Научная статья на тему 'А. С. Хомяков и философия права славянофильства'

А. С. Хомяков и философия права славянофильства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
685
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. С. Хомяков и философия права славянофильства»

И.Д. Осипов

А.С. Хомяков и философия права славянофильства

В настоящее время Россия строит правовое государство, ориентируясь во многом на универсальные стандарты, однако жизненность государства определяется не его формой, а содержанием, теми культурными предпосылками, которые влияют на восприятие правовых норм и политических институтов. Исследование русской философии права позволяет выявить эти предпосылки и тем самым лучше понять современные социальную ситуацию. В отечественной философии права особый интерес вызывает славянофильство, которое обращало пристальное внимание на специфику отношения российского общества к закону и праву. Дифференциация права, закона и морали в их культурных значениях было предметом исследований А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова. С позиции современной гуманитарной науки славянофильская философия права выступает альтернативой либеральной модели правового государства и консервативной идеи исторического права. Эта альтернатива предполагает преодоление соблазна быть европейцами (Хомяков) и требует изучения специфики русской правовой культуры. Хомяков пишет об отсутствии в России начал римского права и о том, что западная контрактная система права порождена конфликтом и проистекает из необходимости решения европейцами собственных социальных проблем. Право связано с подчиненной логическим законам жизнью и с вещественным расчетом. По его мнению, римское право противопоставило свободу и единство, на Западе получил крайнее выражение субъективный момент и плохо отражен обязательственный компонент права. Россию же отличает то, что «на ее первоначальной истории не лежит пятно завоевания»299. Россия не есть результат создания внешних условия, но «произведение органического живого развития». Попытка копирования западных норм права опасна, поскольку не отражает историческую специфику генезиса права.

Согласно Хомякову, главная проблема русской правовой культуры -«постоянное несогласие между законом и жизнью, учреждениями писаными и живыми нравами народными»300. Он отмечает, что в прошлом и настоящем закон был то лучше, то хуже обычаев и редко исполняемый то портился, то исправлялся в приложениях данного закона. Развивая свою мысль, Хомяков указывает, что государственный закон должен

299 Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 55.

300 Там же. С. 44.

© И.Д.Осипов, 2006 195

быть органичным выражением народного духа - закон живет в душе и должен стать обычаем, внутренней силой общества. Он ссылался на ценный для России пример действия обычного права Европы и писал, что английские обычаи спасают Англию от несовершенства английских законов. Славянофильство не было антизападничеством, а являлось формой мировоззренческого и теоретического синтеза европейской и русской мысли, осмысливающей специфику формирования правовой культуры. Славянофильство не занимало позицию иллегализма, а стремилось наполнить право социокультурным содержанием, укрепив тем самым нравственно-юридические основы общества. Хомяков писал: «Наука права самобытного есть прямая и яркая бессмыслица, и разумное толкование о праве может основываться только на объявленных началах всемирного знания или верования, которые принимает такой-то или дру-

301

гой человек» .

Философско-теоретической предпосылкой для создания данной науки права стала категория соборность, сыгравшая роль идейного и ценностного основания философии права славянофильства. Эта категория, впервые введенная в философию Хомяковым, коренится в традиционных основаниях российского быта. Бытовые атрибуты соборности оп-редмечены в коллективистских традициях россиян, формах их хозяйствования и особенностях менталитета. К хозяйственно-бытовым основам соборного менталитета в России относятся трудные климатические условия, которые требовали объединения усилий крестьян для производства сельскохозяйственной продукции и привели к крепости общинных отношений - крестьянского мира, сохранившегося на протяжении столетий. Именно в этом причина отмеченной в литературе коллективистской психологии русского мужика. На формирование соборной ментальности влияло и политическое положение России, необходимость собирания русских земель для укрепления государства. Защита отечества была важнейшей целью и патриотической задачей россиян, не раз отмеченной в русских летописях и легендах средневековой Руси, посланиях и письмах митрополита Илариона, Владимира Мономаха, Филофея Псковского, в трудах многих отечественных мыслителей. Естественный, интегра-тивный компонент быта россиян сформировал соответствующую идеологию соборности, отразился в архетипах народного сознания. Соборность онтологически вошла в традиции общественного сознания и моральные нормы. Любовь - важнейшее понятие древнерусской литературы, в котором проявился особый примирительный метод разрешения социальных конфликтов. «Концепция, согласно которой отношения между людьми должны строиться на основе любви (а не на балансе инте-

301 Там же. С. 92.

