Научная статья на тему 'А. Р. Лурия. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [первое русское издание]. Рецензия И. Е. Сироткиной'

А. Р. Лурия. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [первое русское издание]. Рецензия И. Е. Сироткиной Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1787
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Р. Лурия. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [первое русское издание]. Рецензия И. Е. Сироткиной»

Обзоры и рецензии

Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В.И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002. ISBN 5-89353-032-2.

А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады Второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. М.: «Смысл», 2003. ISBN 5-89357-147-9.

К столетию Александра Романовича Лурия, отмечавшемуся в 2002 г., произошло то, чего наши психологи ждали более 70 лет: на русском языке вышла книга А.Р. Лурия «Природа человеческих конфликтов», которая до этого публиковалась только в переводе на английский. Автор закончил рукопись в 1929 г., когда ему было 27 лет, а три года спустя защитил ее как докторскую диссертацию. Тогда же она вышла в США с предисловием знаменитого психиатра, отца психогигиены Адольфа Мейера. Там книга переиздавалась еще два раза, в 1960 и 1976 гг. В России же она была известна только в пересказах — лишь немногим счастливчикам удавалось познакомиться с рукописью, хранившейся сначала у самого А.Р. Лурия, а затем у его наследников.

Издательству «Когито-Центр» удалось заключить договор с наслед-

никами А.Р. Лурии и после бережного научного редактирования опубликовать рукопись в серии «Классики психологии». Теперь эту давно ставшую классической книгу может открыть для себя и русскоязычный читатель. В ней более 500 страниц — результаты исследований, которые А.Р. Лурия вел в Московском психологическом институте в 1920-х гг. Этот период хорошо известен, а том числе благодаря мемуарам самого А.Р. Лурия. То, в чем читатели книги не всегда отдают себе отчет, — насколько тесно исследования А.Р. Лу-рия были связаны с реактологической программой тогдашнего директора института К.Н. Корнилова. Это К.Н. Корнилов пригласил к сотрудничеству молодых психологов, в том числе А.Р. Лурия, и дал им задание: искать объективные признаки психики, «увидеть» психику в движении.

Природа человеческих конфликтов

101

Идея «сопряженной моторной методики», которой А.Р. Лурия пользуется в своих исследованиях, также принадлежала директору института.

С самого начала стало ясно, однако, что А.Р. Лурия — не простой исполнитель программы К.Н. Корнилова, что у него есть собственные планы и амбиции. Подзаголовок его книги: «Объективное изучение дезорганизации поведения человека» — показывает, что дезорганизацию А.Р. Лурия понимал по-своему: не как хаос, а как особую структуру. Распад привычных форм поведения происходил по-разному в разных ситуациях: у студентов, сдающих экзамен, у подозреваемых в совершении преступления, у больных афазией или маленьких детей.

По сравнению с другими разделами книги, исследованиям аффекта у студентов и у подозреваемых в преступлении больше повезло — из-за своей сенсационности они стали широко известны. А.Р. Лурия вслед за этим даже окрестили отцом отечественного «детектора лжи», что мне кажется не вполне справедливым. Хотя он и задается вопросом: «может ли психолог, изучающий аффективные следы у преступника, объективно установить причастность его к преступлению» (с. 108), для него это вовсе не главное. Он прежде всего ученый, а не следователь и не автор детективов, хотя от соблазна вообразить себя таковым порой, наверное, было трудно удержаться. «Можно было бы, — пишет А.Р. Лурия, — занять целые страницы описанием того, как ведут себя наши испытуемые, какими специфическими чертами отличается поведение человека, сегодня утром — неожиданно для себя

самого — ставшего убийцей» (с. 110). Однако он воздерживается от беллетристики, преследуя прежде всего задачу «понять поведение человека в его деструкции и организации» (с. 522).

О том, что это ему блестяще удалось, говорит в числе прочего сборник «А.Р. Лурия и психология XXI века». В него вошли статьи тех, кто в сентябре 2002 г. собрался в Москве на конференции, посвященной столетию Александра Романовича Лурия. Число последователей ученого и исследователей его творчества на этот раз оказалось особенно велико: 600 участников из 31 страны. Естественно, что в сборник вошли далеко не все статьи: там представлено 53 работы, сгруппированные в четыре раздела: «Луриевский культурно-исторический подход в психологии» (среди авторов — М. Коул, Б.С. Бра-тусь, Е.В. Субботский, Д.А. Роб-бинс), «Общая и клиническая нейропсихология» (Д.Т. Стасс, Е.Д. Хом-ская, Л.С. Цветкова и др.), «Возрастная нейро- и патопсихология» (К. Амано, Т.В. Ахутина, Х. Комацу и другие) и «Проблемы психофизиологии и психогенетики» (Е.Н. Соколов, Д.А. Фарбер, И.В. Равич-Щербо, Е.А. Сергиенко и др.). Темы варьируют от болезни Альцгеймера, афазии и аутизма до социокультурной лингвистики и социальной адаптации одаренных детей. Такое тематическое разнообразие — одно из свидетельств того, что работы А.Р. Лурия успешно перешагнули порог XXI века.

И.Е. Сироткина, Институт истории естествознания и техники РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.