламия» в первом же номере посвящает колонку кадетам. Сам Умеров придерживался кадетских взглядов. Издатели знакомят читателя с новостями кадетской партии: о создании их съездов, об успехах кадетов и об их конкурентах4. Например, в первом номере говорится, что 15 августа 1907 года партия кадетов в Петербурге подала прошение на разрешение съезда. Далее говорится каким образом можно проголосовать за кадетов на выборах в Думу III созыва. В последующих выпусках все также можно увидеть колонки на тему кадетской партии.

Не обходила стороной газета «Идель» и освещение внешней политики Российской империи, особенно в отношении Турции. В частности, несколько таких заметок привели к высылке Абдурахмана Умерова из г. Астрахани, а чуть позже и к полнейшему закрытию газеты. И.Х. Ис-кендеров, работавший тогда цензором заметил, что при написании статей о Балканских войнах, А.И. Умеров жирным шрифтом акцентировал внимание, если речь заходила о победе турок в Балканских войнах. Государства, воевавшие против Турции, он называл врагами. Новости об успехах младотурков он без всякой цензуры публиковал на страницах своей газеты. Искендеров при обыске типографии Умерова также обнаружил, что Абдурахман Умеров выписывал только журналы и газеты партии младотурков5. Умеров на страницах «Идель» объявлял сбор средств «во благо Турции» с указанием адреса отправки в Санкт-Петербург. За это А. Умеров был привлечен к следствию как панисламист и пантюркист и был выслан за пределы Астрахани, а дело его жизни было закрыто6.

Наиболее консервативные и зажиточные жители астраханской уммы создали «Джамияти-Исламия», свое культурно-просветительское общество. Первоначально было частью «Шурай-Ислам», но демократическое отношение к правам женщин, привело к его обособлению от «Шурай-Ислам». «Джамияти-Исламия» спонсировали и содействовали газете «Идель», так как это общество поддерживало духовенство, а практически все работники газеты, в том числе и издатель газеты, Аб-дурахман Умеров (который и руководил «Джамияти-Исламия»), были муллами и учителями школ в уездах. По мнению цензоров, первоначально газета не имела ярко выраженной политической направленности и была лояльна к правительству.

4 Идель. 10 сентября 1907 г. № 1.

5 ГААО. Ф.1. Оп.2. Д.1294. Л.3.

6 ГААО. Ф.1. Оп.2. Д.1294. Л.10.

Так как «Шурай-Ислам» в 1913 году было закрыто, а «Джамияти-Исламия» самораспустилось, все внимание общественности и прессы, как тюркоязычной, так и русской, сконцентрировалось на деятельности местного Попечительства о бедных татарах (мусульманах) г. Астрахани, возникшего еще в 1896 г., одним из первых в Российской империи. «Идель» сообщает общественности все новости о мероприятиях, отчетах и деятельности Попечительства. Не забывают журналисты писать статьи с критикой и похвалой этого общества. Немаловажным стоит упомянуть, что Абдурахман Умеров являлся членом Правления Попечительства, то есть он в своих статьях преподносил информацию из первых уст.

Газета «Идель» на протяжении всего времени своего издания хорошо отзывается о работе Попечительства. По мнению корреспондентов, общество работало на высоком уровне. Особенно понравилось журналистам, что вместо русских учителей пригласили работать мусульман. В заметке отметили, что в здание общества было проведено электричество, а в зале соорудили сцену, что позволяло теперь не арендовать чужие театры. а организовывать мероприятия в своем здании, что существенно экономило деньги. Газета подмечает, что Попечительство открывает новые библиотеки и читальни. Автор статьи указывает что общество развивается: открываются училища и растет количество учащихся. Также замечает, что скоро улучшится театральное дело, так как Попечительство открыло театральные кружки7.

