Научная статья на тему 'А. П. Нечаев организатор и наставник первых российских тестологов (1901-1917 гг. ) к 110-й годовщине открытия первой тестологической лаборатории в России (24 октября 1901 г. )'

А. П. Нечаев организатор и наставник первых российских тестологов (1901-1917 гг. ) к 110-й годовщине открытия первой тестологической лаборатории в России (24 октября 1901 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ТЕСТОЛОГИЯ / ПЕДОЛОГИЯ / ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ / АППАРАТУРНЫЕ ТЕСТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / TESTOLOGY / PEDOLOGY / TEST METHODS / INSTRUMENTAL TESTS / PEDAGOGICAL MUSEUM / PEDOLOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадневский В. М., Панфилова О. Н., Ширшова Т. А.

Описывается деятельность А.П. Нечаева первого российского тестолога, известного учёного, наставника, организатора науки, научного сообщества и широкого тестового движения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P. Nechaev is an organizer and a coach of the first Russian testers

A.P. Nechaev Russia's first testers was not only a famous scientist, but a mentor, organizer of science, the scientific community and wider test movement in Russia.

Текст научной работы на тему «А. П. Нечаев организатор и наставник первых российских тестологов (1901-1917 гг. ) к 110-й годовщине открытия первой тестологической лаборатории в России (24 октября 1901 г. )»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 313-316.

УДК 372

В.М. Кадневский, О.Н. Панфилова, Т.А. Ширшова

А.П. НЕЧАЕВ - ОРГАНИЗАТОР И НАСТАВНИК ПЕРВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕСТОЛОГОВ (1901-1917 ГГ.)

К 110-й годовщине открытия первой тестологической лаборатории в России (24 октября 1901 г.)

Описывается деятельность А.П. Нечаева - первого российского тестолога, известного учёного, наставника, организатора науки, научного сообщества и широкого тестового движения в России.

Ключевые слова: экспериментальная психология, тестология, педология, тестовые методы, аппаратурные тесты, педагогический музей, педологические курсы.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. появились новые виды наук, среди которых выделим интересующие нас экспериментальную психологию, педологию (науку о ребёнке) и тестологию.

В России появление и развитие этих направлений связано в первую очередь с именем Александра Петровича Нечаева. Именно он явился инициатором создания в 1901 г. первой в России Лаборатории экспериментальной педагогической психологии, которую в научной публицистике тех лет чаще называли педологической лабораторией. Сегодня её называют и «тестологической лабораторией», имея при этом в виду, что именно в ней стали применять первые тесты в российском образовании.

К экспериментальной психологии и применяемым в её рамках тестовым методам А.П. Нечаев пришёл не сразу. После окончания в 1894 г. историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета он был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому знанию. В 1897 г. он получил степень магистра философии, а в 1898 г. был направлен в заграничную командировку для подготовки диссертации по творческому наследию Гербарта.

Научная командировка в Европу оказалась весьма плодотворной. А.П. Нечаев прошёл стажировку в нескольких ведущих психологических лабораториях и центрах. Так, первым местом стажировки

A.П. Нечаева был Лейпциг, где в 1879 г. известный организатор науки

B. Вундт создал психологическую лабораторию, занимавшуюся новыми для того времени проблемами экспериментальной психологии. Начинающие исследователи из многих стран, пройдя стажировку у Вундта, а чаще всего в нескольких известных научных центрах, по возвращении на родину организовывали у себя лаборатории и центры экспериментальной психологии, развивая и углубляя, таким образом, новое направление в науке.

Этот путь прошёл и А.П. Нечаев, стажировавшийся ещё и в Геттингене, Гейдельберге, Цюрихе и Париже [1, с. 14]. Знакомство с достижениями экспериментальной психологии в известных лабораториях

© В.М. Кадневский, О.Н. Панфилова, Т.А. Ширшова, 2011

Европы привело А.П. Нечаева в сообщество учёных, которые активно выступали за использование экспериментальных методов в разработке проблем обучения и воспитания.

Однако по возвращении в Россию А.П. Нечаев не нашел поддержки своим новым научным изысканиям в стенах Петербургского университета и вынужден был уйти преподавать в Педагогический музей военно-учебных заведений. Педагогический музей в начале ХХ в. считался одним из лучших научно-педагогических и учебно-методических центров России, где работало немало талантливых учёных того времени (Н.Х. Вессель, А.Я. Герд, П.Ф. Кап-терев, А.Н. Острогорский и др.), а также повышали свою квалификацию и вели научные исследования преподаватели военных учебных заведений.

