Научная статья на тему 'А. В. СВЕШНИКОВ В ПРОЕКТЕ «ПОЗНАЙ МИР ИСТОРИИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ)'

А. В. СВЕШНИКОВ В ПРОЕКТЕ «ПОЗНАЙ МИР ИСТОРИИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиевистика / историческое просвещение и популяризация / интернетпереписка / «Познай мир истории» / А. В. Свешников / Омский государственный университет / medieval studies / historical education and popularization / Internet correspondence / “Know the world of history” (“Poznaj mir istorii”) / A.V. Sveshnikov / Omsk State University

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назыров Павел Флорович

В публикации представлены воспоминания главного редактора научно-популярного журнала «Познай мир истории. Популярная энциклопедия исторической науки» Павла Назырова о сотрудничестве с историком-медиевистом А. В. Свешниковым. На основании интернет-переписки раскрывается работа над подготовкой двух выпусков журнала, посвящённых медиевистике и французскому историку Марку Блоку, раскрывается роль А. В. Свешникова не только как исследователя, но и как популяризатора исторической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.V. SVESHNIKOV IN THE PROJECT “KNOW THE WORLD OF HISTORY” (BASED ON CORRESPONDENCE)

The publication presents the memoirs of Pavel Nazyrov, editor-in-chief of the popular science magazine “Know the World of History. A Popular Encyclopedia of Historical Science” (“Poznaj mir istorii. Populyarnaya enciklopediya istoricheskoj nauki”) about his collaboration with medievalist historian Anton Sveshnikov. On the basis of Internet correspondence, the work on the preparation of two issues of the journal dedicated to medieval studies and the French historian Mark Blok is revealed, the role of A. Sveshnikov is revealed not only as a researcher, but also as a popularizer of historical science.

Текст научной работы на тему «А. В. СВЕШНИКОВ В ПРОЕКТЕ «ПОЗНАЙ МИР ИСТОРИИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 4 (40). С. 38-44.

УДК 82(6+92+94):930

Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(4).38-44

П. Ф. Назыров

А. В. СВЕШНИКОВ В ПРОЕКТЕ «ПОЗНАЙ МИР ИСТОРИИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ)

В публикации представлены воспоминания главного редактора научно-популярного журнала «Познай мир истории. Популярная энциклопедия исторической науки» Павла Назырова о сотрудничестве с историком-медиевистом А. В. Свешниковым. На основании интернет-переписки раскрывается работа над подготовкой двух выпусков журнала, посвящённых медиевистике и французскому историку Марку Блоку, раскрывается роль А. В. Свешникова не только как исследователя, но и как популяризатора исторической науки.

Ключевые слова: медиевистика; историческое просвещение и популяризация; интернет-переписка; «Познай мир истории»; А. В. Свешников; Омский государственный университет.

С Антоном Свешниковым судьба свела нас в 2019 г. Так получилось, что знакомство это осталось заочным - мы общались по переписке и телефону - но именно подготовленные Антоном выпуски нашего журнала стали одними из его последних работ, которые, наверное, позволяют составить представление о нём не только как талантливом историке, но и замечательном популяризаторе науки.

Несколько слов о самом проекте. Целью журнальной коллекции «Познай мир истории» является рассказ о комплексе дисциплин, в своей совокупности представляющих современную историческую науку, её собственной истории на Востоке, Западе и России, об учёных, с именем которых связаны важные моменты в её развитии, а также исторических феноменах и событиях прошлого. Одна из идей нашего партворка - чтобы этот рассказ наши читатели получали из «первых рук», от самих исследователей и экспертов, представляющих близкие им области исторического знания. Учитывая, что этот рассказ должен быть популярным и обращён-ным к непрофессиональной и даже подростковой (12+) аудитории, он требует отказа от «профессионального высокомерия», желания и, что очень важно, умения говорить простым, доступным языком о достаточно слож-

ных вещах, иными словами - вступать в область публичной истории.

Всё это, конечно, выдвигает определённые требования к качествам авторов - участников проекта. Сложной и двойственной в этом случае является и роль главного редактора. С одной стороны, он выступает в качестве своеобразного «соавтора» и даже «руководителя» выпуска, но чем выше уровень привлекаемого автора-эксперта, тем сложнее редактору - даже профессиональному и эрудированному историку - выдерживать эти позиции «на равных». С другой -редактор научно-популярного проекта выступает «представителем» той разнообразной аудитории, на которую рассчитан журнал, критически оценивающим сложность и доступность предлагаемого текста. И надо сразу сказать: в обоих этих отношениях я встретил полное понимание Антона Вадимовича, а представленные им тексты соответствовали самым придирчивым требованиям, как будто их автор давно и успешно занимался популярным изложением своей дисциплины. Впрочем, учитывая преподавательский опыт моего коллеги и его талант рассказчика, в известном смысле так оно и было. И требовалось только конвертировать давно накопленные приёмы и находки в формат популярного письменного текста.