Регулярно освящалась в прессе и кризисы в работе Попечительства, связанные с долгами общества. Газета «Идель» в ответ на обсуждения, говорила о необоснованности информации и слухах о том, что якобы купеческие рода из Баку: Мухтаровы, Тагиевы и другие пожертвовали крупную сумму для выкупа дома из Земельного Банка для Попечительства. Но Мухаммед Шаммазов, председатель общества, возразил и опроверг данную информацию8. В действительности же, здание общества на самом деле было заложено в Земельном Банке. Попечительству не хватало шести тысяч рублей, которые они планировали собрать в день рождения Пророка Мухаммеда во время празднования мероприятия в здании общества9.

«Идель» публиковала и различные скандалы, связанные с Попечительством. Так газета предала огласке открытую конфронтацию между Мухаммедом Шаммазовым, председателем Попечительства, и Салихом Алимбековым, представителем мусульманского духовенства. Поскольку общество решило развивать театральное дело и установило для этого

7 ГААО, Ф.1, оп. 2, д.1433. Л. 19-19об.

8 ГААО, Ф.1, оп. 2, д.143. Л. 5.

9 ГААО, Ф.1, оп. 2, д.1433. Л. 44.

сцену, ахун Алимбеков выразился крайне критически и, обозвав еретиком, предрек своему оппоненту ужасную участь на Страшном Суде, где его будут оценивать, как свинью. В ответ на этот опус, Мухаммед Шаммазов попросил Алимбекова привести главы Корана, по которым он его осуждает, а также пригрозил ахуну привлечением к ответу перед законом.

Умеров в своих статьях также не забывал касаться проблемы образования и религии10. Так как он преподавал в медресе, он лично сталкивался со всеми проблемами образования мусульман в Астрахани. Если раньше Духовное собрание, после успешно сданного экзамена, давало разрешение на занятие должности имама и учителей вероучения, то в джадидских медресе появились мугаллимы-«предметники». Большинство из них работало без соответствующего допуска к преподавательской деятельности, так как для подобных «предметников» не были организованы профильные советы, комиссии и экзамены. Умеров обращался к общественности через свои публикации, что нужно проводить экзамены среди мугаллимов для оформления свидетельства о разрешении преподавания. А. Умеров хотел самостоятельно организовывать собеседования в мектебах и медресе Астрахани, но судя по дальнейшим статьям в «Идели», проект не был организован11.

Газета «Идель» также была вовлечена и в другие скандалы, связанные с религиозной деятельности мусульманского духовенства Российской империи. 3 марта 1911 года, Мухамедъяр Султанов, муфтий Оренбурга, справил свой двадцатипятилетний юбилей службы на своей должности. Газета «Идель» выпустила несколько хвалебных статей, посвященных муфтию и его юбилею. Газета «Бургани-Таракки» же выпустила напротив, критические заметки о М. Султанове. Измайлов в своей статье уличил муфтия в бесполезности для обычных мусульман и в заискивание перед правительством за различные отличительные ордена. Эта критическая статья возымела эффект и в Астраханской губернии пышные праздники в честь муфтия проведены не были12.

Однако на сам юбилей, который прошел в г. Уфе 14 мая, из Астрахани направились два благонадежных делегата - Гузаир Вигалов, торговец, и Абдрахман Алиев, мулла, который поехал за место заболевшего А. Умерова13.

На страницах «Идель» вполне можно увидеть статьи о конфронтации по поводу закостенелого духовенства и желания интеллигенции просвещать население. В 1914 году Салах, мулла Ханской Ставки му-

10 Идель. 13 март 1909. № 136.

11 НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.8776. Л.40.

12 ГААО. Ф.286. Оп.2. Д.297. Л.201об.

13 ГААО. Ф.286. Оп.2. Д.297. Л.260об.

сульманского общества, в котором действовал джадидский мектеб, во всеуслышание объявил, что заниматься за партами грешно и запрещены шариатом. В ответ на это Лотфулла Фатхуллин, председатель того же общества, в открытом письме на страницах газеты «Идель» попросил Салаха показать ему основание данного запрета. Далее Фатхуллин причитает, что Салах не понимает нужды населения в просвещении, что такие муллы, как Салах, вредят мусульманам14.