Поэтому открытие на базе музея 24 октября 1901 г. Лаборатории экспериментальной педагогической психологии можно считать событием вполне закономерным. А.П. Нечаеву были выделены необходимые помещения и финансовые средства для организации лаборатории. Для проведения экспериментов с применением аппаратурных тестов лаборатория была оснащена необходимыми приборами и аппаратами, выполненными по заказам А.П. Нечаева ведущими предприятиями Европы. Всего в лаборатории насчитывалось 64 единицы оборудования для проведения экспериментальных психологических исследований. Так, например, по чертежам А.П. Нечаева фирмой «Э. Циммерман» в Лейпциге были изготовлены тахистоскоп, механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти и многие другие.

Первое в России оригинальное исследование А.П. Нечаева «Современная экспериментальная психология в её применении к вопросам школьного обучения» было опубликовано в 1901 г. В основу этой книги были положены исследования А.П. Нечаева, проведенные с применением тестов в учебных заведениях Петербурга, где изучались память, внимание учеников, внушаемость и др.

Уже в этом труде А.П. Нечаев проявился как специалист, научные интересы которого включают широкие междисциплинарные связи и подходы к освещению затрагиваемых проблем. О самом А.П. Нечаеве можно сказать, что в рамках своей научной и трудовой деятельности он был и педагогом, и наставником, и

психологом, и педологом, и психотехником. Он также был и крупным организатором педагогической науки и педагогической практики в России. Создав Лабораторию, А.П. Нечаев в первый же год её работы привлек к участию в исследованиях учившихся у него слушателей педагогических курсов военного ведомства.

В деятельности лаборатории был установлен четкий порядок. Для изучения каждого психического свойства были подобраны специальные тесты. Когда предварительно апробированный метод оказывался пригодным, проведение опытов переносилось в учебные заведения, а затем снова в Лаборатории проводилась научная обработка полученных результатов с применением уже известных в тестоло-гии статистических методов. Среди основных проблем, которые стали предметом научного внимания Лаборатории, были вопросы о господствующих ассоциациях в разных возрастах, о запоминании слов разного значения, о внимании, о детском чтении, об умственной отсталости, о привычных способах заучивания, о скорости умственной работы в разных возрастах, о степени внушаемости школьников (податливости внушению), о значении экспериментально-научных исследований для составления характеристики и некоторые другие. Результаты исследований были опубликованы: «Наблюдения

над развитием интересов и памяти в школьном возрасте» (1901 г.), «Труды слушателей военно-педагогических курсов» (1902 г.).

Работы, начатые А.П. Нечаевым и его учениками, привлекли внимание ряда учёных, врачей, педагогов. Среди них назовем В.П. Вахтерова, В.А. Вагнера,

А.А. Крогиуса, А.Ф. Лазурского, Г. И. Рос-солимо. А.П. Нечаева с этими людьми связывала крепкая дружба и совместная плодотворная деятельность в интересах науки. Кроме того у А.П. Нечаева появилось немало последователей и учеников, которые выросли в крупных учёных. Впоследствии многие ученики Нечаева руководили кафедрами психологии и педагогики. Среди них профессора, работавшие в Ленинграде, - И.В. Эвергетов, Ю.А. Самарин, в Перми - Н.А. Коновалов, в Литве -И.И. Вабалас-Гудайтис [2, с. 7-8].

Еще одним дополнительным импульсом для развития тестологических исследований в России послужило открытие при лаборатории в 1904 г. первых в России педологических курсов. При курсах

А.П. Нечаев - организатор и наставник первых российских тестологов..

315

были широко организованы практические занятия на базе Лаборатории. Эти занятия носили характер не только демонстраций лабораторного оборудования и техники психологических опытов с применением тестов, но и научных исследований. Кроме А.П. Нечаева, заведовавшего Лабораторией и курсами, практическими занятиями руководили: А. А. Кроги-ус, А.Ф. Лазурский, А.И. Щеглов, академик И. Р. Тарханов.