Хотя работа над проектом в целом началась на рубеже 2014 и 2015 гг., первые выпуски коллекции увидели свет только в конце 2018 - начале 2019 г. Тогда же, при определении линейки номеров, встал вопрос и о подготовке журнала, посвящённого самой «романтической» исторической дисциплине - медиевистике. Главным редактором в качестве автора была предложена кандидатура А. Свешникова, и тогда же ему было отправлено письмо с нашими предложениями. А вскоре был получен и положительный ответ на него.

«Здравствуйте, уважаемый Павел Фло-рович! Я получил Ваше письмо на Academia.edu. Предложение заманчивое, хотя я никогда в подобных проектах не участвовал. Давайте попробуем! Ваш Антон Свешников» (5 апреля 2019 г.)1.

Уже 25 апреля, после знакомства с материалами проекта и рекомендациями редакции, автором, находившимся тогда, кстати, за пределами России, был подготовлен и отправлен в редакцию черновой набросок структуры выпуска2. С этого момента работа над ним приобрела конкретный характер: уточнялось содержание вводных разделов, сроки работы, обсуждалась проработка отдельных сюжетов и возможность использования тех или иных иллюстративных материалов. Наш новый автор стремился детально представить формат нового для себя проекта, корректно и рационально выстроить деловое взаимодействие с редакцией. Большинство вопросов обсуждались достаточно свободно и уважительно, «на равных», без лишних амбиций и какого-либо нажима с обеих сторон.

В начале мая структура номера была окончательно утверждена на редколлегии, и работа над текстом перешла в практическое русло. «Я уже "включился" в работу над выпуском, - писал Антон Вадимович, - сделав два первых раздела, но, если можно, мне нужно пару - тройку дней подумать, чтобы определиться со сроками» (8 мая 2019 г.).

Привожу ниже довольно крупные фрагменты нашей переписки на самом серьёзном моменте работы над выпуском. Они показательны как пример ответственного отношения к делу, чтобы, взглянув в приоткрытую «дверь» нашей рабочей «кухни», читатель

смог убедиться, насколько серьёзно прорабатывались вопросы для подготовки популярного выпуска 12+. И насколько при этом известный автор-медиевист был тактичен и демократичен в отношениях с редактором, знания которого в основном ограничивались общей эрудицией по предмету.

7 июля автором был прислан первый вариант текста, показавший, что новый выпуск уже состоялся.

«Здравствуйте, уважаемый Антон Вадимович! Спасибо за качественный и интересный текст. Первое впечатление очень положительное). Думаю, что основа выпуска у нас есть.

Предложения по иллюстрациям в тексте сделаны удобно для работы...

Есть несколько вопросов и предложений, поэтому сразу перейду к ним.

1. Мне кажется, что в разговоре о медиевистике нам иногда не хватает самого Средневековья: фрагментов текстов, казусов и пр. Так, в разговоре о крестьянах - фрагмента документа с обращением к господину, с фиксацией повинностей и т. д.; про город -с фрагментом цехового Устава или договора с сеньором. Можно было бы дать их на странице на отдельных вставках "для создания атмосферы". Под них, кстати, иногда проще подбирать картинки-иллюстрации из какого-нибудь месяцеслова.» (П. Назыров, 12 июля 2019 г.).

Редактура заняла больше времени, но, наконец, с комментариями редактора текст был отправлен автору.

«Здравствуйте, уважаемый Павел Фро-лович!

Я доработал текст в соответствии с Вашими пожеланиями, вопросами и рекомендациями и отправляю Вам то, что у меня получилось. Где-то я вносил исправления непосредственно в текст, где-то делал их в вынесенных примечаниях. Для того, чтобы мои исправления были заметны, они в тексте в большинстве случаев выделены жёлтым цветом.

Есть ряд моментов, которые хотелось бы особо проговорить.

1. Я, по Вашей просьбе, "добавил Средневековья", т. е., сделал вставки и сноски с фрагментами средневековых источников.

2. Дописал заключение.

