Научная статья на тему 'А. И. Булгаков (1859–1907) как исследователь англиканства'

А. И. Булгаков (1859–1907) как исследователь англиканства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / англиканство / Церковь Англии / А. И. Булгаков / методизм / Киевская Духовная Академия / Оксфордское движение / трактарианство / англо-католицизм / ритуализм / Russian Orthodox Church / Anglicanism / Church of England / A. I. Bulgakov / Methodism / Kiev Theological Academy / Oxford Movement / Tractarianism / AngloCatholicism / ritualism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Станиславович Стецкевич

В статье анализируется процесс изучения англиканства профессором Киевской Духовной Академии А. И. Булгаковым. Посвятив свою кандидатскую, а затем и магистерскую диссертации генезису и развитию методизма, Булгаков в дальнейшем обратился к рассмотрению современного ему англиканства. Он питал надежду на то, что под влиянием Оксфордского движения (трактарианства) Церковь Англии не просто сможет восстановить систему Древней Церкви, но и решительно двинется в направлении православия. Пользуясь весьма ограниченным кругом источников и преувеличивая про-православную ориентацию Оксфордского движения, Булгаков тем не менее сумел представить весьма полную картину эволюции англиканства в XIX в. Исследуя вопрос о законности англиканской иерархии, Булгаков был готов признать ее действительной в случае восстановления Церковью Англии древнецерковных канонов. Труды Булгакова заложили основы традиции изучения англиканства XIX в. в России, а некоторые из них не потеряли научного значения до сего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. I. Bulgakov (1859–1907) as a Researcher of Anglicanism

The article analyzes the process of studying Anglicanism by the Kiev Theological Academy Professor A. I. Bulgakov. Having devoted his candidate’s and then his master’s thesis to the genesis and development of Methodism, Bulgakov later turned to the consideration of contemporary Anglicanism. He hoped that under the influence of the Oxford movement (Tractarianism), the Church of England would not only be able to restore the system of the Ancient Church, but would also move decisively in the direction of Orthodoxy. Using a very limited range of sources and exaggerating the pro-Orthodox orientation of the Oxford movement, Bulgakov nevertheless managed to present a very complete picture of the 19th century evolution of Anglicanism. Investigating the question of the Anglican hierarchy’s legitimacy, Bulgakov was ready to recognize it as valid in case the Church of England restored ancient Church canons. Bulgakov’s works laid the foundations of the tradition of studying the 19th century Anglicanism in Russia, and some of his works have not lost their scientific significance up to this day.

Текст научной работы на тему «А. И. Булгаков (1859–1907) как исследователь англиканства»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (17) 2024

М. С. Стецкевич

А. И. Булгаков (1859-1907) как исследователь англиканства

УДК 273.4-9

DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_89

EDN MKNVOU

Аннотация: В статье анализируется процесс изучения англиканства профессором Киевской Духовной Академии А. И. Булгаковым. Посвятив свою кандидатскую, а затем и магистерскую диссертации генезису и развитию методизма, Булгаков в дальнейшем обратился к рассмотрению современного ему англиканства. Он питал надежду на то, что под влиянием Оксфордского движения (трактари-анства) Церковь Англии не просто сможет восстановить систему Древней Церкви, но и решительно двинется в направлении православия. Пользуясь весьма ограниченным кругом источников и преувеличивая про-православную ориентацию Оксфордского движения, Булгаков тем не менее сумел представить весьма полную картину эволюции англиканства в XIX в. Исследуя вопрос о законности англиканской иерархии, Булгаков был готов признать ее действительной в случае восстановления Церковью Англии древнецерковных канонов. Труды Булгакова заложили основы традиции изучения англиканства XIX в. в России, а некоторые из них не потеряли научного значения до сего дня.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, англиканство, Церковь Англии, А. И. Булгаков, методизм, Киевская Духовная Академия, Оксфордское движение, трактарианство, англо-католицизм, ритуализм.

Об авторе: Михаил Станиславович Стецкевич

Кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ.

E-mail: m.steckevich@spbu.ru

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6420-0963

Для цитирования: Стецкевич М. С. А. И. Булгаков (1859-1907) как исследователь англиканства //

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. №1 (17).

С. 89-98.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) 22-28-00862

«Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи XIX — нач. XX вв.»

