Научная статья на тему '«а в соединение с торгоуцким народом кочевать желания не имеем»'

«а в соединение с торгоуцким народом кочевать желания не имеем» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««а в соединение с торгоуцким народом кочевать желания не имеем»»

в 1904 г. несли по долине Теренга на «шире» - ханской «носилке» с сиденьем. Возможно, потомка Амыр-Саны, возглавившего до известных событий две депутации к царю в Петербург, решили ставить в 1904 г. на ханский трон. Вот что вспоминает внучка князя Кыйтыка, жительница села Кырлык Вера Даниловна Иркитова: «..зимой 1930 г. всю нашу семью девять человек во главе с дедом Кыйтыком 70-летним, отцом Иркитом Тоодот 37 лет, матерью Ижен 40 лет, дочь известного бая Аргымая и моих двух братьев, сноху и троих сестер под конвоем в пешем порядке привели в Бийск. А дальше до Красноярска с остановками в разных тюрьмах... Я родилась в 1937 г. в Красноярском крае, в с. Мунтуль Богучанского района. Из всей семьи мы вернулись четверо - отец, мать, сестра и я. По словам матери известно, что дед Кыйтык был князем, много раз ездил в Петербург к царю по земельным и другим вопросам. У него имелись дома много сутр, которые он читал вместе с ламами. В молениях 1904 г. в Теренге он был главным, за что и посадили его в тюрьму Томска, но он был оправдан...».

Но важная магическая ритуальная часть проходила в тайне от населения. Магическая часть любой религии носит тайный характер.

Исследовательские работы по бурханизму в советское время затрагивали лишь внешние стороны процесса, с учетом идеологии того времени. Многие показания информаторов и самих участников возрождения бурханизма позднее были переориентированы на идеологию «большинства» в государстве, а значит, культурно-ис-торические, религиозно-философские и сакральные аспекты остались за рамками исследований.

Литература

1. Абаева, Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Л. Л. Абаева - М., 1992.

2. Герасимова, К. М. Обряд защиты жизни в буддизме Центральной Азии / К. М. Герасимова - Улан-Удэ, 1999.

3. Данилин, А. Г. Бурханизм / А. Г. Данилин. - Горно-Алтайск, 1993.

4. Позднеев, А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу: изд. репринтное / А. М. Позднеев. - Элиста, 1993.

УДК 39:7

К Э. Ямаева

«А В СОЕДИНЕНИЕ С ТОРГОУЦКИМ НАРОДОМ КОЧЕВАТЬ ЖЕЛАНИЯ НЕ ИМЕЕМ»

Переход алтайских племен в состав России в 1756 г. был осложнен тем, что они не хотели переселяться на Волгу к калмыцкому хану. В числе прочих аргументов (отдаленность от родной земли, непривычные условия кочевания, разорение войной и слабость и т.д.) алтайцы называли и другую причину - нежелание жить рядом с торгоуцким народом.

Вместе с тем известны противоположные факты, когда предки алтайцев - белые телеуты - по собственному выбору покинули родной Алтай и уехали жить в «чужую землю» - на Тянь-Шань, в Киргизию. Переезд начинался в 1708 г., вслед за «великим кочевьем» енисейских кыргызов в 1703 г. Правда, часть из них вернулась на родину к 1715 г., но часть народа осталась в Киргизии и до сих такие алтайские роды, как мундус, теелес, найман, «считаются» частью киргизского этноса. Таким образом, очевидно, считалось, что с каким-то народом можно кочевать рядом, а с каким-то - «желания не имеется».

Мы попытались углубиться в историю алтайско-калмыцких отношений и понять причину столь резко отрицательного отношения алтайцев к тор-гоутам, которое дорого стоило алтайцам.

Как известно, большинство алтайских племен, в частности, такие крупные, как тодощ, теелес, кыпчак, были исторически ориентированы на крупнейшую этническую группу ойратов - дербетов. В их историческом сознании дербеты представляются чуть ли не как «предки» (тёс). В архиве Института алтаистики им С. С. Суразакова имеются сведения, собранные от информаторов У. Сарикова, Т. Можоевой, А. Анатова, согласно которым устанавливается связь этих алтайских племен именно с дербетами.

