А.Я. КОЖЕВНИКОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК МОСКОВСКОЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Михайленко АА1, Кузнецов А.Н.2, Лобзин В.Ю.1 УДК: 616.8-057.4
1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
2 Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова
A.YA. KOZHEVNIKOV - THE FOUNDER OF MOSCOW NEUROLOGY SCHOOL (175TH BIRTHDAY ANNIVERSARY)
Mikhailenko A.A., Kuznetsov A.N., Lobzin V.Yu.
В 2011 году исполняется 175 лет со дня рождения одного из выдающихся представителей неврологии конца XIX столетия, основоположника московской неврологической школы А.Я. Кожевникова.
Алексей Яковлевич Кожевников родился 24 февраля (7 марта) 1836 г. в Рязани в семье мелкого чиновника местной казенной палаты. Он был предпоследним сыном в многочисленной патриархальной семье и с раннего детства отличался кротким нравом и любознательностью. Первоначально отец предполагал ограничить образование сына Алексея курсом начального училища. Но мальчик своими способностями, пытливостью, живым умом и трудолюбием заинтересовал учителя географии, который помог ученику поступить в гимназию, где он проходил обучение в 1846-1853 гг. Учиться А.Я. Кожевникову, по его собственному признанию, приходилось на «медные деньги».
В 1853 г. 17-летний рязанский юноша окончил с серебряной медалью первую городскую мужскую гимназию и поступил без экзаменов на медицинский факультет Московского университета. Учился А.Я. Кожевников легко, его способности и стремление к знаниям не остались незамеченными. После завершения университетского обучения и сдачи всех экзаменов в 1858 г.
он был утвержден в звании лекаря и остался ординатором при акушерской клинике. 29 апреля 1859 г. после специального экзамена ему было присвоено звание акушера.
В 1860 г. А.Я. Кожевников сдал экзамены на степень доктора медицины и по предложению замечательного московского терапевта И.В. Варвинского его зачислили в 1861 г. ассистентом госпитальной терапевтической клиники. Спустя непродолжительное время он стал писать «рассуждение на степень доктора медицины» и 22 мая 1865 г. успешно защитил диссертацию - «Болезнь, описанная Дюшеном под именем «Ataxie locomotorice progressive».
Вскоре было принято решение использовать А.Я. Кожевникова для преподавания нервных и душевных болезней. С целью ознакомления с современным опытом обучения искомым наукам в октябре 1866 г. он фактически на три года был командирован в Европу, где посещал клиники, лаборатории, психиатрические заведения в Берлине, Вене, Мюнхене, Париже, Лондоне, Женеве и других городах, слушал лекции Шарко и Гризингера, работал в лабораториях Вирхова, Дюбуа-Реймона, Келликера и др.
После возвращения из зарубежной командировки 6 марта 1869 г. А.Я. Кожевников получил доцентуру по нервным и душевным болезням при Московском университете [4] - был утвержден Советом университета
«приват-доцентом по курсу нервных и душевных болезней при кафедре специальной патологии и терапии». Утверждение В.В.Михеева и А.М. Вейна
[7] о том, что в 1869 г. «была создана первая в мире самостоятельная неврологическая кафедра», а также суждение В.В.Михеева и П.В. Мельничука
[8] о том, что А.Я. Кожевников «в 1869 г. стал руководителем первой в мире кафедры нервных болезней в Московском университете» не могут быть признаны обоснованными. Даже в нашем Отечестве первая в стране кафедра нервных и душевных болезней была создана в 1860 г. в Императорской Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге [6].
8 декабря 1869 г. последовало официальное разрешение Министра
народного просвещения на учреждение неврологического отделения на 19
коек в Ново-Екатерининской больнице. Таким образом, «несколько палат с
19 койками, выделенными из терапевтического и хирургического отделений Ново-Екатерининской больницы» стали клинической базой для курса нервных и душевных болезней.
12 декабря 1869 г. молодой доцент А.Я. Кожевников представил декану факультета программу преподавания курса. В музее клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова хранится оригинал первой программы «чтений по нервным болезням и психиатрии на 1869-1870 год доцента Алексея Кожевникова» [1]. Программа содержала достаточно широкий спектр заболеваний нервной системы сосудистой, инфекционной, паразитарной, опухолевой природы.
После смерти П.И. Матчерского руководителем кафедры специальной патологии и терапии (с курсом нервных, душевных, накожных и венерических болезней) 2 октября 1870 г. был избран А.Я. Кожевников. Полный курс патологии и терапии внутренних болезней он читал в течение 2 лет. Этот курс в изложении А.Я. Кожевникова «отличался большой ясностью и систематичностью при достаточной подробности и научности изложения».
