Научная статья на тему 'А. СЕН О РАЗВИТИИ КАК РАСШИРЕНИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ'

А. СЕН О РАЗВИТИИ КАК РАСШИРЕНИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВЛАСТЬ / ГЕНДЕР / ДЕМОКРАТИЯ / А. СЕН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саламова А.С.

В статье рассматривается учение индийского экономиста и философа А. Сена, изложенное в книге «Развитие как свобода» (1999). Анализируется влияние его идей на становление новых демократических институтов в развивающихся странах, системы гендерного равенства, экономической и политической свободы. Развитие, по мнению А. Сена, должно измеряться степенью свободы той или иной страны. Настоящая свобода определяется социальными возможностями и правами человека и гражданина. Расширение человеческой свободы следует рассматривать как первичную цель и основное средство развития. Значение идей свободы как фактора экономического и социальнополитического прогресса прослеживается на примере роста интереса науки к разным проявлениям данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. SEN ON DEVELOPMENT AS AN EXTENSION OF PEOPLE’S FREEDOM

The article examines the teachings of the Indian economist and philosopher A. Sena, set forth in his book “Development as Freedom” (1999). The influence of his ideas on the formation of new democratic institutions in developing countries, the system of gender equality, economic and political freedom is analyzed. Development, according to A. Sen, should be measured by the degree of freedom of a country. For A. Sen, real freedom is determined by social opportunities and human and civil rights. According to A. Sen, the expansion of human freedom should be considered as the primary goal and the main means of development. The importance of the ideas of freedom as a factor of economic and socio-political progress can be traced by the example of the growing interest of science in various manifestations of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «А. СЕН О РАЗВИТИИ КАК РАСШИРЕНИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_4_22 УДК 33

Саламова Айна Салмановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: salamova_chgu@mail.ru

А. СЕН О РАЗВИТИИ КАК РАСШИРЕНИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ

В статье рассматривается учение индийского экономиста и философа А. Сена, изложенное в книге «Развитие как свобода» (1999). Анализируется влияние его идей на становление новых демократических институтов в развивающихся странах, системы гендерного равенства, экономической и политической свободы. Развитие, по мнению А. Сена, должно измеряться степенью свободы той или иной страны. Настоящая свобода определяется социальными возможностями и правами человека и гражданина. Расширение человеческой свободы следует рассматривать как первичную цель и основное средство развития. Значение идей свободы как фактора экономического и социально-политического прогресса прослеживается на примере роста интереса науки к разным проявлениям данного феномена.

Ключевые слова: свобода; благополучие; власть; гендер; демократия; А. Сен.

UDC 33

Salamova Ajna Salmanovna,

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: salamova_chgu@mail.ru

A. SEN ON DEVELOPMENT AS AN EXTENSION OF PEOPLE'S FREEDOM

The article examines the teachings of the Indian economist and philosopher A. Sena, set forth in his book "Development as Freedom" (1999). The influence of his ideas on the formation of new democratic institutions in developing countries, the system of gender equality, economic and political freedom is analyzed. Development, according to A. Sen, should be measured by the degree of freedom of a country. For A. Sen, real freedom is determined by social opportunities and human and civil rights. According to A. Sen, the expansion of human freedom should be considered as the primary goal and the main means of development. The importance of the ideas of freedom as a factor of economic and socio-political progress can be traced by the example of the growing interest of science in various manifestations of this phenomenon.

Keywords: freedom; well-being; power; gender; democracy; A. Sen.

Успех общества должен оцениваться в первую очередь свободами, которыми пользуются члены общества.

Амартия Сен

В самом конце ХХ в. мировая общественная мысль пополнилась книгой, сыгравшей большую роль в общественном прогрессе -«Развитие как свобода» [1]. Интерес к книге объяснялся не только тем, что ее автором был индийский ученый и профессор американских и британских университетов Амартия Кумар Сен всего лишь год назад (1998) получивший Нобелевскую премию «за вклад в экономическую теорию благосостояния», но и сутью проблемы, поднятой автором и тесно увязанной с экономической жизнью стран и народов. В отличие от идеологов сво -бодного рынка и проповедников достоинств «свободного мира», набивших оскомину своими утверждениями, что капитализм - это подлинный «рай человечества» и «общество равных возможностей», индийский ученый четко и последовательно препарировал это понятие, разложил его по частям и дал научную оценку феноменам «свобода» и «развитие».

