© 2014
Е. В. Суровцева
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН И А. Д. САХАРОВ: ДИСКУССИЯ ВОКРУГ «ПИСЬМА ВОЖДЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
В контексте особого эпистолярного жанра — жанра «письма вождю» — мы анализируем письмо-декларацию А. И. Солженицына «Письмо вождям Советского Союза» и полемику А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова вокруг этого текста.
Ключевые слова: эпистолярная литература, «письмо вождю», русская литература, цензура, литература и власть, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров
В контексте рассматриваемого нами жанра «письма вождю», то есть высокопоставленным лицам, созданным в советскую эпоху, необходимо проанализировать самое, пожалуй, известное обращением А. И. Солженицына «наверх» — письмо-декларацию «Письмо вождям Советского Союза»1, написанное в августе 1973 года в Рождестве-на-Истье (под городом Наро-Фоминском Московской области). «Это письмо родилось, развилось из единственной мысли: как избежать грозящей нам национальной катастрофы?»2 Форма письма не была лишь жанровым приёмом. Основная мысль текста — идея об искажающем влиянии идеологии на развитие страны, на народ. Солженицын обращает внимание «вождей» на две опасности, грозящие нашей стране: «война с Китаем и общая с Западной цивилизацией гибель в тесноте и смраде изгаженной Земли»3. Писатель обращается «наверх» из чувства патриотизма в надежде, что этот «верх» «не безнационален»4, иначе этим двум сторонам говорить не о чем. Александр Исаевич говорит о том, как пострадал русский народ в течение XX века; о том, что самые страшные войны — войны идеологические; о том, что успехи во внешней политике не должны опьянять, ибо далеко не всё так блестяще, как может показаться. Автор письма знает, что имеет дело с реалистами, и поэтому предлагает преобразования, осуществление которых считает реальными. «Руководить нашей страной должны соображения внутреннего, нравственного, здорового развития народа, освобождение женщин от каторги заработков, особенно от лома и лопаты, исправление школы, детского воспитания, спасение почвы, вод, всей русской природы, восстановление здоровых городов, освоение Северо-Востока — и никакого Космоса, и никаких всемирно-исторических завоеваний, придуманных интернациональных задач,..»5 Подвергнув марксизм резкой критике, Александр Исаевич всё же не предлагает бороться с ним, он предлагает «спастись от него самим»6, а для этого надо всего лишь лишить его государственной поддержки. Солженицын выделяет
Суровцева Екатерина Владимировна — кандидат филологических наук, профессор Российской академии естествознания, старший научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
1 Солженицын 1995, 148 — 186.
2 Солженицын 1995, 148.
3 Солженицын 1995, 150.
4 Солженицын 1995, 149.
5 Солженицын 1995, 183.
6 Солженицын 1995, 178.
такие бьющие в глаза преступления идеологии, как всеобщая ложь, «централизация всех видов духовной деятельности»7, отсутствие здоровой тишины, падение нравственности. Писатель считает, что только при помощи христианства можно исцелить Россию, причём он не просит никаких льгот для него, он думает, что вполне достаточно христианство не подавлять8. Солженицын создаёт своё письмо потому, что не может молчать: «Этим письмом я <...> беру на себя тяжёлую ответственность перед русской историей. Но не взять на себя поиска выхода, но ничего не предпринять — ответственность ещё большая»9. Большое значение Солженицын придаёт национальным соображениям.
«Письмо вождям» по своей сути публицистично. В нём автор, как было показано ранее, излагает свои идеи относительно преобразования страны. Александр Исаевич всю свою жизнь находился в принципиальной оппозиции к советской власти и к советской идеологии, что отразилось, впрочем, не только в этом письме, но и во всех других письмах, обращённых «наверх». В этом письме писатель представляет свои взгляды на развитие страны как логически аргументированную систему. Писатель беседует с вождями как равный с равными, он не боится откровенно высказать своё несогласие с ними. В этом выразилась одна из основных черт Александра Исаевича — бескомпромиссность в отстаивании своего мнения, в отстаивании истины.
5 сентября письмо отнесено в ЦК КПСС. Никакой реакции от властей не последовало. «"Письмо вождям" было взято в работу только через месяц, в конце сентября 1973 года. Сначала с ним, по указанию Суслова, ознакомились только Косыгин, Подгорный и Андропов. 4 октября появилась резолюция Брежнева: "Ознакомить членов ПБ (вкруговую)". В конце декабря появилась ещё одна резолюция генсека: "Мы обсуждали вопрос о Солженицыне по частям на нескольких заседаниях ПБ — считаю, что необходимо, чтобы все товарищи прочли его письмо". На документе расписались все до единого члены ПБ, но автору "Письма" никакого ответа никогда не было»10. В январе 1974 года текст был отправлен для публикации за границу (первая публикация состоялась в издательстве «УМКЛ-Рге88»), где переиздавался много раз.
«Письмо вождям Советского Союза» не прошло незамеченным. 3 апреля 1974 года А. Д. Сахаров пишет статью под названием «О письме Александра Солженицына "Вождям Советского Союза"»11. Сахаров с большим уважением говорит о Солженицыне, поддерживает некоторые его идеи, однако не согласен со многими его положениями. По мнению Сахарова, Солженицын «недооценивает роль идеологического фактора в современном советском обществе. Отсюда его вера в то, что замена марксизма на здоровую идеологию, в качестве которой ему рисуется, по-видимому, православие, спасёт русский народ. Эта уверенность лежит в основе всей его концепции. Но я убеждён, что в действительности националистическая и изоляционистская направленность мысли Солженицына, свойственный ему религиозно-патриархальный романтизм приводят его к очень существенным
7 Солженицын 1995, 171.