Дербеты - западно-монгольские племена, участвовавшие в создании Джунгарского (или ойратского) государства. Первоначально дербеты, хошоуты, торгоуты, джунгары (чоросы) называли себя дурбен-ойрата-ми, т.е. четыре ойрата. Не вдаваясь в детали (племенной состав, имена предводителей племен, местожительство и т. д.), перечислим лишь эпохальные события, который сыграли впоследствии свою роль.

Начиная с середины XV в. в борьбу монгольских племен, которые притязали на «великоханский престол», включились представители правящего ойратского рода Чорос, родственники Чингисхана по женской линии. Ойратский Эсен-тайша (середина XV в.) убил законных наследников - чингизидов, узурпировал власть и объявил себя монгольским ханом. Остался один наследный принц Баян-Мунке-джинонг. Его мать была дочерью Эсен-хана. Когда у нее родился сын, Эсен-хан приказал убить принца. Но мать укрылась со своим ребенком в стойбище своего родственника - урянхайского нойона. Мальчик вырос, женился на дочери своего покровителя. У них родился сын Бату-Мунке. В это время в Халхе правил Манду гул-хан (1463-1467). К нему и переехала жить семья Бату-Мунке. Когда хан умер, его жена, происходящая из рода Чорос, по имени Мандухай-Сайн-хатун, «взяла себе в мужья» в 1470 г. малолетнего Бату-Мунке. Через 3 года, в 1473 г. Бату-Мунке был возведен на ханский престол и получил ханское имя Даян-хан.

Следует отметить, что в свое время к Мандухай-хатун сватался Унэбо-лод, глава племени хорчин, к группировке которого примыкали ойраты, олегеты, хойты и тайджиуты. Однако Мандухай отклонила его предложение. Она не только отказала человеку, стоявшему во главе ойратов, но и в последующем возглавила поход на ойратов, имевший для последних губительные последствия. Исследователи расходятся в датировке похо-

да (1469,1470,1479, 1480 гг.). Важно лишь то, начиная с этого времени у ойратов начинается «черная полоса в истории». После этого они ни разу не выигрывали значительные сражения с восточными монголами (1479, 1562, 1572 гг.). В конце XVI в. ойраты предприняли попытку закрепиться в Средней Азии, но в 1595 г. потерпели поражение от казахов, после чего направление их продвижения было преимущественно северным. Констатация событий, происходивших в ойратской истории в течение всего XVII в., свидетельствует о двух главных направлениях во внутренней и внешней деятельности ойратских ханов. Во внешней политике - стремление вернуть былое господство над восточными монголами (кратковременное правление Эсен-тайши) и возродить великую монгольскую империю, во внутренней политике - стремление преодолеть раскол и междоусобицу, укрепить государственность. Ойратам не суждено было править всеми монголами. Прежде всего, их притязания на монгольский трон не были легитимными - они были всего лишь «племянниками Чингисхана». Во-вторых, им это не удавалось, потому что на стороне западных монголов всегда стоял Китай. Китайские императоры пресекали все попытки ойратов как вернуть монгольский трон (поход Гаддан-Бошокту-хана в Западную Монголию в конце 80-х - начале 90-х гг. XVII в.), так и контролировать торговлю с Китаем и Средней Азией на юге (туркестанский поход Цеван-Рабдана в начале XVIII в.).

Территория Западной Монголии была не только исконными владениями ойратов. Здесь, в местности Хан-Хухей (в районе Упса-нура) был погребен Эсен-хан. Один из его сыновей, Хоэрхуда, поселился с ойрата-ми на р. Ганьгань (т. е. в верховьях Енисея). Некоторые последователи отожествляют Хоэрхуда с Араган-тайша, возглавившим переселение ойратов на север [10, с. 26].

Часть западно-монгольских племен - торгоуты, возглавляемые Сант Тебене, вынужденные продвигаться на север, вскоре столкнулись с племенами урянхайцев (1587 г.) [10, с. 26]. Потерпев поражение от объединенных войск урянхайцев (возглавляемых Сайн Маджиком) и восточных монголов (возглавляемых Алтын-ханом), торгоуты ушли к озеру Зайсан [2, с. 43]. В целом ойраты воевали в Алтын-ханом и урянхайцами в 1587 [2, с. 72], 1616, 1623 [4, с. 134], 1628-1629 гг. [2, с. 61].