По настоятельной просьбе А.Я. Кожевникова чтение курса частной патологии медицинский факультет разрешил передать В.И. Ельцинскому, «учение о накожных сыпях и венерических болезнях» читал Д.И. Найденов. За собой А.Я. Кожевников оставил только нервные и душевные болезни, но до 1884 г. оставался руководителем кафедры специальной патологии и терапии.
В 1878 г. А.Я. Кожевников был утвержден в звании экстраординарного, а в 1880 г. - ординарного профессора по кафедре внутренних болезней.
В 1883 г. на основе лекций А.Я. Кожевникова было составлено издание руководства «Нервные болезни и психиатрия» [2]. В 1892 г. вышел «Курс нервных болезней», читанный в 1891-1892 гг., который выдержал несколько изданий [5]. Современники высоко оценивали педагогические способности А.Я. Кожевникова: «был... выдающимся профессором по своему умению и мастерству чтения лекций».
Наконец, в 1884 г., в соответствии с новым университетским уставом, состоялось официальное открытие кафедры нервных и душевных болезней медицинского факультета Московского университета. В.В. Михеев и А.М. Вейн [7] так комментировали это событие: «В уставе университета 1884 г. была официально оформлена самостоятельная кафедра нервных и душевных болезней». Первым ординарным профессором вновь созданной кафедры стал А.Я. Кожевников.
А.Я. Кожевников был также инициатором создания в Москве научного общества неврологов и психиатров. Целесообразность его организации «находила подкрепление в фактах успешной и плодотворной деятельности организованного ранее общества психиатров и невропатологов Петербурга». Годом создания петербургского общества полагают 1859 г., когда при «общем союзе Санкт-Петербургских врачей» была создана «секция нервных болезней, психиатрии и судебной медицины». Петербургское общество неврологов и психиатров - это первая в России и одна их первых в Европе научная неврологическая ассоциация.
На собрании учредителей Московского общества невропатологов и психиатров (14 сентября 1890 г.) председателем был избран А.Я. Кожевников. Это общество «было вторым специальным обществом данного профиля в России». Уже 21 октября 1890 г. состоялось первое публичное заседание общества. А.Я. Кожевников [3] в докладе, в частности, определял соотношение и взаимосвязь неврологии и психиатрии, которые «в научном отношении. составляют одно целое, или правильнее, что психиатрия есть только часть невропатологии.». Позиция автора, которую разделили многие его ученики, имеет принципиальное значение, поскольку некоторые петербургские психиатры, напротив, фактически ставили знак равенства между «психиатрией» и «нервными и душевными болезнями».
В 1892 г. в университете по инициативе А.Я. Кожевникова был учрежден музей, о котором отзывались так: «был одним из лучших научных учреждений в мире». О богатстве музея может свидетельствовать такой факт: к 1897 г. один только подраздел «Антропология этнографическая» указывал на наличие черепов готтентотов, папуасов, африканских негров, малазийских племен, остяков, мадьяров, башкиров, зырян, вотяков, пермяков, черемисов, мордвин, якутов, киргизов, чувашей, татар, монголов, бурятов, корейцев, китайцев, сингалезцев, абиссинцев, феллахов, евреев, цыган, румын, сербов, словенцев, малороссов, великороссов, поляков, швейцарцев и др.
Последним детищем А.Я. Кожевникова стал «Журнал неврологии и психиатрии», первый номер которого вышел в январе 1900 г. Этот журнал продемонстрировал удивительную жизнестойкость и до сегодняшнего дня продолжает оставаться ведущим отечественным неврологическим и психиатрическим научным изданием.
После многолетней активной и напряженной работы на кафедре, в клинике, научном обществе А.Я. Кожевников 14 мая 1899 г. в последний раз присутствовал на заседании общества неврологов. В связи с болезнью с 1899 г. он прекратил не только посещение заседаний общества, но и отказался от работы в клинике и чтения лекций, свои обязанности передал
B.К. Роту.
Научное творчество А.Я. Кожевникова многообразно, хотя «не подавляют своим количеством»: В.В. Михеев и А.М. Вейн [7] сообщали о 25 научных трудах автора. Но его научные работы выполнялись исключительно аккуратно, тщательно и скрупулезно, а сам автор «был образцом добросовестного научного работника».
Изучая «болезнь, описанную Дюшеном», А.Я. Кожевников обнаружил поразительное сходство прогрессирующей атаксии Дюшена и сухотки спинного мозга. Фактически одновременно этой проблемой в Медико-хирургической академии на кафедре академической терапевтической клиники
C.П. Боткина занимался известный отечественный невролог П.И. Успенский, который пришел к сходным выводам. Таким образом, А.Я. Кожевников и П.И. Успенский клинически и морфологически доказали идентичность «сухотки спинного мозга» сифилитического генеза и «прогрессивной двигательной атаксии» Дюшена.
