Научная статья на тему 'А. Т. Гисматуллин - нарком просвещения Башкирской республики в 1926-1928 годах'

А. Т. Гисматуллин - нарком просвещения Башкирской республики в 1926-1928 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕКТОР / NATIONAL EDUCATION PEOPLE'S COMMISSARS OF EDUCATION OF THE BASHKIR REPUBLIC
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Т. Гисматуллин - нарком просвещения Башкирской республики в 1926-1928 годах»

; i ■ rv.D. i—fJGun

А.Т. ГИСМАТУЛЛИН - НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1926-1928 ГОДАХ

Ключевые слова: Уфимский учительский институт, Уфимский институт народного образования, ректор.

Keywords: national education people's commissars of education of the Bashkir republic.

Недавно вышла в свет монография Р.З. Алмаева «Школьное образование в Башкирской АССР: история, достижения, традиции» [1], в которой предпринята попытка провести исторический анализ проблем становления и развития системы народного образования за первые два десятилетия Советской власти, перестройки учебно-воспитательного процесса и решения кадровых проблем в годы Великой Отечественной войны и развития школ в Башкирии в послевоенный период (до конца 1966 года). К сожалению, недостаточно исследованы в ней история создания в Башкирии в 20-30-е годы единой государственной системы образования и проведение национальной политики в этом вопросе. В книге практически не отражен и личный вклад в решение указанных проблем первых руководителей Башнар-компроса, блестящей плеяды деятелей народного образования, ставших впоследствии жертвами сталинских репрессий и потому незаслуженно забытых и, фактически, остававшихся до последнего времени неизвестными широкой общественности [2-5]. В галерее этих исторических лиц «белым пятном» до сих пор оставалось имя Абдуллы Тухватуллови-ча Гисматуллина, наркома просвещения Башкирии в 1926-1928 годах.

Из «Автобиографии А. Гисматуллина» [6-9]: «Я, Абдулла Тухватуллович Гисматуллин (Абдулла Гисма-ти), родился 14 марта 1883 года. Отец мой - башкирин из Каргалов (Сеитовский посад) Оренбургской губернии1, мать - киргизка. Она умерла, когда мне было приблизительно три с половиной года. Отец получил образование в медресе города Троицка2 Оренбургской губернии и в годы учебы летом выезжал учительствовать (мулдаке) среди киргизов, каковая практика велась в те времена до Февральской революции среди учащихся татаро-башкир. Затем он учительствовал (халфалек) среди татар в городе Кустанай, до смерти моей матери. Отец женился вторично, и мы переехали сначала в Каргалы, а через два-три года вернулись обратно в Кустанай, где родители мои вышли из крестьянского сословия и записались в число городских мещан. Отец до конца своей жизни (он умер в 1921 году) продолжал учительствовать. Тем же занималась и моя мачеха (ее звали Махбубжамал), которая умерла в 1920 году».

Начальное образование Абдулла получил у своего отца, а в 1896 году его определили на учебу в одно из только что открывшихся в Троицке медресе, где он прослушал курсы исламоведения, арабской литературы, в особенности турецкой и персидской.

Из «Автобиографии А. Гисматуллина»: «... По традиции того времени я заучивал наизусть произведения арабских поэтов, грамматические и синтаксические правила, равным образом хадисы3 и Коран, в силу чего довольно основательно усвоил арабский язык и арабскую литературу. После окончания медресе поступил учиться в одноклассную школу русского языка, превратившуюся вскоре после открытия в 2-классное училище, которое я прошёл за один год. При училище были открыты бухгалтерские курсы, которые я охотно посещал и также окончил.

С первого года обучения в медресе, не ожидая материальной помощи со стороны родителей, я репетировал других по предметам мектебе и медресе. В первый год обучения я обслуживал состоятельных учащихся (ставил

самовары, варил обед), за что имел право питаться за их счет и получал месячное жалование по 10-15 копеек с каждого из одноклассников, которые группировались по 4-5 человек. Со следующего года пребывания в медресе я просуществовал на средства, получаемые за репетирование малоуспевающих одноклассников и благотворительную помощь, которая в то время оказывалась учащимся в медресе.

С 1902 года начал работать, в мектебе, сначала в качестве учителя, а затем заведующего... ».