Еще в начале XIX в. за политической экономией закрепилось название «мрачная наука». Вывести экономическую науку из тьмы к свету пробовали многие, но мало кому это удавалось. А. Сен внес серьезный вклад в это дело в рамках экономики и философии, привлекая внимание к конкретному решению проблем несправедливости и расширяя рамки организации благосостояния [2-7].

Одним из величайших влияний современного мира является идея экономического роста. В наши дни каждая нация стремится к экономическому росту, чтобы на нее не навесили ярлык «бедной нации». Это предполагает, что единственным измерением развития является экономический рост.

Современный капитализм более или менее свободен делать все, что он пожелает, пока он обещает достичь неуклонного экономического роста. Однако позволяет ли экономический рост, вызванный капитализмом, в равной степени процветать отдельным людям и обществам? Это весьма спорно. Вместо того, чтобы обеспечивать благосостояние людей, современная экономическая

система эксплуатирует людские массы, воспринимая их скорее, как средство, чем как цель.

Движимый таким духом, современный капитализм не в силах обеспечить устойчивое развитие для каждого человека и общества. Скорее, он обманывает людей, предлагая им привлекательный выбор в производстве и распределении товаров и услуг ради простых эфемерных преимуществ. Он маскируется, предоставляя людям некоторую свободу взаимодействия, которую опыт и исследования определяют как простой оптимум. Тем не менее люди нужны капитализму, чтобы стимулировать экономический рост в цикле потребление-производство, без которого его операции были бы менее эффективными, если не эффективными вообще. Капитализм обеспечивают создание частных пространств для достижения успеха своих проектов на максимальном уровне.

Современный капитализм идет дальше, создавая и развивая теории, которые поддерживают его поведение и попытки свободно преследовать наибольший интерес. Одной из этих теорий является неолиберальная экономическая теория, которая в настоящее время оказывает влияние на все экономическое пространство. Однако эта теория во многом искажает представление о людях и их возможностях. Как спасти людей от вводящих в заблуждение отношений между капитализмом и индивидуумами или обществами, чтобы достичь устойчивого и оправданного экономического роста для всех? Этот вопрос все более конкретно ставится на повестку для социально-экономического дискурса.

В своем подходе к возможностям развития А. Сен утверждает, что нужно покончить с простым экономическим ростом, который стремится подорвать устойчивое инклюзивное развитие. На самом деле устойчивое развитие требует большего, чем максимизация полезности и экономический рост. Для того чтобы наслаждаться результатом своего труда человеку требуется истинная свобода делать то, что он считает стоящим. Таким образом, людям нужна свобода, чтобы быть и делать то, что у них есть основания ценить, чтобы обеспечить целостное человеческое развитие.

Экономическое развитие, утверждает А.

Сен, выходит за рамки увеличения богатства - речь идет о расширении свободы. В его книге содержатся рассуждения и даются определения свободы и справедливости, а также то, что стоит за понятием «быть бедным». Автор придерживается целостного взгляда на бедность и характеризует ее как препятствующую способности людей вести ту жизнь, которую они хотят. Таким образом, бедность - это нечто большее, чем низкий доход, это отсутствие возможностей. И наоборот, развитие - это нечто большее, чем просто увеличение богатства, это - увеличение возможностей.

В глобальной экономике, где, несмотря на беспрецедентный рост общего благосостояния, современный мир лишает элементарных свобод огромное количество людей - возможно, даже большинство людей, - отмечает А. Сен, все еще возможно практически и оптимистично восстановить чувство социальной ответственности.

Для А. Сена настоящая свобода определяется социальными возможностями и правами. Следовательно, человеку нужны способности, чтобы заниматься тем, что обеспечивает его благополучие, и функции, чтобы стать тем, чего он хочет от участия в общественных начинаниях. Подход А. Сена, основанный на возможностях, направлен на достижение индивидуальной свободы в направлении конкретного целостного индивидуального развития. Все еще можно задаться вопросом, могут ли индивидуальные привилегии быть жизнеспособными в ущерб социальным привилегиям, учитывая, что каждый человек является социальным существом?

Освобождая идею индивидуальной свободы от ассоциации с какой-либо конкретной исторической, интеллектуальной, политической или религиозной традицией, А. Сен наглядно демонстрирует ее нынешнюю применимость и возможности. Индивидуальные свободы, считает ученый, необходимо распространить на социальные свободы, чтобы и отдельные люди, и общество в целом могли развиваться одинаково. Основная мысль автора книги «Развитие как свобода» сводилась к тому, что расширение человеческой свободы следует рассматривать как первичную цель, так и основное средство развития.

