Научная статья на тему 'А. В. Костина массовая культура как культура диалога'

А. В. Костина массовая культура как культура диалога Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.Г.

Костина А.В. Массовая культура как культура диалога // Цивилизации: Сб. ст. М., 2006. Вып. 7: Диалог культур и цивилизаций. С. 234-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. В. Костина массовая культура как культура диалога»

А. В. Костина

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРА ДИАЛОГА*

Идею «диалога культур» предложил М. Бахтин, «который видел в диалогическом сосуществовании залог бесконфликтного культурного развития» (с. 235). Теоретическим посылом к разработке теории «диалога культур» стала для М. Бахтина концепция О. Шпенглера о возможности восприятия мировых культур в качестве личностей. В такой диалог, по мысли Бахтина, должны быть включены и современные культуры.

Понятие «диалог», пишет А. В. Костина, означает такую «социокультурную коммуникацию, которая направлена на установление понимания, на признание многообразия как факта культурноисторического развития (от субкультур до цивилизаций) и права на подобное многообразие» (с. 236). Одним из механизмов осуществления подобного диалога является массовая культура. Далее автор реферируемой статьи рассматривает ряд объективных противоречий: а) между видами социальных отношений, присущих различным типам общественных систем; б) между национальными и этническими культурами; в) между культурой «центра» и культурой «периферии». В России эти противоречия, считает А.В. Костина, проявляются особенно явно.

Первое из противоречий обусловлено присутствием в России различных типов общества - постиндустриального, индустриального и специфических форм доиндустриального общества. Главным источником «напряженности в современном общественном пространстве являются те противоречия между системами ценностей, которые обусловлены экономическими (индустриаль-

* Костина А.В. Массовая культура как культура диалога // Цивилизации: Сб. ст. - М., 2006. Вып. 7: Диалог культур и цивилизаций. - С. 234-259.

ными) и постэкономическими (постиндустриальными) отношениями» (с. 239).

Вторым узлом противоречий и источником напряженности в российском обществе постперестроечного периода становятся те социокультурные отношения, которые складываются между социальными стратами. Причем речь идет об усилении расслоения общества не только по экономическому, но и по образовательному признаку. Общий уровень экономической элиты достигает 95% имеющих высшее образование и 65% имеющих ученые степени. Причиной существующих в настоящее время в России классовых различий становится именно образовательный уровень.

«Третьим очагом напряженности являются такие конфликтные зоны, как крупные мегаполисы, стремительно растущие за счет плотных миграционных потоков» (с. 241). Здесь существует очаг напряженности в виде противоречий между различными субкультурами, сформированными по этническому признаку. Ввиду сложности национальной культуры, воплощенной в художественных текстах, «ее ценности и смыслы для основной массы населения остаются почти недоступными для понимания» (с. 243).

Массовая культура является таким механизмом, который способен решать целые комплексы проблем, т. е. налаживать информационный обмен между различными общественными группами, снимать противоречия и напряженность, существующие между ними. Массовая культура способна осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием, она равно доступна «всем членам общества вне зависимости от их социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания» (с. 245).

В современном обществе массовая культура выполняет функции по формированию единого социокультурного пространства как пространства диалога. «Массовая культура, распространяемая средствами массовой коммуникации, является сегодня универсальным каналом трансляции основных смыслов культуры, подчиняющим своему формату все, что попадает в сферу ее влияния» (с. 253). Массовая культура осуществляет определенное взаимодействие между высокой и специализированной культурами, она

включает в «общее коммуникативное пространство различные субкультурные общности, а в масштабе мировой культуры - различные культурные миры» (с. 257). Массовую культуру можно рассматривать как культуру, принципиально диалогичную по своей природе.

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.