Практически не сохранились документы, свидетельствующие о том, как население небольшого уездного города Троицка, в том числе преподаватели (мударрисы) и учащиеся (шакирды) местных медресе и мектебов встретили Первую русскую революцию 1905-1907 годов. А ведь среди них были такие в будущем видные деятели башкирского национального движения, как Шайхзада Бабич, Габдулхай Иркабаев, Инан Абдулкадыр, Муллаян Халиков и другие. Шакирды медресе «Расулия» на заседаниях созданного ещё в 1901 году «Научного общества» активно обсуждали наиболее важные проблемы национальнодемократического движения мусульман России, в том числе задачи и действия образованного в августе 1905 года Союза российских мусульман, действия мусульманских фракций в 1-ой и 2-ой Государственных думах, свободу слова, печати, союзов, веротерпимости, смягчения политики русификации национальных окраин. В связи с этим особую ценность представляют те строки «Автобиографии» Абдуллы Гисматуллина, которые описывают события 1905-1907 годов глазами активного их участника.

Из «Автобиографии А. Гисматуллина»: «... Мы начали получать разные книги и литературу. Из Турции нам доставлялась подпольная тогдашняя молодо-турецкая газета «Кенежтюрк-молодо-тюрк». По многим вопросам нам помогала и держала в курсе всех дел единственная в своем роде газета «Таржеман»4, издаваемая в Бахчисарае. Враждебное настроение против царского режима усилилось со времени Японской войны. Именно тогда началось мое общение с революционерами.

В дни революции 1905 года я принял активное участие в демонстрациях, составлял и печатал на гектографе прокламации как на татарском, так и на казахском языках. В этих работах поддерживал контакты с русскими революционерами. Свои действия мы согласовывали в квартирах большевиков (Кулики, Ялымовы) и эсера Зиссера, где встречались с Л. Сосновским, политссыльными Поповским и другими. В предвыборной компании в члены Государственной думы мы пытались объединить татарскую часть населения с революционной частью русского народа.

Весной 1906 года я выехал из Троицка в Казань для участия на съездах учащихся и учителей, которые были проведены нелегально. В августе того же года принял участие в работе Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Нижнем Новгороде, затем вернулся в Троицк, но ненадолго, так как начались преследования со стороны царской охранки. Поход на руководителей революционных движений усилился, одних арестовывали, а другие были вынуждены покинуть Троицк. В 1907 году я был вынужден выехать из Троицка в Казань, где проживал до поступления в Психоневрологический институт в Петербурге, созданный В.М. Бехтеревым5.

В Казани в первый год своего приезда состоял преподавателем естествознания и математики в медресе Галимшана Баруди . Одновременно продолжил свою литературную деятельность, началом которой считаю 1904 год, когда первая моя статья была напечатана в газете «Тардшаман» под псевдонимом Байгадыл».

В Казани молодой мударрис медресе «Мухаммадия» Абдулла Гисматуллин стал посещать заседания Казанского общества неврологов и психиатров, созданного В.М. Бехтеревым ещё в те годы, когда он в Казанском университете с 1885 по 1893 годы возглавлял первую в России кафедру психиатрии. В то время В.М. Бехтерев уже работал в Петербурге, но его ученики оставшиеся в Казани, продолжали развивать идеи своего учителя, в центре интересов которого всегда стояла проблема создания учения о личности, как основы восприятия человека и преодолении аномалий в его поведении. Посещения заседаний этого общества, несомненно, предопределили желание Абдуллы Гисматуллина поступить в Психоневрологический институт, основанный В.М. Бехтеревым в Петербурге еще в 1908 году.

Работая в Казани мударрисом, Абдулла Г исматуллин самостоятельно подготовился и сдал экзамен за полный курс русской гимназии. По просьбе профессора Казанского университета Н.Ф. Катанова7, им была написана история одного из памятников арабской литературы.

Из «Автобиографии А. Гисматуллина»: «... В Казани, а затем и в Петербурге, печатался в газетах: «Юлдуз», «Кояш», «Акбар», «Казан мухабире» и журналах «Сююмбике», «Тарбия», «Акюл»8, написал несколько учебников по географии, арифметике и естествознанию, перевел с русского на татарский язык «Новые законы о частных школах», «Основные законы в духовных собраниях», а с арабского на татарский язык несколько сур (стихов) Корана.