3. Сделал в примечаниях развёрнутые подписи к иллюстрациям, там где они на мой взгляд нужны. А мне кажется, что нужны они далеко не везде.

4. Немного исправил, поменяв название, первый раздел основной части, который раньше назывался "Глобальное средневековье". Хотя изучение этой проблематики сейчас сама актуальная тенденция медиевистики, видимо, в силу ограниченности объёма, популярного характера издания и невнятности моего изложения нужно было исправить. Постарался учитывать Ваши пожелания, но в полученном результате я не уверен. Можете править этот и другие разделы, как сочтёте нужным.

5. Поменял название в следующем разделе. Текст практически не менял и вот по какой причине. Вы совершенно правы, главной в нём является именно та итоговая фраза, на которую Вы обратили внимание. Но мне хотелось (поскольку наш номер посвящён медиевистике, а не средневековью) логику движения науки к этой идее - от марковой теории через корпоративизм средневековья. И мне кажется, что получилось. Поэтому менять не хочется. Тем более, что описание марковой теории в тексте мне тоже кажется удачным.

6. Опять-таки поскольку номер посвя-щён медиевистике, то в моём восприятии его структура выглядит так: а) история становления дисциплины; б) средневековье с точки зрения современной медиевистики; в) мастерская историка. Если бы номер был по-свящён средневековью, его структура была бы совершенно иной. В силу этого я прошу оставить имена и фамилии историков, встречающиеся в первом разделе. Науку делают люди. Это минимум классиков, имена которых нельзя не упомянуть. Что касается второй (основной) части, то тут я с Вами совершенно согласен. Оставляем только "цитируемых" и с "вкладом". Остальных убираем.

7. В этом плане мне несколько жалко потерять "Персону" Тьери. Мне кажется, что, во-первых, раздел был неплохо написан. А, во-вторых, в нём была заложена принципиально важная идея о том, что медиевистика развивается не герметично, а отвечая на актуальные вопросы современной общественной жизни. Мы каждый раз задаём сред-

невековью новые значимые для нас сейчас вопросы, и в силу этого наше восприятие средневековья меняется. Больше в тексте мы нигде об этом не говорим, а это важно. Другими словами, если вдруг появится возможность "вернуть" этот раздел, я попросил бы его вернуть. Может быть, даже за счёт замены первого раздела основной части.

8. Подумав, я решил отказаться от идеи делать "зачины" к отдельным разделам. Особой необходимости я в них не вижу, а объёма они (3-4 предложения на страницу) съедают много. Итак получается, что чем больше я сижу над текстом, тем больше он "разбухает".

9. Естественно, "поплыли" страницы, но я надеюсь, что справиться с этим для Вас не составит труда.

10. Для меня остаётся открытым вопрос об иллюстрациях к "Мастерской историка". Я, конечно, могу сейчас сделать фотографии Бремена (собственно, под Бремен раздел и писался), но это же будут по качеству очень (!) любительские фотографии. Как поступим?

11. А те иллюстрации, которые я подбирал и пересылал Вам с другого адреса, совсем не подошли?

Прошу прощения за назойливость, но это же "для пользы дела".

А так - правьте текст, как считаете нужным.

С наилучшими пожеланиями, Ваш АС» (А. Свешников, 2 августа 2019 г.).

Работа над «Медиевистикой» вступила в завершающую фазу. Её итогом спустя некоторое время стал текст выпуска, в одном из разделов которого («Мастерская науки») достойное место заняли и фотографии любезного сердцу Антона Вадимовича города Бремена. Но одновременно в «недрах» редакции возникла мысль продолжить ряд подготовленных к тому времени «персональных» и «персонализированных» выпусков, посвящённых отдельным учёным, сложившимся направлениям и даже национальным школам. Среди обсуждавшихся кандидатур были и отечественные: Т. Грановский - основатель русской медиевистики, коллега В. О. Ключевского профессор П. Виноградов, открыватель Хазарии археолог М. Артамонов, немец Т. Моммзен и шотландец Т. Карлейль, «колумбы российских древно-

стей» ХУП-ХУШ столетий и историки-евразийцы, «великие дилетанты» (Г. Шлиман, Т. Хейердал) и историки средневекового арабского Востока.

