Научная статья на тему 'А. С. ПУШКИН КАК СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА, РОДОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

А. С. ПУШКИН КАК СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА, РОДОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3443
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ПУШКИН / "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" / "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА" / "БОРИС ГОДУНОВ" / ПОЭМЫ / СКАЗКИ / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННИК"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Целищев Н.Н.

А. С. Пушкин - энциклопедист литературного творчества. Современник Пушкина, поэт и литературный критик А. Григорьев писал: «Пушкин - наше все». Поэзия и проза, драматургия и публицистика - все направления и жанры были подвластны гению Пушкина, и везде он достиг не превзойденного никем совершенства. Творчество Пушкина отличают свободолюбивые мотивы, патриотизм, любовь к отчизне, родному языку.Pushkin is an encyclopedist of a literary creative work. The contemporary of Pushkin, the poet and literary critic A. Grigoriev wrote: «Pushkin is our everything». Poetry and prose, drama and publicism as well as all directions and genres were subject to the genius of Pushkin. Everywhere he has achieved perfection unmatched by anyone. Pushkin's work is distinguished by the freedom-loving motives, patriotism, love for the motherland and the mother tongue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. С. ПУШКИН КАК СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА, РОДОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 80

А. С. ПУШКИН КАК СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА, РОДОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Alexander Pushkin as a creator of the modern Russian language and the founder of Russian classical literature

Н. Н. Целищев, доктор философских наук, профессор Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Рецензент: К. П. Стожко, доктор исторических наук, профессор

Аннотация

А. С. Пушкин - энциклопедист литературного творчества. Современник Пушкина, поэт и литературный критик А. Григорьев писал: «Пушкин - наше все». Поэзия и проза, драматургия и публицистика - все направления и жанры были подвластны гению Пушкина, и везде он достиг не превзойденного никем совершенства. Творчество Пушкина отличают свободолюбивые мотивы, патриотизм, любовь к отчизне, родному языку.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», поэмы, сказки, публицистика, журнал «Современник».

Summary

Pushkin is an encyclopedist of a literary creative work. The contemporary of Pushkin, the poet and literary critic A. Grigoriev wrote: «Pushkin is our everything». Poetry and prose, drama and publicism as well as all directions and genres were subject to the genius of Pushkin. Everywhere he has achieved perfection unmatched by anyone. Pushkin's work is distinguished by the freedom-loving motives, patriotism, love for the motherland and the mother tongue.

Keywords: Alexander Pushkin, «Eugene Onegin», «The Captain's Daughter», «Boris Godunov», poems, tales, publicism, the magazine «Contemporary».

Пушкин - исключительное явление в жизни России и в истории всего человечества. Н. В. Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Ф. М. Достоевский отмечал, что все русские писатели от Пушкина до Толстого - единый живой и подвижный океан, единая историческая цепь, связанная сквозной линией творческой преемственности. В его понимании Пушкин являлся общим учителем всех последующих русских писателей, как бы велико ни было различие их общественных и эстетических идеалов и творческих индивидуальностей.

К Пушкину в полной мере применимо определение «энциклопедист литературного творчества». Поэзия и проза, драматургия и публицистика - все направления и жанры были подвластны гению Пушкина. Во всех своих трудах он унаследовал опыт и достижения отечественных предшественников, в первую очередь Ломоносова и Державина, и лучших образцов мировой литературы: Гомера, Овидия, Данте, Шекспира, Гете, Байрона, Вальтера Скотта и многих других. Пушкин считал Гете самым большим из мировых писателей ХУШ-ХГХ вв. «Фауст, - писал он, - есть величайшее создание поэтического духа, он служит представителем новейшей поэзии, точно как Илиада служит памятником классической древности».

Вершиной поэзии Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Г. Белинский назвал энциклопедией русской жизни. Другой выдающийся русский критик Н. А. Добролюбов писал об Евгении Онегине: «В его роман наряду с поэзией хлынула широким потоком и "проза" - жизнь как она есть, со всеми ее красками и оттенками, с праздничным и обыденным, патетическим и смешным, трогательным и ничтожным, высокими поэтическими порывами и житейским "пестрым сором"».