А. Сен утверждает, что свобода является

одновременно конечной целью и наиболее эффективным средством поддержания экономической жизни, ключом к обеспечению общего благосостояния всего населения мира.

В своей книге А. Сен объясняет, как в мире беспрецедентного роста общего благосостояния миллионы людей, живущих, к примеру, в странах «третьего мира», все еще несвободны. Даже если они технически не являются рабами, им отказывают в элементарных свободах, и они так или иначе остаются в заключении из-за экономической бедности, социальных лишений, политической тирании или «культурного авторитаризма». Основная цель развития - распространить свободу и ее «тысячу прелестей» на несвободных граждан. А. Сен убедительно утверждает, что свобода является одновременно конечной целью социальных и экономических механизмов и наиболее эффективным средством достижения общего благосостояния.

Социальные институты, такие как рынки, политические партии, законодательные органы, судебная система и средства массовой информации, способствуют развитию, расширяя свободу личности и, в свою очередь, поддерживаются социальными ценностями. Ценности, институты, развитие и свобода тесно взаимосвязаны. А. Сен связывает их вместе в элегантной аналитической структуре. Задавая вопрос: «Какова связь между нашим коллективным экономическим богатством и нашей индивидуальной способностью жить так, как нам хотелось бы?», и, включив в свой анализ индивидуальную свободу как социальное обязательство, А. Сен позволяет экономике снова, как это было во времена Адама Смита, обратиться к социальной основе индивидуального благополучия - бытию и свободе.

В своей книге А. Сен утверждает, что расширение человеческой свободы следует рассматривать как первичную цель, так и основное средство развития.

При этом подчеркивается, что «экономисты как сообщество не могут обвиняться в игнорировании неравенства как предмета» [1, с. 107].

Книга А. Сена, как отмечают ее многочисленные рецензенты,представляет впечатляющий синтез философских, экономических и практических рассуждений, способных обо-

гатить практические дебаты о подходящих средствах борьбы за преодоление таких явление как нищета, голод, безработица и тендерное неравенство.

А. Сен организует на страницах книги своего рода дискуссию о том, что нужно понимать и с чем иметь дело, когда речь идет о свободе. Его философская позиция заключается в том, что цель развития - это, прежде всего расширение человеческой свободы. И он иллюстрирует, чем эта позиция отличается от стандартной, и почему эти различия имеют значение в реальной жизни.

Многие ученые и практики считают А. Сена экономистом, который спас мир от экономики, где предполагается, что экономика вовсе не исключает неравенство и несправедливость. Многие темы, обсуждаемые в этой книге, были тщательно изучены и подняты А. Сеном в ряде других его книг и статей.

Как не раз отмечалось А. Сеном, нищета и убожество, которые окружают нас, контрастирующие с пагубная роскошь некоторых богатых семей, ужасная неопределенность жизненных сценариев народных масс - это то зло, которое нельзя игнорировать и с которым нужно бороться. Благодаря знанию, к которому стремится наука, возможно, что они могут быть ограничены.

А. Сен, как известно, внес огромный вклад в эту работу в рамках экономики, привлекая внимание к решению проблем несправедливости и расширяя рамки организации благосостояния. Чем подход А. Сена отличается от многих учений современной экономики, так это тем, что он выдвигает более широкий набор нерыночных институтов в качестве инструмента для развития. Другими словами, индивидуальная свобода в одном приемлемом измерении не только инструмент конститутивного воздействия, но также может быть двигателем дальнейшего развития потому, что оно часто способствует большей индивидуальной свободе в других приемлемых измерениях.

Что такое развитая страна? В понимании А. Сена, развитие должно измеряться степенью свободы страны, поскольку без свободы люди не могут делать выбор, который позволяет им помогать себе и другим. Основная посылка А. Сена утверждает диалектическую связь между развитием и свободой, а по существу, «взгляд на развитие как на

интегрированный процесс расширения субстанциональных свобод, которые связаны друг с другом».