В Петербурге временами преподавал в Татарской школе и занимался репетиторством, беспрерывно продолжая общественно-политическую работу, участвуя в студенческих собраниях, подпольных кружках. В 1914 году ездил в Гельсингфорс (Финляндия) для организации культурно-просветительного общества среди проживающих там татар».

До лета 1914 года Абдулла Гисматуллин прослушал три полных курса юридического факультета Психоневрологического института, но из-за сложного материального положения был вынужден прервать свою учебу и поступить на службу в Полевое строительное управление, занимавшееся заготовкой дров и лесоматериалов для постройки железных дорог. В качестве агента Юрьевского участка Везенбургского района (в Эстонии) он проработал до начала Февральской революции. Был избран председателем Комитета рабочих и служащих этого участка. От этого Комитета Абдулла Гисматуллин уехал делегатом на Всеуправлен-ческий съезд, состоявшийся в январе 1918 года в Петрограде. На этом съезде его избрали в состав Президиума Главного комитета рабочих и служащих, в котором периодически он работал за председателя. Во время наступления немцев на Петроград это учреждение эвакуировалось в Пермь, а летом 1918 года было переведено в Москву.

Из «Автобиографии А. Гисматуллина»: «... 15 декабря 1918 года я переехал из Москвы в Петроград, где стал заведовать Мусульманской секцией Петроградского отдела Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац)9. Принимал активное участие в выпуске газеты «Кызыл Шималь»10 во время нападения Юденича на Петроград и прибытия башкирских частей был назначен редактором газеты «Салават» 11 Башкирской дивизии и принимал участие в организации политических курсов для башкирских красноармейцев.

... Осенью 1920 года был назначен политическим комиссаром Института востоковедения в Москве12, одновременно руководителем Института живых восточных языков в Петрограде13 и продолжил политработу по старой должности».

В эти годы Абдулла Гисматуллин одновременно являлся научным сотрудником Нар-комнаца и членом Совета национальностей ВЦИК. Свободно владевший башкирским, татарским, арабским и турецким языками А.Т. Гисматуллин был уже довольно авторитетным ученым-востоковедом. Об этом свидетельствуют, в частности два следующих факта.

Муса Бигиев14, крупный мусульманский богослов начала XX века, в предисловии к своей книге «Азбука ислама», увидевшей свет в 1923 году, писал: «Моя книга в основной её части содержит очень много трудных, сложных и пока ещё никем не разрешенных спорных ученых вопросов. Поэтому желал бы иметь среди ее экспертов таких солидных ученых, как профессор-тюрколог Гордлевский15 и Абдулла эффенди Гисматуллин»[10]. Работая в Наркомнаце, А.Т. Гисматуллин принимал активное участие в деятельности комиссии Народного комиссариата по делам национальностей по вопросам реформы и составления национальных алфавитов на основе латинской графики, в которую он входил как представитель Института живых восточных языков. В 1927 году А.Т. Гисматуллин, уже будучи наркомом просвещения БАССР, входил в Комитет нового башкирского алфавита при БашЦИКе [11].

После ликвидации Наркомнаца (в феврале 1924 года) Абдулла Гисматуллин в Уфе: сначала он председатель Госплана республики, а с февраля 1926 по октябрь 1928 года -народный комиссар просвещения Башкирской АССР.

Это было время, когда сеть общеобразовательных учебных заведений в республике распределялась крайне неравномерно как по регионам, так и среди разных национальностей, что сильно беспокоило государственные органы, поскольку подобная ситуация явно препятствовала осуществлению уже намеченной в стране программы всеобщего начального, а затем и семилетнего образования.

Годы, когда А.Т. Гисматуллин стоял у руля Башнаркомпроса, совпали с завершением становления советской системы образования в республике [12-14] и началом активного этапа её реформирования перед вступлением страны в годы первых советских пятилеток16. В это время структура учреждений народного образования Башкирской республики, построенная на тех же принципах, что и по всей РСФСР, состояла из учреждений социального воспитания (Главсоцвос), объединявших дошкольные учреждения, школы I и школы II ступени; учебных заведений профессионального образования (Главпрофобр) и политикопросветительских учреждений (Главполитпросвет).