Самые ранние морфологические работы А.Я. Кожевникова, которые в значительной мере были продолжением оригинальных исследований
Н.М. Якубовича и Ф.В.Овсянникова, также не прошли незамеченными. К этому времени «еще никому не удавалось увидеть на гистологических препаратах коры большого мозга отхождения волокон из отростков клеток». Результаты работы в лабораториях Дюбуа-Раймона и Келликера были опубликованы А.Я. Кожевниковым в 1868-1869 гг. Автором было установлено, что отростки (аксоны) клеток Пуркинье мозжечка и пирамидных клеток коры головного мозга переходят в нервные волокна. Позже гениальный Ж. Шарко по достоинству оценивал открытия А.Я. Кожевникова: описав переход отростков в нервные волокна, покрытые миелином, «поставил этот факт вне всякого сомнения на изолированных им клеточках передних долей мозга у субъекта, умершего от encephalitis, и со времени обнародования его работы правильность его описания подтверждена была много раз».
Знаменательной вехой в истории неврологии стали исследования А.Я. Кожевниковым бокового амиотрофического склероза (БАС). В России первое описание БАС принадлежит ученым Военно-медицинской академии И.П. Мержеевскому и А.Ф. Эрлицкому. Однако заслуги А.Я. Кожевникова в изучении БАС были намного более весомыми. Изучая морфологию пирамидного тракта при БАС, он «впервые получил четкое разрешение вопроса о ходе этого важного проводника двигательных импульсов в организме» и «впервые показал, что амиотрофический боковой склероз является заболеванием не только спинного и продолговатого мозга, но и всей нервной системы: морфологические изменения наблюдались на всем протяжении пирамидного пути от коры головного мозга до периферических двигательных волокон».
В то время достаточно широко была распространена точка зрения о том, что при БАС патоморфологические изменения ограничиваются спинным мозгом и стволом мозга. Ж. Шарко, впервые выделивший БАС как самостоятельное заболевание нервной системы, писал: «я заметил, что повреждение, по направлению вверх, не может быть прослежено обыкновенно выше ножки мозга».
Следовательно, А.Я. Кожевникову принадлежит приоритет публикации материалов о перерождении пирамидных путей при БАС выше моста мозга, вплоть до извилин полушарий головного мозга и таким образом заполнить существующую лакуну в патоморфологии заболевания, которое до сегодняшнего дня продолжает оставаться облигатно смертельным повсеместно.
F.Raymond в клинических лекциях, читанных в Сальпетриере, ошибочно датирует первую статью А.Я. Кожевникова о БАС 1884 годом. Но непроизвольная оплошность маститого невролога имеет принципиальное значение в связи с первой публикацией П.Мари по искомой тематике в 1884 г., а также в связи и с тем, что в европейской литературе честь открытия патологических изменений пирамидного пути в полушариях головного мозга часто приписывается несправедливо другим авторам.
Творческое наследие А.Я. Кожевникова включает также публикации и сообщения, посвященные ядерной офтальмоплегии, свинцовой полиневропатии, акромегалии, латиризму, паразитам головного и спинного мозга. Многие публикации (об афазии, астеническом бульбарном параличе, остром переднем полиоэнцефалите, спастической семейной диплегии) были одними из первых в научной литературе.
Мировую известность получили исследования А.Я. Кожевниковым особой формы эпилепсии, которая в литературе справедливо носит имя её первооткрывателя. Первое сообщение об «особой форме кортикальной эпилепсии» было озвучено А.Я. Кожевниковым в докладе на заседании общества неврологов и психиатров в Москве 21 января 1894 г. Автором предлагалась исчерпывающая характеристика четырех клинических наблюдений однотипного течения оригинального заболевания - постоянного локального и стационарного миоклонического гиперкинеза, который временами трансформировался в общий судорожный припадок. В вопросе о природе заболевания автор проявил поразительную проницательность: «Энцефалит с переходом в последовательное уплотнение мозга. Возможно. хроническое воспаление мозговых оболочек.».
Гипотеза А.Я. Кожевникова о связи открытого им синдрома с энцефалитом оказалась пророческой. В 30-х годах минувшего столетия пионерами изучения нового (клещевого) энцефалита (КЭ) были исключительно отечественные ученые - А.Г. Панов, А.Н. Шаповал, Л.А. Зильбер, Е.Н. Левкович, М.П. Чумаков, Е.Н. Павловский, А.А. Смородинцев, В.Д. Соловьев, А.К. Шу-бладзе и др. Установление прямой связи эпилепсии Кожевникова с КЭ - это тоже заслуга исключительно отечественных вирусологов и неврологов. В 1944 г. М.П. Чумакову с коллегами впервые в мировой практике удалось выделить из ткани мозга больных кожевниковской эпилепсией вирус КЭ. Так впервые была научно обоснована возможность существования хронических форм КЭ и тождество этиологии КЭ и кожевниковской эпилепсии. По современным данным кожевниковская эпилепсия - это клинический синдром с широким спектром причинных вариантов.