ресов, например), является одной из самых популярных и влиятельных в древнерусской книжной культуре»302. Древнерусская теория общественного примирения-братолюбия является формой соборного политического и правового сознания. Изучение генезиса феномена соборности в связи с формированием правовой культуры России объясняет некоторые архетипы национального сознания, латентно проявляющиеся в теории и повседневности.

Соборность имеет различные уровни понимания, отражающие универсальные тенденции духовной и обыденной жизни. На мировоззренческом уровне религиозные основания соборности тесно связаны с православием. «Стержнем и опорой принципа универсализма явилась воспитанная православием русская ментальность, которая пропитывала и скрепляла государство в единый организм»303. Именно православный контекст соборности, впервые всесторонне обоснованный славянофилами стал предпосылкой других сторон этого понятия. В религиозные основания соборности следует включить патристику с христологической идеей равнозначности в человеке духовного и телесного, триадологиче-ским положением о том, что Троица есть совершенное Единство, эккле-сиологической идеей церковного единства, эсхатологической идеей всеобщего воскресения, а также идеей литургического единства всех верующих христиан. К религиозным аспектам соборности относится также исихастская концепция синергии, сотрудничества человека с Богом, представление о том, что истину можно познать только цельно, собрав воедино все свои силы и способности. Категория соборности отражает как универсальные, общечеловеческие, так и национальные особенности православного миросозерцания, следовательно, универсализм и национализм как идея и ценность могут быть включены в контекст соборной философии права. Развивая идею соборности, мы с необходимостью приходим к утверждению принципов жизни сообщества с универсальными принципами права. Поэтому Хомяков и писал о том, что особой национальной науки права не существует. Характерно, что на содержание категории соборность повлияла и европейская философия: философия тождества Шеллинга, органическая философия Гете, философия истории Гегеля, концепция органической власти Ж. де Местра. Их идеи были оригинально переработаны славянофилами и синтезированы с православной святоотеческой традицией.

В славянофильстве определены два критерия соборности: внутренний - религиозно-этический и внешний - социально-политический, пер-

302 Долгов В. В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси Х1—ХШ вв. Ижевск, 1999. С. 83.

303 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский // Российская соборная мысль. М., 1993. С. 14.

вый из которых имеет первостепенное значение. По Хомякову, церковный собор выражает идею единства во множестве не только в смысле проявления видимого соединения многих людей в определенном месте, но и в смысле постоянной возможности такого соединения. Отличием славянофильской концепции соборности является сочетание православной веры, личной свободы и любви. Любовь свободно объединяет верующих людей в Церкви как в Теле Христовой, и православная Церковь, органично сочетая в церковной жизни два начала: свободу и единство, противоположна католической и протестантским церквям. Соборность для славянофилов означает церковную общность людей, объединенных верой, православные ценности, гарантирующие духовную целостность личности, истинность познания, примирение в христианской любви свободы каждого и единства всех. В католической церкви, считает Хомяков, существует единство без свободы, в протестантизме - свобода без единства, и только в православии принцип соборности хотя и не осуществлен во всей полноте, но осознан как высшая Божественная основа Церкви. Соборность - единство многих лиц на основе общей их веры в Бога, богочеловека Иисуса Христа и Правду Божию. Соборность - не количественное, а качественное понятие, оно определяется не количеством членов, а углубленностью веры. Хомяков признавал, что принцип соборности не осуществлен в православии во всей полноте, что высшее духовенство склонно к деспотизму, однако такое явление, по его мнению, понятно в земной грешной жизни, а главное, принцип любви, а значит и свободы в православии провозглашен.

