УДК 159.92
Ломакин И.А. студент
Курский государственный университет
Россия, г. Курск А.С. МАКАРЕНКО О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Нравственное воздействие семьи на человека происходит в течение всей жизни. Также множество ученых полагает, что успех формирования личности базируется на гармонии сочетания общественного и семейного воспитания.
Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, семья, родители, ребенок, А.С. Макаренко, авторитет.
Lomakin I.A. student
Kursk State University, Kursk A.S. MAKARENKO ABOUT FAMILY UPBRINGING
The moral impact of the family on a person occurs throughout life. Also, many scientists believe that the success of personality formation is based on the harmony of a combination of social and family education.
Key words: education, family education, family, parents, child, А.С. Makarenko, authority.
Основную роль в воспитании А.С. Макаренко отводит личному примеру родителей. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» (2, с. 347). Далее Макаренко развивает и обобщает эту мысль: «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» (2, с. 364).
Педагог часто приводит примеры, когда к нему в колонию привозили своих детей родители, которые занимали высокие государственные должности, для перевоспитания, так как у них с детьми «острый конфликт».
Макаренко пишет, что родители, не допившиеся должного эффекта при воспитании, склонны ссылаться на «острый конфликт» - они думают, что защищены от ответственности в воспитании этим так называемым острым конфликтом. Автор относится с иронией к тому, как родители представляют в своем воображении целительные разговоры с детьми. У родителей в голове представляется незаурядная картина: родитель говорит, а
ребенок слушает. Но в реальности, а не в фантазиях говорить речи и поучение собственным детям - задача не из легких. Для того чтобы эта речь оказала полезное воспитательное действие, требуется счастливое стечение большого количества обстоятельств. Макаренко их перечисляет:
1) интересная тема;
2) речь должна сопровождаться хорошей мимикой, отличаться изобразительностью;
3) терпеливость ребенка и родителя.
Макаренко предупреждает о чрезмерных надеждах на разговоры и поучения. Он говорит, что родители, которые плохо воспитывают своих детей, значительно преувеличивают значения педагогических бесед. Он пишет: «Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.
Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок, как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи и через некоторое время обнаруживается в самой ужасной клоаке жизни. В таком случае воспитатель, отец или мать, протестует дрожащим голосом:
- Отбился от рук! Целый день на улице! Мальчишки! Вы знаете, какие у нас во дворе мальчишки? А кто знает, что они там делают? Там и беспризорные бывают, наверное...
И голос, и глаза оратора просят: поймайте моего сына, освободите его от уличных мальчиков, посадите его снова на педагогическую веревку, позвольте мне продолжать воспитание» [1, с. 19-20].
Основой любого воспитания является общий стиль, мажор. Он осуществляется позицией того (или тех), кто воспитывает ребенка.
А.С. Макаренко единственно приемлемой для педагога считал позицию счастливого человека. Он писал: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас <...> чтобы мы были прекрасными работниками, чтобы мы были творцами нашей жизни, героями, но она требует, чтобы мы были счастливыми людьми. И счастливым человеком нельзя быть по случаю -выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть».
Его позиция поражала оптимизмом педагогический процесс, который описывал Макаренко на примере своей коммуны: «Я в коммуне применял этот метод. Я был веселым или гневным, но не был никогда сереньким, отдающим себя в жертву. Я чувствовал себя счастливым, смеялся, танцевал, играл на сцене, и это убеждало их, что я правильный человек и мне нужно подражать» [3, с. 448-449].
Сверхчеловеческих усилий данная позиция совсем не требует, «потому что необходимый аксессуар счастья - это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни какая-нибудь другая скверна».
Таким образом, можно облегчить процесс воспитания, когда он имеет четкую нравственную позицию. Того же мнения был и Л. Толстой, который писал : ««Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы и воспитание себя» [5, с. 389].
А. С. Макаренко пишет о трудностях перевоспитания: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходит в жизнь человек не совсем правильный» [2, с. 342].
Истинной сущностью воспитательной работы Макаренко считал разговоры с ребенком, а не прямое воздействие на ребенка через насилие. Важными он считал организацию семьи, ее личную и общественную жизнь и место в этой жизни ребенка. По Макаренко, воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. Макаренко указывал на значимость любых мелочей в этой работе, поскольку именно мелочи и создают общий настрой жизни и отношений ребенка и взрослых. В своих книгах он приводит большое количество примеров, как именно через мелочи родители воспитывают детей, передают им собственные ценности, мировоззрение, отношение к жизни в целом и к ее отдельным сторонам. Он обозначал, что ребенок, находясь внутри семьи, впитывает правила и нормы без внутренней цензуры, некритично. Поэтому весь тон жизни семьи определяет будущий тон жизни самого ребенка.
Использованные источники:
1. Котляр И. А., Сафронова М. А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2. - С. 74-83.
2. Макаренко А. С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 4. - 534 с.
3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 4. - 534 с.
4. Макаренко А. С. Выступления по вопросам семейного воспитания // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 4. - 534 с.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
УДК 13058
Мырзалиев А.К. преподаватель
Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави
Казахстан, г. Туркестан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3Б-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «АНАТОМИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОМ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Х.А. ЯССАВИ Аннотация: в данной статье автором обосновывается необходимость применения современных инновационных технологий в преподавании медицинских дисциплин. Курс «Анатомии» относится к базовым дисциплинам в медицинских вузах. Качество его усвоения в значительной степени определяет дальнейшие компетенции будущего врача. В эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации актуальными становятся инновационные 3D -технологии.
Ключевые слова: компьютерные технологии, здравоохранение, 3D-технологии, учебные компетенции, высшее медицинское образование.
UDC 13058
Myrzaliyev A.K., teacher International kazakh-turkish university named H.A. Yasavi
Turkestan, Kazakhstan USE OF 3D TECHNOLOGIES IN TEACHING "ANATOMY" COURSE IN THE INTERNATIONAL KAZAKH-TURKISH UNIVERSITY
OF THEM. HA. YASSAVI Abstract: in this article the author justifies the necessity of applying modern innovative technologies in the teaching of medical disciplines. The course "Anatomy" refers to the basic disciplines in medical universities. The quality of his assimilation largely determines the future competencies of the future doctor. In the era of universal informatization and computerization, innovative 3D technologies are becoming topical.