Центральный образ в романе - Евгений Онегин - первый в обширной галерее "лишних людей", появившихся в последующей русской литературе, начиная от "Героя нашего времени" Лермонтова и продолжая героями произведений Грибоедова, Тургенева, Гончарова, Толстого. Наряду с Онегиным главное место в романе занимает Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, которой присущи душевное благородство, искренность и глубина чувств, целомудренная чистота натуры, верность долгу, близость к простому, народному началу.

Значительное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения. По богатству своего жизненного содержания, по своей художественной силе и выразительности стихи Пушкина превосходят все известное, они ни с чем не сравнимы. Характеризуя пушкинский стих, Белинский писал: «И что же это за стих!.. <...> Все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте. <...> Он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и рифмы, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения».

Стихотворное творчество Пушкина охватывает, по существу, все жизненные мотивы. Здесь любовь к Отечеству, к России, к великому реформатору Петру I («Опять увенчаны мы славой», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Стансы» и др.).

Замечательные по своей выразительности и краткости стихи посвящены Петру I:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Все творчество Пушкина говорит о беззаветной любви к родному русскому языку. Вместе с тем он относится с огромным уважением и заботой к языкам всех народов великой России. В стихотворении «Памятник» он пишет:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Большое место в стихотворном наследии Пушкина занимают вольнолюбивые мотивы. Он был певцом свободы, гражданином и патриотом своей Родины. Уже в оде «Вольность», опубликованной после окончания лицея, молодой Пушкин пишет:

Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!..

В стихотворении «Во глубине сибирских руд», посвященном декабристам, Пушкин выражает надежду на лучшее будущее России и ее верных сыновей:

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут - и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

В упоминавшемся уже стихотворении «Памятник» поэт провозглашал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

В эпоху самодержавия и крепостничества Пушкин твердо верил, что для России наступят лучшие времена. В письме Чаадаеву, своему товарищу, писателю и философу, он писал:

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

В творчестве поэта много лирических стихов. Одно из них, идеальное, на наш взгляд, и по содержанию, и по форме, посвящено А. П. Керн:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Существенный раздел стихотворного творчества Пушкина составляют поэмы и сказки, помещенные в одном (третьем) томе собрания сочинений [5]. Их объединяет изумительная, совершенная форма стиха, особенно если сравнить сказки и ранние, романтические поэмы. Всего в томе содержится 12 поэм и 6 сказок (имеются в виду только завершенные произведения). Объединяет эти два жанра первая поэма «Руслан и Людмила», построенная на историческом материале, изложенном в сказочной форме. Вместе с тем в прологе поэмы изображен удивительный сказочный мир русской земли во всем его многообразии и в то же время в краткой поэтической форме. Приведем пролог полностью:

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету...

Из пролога видно, что сам Пушкин считал поэму «Руслан и Людмила» сказкой.

Вместе с тем в поздних поэмах звучат реалистические, критические мотивы. Так, в поэме «Медный всадник» показана судьба «маленького» человека, раздавленного грозной силой самодержавия.

Также А. С. Пушкин был основоположником русской реалистической прозы. Именно с его выдающихся произведений начался XIX век - золотой век русской литературы, давший миру величайших писателей и поэтов: М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького и многих других. Ни в одной литературе мира не найти такого созвездия гениев и талантов за одно столетие, как в русской.

В статье «О русской прозе», написанной в 1822 г., Пушкин излагает основные принципы прозы: «Точность и краткость - первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей. Без них блестящие выражения ни к чему не служат». Этим принципам подчинены романы и повести писателя: «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама» и др. «Повести Белкина» стали первым реалистическим произведением русской прозы. Демократическая тема маленького человека затем была продолжена в сочинениях Гоголя, Достоевского, Чехова и других писателей.