А.Т. Хисматуллин (в первом ряду четвертый слева) среди участников совещания работников кантонных отделов народного образования (1927г.). Публикуется впервые

Дошкольные учреждения, долженствующие заполнить правильную основу в деле воспитания нового человека, в то время в Башкирии ещё не нашли широкого применения. В 1927/1928 учебном году имелось всего семь детских садов и три дошкольных детских дома, с количеством детей в детских садах - 686 человек, в детских домах - 150 человек. Воспитанники детских садов по национальности распределялись следующим образом: башкир -124 человека (20,7 %), русских - 286 человек (41,7 %), татар - 226 человек (32,9 %), прочих - 32 человека (4,7 %).

Сеть дошкольных учреждений постепенно начала расширяться: летом 1927/1928 года было организовано тридцать три детских площадки с охватом 1650 детей, с осени 1927/1928 года организованы комнаты дошкольников при клубе, а с 1928/1929 года - дополнительно 4 детских сада на средства общественных организаций и родителей, три из них получали дотации из БНКПроса.

Основным типом школ в Башреспублике были в то время школы I ступени (всего 2407) с количеством комплектов 3634. Распределение общего количества школ и комплектов по национальностям было следующим (см. табл.1).

______________________________________________________________________________Таблица 1

Количество школ Количество комплектов

Башкирских 630 748

Русских 857 1508

Татарских 702 1095

Чувашских 78 89

Мари 66 83

Мордовских 38 53

Вотяцких 19 23

Немецких 19 20

Латышских 5 11

прочих 3 4

Приведем также распределение количества учащихся по данным на 1926-27 и 1927-28 годы (см. табл.2).

Таблица 2

| | 1926/1927 | 1927/1928 | Этнограф~~|

Колич. Процент Колич. Процент процент

Башкиры 33549 23,1 35743 23,1 23,5

Русские 57236 39,4 61551 39,8 44,0

Т атары 42585 29,4 44249 28,6 22,5

нацмен 11708 8,1 13147 8,5 10,0

145078 100 154693 100 100

Данные школьных коэффициентов за 1927/1928 учебный год, по сравнению с этнографическими, дают разницу: для башкир - 0,4 %, для русских - 4,2 %, для татар - 6,1 %, для нацменов - 1,5 %. Таким образом, сравнение данных за 1926/1927 и 1927/1928 учебные годы показывает, что Башнаркомпросом в этом плане была поведена большая работа: цифры указывают, что в количественном отношении особой разницы между отдельными национальностями к середине 1928 года уже не имелось и в дальнейшем задача состояла лишь в выравнивании количества учащихся их этнографическими коэффициентами. Однако в качественном отношении ещё ощущались значительные трудности. Так, преподавательский персонал в татарских и башкирских школах по своей квалификации далеко уступал русскому и сплошь состоял из лиц с низшим образованием, в то время как, в русских школах преподаватели со средним образованием составляли значительное большинство. Из общего количества преподавателей из лиц со средним образованием - 40 %, а с высшим - 60 %. Башкирские и татарские школы сильно отставали в плане обеспечения помещениями и оборудованием. Будучи открытыми в кратчайшие сроки, башкирские и татарские школы не имели специальных зданий, большей частью располагались в крестьянских арендованных помещениях, не соответствующих элементарным требованиям школьной гигиены. Поэтому вопросы школьного строительства для татарских и башкирских школ, переподготовки имевшегося персонала, а также выпуска новых преподавателей по-прежнему оставались актуальными.

В социальном отношении школы I ступени, как преимущественно расположенные в деревнях, обслуживали главным образом, крестьянскую массу. Преподавание в них проводилось на родном языке, для башкирских школ были изданы учебники на башкирском языке, а для остальных национальностей были выписаны из других республик учебники на их языках, причем учебники по краеведению были изданы в Башкирии для каждой из национальностей на их родном языке.