* Фотографии взяты из открытых источников. Историческая теология

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (17) 2024

Mikhail S. Stetskevich

A. I. Bulgakov (1859-1907) as a Researcher of Anglicanism

UDC 273.4-9

DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_89 EDN MKNVOU

Abstract: The article analyzes the process of studying Anglicanism by the Kiev Theological Academy Professor A. I. Bulgakov. Having devoted his candidate's and then his master's thesis to the genesis and development of Methodism, Bulgakov later turned to the consideration of contemporary Anglicanism. He hoped that under the influence of the Oxford movement (Tractarianism), the Church of England would not only be able to restore the system of the Ancient Church, but would also move decisively in the direction of Orthodoxy. Using a very limited range of sources and exaggerating the pro-Orthodox orientation of the Oxford movement, Bulgakov nevertheless managed to present a very complete picture of the 19th century evolution of Anglicanism. Investigating the question of the Anglican hierarchy's legitimacy, Bulgakov was ready to recognize it as valid in case the Church of England restored ancient Church canons. Bulgakov's works laid the foundations of the tradition of studying the 19th century Anglicanism in Russia, and some of his works have not lost their scientific significance up to this day.

Keywords: Russian Orthodox Church, Anglicanism, Church of England, A. I. Bulgakov, Methodism, Kiev Theological Academy, Oxford Movement, Tractarianism, Anglo-Catholicism, ritualism.

About the author: Mikhail Stanislavovich Stetskevich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of Religion

and Religious Studies at the St. Petersburg State University.

E-mail: m.steckevich@spbu.ru

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6420-0963

For citation: Stetskevich M.S. A.I. Bulgakov (1859-1907) as a Researcher of Anglicanism. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 1 (17), pp. 89-98.

The work was supported by a grant from the Russian Science Foundation (RNF) 22-28-00862 "The infosphere of theological schools of the Russian Empire in the 19th — early 20th cc."

* Photos are taken from open sources. 90

Факт существования российских духовных академий как крупных научных центров можно считать общепризнанным. Тем не менее, как ныне, так и в прошлом при анализе развития церковно-исторической науки в XIX — начале XX вв. акцент делается на достижениях исследователей, посвятивших свои труды различным аспектам древней и русской церковной истории. Так, в статье профессора Б. М. Мелиоранского, написанной в свое время для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, констатируется факт появления «самостоятельных русских работ» не только по истории отечественной Церкви, но и «по истории Церкви вселенской, византийской и даже западной»1. Несомненно, употребление частицы «даже» не было случайностью. Профессор А. П. Лебедев, анализируя состояние российской церковно-исторической науки в конце XIX столетия, отмечал: у исследователя отечественной истории «все книги под руками»; те же, кто взялся изучать «чужую церковно-историческую старину», стоят перед необходимостью знания «чуть не дванадесяти язык», затруднены в поисках документов (надо ехать «куда-нибудь в Константинополь, Вену, Эскуриал, куда-нибудь в Ватикан, Британский музей, вообще за три десять земель. А у многих ли есть к этому возможность?»), вынуждены «стать в отношения соперничества со многими учеными разных национальностей». Для того же, чтобы превзойти последних, необходимы «исключительные силы, выдающийся талант, особенная умственная зрелость»2. Поэтому А. П. Лебедев предпочел обойтись без упоминания имени хотя бы одного исследователя, трудившегося на данном поприще, видимо, полагая, что в сфере изучения западных исповеданий в России пока особых успехов не достигнуто.

Столь строгий подход, несомненно, имел право на существование. Но сегодня, по прошествии более чем столетия со времени появления статьи Лебедева, было бы несправедливым не заметить несколько ярких фигур, заложивших основу традиции изучения истории западных исповеданий в нашей стране. Среди тех, кто сумел, не смотря на многочисленные сложности, добиться серьезных успехов на данном поприще, должно быть выделено, наряду с именами Н. А. Осокина, А. П. Лопухина, В. А. Соколова, В. И. Герье, и имя профессора Киевской Духовной Академии (далее — КДА) Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907).

Это имя долгое время пребывало в забвении, что крайне печально, но, с другой стороны, вполне объяснимо. После событий 1917 г. изучение не только российской, но и западной церковной истории на протяжении всего советского периода не считалось актуальным, а немногие появлявшиеся труды светских авторов неизбежно должны были иметь некую критическую заостренность.

Интерес к фигуре А. И. Булгакова первоначально проявился в связи с тем, что он являлся отцом выдающегося писателя М. А. Булгакова — автора «Мастера и Маргариты»

1 Мелиоранский Б.М. Россия. Церковная история // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1899. Т. 28. С. 807.

