Научная статья на тему 'А. В. Ситников. Церковь в структуре гражданского общества'

А. В. Ситников. Церковь в структуре гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. В. Ситников. Церковь в структуре гражданского общества»

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА

А. В. Ситников

ЦЕРКОВЬ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА*

Алексей Владимирович Ситников, кандидат философских наук, член экспертного совета при Комитете Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, считает, что «церковь может рассматриваться как один из институтов гражданского общества, не подопечного государству» (с. 11).

Особенность институтов гражданского общества состоит в солидарности между свободными и равными партнерами. К этим институтам относятся группы по защите имущественных, жилищных, потребительских прав и интересов, товарищества собственников жилья, женские организации, садовые и дачные товарищества, спортивные, туристические, охотничьи объединения, профессиональные и творческие союзы и проч. Одним из институтов гражданского общества была и остается церковная община и в Европе, и в Америке. Такая община обладает определенной самостоятельностью от церковной иерархии.

Гражданское общество понимается как добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан. «Постоянство социальных взаимодействий невозможно без воспроизводства культуры данного сообщества, общей памяти, традиций, ценно-

* Ситников А.В. Церковь в структуре гражданского общества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М.: Аст ПРИНТ-Медиа, 2011. -Т. 1. - С. 11-17.

Церковь в структуре гражданского общества

стей, которые объединяют людей без принуждения, которые они готовы сообща защищать» (с. 12).

Французский социолог и культуролог Пьер Бурдье (1930— 2002) разработал понятие «габитус» (лат. habitus - внешность, наружность), т.е. свободное производство социокультурных практик. Оно означает условия взаимного согласования действий и практик человека с коллективной памятью, с целями и культурными нормами. П. Бурдье писал: «Являясь продуктом истории, габитус производит практики как индивидуальные, так и коллективные, а следовательно - саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей» (цит. по: с. 12).

Гражданское общество означает общественное доверие, общественную солидарность, культурный капитал, нормативный консенсус, т.е. согласие. Если основой неформальных социальных отношений является доверие, то распространена такая модель как сети. Они состоят из индивидов, социальных групп, организаций и ряда взаимосвязей между ними. «Сетевые организации - это основа общественной самоорганизации, того, что называется гражданским обществом» (с. 13). Церковь состоит из сети приходов, т.е. религиозных общин, членство в которых «основано на совместной деятельности, достижении общих целей объединившихся граждан» (с. 13).

Диакон Андрей Кураев в статье о демократии в Православной церкви называет историческое православное монашество прообразом гражданского общества1. «Объединяющим началом сетевой структуры (сети приходов) здесь выступает идейная, духовная связь, общность убеждений и целей» (с. 14). Псевдо-Дионисий Ареопагит писал в V в., что церковь - это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов. И это отнюдь не иерархия власти, богатства, престижа и контроля. С.Н. Булгаков (1871-1944) полагал, что иерархия в церкви есть прежде всего «власть совершения тайнодействия» (цит. по: с. 14).

«Наличие иерархического начала в объединениях верующих (глава прихода - настоятель, который подчиняется епископу и т. д.) не лишает их признаков самоорганизации и добровольности» (с. 14). Словом, для церкви характерно сочетание иерархического

1 Кураев Андрей, диакон. В Православной церкви есть место для демократии. - Режим доступа: Шр//^^^ге^аге.га/аг11с1е42794.Ь1т

А.В. Ситников

начала и сетевой структуры, ведь церковная иерархия не является бюрократической. Здесь добровольность членства, свобода действий верующих, преданность определенным ценностям, идеалам и нормам, а не какой-то должности, «делает невозможным концентрацию власти на вершине иерархии» (с. 14). Духовная власть главы прихода основывается лишь на его авторитете и умении убеждать.

Структура гражданского общества состоит из ряда блоков. Во-первых, это социальный блок в сферах взаимопомощи и социальной поддержки (например, благотворительные организации и проч.). Во-вторых, это клубы по интересам, разнообразные группы самоусовершенствования. В-третьих, блок, куда входят отношения, связанные с образованием, наукой, культурой, защитой окружающей среды, защитой памятников культуры и т.п. Наконец, это правозащитные организации, группы гражданского контроля, осуществляющие контроль за действием исполнительной власти, процедурой выборов и т. д. В структуре гражданского общества необходимо отметить информационную сферу, т.е. средства массовой информации (СМИ).

«Деятельность православных приходов, а также общественных организаций и объединений православных верующих во многом повторяют данное структурное деление» (с. 15). Одним словом, сочетание иерархического начала и черт сетевой структуры в организациях и объединениях православных верующих является значимым элементом в структуре гражданского общества.

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.