УДК 902/904(092)
Ф.Ш. Хузин
А.Х. Халиков и казанская школа археологии (к 90-летию со дня рождения)
В статье сделана попытка раскрыть роль доктора исторических наук, члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, профессора Альфреда Хасановича Халикова в развитии первобытной и средневековой археологии Волго-Уральского региона. Имя А.Х. Халикова, выдающегося советского архео -лога, одного из основателей казанской археологической школы, широко известно не только среди научной общественности России. Его труды, посвященные древней и раннесредневековой истории предков финского, венгерского, болгарского и тюркских народов, хорошо знают в Финляндии, Венгрии, Чехии, Болгарии, Турции, а также в странах ближнего зарубежья. Крупный специалист в области этногенеза и этнической истории тюркских и финно -угорских народов, он создал общую концепцию развития местного населения региона, начиная от «седой древности» до эпохи присоединения края к Русскому государству в середине XVI века.
Ключевые слова: археология Татарстана, профессор А.Х. Халиков, финноугроведение, булгароведение, охрана памятников, Казанская археологическая школа.
Альфред Хасанович Халиков родился 30 мая 1929 года в деревне Курманаево (тат. КизлэY) Нурлатского района Республики Татарстан в семье учителей. Его родители - отец Халиков Хасан Сибгатович (19041947) и мать Ахметова Газиза Гилаевна (1907-1988), оказавшиеся в этой деревне по зову партии большевиков, давали уроки татарским крестьянам по программе ликвидации неграмотности. Вернулись Халиковы в Казань в 1930 году. Хасан Сибгатович защитил диссертацию, получил диплом кандидата физико-математических наук и до конца жизни работал в звании доцента на физико-математическом факультете Казанского университета. Газиза Гилаевна преподавала биологию в средней школе.
Альфред Халиков начал интересоваться археологией еще в школьные годы. Будучи учеником 8 класса, он познакомился с первым профессиональным археологом Татарстана Н.Ф. Калининым, посвятившим всю свою жизнь изучению первобытной и средневековой истории Среднего Поволжья. Талантливый организатор науки в Татарстане, создатель казанской школы археологов Н.Ф. Калинин работал тогда в Центральном музее республики, часто организовывал со школьниками экскурсии по Казанскому кремлю, улицам в исторической части города. Обследовали памятники археологии в окрестностях города. Халиков совершал и свои самостоятельные вылазки на древние памятники, собирал на их разрушенных участках подъемный материал в виде черепков глиняной посуды, загадочных предметов из камня и кости.
После окончания средней школы, в 1947 году, Халиков поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Здесь под руководством того же Калинина он начал серьезно заниматься археологией, участвуя во время летних каникул в разведках и раскопках. Первая же студенческая работа А.Х. Халикова, опубликованная в 1951 году на страницах «Ученых записок» Казанского университета (Халиков, 1951), показала высокий творческий потенциал молодого ученого. Эта работа, посвященная итогам полевых исследований памятников первобытной эпохи и средневековья, определению перспективных направлений дальнейших изысканий, была отмечена первой премией Министерства высшего образования СССР.
Неистребимое желание посвятить себя науке привело Халикова, студента четвертого курса, в Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, в стенах которого он прошел путь от простого лаборанта до ведущего научного сотрудника, признанного в мировом масштабе ученого. В этом институте он опять оказался в отделе, где работал Н.Ф. Калинин. Начинается поистине бурная и чрезвычайно плодотворная деятельность молодого ученого по организации и проведению систематических археологических экспедиций в разных районах Татарской республики и сопредельных областей, а в первую очередь, в зоне будущего Куйбышевского водохранилища (Калинин, Халиков, 1954а).
К середине 1950-х годов научные интересы Альфреда Хасановича вполне определились: изучение древнейшего прошлого Волго-Камского региона. Эпохи камня и бронзы в первобытной истории Волго-Камья оставались наименее изученными по сравнению с более поздними периодами. Халиков предпринял широкие раскопки первоклассных памятников эпохи бронзы. За относительно короткий период исследований был получен богатый и хорошо документированный материал, включающий в себя не только вещевые находки, но и остатки жилых и хозяйственных сооружений. Естественным было также обращение ученого к проблемам археологии каменного века, ведь население более позднего времени продолжало во многом культурные традиции предшественников. Открытие памятников эпохи палеолита, мезолита и неолита на территории Татарстана и Марийской АССР - полностью заслуга А.Х. Халикова (Халиков, 1958; 1960).