2 Лебедев А.П. Краткий очерк развития церковно-исторической науки у нас в России // Богословский вестник. 1895. Т. 4. № 12. С. 319.

Профессор А. И. Булгаков

и других произведений, занявших заметное место в истории российской литературы. Одна из первых публикаций об А. И. Булгакове так и называлась: «Отец Мастера»3. Только после появления в «Православной энциклопедии» весьма информативной статьи О. Т. Ермишина, содержавшей подробный, хотя и далеко не полный перечень работ А. И. Булгакова4, ситуация стала меняться. После этого публикации, содержавшие анализ его творческой деятельности, стали выходить достаточно регулярно5, но сколь-нибудь подробное исследование его работ в области истории англиканства не производилось. Целью данной статьи является осуществление шага на пути восполнения данного пробела.

Нет ничего удивительного в том, что Булгаков, родившийся в семье православного священника, выбрал духовную карьеру. После обучения в духовном училище, а затем и в семинарии в Орле (1869-1881 гг.) он продолжил получение образования в Киевской Духовной Академии (1881-1885 гг.). Трудно сейчас дать ответ на вопрос, почему в качестве кандидатской диссертации (в духовных академиях того времени она предшествовала магистерской) Булгаков выбрал тему о методизме — радикальном протестантском течении в англиканстве, основанном братьями Дж. и Ч. Уэсли в 1720-е гг. и к концу столетия обособившемся в самостоятельную конфессию. Хотя немалое место в этой работе занимает анализ американского методизма, в первую очередь Булгакова интересовал процесс генезиса этого религиозного течения, а, следовательно, события, происходившие в Англии. Так впервые английская проблематика оказалась в поле зрения учёного, и уже не отпустила его никогда.

За «Очерки истории методизма» (таково было название кандидатской диссертации) был в 1884 г. удостоен ученой степени. Затем, в 1887 г., эта работа, в значительно расширенном виде, но под прежним названием, защищается в КДА уже в качестве магистерской диссертации, печатается в нескольких выпусках Трудов КДА и отдельным двухтомным изданием6. Этому первому серьезному научному сочинению Булгакова суждено было остаться самой объемной его работой. Интересный момент: с момента выхода в свет «Очерков истории методизма» прошло уже почти 150 лет, но и до сего дня они остаются самым крупным сочинением об этом протестантском течении, изданном на русском языке.

Подробный разбор данного сочинения Булгакова увел бы нас сильно в сторону от заявленной темы. Но необходимо отметить, что уже здесь ученый столкнулся с проблемой, о которой будет впоследствии писать А. П. Лебедев, а именно скудостью источниковой базы. Булгаков сетует на отсутствие в российских библиотеках значительного числа источников и литературы, находящихся «на далеком западе»7. Тем не менее исследователю удалось выстроить сочинение, которое нельзя назвать исключительно нарративным. Присутствует попытка периодизации истории методизма, не игнорирует автор и его социальные аспекты, дает яркую характеристику таких ключевых фигур, как Дж. Уэсли и Ч. Уайтфилд. Не свойственен Булгакову и заостренно критический тон, напротив, он отмечает положительные стороны методизма, в частности, его стремление «оживить охладевшую церковно-нравственную жизнь английского народа»8. Исследуя методизм, киевский богослов обратил внимание на сохранение в Церкви Англии и иных средств «к поднятию религиозного духа», имея в виду прежде всего «стремление к восстановлению древнекафолического

3 Лазебник И. С. Отец Мастера // Альманах библиофила. 1993. Вып. 28. С. 108-113.

4 Ермишин О. Т. Булгаков Афанасий Иванович // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 337-338.

5 См., например: Урюпин И. С. Религиозно-философские взгляды и духовно-просветительская миссия А. И. Булгакова: материалы к биографии М. А. Булгакова // Филологическая региона-листика. 2013. № 2 (10). С. 32-38; Лабынцев Ю.Л., Щавинская Л.Л. Профессор Киевской духовной академии А. И. Булгаков (1859-1907) // Традиции и современность. 2020. № 25. С. 98-113.

6 Булгаков А.И. Очерки истории методизма. Период 1-2. Киев, 1887. Т. 1-2.

7 Там же. Т.1. С. 29.

8 Там же. С. 22.