Категория соборности, согласно славянофилам, имеет и внешний -социальный критерий, подразумевающий оцерковление социальной жизни, восстановление атрибутов первохристианской апостольской церкви. Социальным аналогом соборности выступает община, предохраняющая от проявления человеческого эгоизма, и органическое государство, построенное не на формальных, а на духовных началах. Соборное общество - хоровая организация, которая строится исходя из принципа нераздельно, но и неслиянно. Следуя этому положению, личность и общество находятся во внутренней гармонии и сохраняют относительную независимость друг от друга. Идея соборности не подчеркивает автоматического преимущества коллективного мнения перед индивидуальной правдой. Категория соборности принципиально отличается от категории коллективизма тем, что соборное общество понимается как единство христиан, православных. В этом заключается национальный смысл идеи соборности, связанный с духовными константами российской культуры. Духовное единство православных противоположно социальной разъединенности либерального правового государства, соборность понимается как состояние общества, которое возникает не благодаря форме юриди-

ческой организации, а на основе морального чувства любви. Идеал соборности противостоит и мнимому социальному единству социализма и консерватизма, так как соборность признает единство не принудительное, а на основе личной свободы и осознанной воли индивида.

Основой соборной гносеологии является представление о вере как ядре целостной личности. Веру, соединенную с эмпирическим знанием, Хомяков называет «живознанием», знание от веры и знание от рассудка вместе создают возможность цельного разума. «Под соборностью мы понимает такое согласие в познаваемом, в котором каждый самостоятельный член или область познания, объединяется внутри целого единства и образует отдельную сторону, или фазис соборности. Не утрачивать связи членов между собой и с целым и не раздваиваться в двусмысленное, двузначное, двоедушное, но укрепляться во взаимности. Исходя из этого, во-первых, в ситуации соборности существует единство трех самостоятельных сторон или обликов, во-вторых, каждый член имеет свободу, не теряя связи между собой и с целым. Наконец, соборность должна выражать согласие»304, - писал один из теоретиков славянофильства М.Ф. Таубе. Хомяков полагал, что индивидуальное сознание отдельного человека бессильно постигнуть истину, что высшее разумение сущего всегда связано с коллективом умов. Именно в законе великой христианской любви и церковной соборности как в «совокупности мышлений, связанных любовью» он видел источник и критерий познания305. Соборная гносеология исходит из возможности на основе целостного познания интуитивно проникнуть в опыт, непосредственно постигнуть тайны бытия. Гнозис оказывается не просто теоретическим знанием, но духовным или моральным познанием - убеждением. «Общество также, как и человек, осознает себя не логическими путями. Его сознание есть самое его жизнь; оно лежит в единстве обычаев, в тождестве нравов или умственных побуждений»306. Данное представление о познании оказало сильное воздействие на философию права славянофильства.

В категории соборность важную роль играет аксиологический, этический момент. «Историко-социологическая доктрина славянофильства представляет собой своеобразное обоснование возможности и необходимости аксиологического пересоздания мировой цивилизации на религиозно-соборных началах при сохранении (в России) и возрождении (в Западной Европе) самодержавно-общинных принципов социального

304 Таубе М. Ф. Познаниеведение (гносеология) по славянофильству. СПб., 1912. С. 202-203. Его же. Триединство как основа соборности и духовности. СПб., 1910.

305 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 280.

306 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1878. Т. 1. С. 22.

бытия»307. Синтез этики с политикой, правом и экономикой - социальная этика - отличает славянофильство. Согласно Н.А. Бердяеву, «соборность - общение в любви», умение держать собор со всеми. Эта мораль укоренена в родственных и духовно-близких отношениях и по существу экстраполирует эти отношения на все общество, сочетает этику любви с этикой долга. Хомяков утверждал, что «одна любовь может служить основой общества и общественной науки», предполагая возможность бесконфликтного бытия общества и государства. «Вражда может являться, как случайность, в составлении общества, но не может входить ни в коем случае в его норму; идея же взаимной любви может являться и в процессе развития общественного, и окончательной его нормою», - писал он308.