В «Идели» Умеров касался и просвещения населения Астрахани. Он публиковал статьи, посвященные историческим вопросам. За долгие годы работая в астраханском архиве Калмыкского управления, он опубликовал «Историю мусульманских государств» и написал двухтомник по ногайской истории. Но к сожалению, данная рукопись потерялась во время ареста Абдурахмана Умерова в 1928 году [10].

Газета «Идель» также пыталась влиять на повседневную жизнь людей и призывала к здоровому образу жизни. В это время в Астрахани, среди тюрков-мусульман был распространен алкоголизм. Она сообщала, что в прошлых годах астраханцы погрузились в пучину пьянства и дебоширства. Издательство агитировало своих соплеменников отказаться от алкоголя, поднимать уровень культуры, зарабатывать деньги и жить продуктивно15.

На страницах газеты во время праздников публиковались призывы жертвовать закят в пользу «Джамияти-Исламия». Оно также сообщало, что данное общество организовало комиссию, которая и будет заниматься собиранием милостыни16.

Важным значением для корреспондентов газеты «Идель» имела и культурная жизнь мусульманского татарского мира. Издательская политика «Идели» продолжала традиции типографии А. Умерова. Как и ранее, из-под пера Абдурахмана Умерова и других журналистов газеты, выходили различные материалы, которые хотели приобщить читателя к культуре, литературе и к искусству. На страницах газеты неоднократно печаталась звезда татарской поэзии, Габдулла Тукай. Печатались его произведения и новости, освящающие жизнь великого поэта. Например, весной 1911 года Габдулла Тукай приехал в Астрахань лечиться от чахотки кумысом по предложению Н. Нариманова, который долгое время работал врачом. Приезд Тукая в Хаджи-тархан стало важным событием для местной татарской интеллигенции. Но сам поэт просил не распространяться о своем нахождение в Астрахани. Поэтому в «Идель» опубликовали об его путешествии лишь маленькую заметку17.

14 ГААО. Ф.1. Оп.2. Д.1433. Л.37.

15 Идель. 3 января 1914 г. №617.

16 Астраханский вестник. 21 августа 1913 г. №178.

17 Идель. 29 апреля 1911 г. №262.

В действительности же, приезд Тукая вызвал сильный интерес у астраханской интеллигенции. Во время своего пребывания в Астрахани, он жил у Сагита Рамеева, корреспондента «Идель», поэта и революционера, общался с Нариманом Наримановым, политическим ссыльным доктором и сотрудников газеты «Бургани-Таракки», далее он пожил в доме учителя Шахида Гайфи. Тогда же была сделана знаменитая фотография Тукая в лодке вместе с Рамеевым и Гайфутдиновым.

В газете «Идель» можно было прочесть произведения и других татарских писателей и поэтов. Таких как, Мухамметхади Тимергали, На-жип Гасрый, Габдулла Мустакаев и многих, многих других [2, с. 105]. Редакция газеты «Идель» считала, что любой образованный мусульманин должен знать имена деятелей и писателей всех исторических периодов европейской цивилизации, от Античности до Нового времени. Таких, как Сократ, Гомер, Данте, Макиавелли, Жан-Жак Руссо, Монтескье и других [1, с. 14]18. На страницах газеты можно было прочитать статьи, посвященные русским писателям. Например, Сагит Рамеев переводил пьесу «Живой труп» Льва Николаевича Толстого [10]. К тому же, от Са-гита Рамеева в «Идели» публиковались критические анализы стихотворений разных поэтов с литературным обзором их техник.

Освещались в прессе приезды и других татарских культурных деятелей. Камиль Аль Мугтым Тухватуллин, знаменитый татарский певец и куплетист, в ходе своего всероссийского турне посетил г. Астрахань. Во всех остальных городах он имел оглушительный успех, но не в Астрахани. На обоих его концертах количество проданных билетов было очень маленьким. Всему виной была статья в газете «Идель», которая нелестно отзывалась о творчестве певца. Так как Тухватуллин в своих песнях насмехался над состоятельными слоями общества и духовенством, это послужило причиной низкой оценки газеты «Идель», которая опиралась именно эти сословия19.