В школах II ступени продолжалось образование для окончивших школы I ступени. Показателем степени охвата учащихся школами II ступени является отношение между количеством учащихся школ II ступени к числу учащихся школ I ступени. Этот показатель в идеале должен был быть равен 12,5 %. Подходя с указанным критерием к каждой национальности в отдельности, по данным за 1926/1927 и 1927/1928 годы существовали следующие коэффициенты:

__________________________________________________________________________Таблица 3

1926/1927 1927/1928

Башкиры 3,5 4,3

Русские 12,1 12,7

Т атары 4,7 5,5

Нацмены 7,9 8,4

Средний процент 7,6

Приведенные данные показывают, что средний процент по БАССР являлся ниже нормального показателя в 1927/1928 году на 4,2 %. На практике среди отдельных национальностей имелись ещё большие колебания. В то время как у башкир процент охвата ниже нормального на 8,2 %, у татар он ниже на 7 %, а у нацмен - на 4,9 %, у русских процент охвата выше на 0,2 %. Эти данные являются очередным доказательством неудовлетворительного преподавания в школах I ступени у башкир и татар, в результате чего не имелось нормальной преемственности между школами I и II ступени.

Общее количество школ II ступени в 1927/1928 году было 87 с количеством учащихся 12915 человек. По сравнению с 1924/1925 годом количество этих учебных заведений увеличилось на 64,2 %, а состав учащихся на 85,7 %. Из общего числа школ II ступени имелось 8 школ крестьянской молодёжи, 4 девятилетки, остальные были 5-летками и 3-летками. В дальнейшем все сельские школы II ступени были реорганизованы в школы крестьянской молодёжи и с 1928/1929 года они перешли на программы последней.

Профессиональные учебные заведения являлись в то время, по существу, своеобразной надстройкой над школами-семилетками: они выпускали специалистов средней квалификации. Их основная масса была сконцентрированна в Уфе.

В 1928/1929 году в БАССР существовала следующая сеть профессиональных учебных заведений: Институт народного образования - 1, педагогических техникумов - 7, сельскохозяйственных техникумов - 3, сельхозшкол - 2, медецинских техникумов - 1, профессионально-технических школ - 2, школ фабрико-заводского ученичества - 7, различных классов (по подготовке в вузы, землемерно-лесоводных и других) - 4, учебно-показательных мастерских - 5.

Количество учащихся во всех профессиональных учебных заведениях, по данным на 1927/1928 год, составило 4785 человек. По отдельным учебным заведениям они распределились следующим образом: в педагогических - 2195 человек, в сельскохозяйственных -908 человек, в медицинском - 297, в промышленно-экономическом - 202 человека, в музыкально-художественном - 397 человек, в прфтехшколах - 382 человека, в фабрикозаводских школах - 404 человека. Особенностью профессиональных учебных заведений Башкирии являлось наличие при техникумах подготовительных групп для башкир, татар, нацмен и остальных национальностей.

Анализ этнографических данных по составу учащихся в профессиональных учебных заведениях сильно разнился с удельным весом данной национальности в составе всего населения. Так, башкиры, составляющие 23,5 % всего населения, имели учащихся в про-фобразовательных учебных заведениях на 7,4 % меньше своего состава, татары - на 1,4 % меньше своего состава, и наоборот, русские и нацмены превышали свой удельный вес -первые на 7,4 %, а вторые на - 1,4 %.

Политико-просветительная работа в указанные годы была сосредоточена вокруг изб-читален и красных уголков. Изб-читален в 1928 году имелось: волостных - 112, сельских сетевых - 45, и несетевых - 140, красных уголков - 891. В городе Уфе имелось 9 библиотек, в кантонных городах - 8. При избах-читальнях и красных уголках действовали различные кружки в количестве 1724, в работу которых было вовлечено 33989 человек. При политико-просветительных учреждениях в конце 1928 года имелось 99 кинопередвижек и 1136 радиоустановок, работал передвижной башкирский театр. К политико-просветительской работе относилась также ликвидация неграмотности: в 1926-1929 годах она была ликвидирована у 173836 человек. Отрицательным явлением в этой работе являлась недостаточная квалификация привлеченных к ней работников, а также частая их сменяемость.

Трудности создания башкирской школы усугублялись тем, что фактически в начале 20х годов не было никакой литературы и учебных пособий на башкирском языке. За период с 1923 по 1929 годы усилиями Башнаркомпроса удалось издать на башкирском языке 187 названий книг с общим количеством печатных листов - 77051.