христианства»9. Именно на изучении этого аспекта современного ему англиканства и сосредоточил в дальнейшем свое внимание Булгаков, занявший в КДА в 1888 г. кафедру истории и разбора западных исповеданий, где он и трудился до конца дней своих: вначале в качестве доцента, а затем (с марта 1902 г.) — экстраординарного и ординарного (с февраля 1907 г.) профессора.

Интерес исследователя к современному англиканству был обусловлен целым рядом причин. Хотя первые шаги к осуществлению англикано-православного диалога были сделаны в XVП-XVШ вв.10, в XIX в. он приобрел гораздо более интенсивную форму. Если говорить о светских причинах данной активизации, то можно отметить возрастание интереса российской публики к английскому опыту в самых разных сферах жизни11. Среди собственно религиозных причин следует выделить обозначившееся уже к концу XVIII в. «стремительное расставание» Русской Православной Церкви «с принципами религиозного изоляционизма, свойственными эпохе Древней Руси»12.

В данной связи русские православные деятели не могли не обратить внимания на значительные изменения, происходившие в государственной Церкви Англии. Эта страна, как писал церковный историк и путешественник А. Н. Муравьев после ее посещения в середине 1840-х гг., «возбудила, в недавнем времени, общее внимание религиозным движением умов своих»13. Муравьев имел ввиду стартовавшее в начале 1830-х гг. Оксфордское движение (другое название — трактарианство, в связи с публикацией серии текстов «Трактаты для нынешнего времени»), у истоков которого стояли университетские богословы во главе с Дж. Г. Ньюменом (1801-1890). В противовес господствовавшим долгое время представлениям о Церкви Англии как исполнителе прежде всего полезных функций, своеобразном «министерстве морали», Ньюмен и его друзья развивали идеи восстановления авторитета Древней Церкви, в настоящий момент, по их мнению, в значительной степени утраченного.

Вскоре об Оксфордском движении стало известно в России. Первые российские упоминания о нем относятся к рубежу 1830-1840-х гг. и принадлежат В. А. Жуковскому и И. С. Гагарину14. Затем о трактарианизме стали писать все больше и больше, причем авторами публикаций были, как правило, православные священники. В результате, как отмечал в 1866 г. П. Образцов, о трактарианстве, получившем к тому времени распространение во всех англоговорящих странах, в России без сомнения известно «каждому образованному человеку, интересующемуся делом веры»15. Безусловно, интерес к Оксфордскому движению имел и практический характер. Многие в Русской Православной Церкви питали надежды, как покажет время, завышенные, что под влиянием трактарианства Церковь Англии двинется в сторону православия.

Возвращаясь к Булгакову, отметим, что для него, как для православного человека, оба эти аспекта — интеллектуально-исторический и практический, были неразделимы. Конечно, он считал Православную Церковь истинной Церковью Христовой, но при этом она была для него не обособленной единицей, а частью Вселенского христианства. Лелея надежду на соединение «всех христиан во едино стадо под управлением единого истинного Пастыря»16, он желал найти в западных исповеданиях

9 Там же. Т. 2. С. 184.

10 Подробнее см.: Андреев А.Н. Англикано-православные отношения в XVIII веке // Magistra ^ае: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. № 38. С. 84-91.

11 Подробнее см.: Чикалова И.Р. Англоведение в императорской России в именах и публикациях (1801-1917). СПб., 2013. С. 6.

12 Андреев А.Н. Англикано-православные отношения... С. 90.

13 Муравьев А.Н. Прибавления к Римским письмам. СПб., 1847. С. 165.

14 Чумакова Т. В. Духовное просвещение в России и Оксфордское движение во второй половине XIX в. // Концепт: философия, религия, культура. 2018. № 4. С. 73.

15 Образцов П. О попытках к соединению англиканской епископальной церкви с православно-восточною // Православное обозрение. 1866. Т. 19. С. 264-265.

16 Булгаков А.И. Стремление англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет // Труды Киевской Духовной Академии (далее — Тр. КДА). 1893. № 11. С. 366.

«элементы общей дорогой всем христианской истины»17. По мнению Булгакова, эти элементы можно обнаружить не столько в римском католицизме, к которому он относился сугубо отрицательно, сколько в англиканстве и в возникшем в начале 1870-х гг. старокатолицизме. Примечательный факт: Киевская Духовная Академия присудила ученому степень доктора богословия в 1906 г. за его труды о старокатолическом богослужении и англиканской иерархии.