Антону Вадимовичу, как историографу и медиевисту, был предложен выпуск о М. Блоке, составившем эпоху в развитии европейской науки ХХ столетия. Сразу скажем, что этот номер получился совсем другим в сравнении с «Медиевистикой». Там автор выступал проводником в неповторимый мир Средневековья и одновременно раскрывал перед читателем «кухню» самой науки, те тонкие «инструменты», с помощью которых далекое и загадочное прошлое становится понятным, получает объяснение и обретает «вторую жизнь» на страницах исторических исследований.

Новый номер оказался выдержан в другом ключе - жанре популярной биографии. Это был рассказ о жизни и творчестве великого историка и человека, на личном примере доказавшего, что можно не только изучать историю, но и творить её; совместившего научную беспристрастность и любовь к родине, дважды бравшегося за оружие и погибшего от рук гестапо за несколько месяцев до освобождения своей родной Франции.

Ещё на стадии обсуждения выпуска, по-свящённого медиевистам (начало октября 2019 г.), Антон Свешников предложил несколько кандидатур как героев, так и авторов такого выпуска. Так, А. В. Антощенко мог бы, по его мнению, выступить автором номера о П. Г. Виноградове, а А. И. Клюев -о русском медиевисте Н. П. Оттокаре. «Оба они, - писал о своих коллегах Антон Вадимович, - действительно прекрасные специалисты по этим темам, а, кроме того, достаточно ответственные в качестве авторов, и номера журналов могут быть просто замечательными. Да, и сами герои, крупные, но не очень "раскрученные" фигуры. А, кроме того, одновременно и отечественные и зарубежные учёные». Важным моментом для А. В. Свешникова была и его загруженность рядом проектов, почему приступить к работе над «своим» выпуском он смог бы только зимой, о чём честно предупредил нас в письме. Однако вариант с харизматичным М. Блоком на редколлегии всё же обошёл конкурентов: тандем Марк Блок - Антон

Свешников показался редакции более убедительным.

Уже через несколько дней, 23 октября, редакция получила черновой вариант структуры выпуска о Марке Блоке. 29 октября, после небольшой корректировки и согласования с автором, она была утверждена на редакции. Одновременно с первым «свешни-ковским» номером («Медиевистика») началась активная работа над вторым. В начале февраля был готов и авторский текст-макет.

«Уважаемый Павел Фролович! Отправляю Вам черновик макета номера про Марка Блока. Естественно, я подходил к "утверждённой" структуре номера не "как к догме", а как сами знаете к чему. Как всегда, Вы, если Вам кажется, что в целом подходит, можете редактировать и править текст так, как сочтете нужным. Если нет, дайте знать, что переделать.

С иллюстрациями чуть сложнее, чем с номером про медиевистику, но свои предложения я выделил, как и в прошлый раз, курсивом в тексте.

Специально оставил небольшой запас по объёму для вставок и подписей под иллюстрациями.

Жду правки, замечаний и предложений» (А. Свешников, 2 февраля 2020 г.).

Март - апрель 2020 г. стали временем активной работы над вторым нашим совместным выпуском. Снова должен извиниться перед читателем за пространное цитирование нашей переписки. Она позволит лучше и объективнее представить не только процесс создания текста, разрешение возникающих разногласий между мэтром-медиевистом (мы прекрасно понимали, кто наш автор) и редактором, стремящимся выдержать пропорции научности и популярного подхода, понятного для читателя-дилетанта. Но и - что очень важно - увидеть позицию Антона Свешникова по целому ряду сложных историографических моментов, «полем» для которых в этот раз стал просветительский проект.

Развернувшаяся пандемия и все связанные с ней сопутствующие обстоятельства также наложили свой отпечаток на нашу работу. Вузы России в большинстве перешли на дистанционное обучение, продержавшееся, с оговорками, до следующего учебного года.

«Здравствуйте, уважаемый Антон Вадимович! С некоторым опозданием отправляю Вам редактуру выпуска. Прошу меня извинить. Запуск проекта в Питере оказался делом довольно хлопотным, учитывая состав нашей редакции в 5 человек. Да и перевод на дистант нашего вуза добавил работы.

Ещё не завершил подбор иллюстраций, только наметил вместе с Вами возможные варианты, чтобы не повторять нашу "Медиевистику". Я немного скорректировал материал разделов по работам Блока - "Средневековому обществу" и "Апологии", постарался изложить эти части более популярным языком, "развернуть" некоторые вещи для нашего читателя. Посмотрите, пожалуйста, не слишком ли я вторгся в Ваше видение Блока - я к нему тоже неравнодушен... » (П. Назыров, 24 марта 2020 г.)