В октябре 1928 года А.Т. Гисматуллин был освобожден от должности наркома просвещения и назначен сначала на должность председателя Совета народного хозяйства Башкирской АССР, а с июля 1929 года - управляющим Башкирского центрального статистического управления. Постановлением БашЦИК и СНК БАССР №42 от 9 апреля 1930 года это управление было упразднено, а его функции, вместе с работниками, были переданы Государственной плановой комиссии республики. А.Т. Гисматуллин стал занимать должность руководителя статистического сектора Госплана БАССР и одновременно заместителя председателя Госплана республики.

3 января 1932 года статистический сектор Госплана БАССР был преобразован в Центральное управление народнохозяйственного учета (Башнархозучет) при Госплане БАССР, и А.Т. Гисматуллин стал занимать должность начальника Центрального управления народнохозяйственного учета. Одновременно он оставался первым заместителем Башгосплана, а по выборным должностям - членом Башкирского ЦИК и членом Ревизионной комиссии Башкирского обкома ВКП(б).

6 января 1937 года в СССР была проведена однодневная перепись населения, результаты которой практически сразу же (через 10 дней) были поставлены под сомнение, а затем изъяты и засекречены [15]. Данные этой переписи долгие годы оставались одной из самых темных страниц истории нашей страны: они свидетельствовали о непредвиденно резком сокращении населения СССР в 30-е годы, что, в первую очередь, было связано с раскулачиванием крестьянства. В общей сложности «недосчитались» около восьми миллионов человек. Этот факт был назван И.В. Сталиным «фашистской ложью» и автоматически вызвал арест сначала всех руководителей Центрального управления народнохозяйственного учета в Москве, а затем и руководителей республиканских служб, в числе которых оказался и начальник Башнарпромхозучета А.Т. Гисматуллин. Его арестовали 28 февраля 1937 года, на второй день после начала печально-известного Пленума ЦК ВКП(б), на котором И.В. Сталин заявил об усилении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму.

В Архиве Управления ФСБ по Республике Башкортостан хранится уголовное дело А.Т. Гисматуллина, из которого следует, что ему было предъявлено обвинение в «связи с белоэмигрантским националистическим центром в Харбине (Китай)», «снабжении иностранных разведывательных органов материалами шпионского характера» и как «участника контрреволюционной националистической организации». Приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 июня 1938 года А.Т. Гисматуллин был осужден по статье 58 (п.п. 2,6,8,11) и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества. В тот же день приговор был приведен в исполнение в Уфе. В то время захоронение жертв политических репрессий осуществлялось на Сергиевском кладбище, но тайно, местонахождение могилы А.Т. Гисматуллина неизвестно17.

Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 28 августа 1957 года приговор от 10 июня 1938 года в отношении А.Т. Гисматуллина был отменён, производство по уголовному делу прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

1. Сеитовский посад (ныне село Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области), основан в 1744 году в восемнадцати верстах к северу то города Оренбурга торговыми татарами, выходцами из Казанской губернии. Назван по имени Саида Хаялина, первого переселенца. В XVIII и начале XIX веков - крупный центр транзитной торговли между Средней Азией и Россией, а также татарской культуры в Оренбургском крае: в начале XX века свыше десяти мечетей с учебными заведениями (медресе и мектебы).

2. Троицк - город в Челябинской области. Основан в 1743 году как крепость (город - с 1784 года). В 1884 году при 5-ой соборной мечети Троицка открылось медресе высшего типа «Расулия», основателем которого был Зайнулла Расулеев (1833-1917), известный общественный и религиозный деятель, просветитель, один из руководителей джи-дадизма. Выпускником медресе был и его сын - Габдрахман Расулев (1981-1950), в 1936-1950 годах муфтий и председатель Центрального духовного управления мусульман России (Уфа).

3. Хадис (от араб. известие, изречение) - предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающие религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым (после Корана) источником права, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.

4. «Тарджеман» (Переводчик) - литературно-историческая и научная газета, издававшаяся в 1885-1918 годах в Бахчисарае (Крым) на тюркско-татарском языке. Издатель и первый редактор Исмаил Гаспринский (1851-1919), известный общественный и политический деятель, педагог, заложивший основы реформирования народного образования тюркских народов, один из организаторов Всероссийских съездов мусульман и партии «Иттифак аль-мусульмин». До 1905 года статьи в газете печатались на русском языке. В 1909-1910 годах в Казани выходило приложение к газете под названием «Галяме сыйбъян» (Мир детей).

