А.Н. Чумаков
МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОДУКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*
К началу ХХ в. массовое общество и мировая элита, как и соответствующие им массовая и элитарная культуры, обрели уже достаточно четкие очертания.
Элитарная культура получила такое название потому, что она изначально ориентирована на достаточно узкий, хорошо образованный круг людей, именуемых элитой и способных оценить утонченные, новаторские формы и содержание тех или иных образцов творчества, а также неординарность как создателей такой культуры, так и предлагаемых ими решений.
Узкий высший привилегированный слой, отмечает исследователь Г.К. Ашин, является необходимым элементом социальной и политической структур общества. Он осуществляет функции социального и политического управления, а также развития культуры. При этом остальная масса населения выполняет нетворческие функции (с. 308).
Круг потребителей высокой культуры находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня образования и условий жизни населения в целом, а потому наличие и востребованность такой культуры не только существенно варьируются от одного общества к другому, но и зависят от того, насколько данное общество развито в социально-экономическом отношении.
* Чумаков А.Н. Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации // Россия: Многообразие культур и глобализация. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С. 306-330. 186
Высокая культура, в отличие от массовой, выражающей интересы и запросы низов, обозначает пристрастия, привычки и потребности богатых, аристократических кругов, политической и деловой элиты и предполагает, как правило, высокую степень компетентности. Нередко она выступает с позиции авангардизма и носит экспериментальный характер, в результате чего отрабатываются те художественные приемы и творческие новации, которые, в случае их закрепления, затем могут быть восприняты и признаны широкой публикой порой лишь спустя десятилетия.
Термин «массовая культура» выступает в широком общественном сознании зачастую синонимом таких понятий, как «общедоступная», «народная», «популярная» и т.д. культура и фиксирует, с одной стороны, новое качество культуры, а с другой - выражает сложный комплекс общественных отношений, в которых личностные свойства и индивидуальные начала человека, а также оригинальные решения в процессе производства вещей, машин, сооружений, не имеют принципиального значения и, как правило, нивелируются, тогда как на первый план выступают стереотипы мышления и поведения, конвейерное производство, массовое тиражирование общепринятых образов материальной и духовной культуры.
Массовая культура навязывается сверху, а особым ее качеством является способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него наикратчайший путь к удовольствию.
Характерные черты массовости появляются уже в Новое время - в эпоху буржуазных преобразований и расширения до планетарных масштабов экономических, социально-политических и культурных связей. Изобретение соответствующих технических средств, позволивших выпускать книги массовыми тиражами и обеспечивших появление первых периодических изданий, принципиально изменили быт людей и впервые ощутимо поставили проблему свободного времени. Все новые научно-технические достижения не только позволяли осуществить производство товаров и услуг в массовых масштабах, но и сами они в XVIII в. стали массовыми. В условиях быстро развивавшегося капиталистического производства и расширения товарно-денежных отношений они открывали все новые возможности для коммерциализации культуры и формирования принципиально новой индустрии, ориентиро-
А.Н. Чумаков
ванной на потребление, и прежде всего в среде порождаемого рынком среднего класса, составившего ко второй половине XIX в. основу «массового общества».
В большой степени «омассовление» культуры было обусловлено развитием и специализацией точных наук, вытеснивших гуманитарное знание. Однако сколь сильно ни влияли бы точные науки, литература и пресса на формирование и распространение массовой культуры, они составляют лишь часть тех средств, которые появились в ХХ в. и принципиально изменили масштабы и формы воздействия на общественное сознание. Это художественная и популярная литература, средства массовой информации, а также технические средства коммуникации, которые к началу ХХ в. позволили людям буквально за часы оказаться в любой точке планеты, соприкоснуться с совершенно иными типами культуры. Все это не могло не сказаться на устоях, традициях, ценностях, которые исторически, естественным путем, сформировались в тех или иных конкретных условиях, но, оказавшись под влиянием других культур, стали трансформироваться и видоизменяться, способствуя в то же время быстрому и широкому распространению по всему миру наиболее упрощенных образцов культуры, которые ориентированы, в первую очередь, на доступность и свободное восприятие, легко тиражируемы и лишены глубокого содержания. Именно в такой культуре формируются новые образцы и представления о мире, в котором проще и легче жить, если поступать и думать «как все». Такие качества «усредненного» человека, как и его сознание, не обремененное личными сомнениями и поисками собственной идентичности, - являются хорошим материалом для политических, идеологических, потребительских и иных манипуляций.
В полной мере массовая культура заявила о себе именно в то время, когда глобализация, охватив все сферы деятельности человека, стала многоаспектной, а общественные отношения, в том числе и в масштабах всей планеты, практически потеряли былую зависимость от национальных границ, технических ограничений или культурных барьеров.
Массовая культура - уникальный феномен, не встречавшийся в человеческой истории вплоть до конца ХХ в. Она также не является чьим-то изобретением. Массовая культура - порождение, прежде всего, объективных причин и тенденций, которые заключены в универсальных чертах самой культуры как общечеловеческого, присущего всем странам и народам явления, а также объективной логике ее развития. Поэтому массовую культуру не следует воспри-188
нимать как непременную утрату духовности, творчества или как уничтожение культуры в целом, но как явление вполне закономерное и даже позитивное, если рассматривать его в качестве адекватной реакции на усложняющийся и становящийся цельным мир. Нельзя не отметить положительные стороны интернационализации культуры, когда те или иные культурные образцы одного народа становятся общим достоянием культуры других народов, органично вписываясь в них, дополняя или замещая уже существующие в них элементы.
Массовая культура является естественным и закономерным следствием глобализации, она отражает характерные особенности производства материальных и духовных ценностей в современном обществе. Такая культура рассчитана на широкое и постоянно возобновляемое потребление. Массовой оная является также и потому, что в перманентном режиме каждодневно воспроизводится и вполне доступно представляется широкой аудитории всевозможными средствами информации и неимоверно развившимися современными методами торговли, непременно сопровождаемыми вездесущей рекламой. Продукты стандартизируются и распространяются среди широкой аудитории в таком количестве, что ценность их по сравнению с образцами высокой культуры со временем только увеличивается, а спрос на них неизменно возрастает. Окончательно преодолеть возникающее в связи с этим противоречие, скорее всего, не представляется возможным. Однако в какой-то мере можно говорить о том, что глобализация, а также сопутствующие ей технологии, позволяют сблизить «массовую» и «высокую» культуры. Так, например, концерт фортепьянной музыки или классические произведения в исполнении симфонического оркестра, передаваемые по радио в режиме стереозвучания и на высоком качественном уровне, могут одновременно слушать миллионы человек в разных концах планеты. А телевидение в состоянии донести даже до миллиардов зрителей видеоизображение не только шедевров живописи, зодчества, архитектуры, но и лучшие образцы балетного искусства, спорта и т. д. В таком симбиозе элитарного и массового аспектов культуры, когда элитарная культура не выхолащивается и не опускается до банального упрощения, а стремится поднять до своего уровня широкое общественное сознание, многие видят путь к преодолению данных противоречий.
Т.А. Фетисова