В свое время среди методов лечения мучительного и тягостного страдания, решительно не уступавшего терапевтическим мерам, широко обсуждалась возможность хирургического лечения кожевниковской эпилепсии, сторонником которого был и сам А.Я. Кожевников. Следует сказать, что идея удаления оперативным путем «злого камня падучей» восходит к античному периоду. «Дробление и удаление мозговых камней» преднамеренно культивировалось цирюльниками вплоть до XVIII века. И. Босх в картине «Операция глупости» зло высмеивал невежество и обман лжецелителей. Этому же сюжету посвящено живописное полотно Я.С. Ван Хемессена «Хирург». Знаменитый Е. Бергман в своих оценках был однозначен: целебность «трепанации эпилептиков» есть «наследие от каменного века». При оценке результатов хирургического лечения эпилепсии автор был безжалостен к коллегам: «. большинство сообщений, относящихся к излечению эпилепсии посредством трепанации, были написаны прежде, чем успела зажить рана».
В конечном итоге оперативное лечение кожевниковской эпилепсии, как хронической формы КЭ, не получило широкого распространения. К сожалению, и все другие методы профилактики и лечения КЭ тоже не сопровождаются драматическим эффектом: до настоящего времени ареал КЭ продолжает расширяться, а заболеваемость - возрастать. Поэтому проблемы своевременного распознавания, профилактики и лечения острых и хронических форм весенне-летнего («русского») энцефалита, в том числе кожевниковской эпилепсии, продолжают оставаться высокоактульными.
А.Я. Кожевников, чьими «наиболее выдающимися чертами характера» и «душевной организации. были любовь к науке и труду», по праву считается одним из основоположников российской неврологии. Неутомимый и скромный труженик, целеустремленный и глубокий исследователь, он создал одну из блестящих отечественных неврологических школ - Московскую, которую украшают такие яркие и звучные имена, как В.К. Рот, Л.О. Даркше-вич, С.С. Корсаков, В.А. Муратов, Г.И. Россолимо, А.А. Корнилов. Ученики и коллеги А.Я. Кожевникова внесли весомый вклад в плодотворное развитие отечественной и европейской нейроморфологии, нейрофизиологии, неврологии, психиатрии, психологии, детской психоневрологии.
После продолжительной и мучительной болезни А.Я. Кожевников ушел из жизни 10 января 1902 г. и был похоронен на кладбище Ново-Алексеев-ского монастыря. Спустя полвека редакция «Журнала невропатологии и психиатрии» уважительно и справедливо писала о крупнейшем ученом и талантливом медицинском организаторе: Алексей Яковлевич Кожевников по праву занимает одно из почетнейших мест в истории не только русской неврологии, но и русской медицинской науки вообще». Минувшие времена в полной мере подтверждают справедливость таких оценок профессиональной и организаторской значимости А.Я. Кожевникова в истории отечественной неврологии.
Литература
1. Бахтина, З.И. О музее клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова / З.И. Бахтина // Неврологический журн. - 1996. - № 1. - С. 44-45.
2. Кожевников, А.Я. Нервныя болезни и психиатрия / А.Я. Кожевников. - М.: Типография К.С. Индриха, 1883. - 88 с.
3. Кожевников А.Я. Задачи общества и история его учреждения / А.Я. Кожевников // Сообщения, сделанные 21 октября 1890 года в первом публичном заседании общества невропатологов и психиатров. - М.: Типограф. А.И. Мамонтова и К°, 1891. - С. 1-10.
4. Кожевников Алексей Яковлевич / Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. - СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона, 1895. - Т. 30. - С. 576.
5. Кожевников А.Я. Курс нервных болезней. Лекции, записанные студентами. Издание четвертое. А.Я. Кожевников. - М.: Тов-во скоропечат. А.А. Левенсон, 1904. - 356.
6. Михайленко А.А. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа / А.А. Михайленко. - СПб.: Фолиант, 2007. - 480 с.
7. Михеев В.В. А.Я. Кожевников - создатель отечественной неврологии и клиники нервных болезней / В.В.Михеев, А.М. Вейн // А.Я. Кожевников и современная неврология. Труды 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Т. 56. Под ред. В.В. Михеева.
- М.: 1 ММИ им. И.М. Сеченова, 1868. - С. 9-15.
8. Михеев В.В Нервные болезни. 5 издание / В.В. Михеев, П.В. Мельничук. - М.: Медицина, 1981. - 344 с.
Контактная информация
Кузнецов А.Н.
Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова 105203 г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70