5. Бехтерев В.М. (1857-1927) - российский невропатолог, психиатр и психолог. Окончил Медико-хирургическую академию (Петербург, 1878), с 1885 по 1893 годы - заведующий кафедрой психиатрии Казанского университета, в котором создал психофизиологическую лабораторию, организатор Казанского общества невропатологов и психиатров. Основатель Петербургского психоневрологического института (1908) и Института изучения мозга и психической деятельности (1918; ныне Государственный рефлексографический им. В.М. Бехтерева институт по изучению мозга).

6. Баруди Галимжан (1837-1921) - один из идеологов джидадизма, основатель и руководитель медресе «Му-хаммадия», открывшегося а Казани в 1881 году и ставшего в 1905-1906 годах центром ислахского (реформаторского) движения. Участвовал в работе 2-го и 3-го Всероссийских съездов мусульман, избирался членом ЦК партии «Иттифак аль-мусульмин» (Союз мусульман), в 1906-1908, 1913-1917 годах издатель и редактор журнала «Ад-дин вам-адиб» (Религия и нравственность), с 1917 года - муфтий Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири (Уфа).

7. Катанов Н.Ф. (1862-1922) - тюрколог, этнограф, работавший с 1893 года в Казанском университете, в 19111917 - в Казанской духовной семинарии. Действительный член Русского географического общества (1894) и Русского археографического общества (1894). Научные труды по тюркологическому языкознанию и этнографии.

8. «Юлдуз» (Звезда) - общественно-политическая газета, издававшаяся в Казани на татарском языке с января 1906 по май 1918 года. Вышло 1895 номеров, издатель и редактор - А. Максудов.

«Кояш» (Солнце) - ежедневная газета, издававшаяся в Казани на татарском языке с декабря 1912 по март 1918. Вышло 1245 номеров. Издатели - братья Каримовы, редактор - Ф. Амирхан.

«Казан Мухбире» (Казанский вестник) - общественно-политическая и литературная газета, орган партии «Ит-тифак аль-мусульмин». Издавалась с октября 1905 по декабрь 1911 года в Казани на татарском языке. Вышло 416 номеров. Издатели и редакторы: С. Алкин, Б. и Г. Шарафы, А. Сайдашев, Ю. Акчура.

«Тарбия» (Воспитание) - периодический журнал, издававшийся в Казани с февраля по апрель 1908 года; вышло 4 номера.

«Сююмбике» - общественно-политический и литературный журнал, получивший название по имени татарской царицы, предания и легенды о которой связаны с одной из башен Казанского кремля. Издавался в Казани на татарском языке с октября 1913 по январь 1918 года два раза в месяц. Вышло 115 номеров; издатель и редактор Я. Халили.

9. Народный коммисариат по делам национальностей РСФСР (Наркомнац) входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с Декретом «Об учреждении совета народных комиссаров», принятым 2-ым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. В 1917-1923 годах контролировал все вопросы национального строительства в стране: обеспечение мирного строительства и братского сотрудничества всех народов РСФСР, содействие их материальному и духовному развитию применительно к особенностям их быта, культуры, экономического сотрудничества и наблюдение за приведением в жизнь национальной политики советской власти Наркомом был назначен и.В. Сталин.

10.«Кызыл Шималь» (Красный Север) - газета, издававшаяся Петроградским мусульманским комиссариатом на татарском языке с января по март 1919 года. Вышло 7 номеров. Издатель и редактор - К. Сагид.

11. «Салават» - военная газета политотдела Башкирской группы войск, прибывших в сентябре-ноябре 1919 года в Петроград для обороны города от наступления Юденича. Общее число красноармейцев-мусульман, принявших участие в обороне Петрограда, занятием городов Павловск, Гатчина и Ямбург, составило около 26 тысяч человек.

12. Мысль об организации советского востоковедческого вуза в Москве была впервые высказана в 1918 году в письме М. Горького В.И. Ленину. 4 марта 1919 года декретом СНК РСФСР вместо бывшего Лазоревского института восточных языков, основанного в Москве армянской семьей Лазаревых, был создан Армянский институт (позднее получивший название Переднеазиатского института). 7 сентября 1920 года Переднеазиатский институт был реорганизован в Центральный институт живых восточных языков.