Новым явлением в культурной жизни татар начала XX века является создание национального татарского театра. Корреспонденты «Иде-ля» сами участвовали в любительских спектаклях. Поэтому и издатели статей не могли игнорировать последние новости театральной жизни. Публиковались афиши на выступления «Сайяр» и других театральных трупп в городе Астрахань. Издатели газеты хотели, чтобы читатели разбирались в искусстве, поэтому печатались рецензии на постановки20. Это дало свой эффект, так как в последующем в «Идели» вышла заметка о том, что зрители стали более глубоко осмысливать театральные про-

18 Идель. 31 июля 1909 г. №175.

19 Прикаспийский край. 30 марта 1911 г. №109.

20 Идель. 7 декабрь 1910. №308.

изведения, не просто смотреть, а обсуждать и анализировать творчество драматургов и артистов21.

Заключение

Абдурахман Умеров и его газета «Идель» в начале 1910-х годов обретает огромную популярность. К этому времени Умеров являлся указным муллой в одной из мечетей и заведовал медресе «Низамия» в г. Астрахань. В его доме располагалась татарская типография, где и печаталась знаменитая газета. Во Втором русско-татарском училище МНП г. Астрахани работал на должности вероучителя. И, конечно же, Умеров был издателем газеты «Идель».

Абдурахман Умеров был вхож в общество многих обеспеченных жителей-мусульман Астрахани. Сам он был просветителем и сторонником джадидизма в деле преподавания в местных мусульманских учебных заведениях. Его деятельность имела далеко не последнюю роль в развитии национального самосознания татар Астрахани.

Его главное творение, газета «Идель» распространяла не только новые педагогические методики, но и идеи, которые охватывали многие аспекты жизни татарского общественного движения и интеллигенции. Корреспонденты газеты освещали многие политические события, касающиеся как внутрирегиональных, так и всероссийских, так и мировых новостей. В номерах газеты можно было увидеть колонки, посвященные партии кадетов или младотурецкой партии, что конечно же, имело эффект на политические предпочтения читателей.

Газета «Идель» также имела влияние в общественной и религиозной жизни астраханцев. На страницах газеты часто печатались открытые письма к той или иной конфликтующей стороне, а значит газета была популярна, так как оппонент должен был иметь возможность ее прочесть. В статьях обсуждались важные моменты, касающиеся образования. Так как многие сотрудники и издатель газеты, Абдурахман Уме-ров, были муллами и преподавали в религиозных образовательных учреждениях, о всех проблемах, с которыми они столкнулись, можно было прочитать в «Идели». Освящение культурной жизни и детальный разбор произведений искусства, как литературы или театра, развивало вкус зрителя. Газета взращивала поколение людей, понимающих искусство.

Таким образом, анализируя вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что А. Умеров через свою газету сильно влиял на общественную жизнь и движения в городе Астрахань в начале XX века. А во многом его газета даже задавало настроение массам и помогало формировать у них свое национальное самосознание астраханских татар.

21 Идель. 27 август 1913. №582.

Мы считаем, что перевод номеров газеты «Идель» с опорой на архивные материалы введет в научный оборот значительное количество новой информации по истории татарского общественного движения в начала ХХ века.

Список литературы

а) источники:

Астраханский вестник. 02 февраля 1913 г. №28.

Астраханский вестник. 21 августа 1913 г. №178.

Астраханский листок. 30 января 1907 г. №24.

ГААО. Ф.1. Оп.2. Д.1294.

ГААО, Ф.1. Оп.2, д.1433.

ГААО. Ф.286. Оп.2. Д.297.

Идель. 10 сентября 1907 г. №1.

Идель. 13 март 1909. №136.

Идель. 31 июля 1909 г. №175.

Идель. 29 апреля 1911 г. №262.

Идель. 7 декабрь 1910. №308.

Идель. 27 август 1913. №582.

Идель. 03 января 1914 г. №617.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.8776. Л.40.

Прикаспийский край. 30 марта 1911 г. №109.

б) литература

1. Амирханов Р. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры). Казань, 2002. 238 с.

2. Завгарова Ф.Х. Татарская литература Астраханского региона в историко-культурном контексте XIX - начала XX веков: автореф. ... к.ф.н. Казань, 2002. 105 с.