Идея изначальной бесконфликтности общества обосновывается исторически и культурно. Для И.В. Киреевского все общественное здание Руси основано на «общем взаимном согласии всей русской земли». Простые и единодушные отношения и законы, выражающие эти отношения, вытекали из двух источников - «бытового предания и их внутреннего убеждения». Русское общество, по Киреевскому, принципиально нефор-мализуемо (ни в рамках отвлеченной логики, ни в системе отвлеченной римско-западной юриспруденции, ни в условиях общей пользы, ни в эфемерной атмосфере политического мнения). Социальной основой русского общества является симфонизм - соборное согласие всех, свобода в единстве - Я-согласие. В плане соборности «русский человек лучше русского общества» (В.О. Ключевский). Хомяков утверждал, что для того, чтобы «сила сделалась правом, надобно, чтобы она получила свои границы от закона, но не от закона внешнего, который опять ни что иное, как сила (как, например, завоевание), но от закона внутреннего, признанного самим человеком»309. Этот закон есть нравственная обязанность. По его мнению, нужно не сухое уважение к чужому праву, всегда оговаривающем свои права, а естественное и нравственное братство. Он отмечает, что знание собственного права в сильном ничего не значит, «освящая только его волю, а в бессильном оно ничтожно, по самому его бессилию».

Концепция соборности утверждает холистский социальный идеал, соответствующий христианской антропологии, в которой целое понимается больше части, поскольку оно дает жизнь и смысл частям, часть значит меньше, нежели целое, хотя у нее и существуют индивидуальная

307 Холодный В. И. Идея соборности в славянофильстве. Проблема соборной гносеологии. М., 1994. С. 76.

308 Хомяков А. С. По поводу Гумбольдта // О старом и новом. М., 1988. С. 210.

309 Там же. С. 92.

свобода. Соборность оказывается культурно-психологическим основанием и моральным стержнем социального объединения, подразумевая особый способ выражения свободной воли людей. Ее можно назвать Мы-свободой, которая отличается от индивидуальной свободы тем, что в основание Мы-свободы кладется нравственно-религиозное единство соплеменников, народа. Соборное начало формирует соответствующие коллективистские черты народа: ум, волю, эмоции. Человек с позиции нравственной соборности стремится к осмыслению своих отношений с другими людьми как постоянно возобновляемых. В этом случае индивидуальный творческий акт является способом создания нравственного мира, коллективного по своей сути. Важным аспектом этики соборности является каритативность - идея сострадания, милосердия. С точки зрения славянофилов в государстве должны учитываться конкретное материальное положение отдельных сословий и социальных групп. Богатые должны делиться своим богатством с бедными. Правосудие также не может строиться на безнравственном формальном праве. Хомяков пишет: «Будьте строги в суде общественного мнения: без этого не убережетесь от постепенной порчи нравов. Но не давайте воли неразумным подозрениям и недоверию, а исправляющихся не отталкивайте и не оскорбляйте. В суде же законном и уголовном будьте милосердны: помните, что в каждом преступлении есть большая или меньшая вина общества, мало оберегающего своих членов от первоначального соблазна или не заботящегося о христианском образовании их с ранних лет. Не казните преступника смертью. Он уже не может защищаться, а мужественному народу стыдно убивать беззащитного, христианину же грешно лишать человека возможности покаяться»310. Точка зрения Хомякова получит свое развитие в философии права В. С. Соловьева, который также полагал, что смертная казнь не может получить христианского оправдания.