Первым шагом в англиканских штудиях Булгакова оказалась статья «Общее собрание англиканских епископов в 1888 году»18. Речь шла об имевшей большое значение Третьей Ламбетской конференции епископов Англиканского содружества, поскольку на ней были сформулированы Ламбетские четыре пункта — минимальные вероучительные положения англиканства. Нельзя назвать публикацию в полной мере научной, поскольку она почти не содержала ссылок, а автор, по собственному признанию, опирался на материалы официального отчета о конференции19. И тем не менее Булгаков, не ограничившись перечислением важнейших решений собрания, крайне негативно оценил Реформацию (она названа «темным пятном» на жизни английского народа)20, выразив надежду на преодоление англиканами догматической неопределенности через увеличение уважения к древнецерковным порядкам21.

Затем последовали небольшие публикации (фактически — некрологи) о недавно скончавшихся деятелях ритуалистского движения Р. Ф. Литтлдейле (1833-1890) и Дж. Палмере (1828-1892)22. Они свидетельствуют о том, что Булгакова чрезвычайно заинтересовала информация об Оксфордском движении и его последствиях, хотя пока он еще не до конца овладел затрагиваемой проблематикой. В частности, Булгаков пишет: трактарианство было «возбуждено» Ньюменом, его ближайшим соратником Э. Б. Пьюзи (1800-1882) «и другими ритуалистами»23, тогда как на самом деле все было наоборот: трактарианская фаза движения, с акцентом на теологических вопросах, хронологически предшествовала начавшему развиваться во второй половине столетия ритуализму, во главу угла ставившему изменения в богослужебной практике. В целом же понятия «трактарианство» и «ритуализм» используются Булгаковым как синонимы24. Литтлдейл характеризуется ученым как борец «за распространение ритуализма в Англии, и, следовательно, за воссоединение англиканства с Древневсе-ленской церковью на почве Древнецерковного предания, утраченного западными исповеданиями»25. Аналогичным образом оценивался и Палмер26.

В 1893 г., получив возможность выступить с речью во время традиционного торжественного акта, посвященного открытию КДА в 1819 г., Булгаков посвятил ее анализу попыток англиканских богословов актуализировать наследие Древней Церкви, рассматривая ее в качестве образца27. Отметив, что в 1893 г. исполнилось шестьдесят лет с момента начала Оксфордского движения, Булгаков немалую часть речи посвятил его происхождению, развитию и влиянию на религиозную жизнь Англии. Дав достаточно подробную характеристику трем основным «партиям» в англиканстве — так называемым Высокой, Низкой и Широкой Церквям, Булгаков справедливо

17 Речи у гроба почившего профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова // Тр. КДА. 1907. № 5. С. 155-156.

18 Булгаков А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце // Тр. КДА. 1889. № 1. С. 132-145; № 2. С. 333-357.

19 Там же. С. 132.

20 Там же. С. 144.

21 Там же. С. 352.

22 Булгаков А.И. Страничка из истории ритуализма в Англии // Тр. КДА. 1890. № 6. С. 331-334; Его же. Георг Иосия Пальмер // Тр. кДа. 1892. № 7. С. 507-510.

23 Его же. Страничка из истории ритуализма в Англии. С. 332.

24 Его же. Георг Иосия Пальмер. С. 508-510.

25 Его же. Страничка из истории ритуализма в Англии. С. 334.

26 Его же. Георг Иосия Пальмер. С. 510.

27 Его же. Стремление англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет // Тр. КДА. 1893. № 11. С. 366-404.

указал на трактарианизм как на продукт развития первой из них. Небезынтересной представляется попытка прояснить терминологический вопрос, до сих пор активно обсуждаемый в англоязычной историографии. В отличие от более ранних публикаций, Булгаков уже не ставил знак равенства между понятиями «ритуализм» и «трактарианизм», более того, пришел к несколько парадоксальному выводу: «оба названия указывают на неправильную оценку движения и... на неправильное представление о возможном исходе его»28.

Аргументация киевского профессора такова: «Трактаты для нынешнего времени» не выражали в полной мере идеи Оксфордского движения, поскольку некоторые из них, написанные Ньюменом, имели про-римскую направленность. Аналогичным образом и следующая фаза движения не может быть обозначена как ритуализм, поскольку видные трактарианцы, оставшиеся в Церкви Англии после ухода Ньюмена в Рим в 1845 г., прежде всего Пьюзи, по прежнему отдавали приоритет «сближению англиканства с древнейшими формами Вселенской Церкви», а не изменениям в бо-гослужении29. Исходя из сказанного выше, Булгаков предлагал именовать ритуализм англо-католицизмом30.

