Научная статья на тему 'А. И. Гарбер. Лекции ученого из Германии в Самарском государственном социально-педагогическом университете'

А. И. Гарбер. Лекции ученого из Германии в Самарском государственном социально-педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. И. Гарбер. Лекции ученого из Германии в Самарском государственном социально-педагогическом университете»

Лица. События

А.И. ГАРБЕР. ЛЕКЦИИ УЧЕНОГО ИЗ ГЕРМАНИИ В САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

A.I. GARBER. LECTURES OF THE SCIENTIST FROM GERMANY IN SAMARA STATE UNIVERSITY OF SOCIAL SCIENCES AND EDUCATION

С 20 по 27 марта 2017 г. факультет психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета посетила доктор (Бг. рЫ1), ассоциированный профессор психологии университета современных наук (Нидерланды), психотерапевт, клинический психолог реабилитационной клиники (Гессен, Германия) Алена Ильинична Гарбер. Она прочла курс лекций для студентов-бакалавров по дисциплинам «Введение в клиническую психологию» и «Психотерапия в геронтологии».

Алена Ильинична рассказала о себе следующее.

- Еще в старших классах школы я решила пойти по «династийному» психологическому пути, который был открыт в нашей семье моим дедом профессором Евгением Ильичом Гарбером и продолжен моим отцом профессором Ильей Евгеньевичем Гарбером (Саратовский государственный университет). Для этого в 1992 г. поступила на дефектологический факультет (ныне факультет психологии и специального образования) Самарского государственного педагогического университета, который закончила в 1997 г., получив диплом с отличием по двойной специальности: психолог и логопед. Параллельно с учебой в университете мне удалось попробовать свои силы на практике как в логопедии в детском саду, так и в школьной психологии. Выбор был сделан однозначно как в теоретическом, так и в практическом плане. С 1997 г. педагогическая психология привлекла мое внимание как школьного психолога и будущего аспиранта.

Сразу же после окончания университета поступила в аспирантуру по педагогической психологии, которую успешно

закончила в 2001 г. защитой диссертации по теме «Исследование речевого и общего интеллектуального развития старших дошкольников в условиях вариативного образования».

С 1998 по 2008 г. работала на психологическом факультете под руководством профессора Гарника Владимировича Акопова, на кафедре психологии образования СГПУ под руководством профессора Валерия Максимовича Миниярова. Я вспоминаю с благодарностью эти годы, годы работы в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента. Любой год из этих десяти мне дорог, как дороги люди, с которыми я работала, студенты, которым я преподавала.

В 2009 г. мне представилась возможность в качестве приглашенного зарубежного ученого внести свой вклад в работу кафедры педагогической и реабилитационной психологии Лейпцигского университета, Германия (руководитель кафедры проф. Э. Витрук), а именно разработать концепцию психологического консультирования и сопровождения иностранных студентов, обучавшихся в Лейпцигском университете, и их семей. Проект был успешно реализован в Лейп-цигском университете, его итоги были подведены в 2011 г.

Активное сотрудничество с институтом психологии Лейпцигского университета начиная с 2010 г. проходит также в рамках открытого мною Международного центра повышения квалификации специалистов и обмена научной информацией, благодаря которому организуются научные стажировки для русскоговорящих психологов и психотерапевтов, международные конференции, кросс-культурные исследования на базе Лейпцигского университета и института психотерапии г. Лейпцига.

6

Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5, №1(14)

А.И. Гарбер. Лекции ученого из Германии в Самарском государственном социально-педагогическом университете

Занимаясь научной, исследовательской деятельностью, я активно накапливала теоретические и практические знания в рамках клинической психологии, которая является фундаментальной областью психологического научного знания в Германии.

Мною были пройдены курсы повышения квалификации по интегративной психотерапии зависимостей у профессора И. Петцольда, системной психотерапии и консультированию семьи, психоонколо-

гии, телесно-ориентированной психотерапии. Каждый из курсов предполагал обучение минимум в течение одного года, что в целом показательно для подхода к обучению психологов и психотерапевтов в Германии.

Последние пять лет главным местом моей работы является реабилитационная клиника, расположенная в курортной зоне федеральной земли Гессен. Основное направление работы клиники - онкологические пациенты. На данный момент я расширяю сферу моего психотерапевтического опыта, работая в одной из реабилитационных клиник, расположенных также в этой курортной зоне, с пациентами с нарушениями пищевого поведения.

Научную работу веду по возможности, занимаюсь с докторантами, читаю лекции по клинической и консультативной психологии как ассоциированный профессор Университета современных наук (Нидерланды).

Все это стало возможным благодаря моим родителям, моему супругу, моим детям, внуку, их поддержке и терпению.

Информацию предоставила Е.Л. Чернышова

Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5, №1(14)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.