Политическая философия славянофильства строится на единстве трех моментов: морального единства неполитичного по своей сути народа, этики власти и свободного общественного мнения. В этой триаде каждый из моментов связан с другими и вместе с тем сохраняет свою самостоятельность. В итоге появляется формула СОБОРНОСТЬ -ДЕРЖАВНОСТЬ - ДУХОВНОСТЬ. Концепция соборности утверждает идентификационную модель демократии, в основе которой находятся идеи гомологической структуры общества и социального единства. Гносеология соборности порождает идею непосредственного взаимодействия власти и общества, власти и подданных, исходящего не из формальных избирательных процедур, а на основе нравственного выбора, осуще-

1 Там же. С. 363.

ствляемого народом на разных уровнях его общежития - общины, земства, государства. Важнейшей и органичной формой общения власти и народа становится общественное мнение. Власть должна способствовать свободному высказыванию людьми своего мнения. Недопустимы какие-либо бюрократические преграды между властью и народом-землей. В славянофильстве отражена специфика российского гражданского общества - земли, которая находилось на определенной дистанции от государства. Земля и государство в России были разделены на автономные сферы жизнедеятельности, хотя и взаимодействующие, но и сохраняющие самостоятельность. Об этом вполне определенно высказался К.С. Аксаков в своей знаменитой «Записке» 1855 года, направленной императору Александру II. «Правительству - неограниченная власть государственная; народу - полная свобода нравственная, свобода жизни и духа. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова»311. Власть должна способствовать свободному высказыванию мнений людьми. Аксаков по существу доказывает наличие в России специфического гражданского общества. В России, согласно славянофилам, гражданское общество уже существовало в то время когда в Западной Европе гражданское общество формировалось в условиях борьбы с государством. Поэтому для России была более актуальной задачей сохранение единства государства и гражданского общества.

Суть соборности коренится в выборном начале, проявленном на разных уровнях: этнос - община - собор. При этом соборность может стать основой как демократических, так и недемократических форм общества и государства, поскольку она синтезирует ценности национального мессианизма, политико-юридического нигилизма и антиутилитаризма. В этой связи возможно развитие двух принципиально различных систем ценностей: авторитаризма и патернализма. Категория соборности объективно выводит политическую культуру за рамки собственно властных отношений, придавая им свойства нравственности, духовности, почвы. Это обстоятельство приводит к тому, что категория соборности становится основой универсалистских, органических и «почвенных» теоретических конструкций. В основе соборного права - универсальная православная нравственность. Наука о нравственных обязанностях находится в прямой зависимости от понятия о всемирной истине, будь оно философское или религиозное. Наука права самобытного бессмыслица. Идея подлинного, нравственного права не может сочетаться с идеей общества,

311 Аксаков К. С. Записка о внутреннем состоянии России, представленная императору Александру II // Теория государства славянофилов. СПб., 1898. С. 47. 202

основанного на личной пользе, огражденной договором, барышом. Не против собственности, но против абсолютизации собственности - идея сверхъюридичности права. Правда выше права. Права приобретать собственности, данное крестьянину, не нарушает общины. Община промышленная - умение уступать.

Наряду с универсализмом в философии права соборности присутствует онтологический реализм. Предполагается, что общество строится на основе содержания общественных отношений, подлинного согласия людей, которое и выражает общую волю. Желание сохранить живое содержание государственности и определяет смысл соборности, стремление оживить государство, сделать его духовным. Взаимодействие соборности и власти определяется двумя основными ее формами: земством и самоуправлением. Земство и местное самоуправление - самые характерные соборные политические модели, которые отразили реальные обстоятельства формирования русского общества. «В числе многих парадоксов русской жизни один из самых замечательных тот, что политически Россия была абсолютной монархией, а в общественной жизни в ней была бытовая демократия, более свободная, чем в Западной Европе»312, -писал Н.О. Лосский.