В начале XVII в. во главе ойратских племен стояли дербетский Далай и торгоутский Дзорикту. Они кочевали вверх по Иртышу. В 1604 г. брат Дзорикту, Хо-Орлюк, отделился от них и кочевал отдельно в верховьях Иртыша. В 1608 г. Хо-Орлюк подвергся нападению урянхайцев и отрядов Алтын-хана. Он прибыл в район Тары и кочевал поблизости русских границ. Эта жа участь постигла Далая, и он также прикочевал к русской границе и кочевал по реке Оми [2, с, 79].

Другая часть торгоутов, возглавляемая Сан Серденге, кочевали, как упоминалось выше, в районе озера Зайсан (близ озера Алаколь, между Зайсаном и Тарбагатаем) [10, с. 26].

Истоки Иртыша занимали племена хойтов. Некоторое время хойтский Сайн-Хя оказался в районе Богдо-Ула [10, с. 26].

В верховьях же Иртыша в 1606-1608 г. кочевал хошоутский Байбугас.

Постоянным владением его была территория у рек Бачи и Ганжил, Цинхай [2, с. 82].

В Западной Монголии, по рекам Уту и Нарин-Гол кочевал чоросский Кара-Кула. Упоминается что некоторое время рядом с ним обитал и тор-гоутский Сайн-Тебене, перекочевавший вскоре на север, но затем ему пришлось уйти на территории западнее озера Зайсан [2, с. 61].

Можно предположить, что в наихудшем положении в начале XVII в. оказались торгоуты крыла Сан Тебене. Ушел вплотную к русским пределам и Хо-Орлюк. За неимением источников мы не можем судить о характере их взаимоотношений с алтайскими племенами.

Очень сложным было положение внутри ойратского государства. В течение XVII в. постоянно происходили столкновения между ойратс-кими племенами. При этом можно заметить определенную стабильность союзов между отдельными племенами и группировками. Так, наиболее близкими по целям и духу оказывались дербеты и хошоуты. Их связывало не только общее стремление занять господствующее положение в государстве, но и историческое родство, уходящее в еще во времена Чингисхана. Аналогично были связаны чоросы и торгоуты. Их связывали многократные династийные браки: в 1640 г. сын торгоутского князя Дайчина женился на дочери Батур-хана, от брака которых родился будущий хан калмыцкого народа - Акже, который жил в чоросском дворе до 1654 г.; второй женой Цеван-Рабтана была дочь Аюке-хана - Се-тержаб, мать Шуну-батыра (первой женой его была дочь хошоутского князя Кюнгу - мать Галдан-Церена, правившего джунгарским троном в 1727-1745 гг.).

Наиболее крупный конфликт между группировками произошел в 1625-1628 гг. Конфликт (формально «борьба на наследство Чина», одного из бездетных сыновей Кара-Кула-хана), развернувшийся между двумя другими сыновьями, закончился тем, что дербеты во главе с Да-лаем потерпели поражение от чоросов, к которым примкнули торгоуты [2, с. 93; 4, с. 134]. В 1625 г. Хо-Орлюк покинул своего сюзерена Далая, «увел свой народ на Волгу» и очень скоро занял там господствующее положение [3, с. 57]. С тех пор появилось мнение о предателях торгоутах. В результате междоусобной войны хошоуты ушли на юг, торгоуты - на запад [8, с. 65]. Дербеты и джунгары (чоросы) остались на Алтае. Выиграли от конфликта чоросы во главе с Кара-Кула-ханом [2, с. 96]. На чу-улгане (на съезде) ойратских тайшей в 1634 г. один из его сыновей стал ханом всей Джунгарии и взял титул Батур-хунтайджи (1634-1653 гг.).

Очередное столкновение между дербетами и торгоутами состоялось в 1642 г. Причиной конфликта послужила жена Дайчина, сына Далая. Дайчин был женат на дочери Хо-Орлюка. Случилось так, что она взяла с собой 7-летнего сына и вместе со своими людьми бежала к своему отцу. Преследуя их, Дайчин встретился с войском торгоугов. Состоялось сражение, в котором дербеты потерпели поражение. Весь улус Дайчина численностью в 7000 человек достался торгоутам [3, с. 79].