Действительно, такой термин для обозначения новой фазы в развитии Оксфордского движения, начавшейся в середине XIX в., был принят уже многими современниками и активно используется в научной литературе XX-XXI вв. Однако, явно выдавая желаемое за действительное, Булгаков пришел к выводу о том, что основным содержанием движения было якобы «стремление воссоединить англиканство с Православною церковью»31. Признавая факт меньшего числа переходов англо-католиков в Православие по сравнению с римским католицизмом32, Булгаков тем не менее в завершающей части речи достаточно подробно описал англикано-православные контакты второй половины XIX в., заключив, что большая часть продолжателей дела Оксфордского движения «идет путем правильным и прямо к цели, хотя и очень медленно»33.

В 1897 г. увидело свет самое интересное и значимое сочинение Булгакова из числа посвященных англиканству XIX в. Оно было опубликовано сначала на страницах «Трудов КДА», а затем и в виде отдельной небольшой книги под названием «Новые религиозные преобразования в Англии в настоящем веке»34. При его анализе следует обратить внимание на ряд важнейших моментов. Во-первых, воспроизводя целые абзацы речи 1893 г., Булгаков иначе расставил акценты и не повторил прежних утверждений о про-православной устремленности англо-католицизма, пользуясь более осторожной формулировкой о том, что учение его приверженцев о Церкви «примыкает» к православной точке зрения35. Это обстоятельство можно объяснить как некоторым изменением собственных взглядов Булгакова, который, по мере погружения в тему, был способен уточнять и корректировать свои выводы, так и иным характером произведения, сконцентрированного, в отличие от торжественной речи 1893 г., исключительно на англиканской проблематике.

Во-вторых, используя, как явствует из ссылок, лишь незначительное число первоисточников на английском языке36, профессор КДА тем не менее сумел гораздо

28 Там же. С. 391.

29 Там же. С. 391-392.

30 Там же. С. 392.

31 Там же.

32 Там же. С. 393.

33 Там же. С. 404.

34 Булгаков А.И. Новые религиозные преобразования в Англии в настоящем веке. Киев, 1897.

35 Там же. С.11.

36 Чаще всего Булгаков ссылался на 22-томную «Библиотеку протестантской теологии и церкви» под редакцией Дж. Герцога (1858-1864), «Газету объединенной евангелическо-лютеранской церкви», «Всеобщую историю» известного немецкого исследователя Георга Вебера (1808-1888).

более подробно, чем раньше, обрисовать историю начального этапа Оксфордского движения. Он не ограничился разбором деятельности общепризнанных лидеров Оксфордского движения Дж. Г. Ньюмена и Э. Б. Пьюзи, но и подчеркнул роль таких фигур, как Р. Персеваль и особенно Р. Х. Фруд37, значимость которых была оценена только историографией XX в.

В-третьих, характеристика Булгаковым развития англо-католицизма во второй половине XIX в. имела значительно более объемный и детальный, по сравнению с речью 1893 г., характер. Этот период до сих пор остается малоосвещенным российской историографией, поэтому даже в качестве описания происходивших событий труд Булгакова не утратил своего значения. В отличие от большинства своих английских современников, видевших в уходе Ньюмена в Рим катастрофу, Булгаков, предвосхищая доминирующую в современной историографии точку зрения, решительно заявлял: «Этот вред не так велик, как обыкновенно представляют»38.

В-четвертых, видя преграду для успешного развития англо-католицизма в сохранении англиканством государственного статуса, Булгаков верил в скорую перспективу расторжения церковно-государственного союза и как следствие — в победу высокоцерковной трактарианской «партии»39. Эти прогнозы ученого не оправдались, но важно отметить и другое: заявление Булгакова о «неестественности» официального союза Церкви и государства40, высказанное им и в некоторых других работах41, позволяет с большой долей уверенности предположить, что и статус Русской Церкви в современной России казался ему далеко не идеальным.