Он определяет свободу как взаимозависимый набор:

1) политическая свобода и гражданские права;

2) экономическая свобода, включая возможность получения кредита;

3) социальные возможности: организация здравоохранения, образования и других социальных услуг;

4) гарантии прозрачности, под которыми А. Сен понимает взаимодействие с другими, в том числе правительства, характеризуются взаимопониманием того, что предлагается и чего ожидать;

5) защитная безопасность, в которую А. Сен включает пособия по безработице, помощь голодающим и чрезвычайным ситуациям, а также общие системы социальной защиты.

А. Сен утверждает, что существуют эмпирические связи между этими пятью видами свободы, которые делают расширение индивидуальной свободы принципом возвышения [1, с. 4]. Поэтому эти пять свобод должны быть реализованы вместе. Они повышают потенциал человека, каждая из них усиливает другие.

Экономический рост должен быть обеспечен в развивающейся стране, прежде чем будут предоставлены другие права (такие как политические и гражданские). Это важный вопрос для развивающихся стран, которые видят в успехе Сингапура образец для подражания. А. Сен отмечает, что это нерешенный эмпирический вопрос о том, обеспечивают ли авторитарные режимы более высокий экономический рост, но он приводит два аргумента: благосостояние людей можно лучше всего решать с помощью более демократической системы (для которой он считает образование, здравоохранение и безопасность необходимыми) поскольку люди способны выдвигать свои потребности на первый план; и что демократическая подотчетность побуждает лидеров стран и бизнеса успешно решать такие серьезные проблемы, как голод или стихийные бедствия.

А. Сен отмечает, что демократии обеспечивают защитную безопасность и прозрачность (свободы четыре и пять), и это

механизм, с помощью которого можно предотвратить такие вещи, как, например, азиатский валютный кризис 1997 года. Демократические режимы также имеют проблемы с прозрачностью, но они более способны сделать оптимальный выбор.

Определяя уровень развития той или иной страны, А. Сен в значительной степени уклоняется от оценочного суждения о том, что именно означает быть развитой страной, во всяком случае - это не обычный список западных институтов. Он приводит пример гипотетического сообщества, которое решает, следует ли распустить свои нынешние традиции и увеличить продолжительность жизни. А. Сен заявляет, что оставит это на усмотрение сообществ, и, если они даже примут решение о сокращении продолжительности жизни в среде полной свободы, которую он себе представляет, это полностью согласуется с действиями полностью развитой страны. Это также является примером внутренней взаимосвязанности пяти свобод А. Сена: сообществу требуется политическая свобода для обсуждения актуальных вопросов. Поскольку традиций подавления индивидуального общения не существует, свобода не может быть удалена через консенсус сообщества. Он предполагает, что люди не будут голосовать против своего права голоса.

Предложенный путь развития А. Сен неоднократно подвергает эмпирической проверке, но не касается того, как именно измерить, насколько далеко продвинулась свобода. Он предполагает, что продолжительность жизни, здравоохранение, образование являются важными факторами развития.

Переосмыслив бедность и развитие, А. Сен обращается к идее справедливости. Его взгляд на справедливость является частью более широкого аргумента в пользу развития, ориентированного на свободу, потому что «справедливые» (или равноправные) возможности необходимы для увеличения всех пяти типов свободы, рассмотренных ранее.

Важно особо подчеркнуть, что согласно А. Сену, достижение прогресса индивидуально и в целом как нации зависит от способности людей делать свой собственный выбор. Самый эффективный способ для людей достичь того, что они ценят, например, счастья - это свобода воли.

Примечательно, что каждая более или ме -нее значительная работа А. Сена вызывает поток исследований по обозначенным им проблемам, особенно в развивающихся странах, и в первую очередь на родине экономиста - в Индии. Идеи Амартии Сена о свободе, особенно его концептуализация развития как свободы, существенно обогатили феминистскую экономику. Концепция свободы имеет много привлекательного и предоставляет важные возможности для анализа и устране -ния гендерного неравенства.

В этом отношении примечательны книги «О нормах и агентстве: беседы о гендерном равенстве с женщинами и мужчинами в 20 странах», автор - старший социолог Глобаль -ной практики по борьбе с бедностью и неравенством группы Всемирного банка Анна Мария Муньос Буде (книга вышла 2013 году); Книга Ника Хиггинса «Как сократить тендерный разрыв в рабочей силе» (2016), исследо -вание Дэвида Кубереса и Марка Тинье «Совокупные последствия гендерных разрывов на рынке труда: количественная оценка», опубликованное в «Журнале человеческого капитала» (том 10, № 1, с.1-32; 2016) и ряд других работ.