Другой крупный конфликт, в котором участвовали дербеты, состоялся в 1646 г. Хошоутский Кундулен Убаши выступил против джунгарс-

кого Батур-хунтайджи и хошоутского Очирту Цецен-хана. Состоялось Ухарликское сражение, в котором принимали участие, с одной стороны, дербеты и хошоуты, с другой - джунгары и часть хошоутов [11, с. 180]. Сражение состоялась на реке Хуху-Усун в районе Каратала. Считается, что поводом для сражения послужил отказ Кундулен Убаши участвовать в военном походе против казахов, предпринятом Батур-хунтайчы. Джунгарский хан разгромил казахское войско. Но затем решил наказать Кундулен Убаши [2, с. 132]. Это сражение известно тем, что в нем участвовали алтайские племена.

Если речь зашла об участии алтайских племен в конфликтах в Джунгарском государстве, следует отметить следующие факты. Исследователь Н. С. Модоров сообщает, что к телеутскому хану Абаку (ум. 1634 г.) неоднократно прибывали послы от джунгарского Кара-Кула-хана с просьбой оказать помощь в борьбе различного рода врагами. Но Абак всегда отказывал ему. Аналогичные эпизоды происходили и при Батур-хунтайджи. По этой причине джунгары таили обиду на телеутов. Между ними происходили и столкновения (1657-1659 гг.) [4, с. 136].

Сказанное выше интересует нас, как и было обозначено в цели статьи, с точки зрения взаимоотношений джунгаров и алтайцев (или теленгитов, как они чаще всего назывались в XVIII в.).

В XVIII в., как выясняется, алтайские племена не хотели ехать на Волгу не только по вполне естественной причине не покидать родину, но и по той, что не хотели «кочевать рядом с торгоутамн». При этом они опасались за свою жизнь из-за давней вражды между ними и торгоутамн. Уже почти забытая вражда, на наш взгляд, обусловлена тем, что, во-первых, торгоу-там, в отличие от других ойратских племен, приходилось погранично соприкасаться с урянхайскими и алтайскими племенами и иметь земельные споры; во-вторых, остались воспоминания о предателях торгоутах (покинувших дербетского Далая) и дербетско-торгоутовском сражении, когда улус Дайчина оказался в плачевном положении. Часть алтайских племен не забывали свои родственные корни с дербетами. Алтайские племена (не телеутские, а таутеленгитские), находившиеся в номинальной зависимости от джунгарских ханов, подчинявшиеся им через наместников [7, с. 74], в междоусобной войне могли занимать ту или другую сторону. (В принципе, в какой-то степени был прав алтайский зайсан Омбо, отказавшийся участвовать в сборе теленгитского войска, объяснив это тем, что не следует алтайцам участвовать в междоусобице джунгарских ханов).

Наша статья ни в коем случае не претендует на полноту анализа всех событий и сведений. За неимением мы ограничивались небольшим кругом источников, и попытались в общих чертах представить те события, которые так или иначе обусловили картину политической и исторической борьбы на территории Джунгарии и Горного Алтая к 1756 г.

Литература

1. Батмаев, М. М. Калмыки в XVII - XVIII вв. / М. М. Батмаев. - Элиста, 1993.-381 с.

2. Златкнн, И. Я. История джунгарского ханства. 1635 - 1756 / И. Я. Златкин. -М., 1964.-481 с.

3. Кичиков, М. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов / М. Кичиков. - Элиста, 1966.

4. Модоров, Н. С. Хаара-хула и его роль в консолидации ойратских племен в начале XVII в. / Н. С. Модоров // Алтай и Центральная Азия: историческая преемственность. - Горно-Алтайск, 1999. - С. 13-136.

5. Моисеев, В. А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в XVIII в. - М., 1983. - 147 с.

6. Монгольские источники о Даян-хане. - М., 1986. - 133 с.

7. Самаев, Г. П. Горный Алтай в XVII - середине XIX в.: проблемы политической истории и присоединения к России / Г. П. Самаев. - Горно-Алтайск, 1991.-254 с.

8. Санчиров, В. П. «Илэтхэл Шастир» как источник по истории ойратов / В. П. Санчиров. - М., 1990. - 135 с.

9. Тадыев, П. Е. Поворотный пункт в истории Горного Алтая / П. Е. Тадыев // Великая дружба. - Горно-Алтайск, 1956. - С. 5-43

10. Чернышев, А. И. Общественное и государственное развитие ойратов в XVIII в. / А. И. Чернышев. - М., 1990. - 135 с.

11. Чимитдоржиев, Ш. Б. Взаимоотношения Монголии и России XVII-XVIII вв./ Ш. Б. Чимш-доржиев. - М., 1978. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.