Хомяков говорил о том, что русские склонны к демократии и считал идеальным устройством общества народную патриархальную монархию с сельской общиной и земской думой. Царь царствует вместе с земщиной как своим советчиком. Голос русской земли - это не просто общественное мнение, а голос органический, соборный. Самодержавие - основное понятие в политологии славянофильства, подразумевающее всенародный отказ от власти и передачу ее одному лицу, власть полученная от народа, не расколотого на противостоящие группы - показатель силы народной, аскетизма народа, воздерживающегося от власти. Царь ограничен думой народной, бытом народным, православной церковью и волей Божией. Качества народа - смирение, влечение к подвигу, общинной жизни, дух свободы, православие, братство народов. К. С. Аксаков писал: «Община есть союз людей, отказывающихся от своего эгоизма, от личности своей, и являющих общее их согласие: это действо любви, высокое действо христианское... община представляет, таким образом нравственный хор, и как в хоре не теряется голос, но, подчиняясь общему строю, слышится в согласии всех голосов, так и в общине не теряется личность, но, отказываясь от своей исключительности для согласия общего, она находит себя в высшем очищенном виде, в согласии равномерно самоотверженных личностей; как в нравственном созвучии личностей каждая личность слышна, но не одиноко, а согласно, - предстает

312 Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 279.

высокое явление дружного совокупного бытия разумных существ (сознаний); предстает братство, община - торжество духа человеческого»313. Закон - живая справедливость, основанная на человеческой совести. Хомяков приводит примеры действия такого закона: суд присяжных в России - суд совестный, общинный, где отсутствует формализм. Иногда злоупотребление, освященное законом, вызывает исправление именно своей наглостью, между тем как тихая и скрытая чума злого обычая делается почти неисцелимой. Устарелость - самая справедливая и самая горькая критика закона. Развитие в древней России личной свободы. Разделы земли, основанные на прежних актах, показаниях стариков. Идея посредника-помощника - исконный факт.

Соборная политология отличается от концепций демократии, республики и монархии тем, что делает упор на самоуправление, а оно предполагает, что внешний предмет конкретизуется не столько в правах и притязаниях человека, сколько в его обязанности перед другими людьми. Самоуправление, самодейство, самостояние является основой общественного права - народоправства, базирующегося на духовности. В.О. Ключевский отмечал в этой связи: «Народное представительство возникло в России не для ограждения власти, а чтобы укрепить власть -в этом его отличие от западного представительства». И.С. Аксаков полагал, что вся создавшаяся после Петра I система администрации и бюрократического управления совершенно противна политической природе русской земли и идеалу русского государства. Русский царь в глазах народа вовсе не верховный чиновник. Царь - глава и вождь своего народа. Необходимо из его обязанностей убрать лишние бюрократические функции. «Наилучшим для этого средством является именно правильная постановка местного самоуправления, которое теперь стоит совершенно неверно. Нужно, чтобы это местное самоуправление стало действительной правдой, которая не менее желанна для самого правительства, сколько и для самой нашей страны», - писал он314. Реализация принципа соборности в политической жизни предусматривает консенсус. Понятие соборности отличается от концепции общественного договора утверждением органической либо непосредственной демократии, обращенной к подлинным нуждам и чаяниям людей и отражающей их мнение.

Славянофильство создало комплекс идей, который в последующем стал разрабатываться в русской философии. В этом комплексе развивались разные моменты, но в целом сохраняла свое важное значение главная философско-религиозная парадигма соборности - единство во мно-

313 Аксаков К. С. Краткий очерк земских соборов // Сочинения. Т. 1. М., 1861. С. 291 -292.

314 Аксаков И. С. Бюрократическое и земское государство // Теория государства славянофилов. СПб., 1898. С. 13.

204

жестве. Она могла иметь различные интерпретации: православно-национальную или универсально-христианскую. В последнем случае феномен соборности мог выйти за рамки национальной культуры и охватить все человечество. Классическое славянофильство получило свое дальнейшее развитие в концепциях А.А. Киреева и С.Ф. Шарапова, И.С. Аксакова и Д.Н. Шипова.