После «Новых религиозных преобразований» Булгаков сосредоточился на изучении вопроса, имевшего не только научный, но и очевидный практический смысл: о законности англиканской церковной иерархии. В России конца XIX — начала XX в. он обсуждался весьма интенсивно, породив острую полемику42. Стимулировала дискуссию булла папы Льва XIII «Apostolicae Сигае» (1896 г.), признавшая англиканскую иерархию недействительной. Это, как отмечает С. А. Очканов, окончательно поставило «крест на всех попытках англикан найти общий язык с католиками»43. С другой стороны, решение папы открывало перспективы для дальнейшего диалога англикан с православными, тем более что иерархи Церкви Англии не только опубликовали ответный текст — «Защита англиканского священства», но и обратились к православным богословам с просьбой высказать свое мнение.

Булгаков, наряду с профессором Московской духовной академии В. А. Соколовым, оказался в числе тех, кто занял достаточно благоприятную для англикан позицию. Вначале Булгаков пришел к заключению о наличии «непрерывно-преемственной связи» англиканской иерархии с римско-католической, подчеркнув необходимость восстановления англиканами «вероучения Древневселенской Церкви»44. В статье «Иерархия англиканская» для Православной богословской энциклопедии (1905 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Булгаков А.И. Новые религиозные преобразования... С. 15-22.

38 Там же. С. 42.

39 Там же. С. 89-90.

40 Там же. С. 46, 90.

41 Так, Булгаков со значительной долей симпатии писал о ситуации, сложившейся в США, где, как известно, на федеральном уровне никогда не существовало поддерживаемого государством исповедания. См.: Булгаков А.И. О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах // Тр. КДА. 1900. № 4. С.724. Еще в 1868 г., касаясь вопроса о грядущем отделении Англиканской церкви Ирландии от государства, ученый обращал внимание на то, что «главным мотивом. который руководит высшими представителями англиканства, является боязнь за материальные средства.» Его же. Из заграничной религиозной жизни // Тр. КДА. 1893. № 8. С. 713.

42 Разбор различных точек зрения дан в работе: Соколов И.П. О действительности англиканской иерархии. СПб., 1913. С. 26-29.

43 Очканов С. А. Интенсификация взаимосвязей между Русской православной и Англиканской церквами во второй половине 1890-х годов // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 3. С. 464.

44 Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии. Киев, 1898. С. 39.

киевский профессор фактически повторил тот же вывод, признав англиканскую иерархию «незаконной» с точки зрения «древнецерковных канонов», но способной быть признанной «действительной» в случае возвращения к ним англикан45.

Продолжив изучение вопроса, Булгаков в 1906 г. подготовил новое специальное исследование об иерархии. Повторив тезис о незаконности иерархии англикан «с точки зрения канонов Древней Церкви»46, ученый тем не менее отметил, что в перспективе решением «всей Церкви» такой приговор может быть смягчен или даже отменен. Булгаков подчеркнул: «Восстановление общения с таким обширным христианским обществом, как англиканство, может иметь неисчислимые добрые последствия для всего христианского мира, и ради этого Церковь может пожертвовать буквою канонов, удержав их дух, — дух взаимной любви христианской»47. Такого рода заключения свидетельствуют о том, что сокровенной мечтой Булгакова было достижение христианами если не единства, то взаимопонимания. Не случайно в речах на похоронах ученого его коллеги отмечали желание Булгакова «к каждому явлению подойти в каком-то примирительном духе»48.

Работы Булгакова об иерархии демонстрируют высокий уровень аналитики, основанной на тщательной работе с первоисточниками, в данном случае оказавшимися в его распоряжении в гораздо большем количестве, чем в процессе изучения современной ему англиканской проблематики. Учёный планировал продолжить изучение вопроса, а его последняя работа, посвященная вопросу об иерархии, имела подзаголовок «Выпуск 1». Но тяжелая болезнь и последовавшая на следующий год смерть помешали осуществлению задуманного.

Подводя итог, отметим, что труды об англиканстве занимают важнейшее место в научном наследии Булгакова. О Церкви Англии в России писали многие, но по точности анализа и научному уровню труды Булгакова превосходят практически все выходившие в свет сочинения, за исключением двух: монографии уже упоминавшегося В. А. Соколова об английской Реформации49 и глав о Церкви Англии XIX столетия в «Истории христианской церкви», написанных его однофамильцем — священником русского православного храма в Лондоне В. В. Соколовым50. И в том, и в другом случае в распоряжении авторов имелись источники и литература, недоступные киевскому профессору. Сочинения Булгакова демонстрируют высокий уровень развития церковно-исторической науки в России, свидетельствуя о том, что и в области изучения западных исповеданий можно было достичь серьёзных результатов. Имя киевского профессора занимает видное место среди тех, кто заложил основы традиции изучения англиканства в России, почти утраченной в советский период, но возобновляющейся в настоящее время.