Таким образом, в рамках такой новой для России структуры, как педологические курсы, А.П. Нечаев смог организовать и сплотить группу высококвалифицированных специалистов, обладавших огромным научным потенциалом и имевших желание заниматься исследованием детских и школьных проблем. Кроме того, с организацией педологических курсов в России были созданы более благоприятные условия для распространения научных знаний о ребенке среди заинтересованного круга специалистов - школьных учителей, врачей, ученых, стремившихся к обновлению отечественного образования.

Ещё одним важным направлением в продвижении тестовых методов в образовательное пространство стало создание небольших лабораторий для проведения несложных тестовых испытаний в школах и гимназиях. По подсчетам профессора Шеффилдского университета Дж.А. Грина, знакомившегося с достижениями экспериментальной педагогики, в 1909 г. в разных учебных заведениях России действовали 33 психологические лаборатории [3, с. 17]. Эти лаборатории организовывали, как правило, люди, прошедшие подготовку на педологических курсах или участвовавшие в съездах по экспериментальной педагогике и психологии.

Когда рамки педологических курсов для развития тестового движения стали тесны, в России при активном участии А.П. Нечаева в 1908 г. была открыта Педагогическая академия, в которой слушатели с высшим образованием в течение двух лет получали дополнительное образование. В академии могли учиться и слушатели без высшего образования, но они не имели права сдавать экзамены. Так в России была организована подготовка специалистов в области педологии и тес-тологии.

Среди других знаковых событий связанных с именем А.П. Нечаева, стоит отметить создание в России Общества экспериментальной педагогики, устав кото-

рого был утвержден 19 мая 1909 г. г [4, с. 158-159]. Общество координировало деятельность региональных центров и лабораторий, объединяло усилия отдельных групп исследователей, не допуская ненужного дублирования.

Не менее важными событиями в истории развития российского тестового движения стали съезды по экспериментальной педагогической психологии в 1906 и 1909 гг. и съезды по экспериментальной педагогике в 1910, 1913 и 1916 гг. На этих съездах звучали доклады об опыте проведения тестовых испытаний по оригинальным отечественным и зарубежным методикам.

Внедрению методов экспериментальной педагогики в школьную практику в немалой степени способствовало и разностороннее информационное обеспечение. Здесь тоже необходимо отметить многоплановую не только научную, но и организаторскую работу А.П. Нечаева. Его статьи, как и статьи его учеников, коллег и единомышленников, постоянно появлялись в специализированных журналах. Особо следует выделить журнал «Русская школа», в котором с 1908 г. был открыт новый отдел «Экспериментальная педагогика». Заведовать этим отделом был приглашен А.П. Нечаев. С 1910 г. соредактором отдела «Экспериментальная школа» был приглашен ученик и коллега А.П. Нечаева Н.Е. Румянцев. Этот отдел считался официальным органом Общества экспериментальной педагогики.

В результате такой многоплановой деятельности А.П. Нечаева и его коллег прикладные психологические исследования развивались, что называется, и вширь, и вглубь. От лаборатории - к педологическим курсам, от педологических курсов - к созданию психологических кружков, кабинетов и небольших лабораторий в десятках учебных заведений, от психологических и педологических лабораторий - к созданию Педагогической академии и, наконец, к созданию Общества экспериментальной педагогики и проведению съездов по экспериментальной педагогике - таков путь, пройденный тестологами страны до 1917 г.

Потенциал, накопленный российской наукой и практикой в сфере разработки и применения тестовых технологий, был востребован советской властью (до запрета тестов в 1936 г.), а большинство российских тестологов стали сотрудничать с советской властью.

А.П. Нечаев работал профессором и на руководящих постах в различных учебных и научных учреждениях страны. В 1935 г. его по ложному доносу осудили и приговорили к ссылке. Он был выслан в город Семипалатинск, где и работал в местном пединституте вплоть до кончины в 1948 г. В педагогической энциклопедии А.П. Нечаеву посвящена большая статья с портретом ученого, что является признанием его большого вклада в развитие отечественной тестологии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аншакова В. В. Проблемы развития личности в экспериментально-эмпирической психологии (Россия, конец XIX - начало ХХ вв.). Астрахань : Изд. Астраханского госуниверситета, 2003. 139 с.

[2] Там же. С. 7-8.

[3] Грин Дж. А. Экспериментальное исследование педагогических проблем в России // Русская школа. 1910. № 1. С. 204-212.

[4] Неклюдова А.И. Общество экспериментальной педагогики // Русская школа. 1911. № 1.

С. 158-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.