Несомненный интерес вызывает концепция А.А. Киреева, который осуществлял синтез теории славянофильства с идеей самоуправления. Киреев был сторонником реформы церковного строя в России: установления патриаршества и созыва Поместного собора (с участием мирян без права решающего голоса) с целью возвращения к древнему учению и древнему строю церковной жизни. Киреев был твердо убежден, что Россия, уступая Западу в научной культуре, превосходит его в духовном отношении. С его точки зрения необходимо заимствовать у Запада, но заимствование должно соответствовать российской традиции. По его мнению, основой государственного учения является формула «Православие, самодержавие, народность»: православие, понимаемое как сумма этических взглядов народа, и самодержавие как выражение его политических взглядов. То и другое неразрывно связано с русской народностью. В государстве существует верховная власть, которая находится в постоянном, реальном общении с землей, с народом. «В славянском государстве царь связан нравственной своей совестью и, как христианский государь, царствует над христианским народом, он ответственен перед Богом и церковью и стоит над партийной борьбой»315. Идеалом Киреева является допетровский период, где церковь и люди были более свободны. Он выступал за синтез этического и юридического начал, по его мнению, «наш народ не юридический, а этический» и отрицал как бюрократический, так и конституционно-парламентский строй.

Наилучшее государственное устройство для России Киреев, как последовательный славянофил, видел в сочетании самодержавного царского правления с совещательным Земским собором. «Одна решающая воля, но просвещенная многими умами, и много умов, преклоняющихся перед этой просвещенной волей, - есть наилучшая из всех возможный государственных систем». Народ обладает совещательной ролью, но не решающей - он государствует. При этом Киреев выступал за безусловную необходимость гласности.

Для другого представителя неославянофильства С.Ф. Шарапова идеалом русского гражданского и политического устройства является триада: «Отдельное лицо, физическое или юридическое - полный хозяин

315 Киреев А.А. Краткое изложение славянофильского учения. СПб., 1896. С. 34.

своего клочка земли. Земщина в лице лучших людей, - полный хозяин своей области или города. Государь самодержец - полный хозяин всей Русской земли, в верховной полноте прав которого заключаются права как частных лиц, так и земств»316. Между царем и народом должны стоять ряд форм общественного самоуправления, начиная от местного вплоть до Земского собора. По его мнению, достижение полной свободы земского самоуправления в условиях России остается еще нерешенной проблемой.

Основой концепции самоуправления Д.Н. Шипова является идея единства нравственного и гражданского, права и морали. «Как отдельные люди, так и общественные союзы, подчиняясь требованиям положительного права, не могут никогда считаться свободными от сознаваемых ими требований вечного закона правды»317, - писал он. Земская идея по существу своему идея нравственная и потому земское дело является всегда живым и воспитывает в людях желание работать для других и веру в торжество альтруистических идей. В земских общественных союзах не бедные облагают богатых на свои собственные нужды, но, напротив, более или менее зажиточные классы облагают себя наравне с другими, главным образом, на нужды крестьянства и охотно несут эту тяжесть, которую они сами на себя наложили. Взаимодействие губернских и уездных земских учреждений обусловливается общностью и однородностью преследуемых ими целей, а различие в задачах уездных и губернских земств заключается только в том, что первые имеют в виду удовлетворение потребностей населенных отдельных уездов, а последние -равномерное удовлетворение потребностей целой губернии. Большая часть земского хозяйства должна находиться в самостоятельном заведовании уездных земств, ближе всего находящихся к населению.

В заключение отметим, что ценная сторона философии права славянофильства заключена в постановке проблемы формирования правовой культуры как феномена духовной жизни народа. Хомяков полагал, что внутренняя задача русской земли состоит в проявлении христианского православия, «скрепленного в своей вершине законом живого единства, стоящего на твердых основах общины и семьи». Для него правовая культура тесно связана с нравственными союзами. Эта мысль о взаимодополнительности права и морали на духовной основе характерна для русской философии права и развивалась в концепциях В. С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.Н. Алексеева.

316 Шарапов С. Ф. Самодержавие и самоуправление // Теория государства славянофилов. СПб., 1898. С. 93.

317 Шипов Д. Н. К вопросу о взаимных отношениях губернских и уездных земств. М., 1899. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.