В начале 30-х гг. XIX в. Пушкин обращается к исторической прозе. Вслед за «Дубровским» в свет выходит «Капитанская дочка», где Пушкин рисует яркую картину широкого крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачева. В противоположность официальным публицистам, изображавшим Пугачева злодеем и грабителем, Пушкин показывает Пугачева смелым, талантливым народным вождем с крестьянской смекалкой и юмором и в то же время жестоким по отношению к «царским супротивникам». Оценивая роман, Н. В. Гоголь писал: «"Капитанская дочка" - решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. Сравнительно с "Капитанской дочкой" все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капи-танша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей - все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

Величие Пушкина заключается в том, что он использовал все основные формы литературного творчества. Вершиной драматургии явилась трагедия «Борис Годунов» (1825), которую он посвятил памяти Николая Михайловича Карамзина, чей материал использовал в только что вышедших Х-Х1 томах «Истории Государства Российского», описывающих период Смутного времени (начало XVII в.)

Этот труд был первой русской реалистической трагедией. Сохранив стихотворную форму, Пушкин вместе с тем отказался от многих условностей старого театра.

Главным героем трагедии является не Борис Годунов, царствовавший в 1598-1605 гг., не бояре и, тем более, не авантюристы-самозванцы, а народ российский:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой.

А мнением; да! мнением народным.

Знаменательно, что по мотивам пушкинской трагедии великий русский композитор М. П. Мусоргский создал оперу «Борис Годунов», вершину своего музыкального творчества.

С 1826 по 1832 г. Пушкин пишет свои «Маленькие трагедии». В этих небольших по объему шедеврах Пушкин в поэтической форме изображает человеческие пороки: стяжательство («Скупой рыцарь»), зависть («Моцарт и Сальери»), обольщение («Каменный гость»), прожигание жизни во время смертельной опасности («Пир во время чумы»), месть («Русалка»), алчность буржуа, приходящих на смену феодальному обществу («Сцены из рыцарских времен»).

Велико эпистолярное наследие Пушкина. Пушкин выступил и как блестящий публицист, всесторонне образованный журналист и организатор журнального дела. В многочисленных письмах, критических статьях и рецензиях на литературные сочинения, фельетонах, эпиграммах и дружеских шаржах Пушкин выражал свое отношение к социальным проблемам, любовь к Отечеству, к родному языку, отмечал положительные стороны и недостатки произведений, резко критиковал недругов и оппонентов.

Пушкин считал, что критика должна быть делом самих писателей. С этой целью он организовал издание журнала «Современник». В четырех книгах журнала, вышедших в 1836 г., публиковались материалы самого Пушкина, Жуковского, Гоголя, Давыдова, Вяземского, Баратынского, Кольцова, Тютчева и др. Белинский, оценивая первые публикации неоконченных статей и заметок Пушкина, писал, что во всех этих неизвестных ранее материалах «виден не критик, опирающийся в своих суждениях на известные начала, но гениальный человек, которому его верное и глубокое чувство, или, лучше сказать, богатая субстанция, открывает истины везде, на что он ни взглянет».

В заключение главы приведем несколько острых пушкинских эпиграмм.

На князя М. А. Дондукова-Корсакова, председателя Петербургского цензурного комитета, ограниченного и невежественного человека, ставшего по протекции вице-президентом Академии наук:

В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает?

Потому что <—> есть.

На генерал-губернатора Новороссии графа М. С. Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в 1823-1824 гг.:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

На всесильного временщика Александра I А. А. Аракчеева:

Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он - друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести, Кто ж он? Преданный без лести1, <—> грошевой солдат.

Можно только поражаться гражданской смелости поэта и точности его характеристик.

Библиографический список

1. Венок Пушкину. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Советская Россия, 1987.

2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 8 т. М., 1984. Т. 7.

3. Друзья Пушкина. В 2 т. М., 1984.

4. Последний год жизни Пушкина. Переписка Пушкина, воспоминания, дневники. М. : Правда, 1988.

5. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 т. М. : Художественная литература, 1974.

6. Целищев Н. Н. Язык и этнополитика : научное издание. Изд. 2-е, доп. и испр. Екатеринбург : Урал. агр. изд-во, 2013. 300 с.

1 «Предан без лести» - девиз из герба Аракчеева, придуманный им самим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.