«Добрый день, уважаемый Павел Фроло-вич! Я просмотрел присланный Вами текст. Вы, безусловно, проделали очень большую и серьёзную работу. Мои комментарии, исправления, дополнения и вопросы - в примечаниях. Название "Марк Блок. Жизнь в истории" -на мой взгляд, очень хорошее. Мне не очень нравится аннотация, но других идей у меня нет, поэтому пусть остаётся такой.

Очень жаль, что Вы совсем убрали из текста и даже из списка литературы "Характерные черты французской аграрной истории". На мой взгляд, это одна из лучших работ историка, явно недооценённая у нас, в силу специфики траектории рецепции идей Блока в отечественной историографии и влияния А.Я. Гуревича.

Жду Вашего ответа, Ваш АС» (А. Свешников, 26 марта 2020).

«Здравствуйте, Антон Вадимович! Спасибо за быстрый ответ по выпуску.

Аннотация только набросок - после 20 других новые "штампуются", а их надо бы сочинять.

С "Аграрной историей" Вы, вероятно, правы. Давайте название мы вернем, сам сюжет о "аграрных" предпочтениях Блока в сокращённом виде - в пределах 1-2 абзацев - остался там, где мы говорим о феодальном обществе. Я даже скорректирую название главы как Феодальное общество глазами французского историка. Но важно изложить это популярно читателю - даже

ещё не студенту, поэтому я пошёл на существенное сокращение текста и даже позволил себе в 2 сюжетах некоторую переработку Вашего материала. Надеюсь только, что не топорно - ведь я не медиевист...

Я поработаю с текстом и постараюсь максимально учесть Ваши замечания» (П. Назыров, 26 марта 2020 г.).

«Здравствуйте, уважаемый Антон Вадимович! Как Ваши дела? Как переход на дистант?

Отправляю Вам на согласование иллюстрированный текст выпуска. В вордовском файле оставил пару вопросов в примечаниях факультативного характера. Кроме того, для 23 страницы подобрал и перевел, с лакунами, небольшой отрывок из записей М. Блока 1938 г., которые были обнаружены в российских архивах (вероятно, в РГВА, куда поступали "трофейные документы"), а в 1994 г. переданы семье историка российской стороной...» (П. Назыров, 22 апреля 2020 г.).

«Здравствуйте, уважаемый Павел Фро-лович!

Хочу Вам сказать, что Вы проделали очень большую и очень качественную работу как по редактированию текста, так и по подбору иллюстраций. Иллюстрации в целом очень хорошие и интересные. Мне не очень нравится иллюстрация с Хлодвигом, но пускай остаётся. Хорош макет обложки, но не слишком ли "размыта" фотография Блока?

Мои ответы, вопросы, предложения и замечания - в примечаниях к тексту. Со всем остальным я согласен» (А. Свешников, 23 апреля 2020 г.).

«Здравствуйте, Антон Вадимович! Спасибо за ценные комментарии и уточнения. Практически все они были мной учтены. Оставил "коллективную память" в сюжете о Хальбваксе, пусть даже без пояснений. Всё же это важно. Пусть посмотрят сами, если заинтересуются.

Со Страсбургом так и тянет поставить два "с".

Цитаты Блока о "еврействе" и ряд других пойдут отдельными небольшими вставками - мы так делали в выпуске о Ключевском. То есть они не будут прямо "привязаны" к конкретным местам текста, но соответствовать общему содержанию страницы будут.

При подборе иллюстраций сразу ориентировался на возможность их приобретения / использования. Это довольно трудоёмкая часть работы. Несколько чёрно-белых фото и скринов из видеохроники - там, где это получилось допустимо и корректно -провёл через программу по преобразованию в цветное фото (Эйфелева башня, парад 1919 г.).

Симона Видаль подписана так на одном французском сайте по генеалогии. А если "Симона Видаль, мадам Блок"?

Французский текст на 24 странице я оставил для Вас, для проверки корректности перевода. Переводил сам, не владея языком -что, конечно, нонсенс. Помогли братья-переводчики Яндекс и Гугл. И в отличие от них, я всё же историк и понимал, о чём идёт речь у Блока.

Что касается обложки, то с ней ещё будут работать дизайнер-верстальщик. Попробуем вытянуть.

Ещё раз спасибо! Отправляем текст на корректуру. Предварительно выпуск утвержден на редакции. Сразу после корректуры я пришлю Вам итоговый файл с текстом для подписи и отправки в редакцию. Вероятно, в условиях «изоляции» хотя бы подписанных сканов, если попасть на почту не получится. Но это всё уже после корректуры» (П. Назы-ров, 23 апреля 2020 г.).