3. Имашева М.М. Татарская периодическая печать в Астрахани в начале ХХ века // Просветительская деятельность Исмаила Гасприн-ского и мусульманский мир России: материалы международной научно-практической конференции (г. Севастополь, 27-28 апреля 2017 г.). Симферополь: ЦРО ДУМК, 2017. С. 237-247.

4. Имашева М.М. Татарское общественное движение в Астрахани в конце XIX - начале ХХ вв. Казань, 2020. 296 с.

5. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997. 80 с.

6. Исхаков С.М. Первая российская революция и мусульманское движение // Отечественная история. 2005. №5. С.63-78.

7. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. Казань, 1974.

320 с.

8. Курмансеитова А.Х. У истоков Ногайской книги. Черкесск: КЧИГИ, 2009. 215 с.

9. Минуллин Б.К. Татарская периодическая печать Астрахани начала XX века // Вестник Чувашского университета. 2010. №1. С. 220-222.

10. Рахимов И.С. Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова (1867-1933). Казань, 2013. 164 с.

11. Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского духовного собрания в конце XVIII-XIX веках. Казань, 2000. 160 с.

12. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале ХХ веков. Казань, 2001. 384 с.

13. Хакимов Р.С. Джадидизм - реформированный ислам. Казань, 2011. 208 с.

14. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа, 2002. 300 с.

Сведения об авторе:

Хазиева Гузель Ильясовна, студент, магистрант II курса, История искусств тюрко-мусульманского мира, Института международных отношений К(П)ФУ (г. Казань, Россия), e-mail: hguzel9849@gmail.com

Дата поступления 13.11.2021 Принят к публикации 01.12.2021

ABDURAKHMAN UMEROV - PUBLISHER OF THE NEWSPAPER "IDEL"

G.I. Khazieva

Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation hguzel9849@gmail.com

Abstract. At the beginning of the twentieth century, a Tatar educator, a famous religious figure Abdurakhman Umerov lived and worked in Astrakhan. In Astrakhan, he created the first Jadid madrasah 'Nizamiya' in the Lower Volga region, founded a Turkic-Muslim printing house at his own expense, published the newspaper 'Idel'. A. Umerov took an active part in the social, cultural, religious and, of course, political life of Muslims in the region and throughout Russia. He was read, listened to and sympathized with far beyond the city of Astrakhan.

The newspaper 'Idel', published in one of the centers of the Turkic-Tatar world - Astrakhan at the beginning of the twentieth century (19071913) was one of the most influential and mass newspapers of the Russian Empire, published in the Tatar language (Turks). Its role in the socio-political, cultural, educational life of the local urban Tatar community of Astrakhan was enormous. This study is particularly relevant due to the fact that at the present stage there is a request to study those structures and figures of society that helped the local Muslim population to gain their national identity. In this context, a newspaper published with the money of a Tatar educator and theologian, a disciple of Sh. Marjani - Abdurakhman Umerov, is of exceptional importance for understanding the processes of searching for ethnoidentity by the Astrakhan Turkic-Tatar population in the late XX - early XXI centuries, which today have a particularly resonant sound in the context of disputes about Nogai or Tatar origin and ethno-cultural existence of Astrakhan (Yurt) Tatars in the scientific and near scientific environment. Meanwhile, at the moment, almost all issues of the newspaper (out of 623 published) remain unknown for study by Russian historical science, have not been introduced into scientific circulation, have never been the subject of independent study in science. The scientific novelty and practical significance of this article is due to the fact that the translation into modern Tatar and Russian of the issues of the newspaper 'Idel' will certainly enrich historical science with new information on the history of the Tatar and other Muslim peoples of the Russian Empire of the early twentieth century.

Keywords: Idel newspaper, Abdurakhman Umerov, Muslim social movement, Astrakhan, Tatar bourgeoisie, ethnoidentity.

For citation: Khazieva G.I. Abdurakhman Umerov, the publisher of the newspaper 'Idel'. Tyurkologicheskie issledovaniya =TurkologicalStudies. 2021;4(4):30-45. (In Russ.)