8 Солженицын 1995, 183.
9 Солженицын 1995, 188.
10 Сараскина 2008, 683.
11 Сахаров 1990, 63-72.
280
СУРОВЦЕВА
ошибкам, делают его предложения утопичными и потенциально опасными. <...> Великорусский национализм, энтузиазм в освоении целины — ведь всё это уже использовалось и используется. Призыв к патриотизму — это уж совсем из арсенала официозной пропаганды»12. Сахаров не поддерживает идеи Солженицына о том, что наша страна не созрела для демократического строя, и авторитарный строй, если он базируется на принципах законности и православия, не так уж плох, ведь при этом строе Россия сохранила своё национальное здоровье вплоть до XX века.
18 ноября 1974 г. Солженицын написал ответ Сахарову — «Сахаров и "Письмо вождям"»13. Ответ Александра Исаевича был отложен до появления сборника «Из-под глыб», где выяснялись те же самые кардинальные вопросы, на статьи которого Александр Исаевич неоднократно ссылается. Солженицын пишет, что ему и вовсе не пришлось бы отвечать на критику, «если бы среди первых же критиков не оказался А. Д. Сахаров, чьё особенное положение в стране и моё к нему глубокое уважение не дают возможности игнорировать его высказывания»14. Солженицын с удовлетворением отмечает сходство их позиций по многим вопросам. Основные пункты расхождений таковы: «роль Идеологии в СССР»15 (Сахаров считает, что она почти не имеет значения; Солженицын же говорит, что «если все не верят (в Идеологию — Е.С.; курсив Солженицына — Е.С.) и все подчиняются — это указывает не на слабость Идеологии, но на страшную злую силу её»16, которая выражается в ужасающем лицемерии); «допустимость и реальность какого-нибудь иного пути развития нашей страны, кроме внезапного (и необъяснимо откуда) наступления полной демократии»17. Солженицын пишет, что ему было «фальшиво приписано вместо сомнений о внезапной введении демократии в сегодняшнем СССР — полное отвращение к демократии вообще»18.
Недоумение Солженицына вызывает обвинение со стороны Сахарова в «великорусском национализме». Александр Исаевич с горечью замечает: «За русскими не предполагается возможности любить свой народ, не ненавидя других. Нам, русским, запрещено заикаться не только о национальном возрождении, но даже — о "национальном самосознании", даже оно объявляется опасной гидрой»19.
Солженицын считает, что в данном случае Сахаров стал невольным выразителем мнения целого слоя в «образованном классе».
В «Письме вождям» Солженицын особо выделил жертвы и страдания русского народа. Сахаров же считает, что под колёса тоталитаризма попали и русские, и нерусские — в равной мере. Однако Солженицын настаивает, что всё-таки это не совсем так: гражданская война, большевистский террор, «раскулачивание» прошлись прежде всего по русским и украинцам, не говоря уже о глумлении над русской культурой. Солженицын пишет, что «лишь с конца 30-х годов, когда два наибольших народа были уже убиты и по социалистической переменчивой так-
12 Сахаров 1990, 71-72.
13 Солженицын 1995, 215-222.
14 Солженицын 1995, 215.
15 Солженицын 1995, 216.
16 Солженицын 1995, 217.
17 Солженицын 1995, 218.
18 Солженицын 1995, 218.
19 Солженицын 1995, 220.
тике... пришло время перенести давление на малые народы, — только с этих пор услышали мы о национальном угнетении в СССР, что тоже совершенно верно»20. Александр Исаевич не входит во второстепенные разногласия с Сахаровым (например, в вопросе о том, можно ли верить в конвергенцию). Солженицына удивляет, что Сахаров «допустил большую небрежность в истолковании ... точки зрения (Солженицына — Е.С.)»21, что ни о «идеологическом изоляционизме», ни о чём подобном он и близко не говорил. «Эта горячность и опрометчивость пера, не свойственная Сахарову, выразила горячность и поспешность того слоя, который без гнева не может слышать слов «русское национальное возрождение».
В нынешнем Сборнике разъяснено, как мы это возрождение понимаем: пройти путь раскаяния, самоограничения и внутреннего развития, внести свой вклад в добрые отношения между народами, без которых никакая "прагматическая дипломатия" и никакие ООНовские голосования не спасут человечество от гибели»22.
Сахаров этой дискуссии не продолжил.
Проблема восприятия солженицынского «Письма вождям Советского Союза» современниками требует дальнейшего кропотливого анализа. Так, заслуживают отдельного рассмотрения полемика с основными положениями «Письма» Р. Медведева и обсуждение солженицынского текста русской эмиграцией. Разработка заявленной нами темы будет продолжена.
ЛИТЕРАТУРА
Сараскина Л. И. 2008: Александр Солженицын. Серия «Жизнь замечательных людей: Биография продолжается». М.
Сахаров А. Д. 1990: Тревога и надежда. М.
Солженицын А. И. 1995: Публицистика: в 3 т. Т. 1: Статьи и речи. Ярославль.
A. I. SOLZHENITSYN AND A. D. SAKHAROV: A DISCUSSION AROUND «THE LETTER TO THE LEADERS OF THE SOVIET UNION»
E. V. Surovtseva
In the context of a special epistolary genre — the genre of "Letters to the Leader" — we analyze A. I. Solzhenitsyn's letter declaration "The letter to the leaders of the Soviet Union" and A. I. Solzhenitsyn and A. D. Sakharov's dispute around this text.
Key words: epistolary literature, "a Letter to the Leadef', Russian literature, censorship, literature and power, A. I. Solzhenitsyn, A. D. Sakharov
20 Солженицын 1995, 221.
21 Солженицын 1995, 222.
22 Солженицын 1995, 222.