Источники и литература

1. Андреев А.Н. Англикано-православные отношения в XVIII веке // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. № 38. С. 84-91.

2. Булгаков А.И. Георг Иосия Пальмер // Труды Киевской Духовной Академии (далее — Тр. КДА). 1892. № 7. С. 507-510.

45 Его же. Иерархия англиканская // Православная богословская энциклопедия. Под ред. Н. Н. Глубоковского. СПб., 1905. Т. 6. С. 265-266.

46 Его же. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Вып. 1. Киев, 1906. С. 18.

47 Там же. С. 19.

48 Речи у гроба почившего профессора. С. 152.

49 Соколов В.А. Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М., 1881.

50 [Соколов В.В.] Англиканская Церковь в XIX в. // История христианской Церкви в XIX в. Петроград: Издание А. П. Лопухина, 1900. Т. 1. С. 496-584.

3. Булгаков А.И. Иерархия англиканская // Православная богословская энциклопедия. Под ред. Н. Н. Глубоковского. СПб.: Типография Мильштейна, 1905. Т. 6. С. 264-269.

4. Булгаков А.И. Из заграничной религиозной жизни // Тр. КДА. 1893. № 8. С. 704-715.

5. Булгаков А. И. К вопросу об англиканской иерархии. Киев: Типография императорского университета, 1898. 41 с.

6. Булгаков А. И. Новые религиозные преобразования в Англии в настоящем веке. Киев, 1897. 90 с.

7. Булгаков А.И. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Вып. 1. Киев: Типография И. И. Горбунова, 1906. 194 с.

8. Булгаков А.И. О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах // Тр. КДА. 1900. № 4. С. 711-724.

9. Булгаков А.И. Очерки истории методизма. Период 1-2. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1887. Т. 1. 437 с.; Т. 2. 265 с.

10. Булгаков А.И. Страничка из истории ритуализма в Англии // Тр. КДА. 1890. №6. С. 331-334.

11. Булгаков А.И. Стремление англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет // Тр. КДА. 1893. № 11. С. 366-404.

12. Ермишин О. Т. Булгаков Афанасий Иванович // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 337-338.

13. Лабынцев Ю. Л., Щавинская Л. Л. Профессор Киевской духовной академии А. И. Булгаков (1859-1907) // Традиции и современность. 2020. № 25. С. 98-13.

14. Лазебник И. С. Отец Мастера // Альманах библиофила. 1993. Вып. 28. С. 108-113.

15. Лебедев А. П. Краткий очерк развития церковно-исторической науки у нас в России // Богословский вестник. 1895. Т. 4. № 12. С. 289-321.

16. Мелиоранский Б.М. Россия. Церковная история // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1899. Т. 28. С. 807-808.

17. Муравьев А.Н. Прибавления к Римским письмам. СПб.: Типография III отделения собственной Его императорского Величества канцелярии, 1847. 201 с.

18. Образцов П. О попытках к соединению англиканской епископальной церкви с православно-восточною // Православное обозрение. 1866. Т. 19. С. 244-270.

19. Очканов С.А. Интенсификация взаимосвязей между Русской православной и Англиканской церквами во второй половине 1890-х годов // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 3. С. 457-470.

20. Речи у гроба почившего профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова // Тр. КДА. 1907. № 5. С. 150-164.

21. Соколов В.А. Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1881. 537 с.

22. [Соколов В.В.] Англиканская Церковь в XIX в. // История христианской Церкви в XIX в. Петроград: Издание А. П. Лопухина, 1900. Т. 1. С. 496-584.

23. Соколов И.П. О действительности англиканской иерархии. СПб.: Типография М. Мер-кутина, 1913. 48 с.

24. Урюпин И. С. Религиозно-философские взгляды и духовно-просветительская миссия А. И. Булгакова: материалы к биографии М. А. Булгакова // Филологическая регионалисти-ка. 2013. № 2 (10). С. 32-38.

25. Чикалова И.Р. Англоведение в императорской России в именах и публикациях (1801-1917). СПб.: Алетейя, 2013. 392 с.

26. Чумакова Т. В. Духовное просвещение в России и Оксфордское движение во второй половине XIX в. // Концепт: философия, религия, культура. 2018. №4. С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.