References

a) Historical source:

Astrakhanskii vestnik. 02 fevralya 1913 g. №28.

Astrakhanskii vestnik. 21 avgusta 1913 g. №178.

Astrakhanskii listok. 30 yanvarya 1907 g. №24.

GAAO. F.1. Op.2. D.1294.

GAAO, F.1. Op.2, d.1433.

GAAO. F.286. Op.2. D.297.

Idel'. 10 sentyabrya 1907 g. №1.

Idel'. 13 mart 1909. №136.

Idel' . 31 iyulya 1909 g. №175.

Idel'. 29 aprelya 1911 g. №262.

Idel'. 7 dekabr' 1910. №308. Idel'. 27 avgust 1913. №582. Idel'. 03 yanvarya 1914 g. №617. NA RT. F.92. Op.2. D.8776. L.40. Prikaspiiskii krai. 30 marta 1911 g. №109. b) Literature:

1. Amirkhanov R. Tatarskaya dorevolyutsionnaya pressa v kontekste «Vostok-Zapad» (na primere razvitiya russkoi kul'tury). Kazan', 2002. 238 s. (In Russian)

2. Zavgarova F.Kh. Tatarskaya literatura Astrakhanskogo regiona v istoriko-kul'turnom kontekste XIX - nachala XX vekov: avtoref... k.f.n. Kazan', 2002. 105 s. (In Russian)

3. Imasheva M.M. Tatarskaya periodicheskaya pechat' v Astrakhani v nachale KhKh veka. Prosvetitel'skaya deyatel'nost'Ismaila Gasprinskogo i musul'manskii mir Rossii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Sevastopol', 27-28 aprelya 2017 g.) . Simferopol': TsRO DUMK, 2017. S.237-247. (In Russian)

4. Imasheva M.M. Tatarskoe obshchestvennoe dvizhenie v Astrakhani v kontse XIX - nachale KhKh vv. Kazan', 2020. 296 s. (In Russian)

5. Iskhakov D.M. Fenomen tatarskogo dzhadidizma: vvedenie k sotsiokul'turnomu osmysleniyu. Kazan', 1997. 80 s. (In Russian)

6. Iskhakov S.M. Pervaya rossiiskaya revolyutsiya i musul'manskoe dvizhenie. Otechestvennaya istoriya. 2005. №5. S. 63-78. (In Russian)

7. Karimullin A.G.Tatarskaya kniga nachala XX veka. Kazan', 1974.

320 s.

8. Kurmanseitova A. Kh. U istokov Nogaiskoi knigi. Cherkessk: KChIGI, 2009. 215 s. (In Russian)

9. Minullin B.K. Tatarskaya periodicheskaya pechat' Astrakhani nachala XX veka. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2010. №1. S. 220-222. (In Russian)

10. Rakhimov I.S. Obshchestvennaya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Abdurakhmana Umerova (1867-1933). Kazan', 2013. 164 s. (In Russian)

11. Khabutdinov A.Yu. Millet Orenburgskogo dukhovnogo sobraniya v kontse XVIII-XIX vekakh. Kazan', 2000. 160 s. (In Russian)

12. Khabutdinov A.Yu. Formirovanie natsii i osnovnye napravleniya razvitiya tatarskogo obshchestva v kontse XVIII - nachale KhKh vekov. Kazan', 2001. 384 s. (In Russian)

13. Khakimov R.S. Dzhadidizm - reformirovannyi islam. Kazan', 2011. 208 s. (In Russian)

14. Yamaeva L.A. Musul'manskii liberalizm kak obshchestvenno-politicheskoe dvizhenie (po materialam Ufimskoi i Orenburgskoi gubernii). Ufa, 2002. 300 s. (In Russian)

About the author:

Guzel Ilyasovna Khazieva, the second year master of the history of arts of the Turkic-Muslim world, Institute of International Relations, Kazan (Volga region) Federal University (420008, Kazan, 18 Kremlevskaya), e-mail: hguzel9849@gmail.com

Received November 13, 2021. Accepted for publication December 01, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.