Эмпирические исследования, проводимые в последние годы, показывают, что женщины в развивающихся странах имеют значительно более низкие показатели участия в технологиях, чем мужчины, как результат укоренившихся социокультурных представлений о роли женщин в обществе. Однако, как начинают показывать исследования, когда эти женщины способны осваивать и использовать интернет-технологии, для них открывается широкий спектр личных, семейных и общественных благ. Ключом к этим преимуществам является онлайн-образова-ние, доступ к которому создает цикл положи -тельной обратной связи.

Изучаются текущие гендерные различия в использовании Интернета и рассматриваются барьеры, которые потенциально препятствуют доступу женщин и их участию в онлайн-мире. Рассматриваются потенциальные возможности участия женщин в глобаль -ном цифровом сообществе наряду с рассмотрением текущих инициатив, которые были разработаны для смягчения гендерного неравенства в развивающихся странах.

Устанавливается более четкий право-

вой порядок соблюдения гендерного равенства. В столице Индии Нью-Дели, например, в период с 2009 по 2012 год были созданы четыре суда по семейным делам. За тот же период здесь были созданы 12 посреднических учреждений, известных как «Ячейки по борьбе с преступностью против женщин (CAW cells)». Одобрено также семейное законодательство, обеспечивающее равенство полов, развод по взаимному согласию и введены новые языки посредничества. Вместе с прогнозируемым Индией ростом экономики эти недавние изменения в законодательстве породили представления о резком росте числа официальных разводов и о женщинах как либеральных юридических субъектах. Исследуется влияние новых форм легальной доступности на брак, семью и родственные связи среди среднего класса. В этнографическом плане это связано с важными структурными сдвигами, отраженными в интимной жизни индуистских пар и ликвидацией в этой стране гендерного неравенства и семейного закабаления женщин.

Книга А. Сена «Развитие как свобода» представляет собой, безусловно, инновационное исследование альтернативного развития, особенно актуальное в современной конъюнктуре глобальных кризисов. Однако отдельные положения, высказанные автором в 1999 г., нуждаются в настоящее время в существенной корректировке. И это, в первую очередь, связано с известной идеализацией Нобелевским лауреатом капиталистических рынков как сфер свободы.

Список литературы

1. Сен А. Развитие как свобода. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1999. 366 с.

2. Александров Е. Л., Александрова О. Е. Меры борьбы с бедностью: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-10. С. 101-105.

3. Нуреев P. M. Экономика развития: вклад Амар-тии Сена // Сен А. Развитие как свобода. М. : Новое изд-во: Либер. миссия, 2004. С. 405-423.

4. Корбридж С.; Харрисс Дж.; Джеффри К. Индия сегодня: экономика, политика и общество, John Wiley & Sons. 2013.

5. Тунгодден Б. Сбалансированный взгляд на развитие как свободу. Берген, Норвегия: Chr. Институт Майкельсена (серия рабочих документов), 2001.

6. Сэндбрук Р. Глобализация и пределы неолиберальной доктрины развития // Ежеквартальный журнал «Третий мир». 2000. 21 (6): декабрь. С. 1071-1080.

7. Осберг Л. Амартия Сен. Развитие как свобода. Изд-во Альфред А. Кнопф, 1999. С. 135-137.

References

1. Sen A. Development as freedom. New York: Alfred A. Knopf, 1999. 366 p.

2. Alexandrov E. L., Alexandrova O. E. Measures to combat poverty: foreign and domestic experience. Fundamental research. 2015. No. 9-10. Рp. 101-105.

3. Nureyev P. M. Development Economics: contribution of Amartya Sena. Sen A. Development as freedom. M. : New publishing house: Liber. Mission, 2004. Рp. 405-423.

4. Corbridge S.; Harriss J.; Jeffrey K. India Today: Economy, Politics and Society, John Wiley & Sons. 2013.

5. Tungodden B. A balanced view of development as freedom. Bergen, Norway: Chr. Michelsen Institute (series of working papers), 2001.

6. Sandbrook R. Globalization and the Limits of the Neoliberal Doctrine of Development. The quarterly magazine "The Third World". 2000. 21 (6): December. Рp. 1071-1080.

7. Osberg L. Amartya Sen. Development as freedom. Publisher Alfred A. Knopf, 1999. Рp. 135-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.