В июле автором был согласован, подписан и отправлен издателю итоговый текст номера «Марк Блок». Ситуация с выходом и распространением журнала в условиях эпидемии оставалась сложной, а это значит, что сдвигались и предполагаемые сроки выхода журналов, что беспокоило и автора, и редакцию партворка. К сентябрю 2020 г. наша совместная работа над текстом была завершена, но редакционный «конвейер» продолжал работать - в течение осени оба выпуска прошли бильд-редактуру и были гото-

вы к верстке, намеченной на начало 2021 г. К сожалению, на ситуации с журналом сказались месяцы ограничений, самоизоляция покупателей и временное закрытие партнёрских торговых точек. Но, несмотря на фактическое прекращение продаж после тестового запуска, редакция продолжала подготовку к федеральному запуску. Именно эти вопросы - ожидаемого выхода выпусков - и обсуждались в наших последних с Антоном Вадимовичем письмах.

К сожалению, дальнейшая работа над выпусками проходила уже без участия автора, а сам он так и не увидел их напечатанными. С возобновлением активной публикации партворка встал вопрос и об издании двух номеров, подготовленных Антоном Вадимовичем. По предложению коллег историка -Н. В. Гришиной (ЧелГУ), А. И. Клюева (ОмГУ) и других - редакция журнала совместно с руководителем проекта К. Е. Федори-ниным приняли решение о внеочередной публикации 14 («Медиевистика») и 15 («Марк Блок») выпусков. Часть средств на издание была собрана по подписке среди коллег Антона Свешникова и наших читателей. Редакция и коллеги историка рассматривают выход двух последних работ Антона Свешникова как дань памяти талантливому медиевисту и историографу, его незапланированное «послание» самой широкой аудитории. Надеемся, они найдут своего читателя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее приводятся материалы электронной переписки А. В. Свешникова с главным редактором журнала П. Ф. Назыровым. Орфография и стилистика оригинала сохранены.

2 Безусловно, за рамками данной публикации остаётся целый «пласт» работы А. В. Свешникова над выпусками - прежде всего его правки и комментарии непосредственно «на полях» черновых вариантов текста, которые сохраняются в электронном архиве главного редактора.

Сведения об авторе

Назыров Павел Флорович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета, главный редактор журнальной коллекции «Познай мир истории» (Челябинск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 454084, Россия, Челябинск, Проспект Победы 162В E-mail: pfnazyrov@mail.ru РИНЦ AuthorlD: 76792 ORCID: 0000-0003-0431-1431

Информация о статье

Дата поступления 20 августа 2023 г.

Дата принятия в печать 10 октября 2023 г.

Для цитирования

Назыров П. Ф. А. В. Свешников в проекте «Познай мир истории» (по материалам переписки) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 4 (40). С. 38-44. й01: 10.24147/2312-

1300.2023.10(4).38-44.

P.F. Nazyrov

A.V. SVESHNIKOV IN THE PROJECT "KNOW THE WORLD OF HISTORY" (BASED ON CORRESPONDENCE)

The publication presents the memoirs of Pavel Nazyrov, editor-in-chief of the popular science magazine "Know the World of History. A Popular Encyclopedia of Historical Science" ("Poznaj mir istorii. Populyarnaya enciklopediya istoricheskoj nauki") about his collaboration with medievalist historian Anton Sveshnikov. On the basis of Internet correspondence, the work on the preparation of two issues of the journal dedicated to medieval studies and the French historian Mark Blok is revealed, the role of A. Sveshnikov is revealed not only as a researcher, but also as a popularizer of historical science.

Keywords: medieval studies; historical education and popularization; Internet correspondence; "Know the world of history" ("Poznaj mir istorii"); A.V. Sveshnikov; Omsk State University.

About the author

Pavel F. Nazyrov - PhD in Historical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of History of Russia and Foreign Countries, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)

Postal address: 162V, Prospekt Pobedy, Chelyabinsk, 454084, Russia

E-mail: pfnazyrov@mail.ru

RSCI AuthorlD: 76792

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: 0000-0003-0431-1431

Article info

Received August 20, 2023

Accepted October 10, 2023

For citations

Nazyrov P.F. A.V. Sveshnikov in the Project "Know the World of History" (Based on Correspondence). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 4 (40), pp. 38-44. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2023.10(4).38-44 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.