13. Петроградский институт живых восточных языков по декрету Совнаркома от 7 сентября 1920 года становился Петроградским отделением Центрального института живых восточных языков (Москва).

14. Бигиев М.Д. (1875-1949) - богослов, общественный и политический деятель. Один из организаторов Всероссийских съездов мусульман (1906-1907) и член ЦК партии «Иттифак аль-мусульмин». В 1917-1930 годах имам в мечетях Петрограда и Москвы. Труды по мусульманскому богословию и философии с 1930 года в иммиграции, умер в Каире.

15. Гордлевский В.А. (1876-1956) - востоковед-тюрколог, академик АН СССР (1946). Труды по турецкому языку, литературе, фольклору, истории Турции средних веков, по истории государства сельджуков. В марте 1917 года Временным правительством был назначен попечителем Оренбургского уездного округа (Уфа), конфликт с которым Уфимского учительского союза в декабре 1917 года привел к забастовке учителей, ставшей известной во всей России. В январе 1923 года В.А. Гордлевский вошёл в состав комисии Наркомнаца по вопросам реформы и составления национальных алфавитов в мусульманских республиках на основе латиницы.

16. Пятилетки (пятилетние планы экономического и социального развития СССР) - составная часть директивного централизованного планирования, введенного в 1928 году (первая пятилетка охватывала 1929-1932 годы). В 1929-1990 годах было принято 12 пятилеток.

17. На момент ареста А.Т. Гисматуллин проживал в Уфе в доме № 37 по улице Сталина (ныне Коммунистической) вместе с супругой Зайнаб, дочерью Наилей и сыном Надыром. Супруга Гисматуллина, беспартийная, домохозяйка, 1898 года рождения, Зайнаб Хусаинова Гисматуллина была арестована 14 сентября 1937 года, осуждена по статье 58 (п. 12) к лишению свободы на пять лет, реабилитирована 6 августа 1956 года. Дальнейшая судьба ее и детей не известна.

Литература

1. Алмаев, Р.З. Школьное образование в Башкирской АССР: история, достижения, традиции [Текст] / Р.З. Ал-маев. - Уфа : Изд. БГПУ, 2008.

2. Ергин, Ю.В. Г.А. Айдаров - первый нарком просвещения Башкирской республики в 1919-1921 годах / Ю.В. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 2 (9). - С.130-139.

3. Ергин, Ю.В. Абдулла Адигамов - первый нарком просвещения Большой Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 8 (15). - С. 86-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ергин, Ю.В. Расстрелянный нарком (к 115-летию со дня рождения Г.К. Давлетшина) // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - № 6. - С. 108-123.

5. Ергин, Ю.В. Газым Касымов - нарком просвещения Башкирской республики в 1924-1926 годах // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 6 (25). - С. 136-149.

6. ЦГА ОО РБ Фонд 122. Оп. 34, дело 23, л.л. 1-4.

7. ЦГА ОО РБ Фонд 122. Оп. 34, дело 227, л.л. 1-3.

8. ЦГА ОО РБ Фонд 122. Оп. 36, дело 714, л.л. 1-11.

9. ЦГА ОО РБ Фонд 9776. Оп. 2, дело 1089, л.л. 1-11.

10. Наследие Мусы Дшаруллаха Бигиева [Текст] : сб. документов и материалов / под ред. А.Г. Хайругдинова. -Ч.1. - Казань : Иман, 2006. - С. 18.

11. ЦГА ОО РБ Фонд 122. Оп. 19, дело 403, л.л. 61-62.

12. «Вся Башкирия за 1925 год». - Уфа : Транспечать, 1925. - С. 176-216.

13. Десять лет Советской Башкирии (1919-1929). - Уфа: изд. Пр-ва БАССР, 1929. - С. 347-363.

14. Краснов, В.П. Народное просвещение в Башкирии // Хозяйство Башкирии. - 1928. - №6-8. - С. 86-103.

15. Жиромская, В.Б. Полвека под грифом «секретно». Всесоюзная перепись населения 1937 года [Текст] / В.Б. Жиромская, В.Н. Киселёв, В.А. Поляков. - М. : Статистика, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.