Начальный этап в научной биографии А.Х. Халикова завершился защитой в 1955 году кандидатской диссертации, посвященной истории населения Казанского Поволжья в эпоху бронзы в хронологических рамках середины - второй половины II тысячелетия до н.э. После защиты кандидатской диссертации Альфред Хасанович, окрыленный первым большим личным достижением в науке, готовый к новым свершениям, решил расширить диапазон своих исследований как территориально, так и хронологически. Он приступил к сбору материалов для будущей докторской диссертации. Этого требовала сама логика научных исследований - разработать общую концепцию истории первобытного населения Волго-Камья на
основе новых материалов, учитывая самые последние достижения мировой археологической науки.
Новый этап творческого пути Халикова - вторая половина 1950-х -первая половина 1960-х годов - примечателен расширением географии полевых исследований. Помимо территории Татарстана, раскопки проводились и в соседних регионах. Кроме того, изучались материалы музейных коллекций практически всей Северо-Восточной Европы и Сибири. Особое внимание ученый уделял памятникам раннего железного века. В результате у него постепенно складывалась схема преемственного развития местных культур от эпохи камня до железного века и раннего средневековья включительно (Халиков, 1962).
Главный итог полевых работ Халикова, проведенных во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов, - многократное увеличение объема первоклассных источников, служивших в дальнейшем основой для создания широких обобщений и разработки научных концепций. Он активно включился в исследование проблем этногенеза финно-угров, предложив новые оригинальные идеи, глубоко аргументированные фактами, а иногда и спорные в силу недостаточности источников (Халиков, 1967). Как бы то ни было, его труды отражали качественно новый уровень развития археологии в Татарстане. Богатейший материал лег в основу его докторской диссертации «Среднее Поволжье в эпоху камня и бронзы», защищенной в 1966 году в Институте археологии АН СССР. А.Х. Халиков стал первым доктором археологии в Татарстане.
В 1969 году в издательстве «Наука» увидела свет его монография «Древняя история Среднего Поволжья», получившая исключительно положительный отзыв отечественных и зарубежных специалистов. Она и сегодня является настольной книгой археологов, изучающих первобытное прошлое населения Северо-Восточной Европы. А.Х. Халиков получил международное признание как высококлассный специалист по первобытной археологии Северо-Восточной Европы России, как выдающийся фин-но-угровед, создавший в результате масштабных раскопок большого количества памятников древности солидную источниковую базу в данной области науки, и ученый с широким спектром научных интересов, неординарным, порою совершенно неожиданным подходом к решению возникающих в ходе исследований проблем.
Получилось так, что этому первобытщику-бронзовику, как «величали» Халикова его коллеги, в 1957 и 1960 годах посчастливилось копать, совместно со своим другом В.Ф. Генингом, один из самых первых памятников ранних булгар на Волге - Больше-Тарханский могильник второй половины VIII - первой половины IX в. Материалы его были опубликованы в 1964 г. (Генинг, Халиков, 1964). Это была не только научная публикация материалов с тщательным описанием обряда погребения и погребального инвентаря, но серьезный труд, в котором были найдены ответы
на давно интересовавшие ученых вопросы о времени проникновения булгар на Среднюю Волгу и появления их в степях Восточной Европы.
В 1961 году А.Х. Халиков и его коллеги приступают к исследованию еще одного, крупнейшего раннебулгарского некрополя - Танкеевского, содержащего, по предварительным оценкам, около 5-6 тысяч могил второй половины IX - первой половины Х в. (из них раскопано к настоящему времени около 1200 погребений). В 1975 году был открыт и впоследствии раскопан уникальный Больше-Тиганский могильник ранних венгров-мадьяр. Материалы этих двух памятников оказались столь ценными для изучения не только булгар, участвовавших в сложении культуры предков татар, но и древних мадьяр, что наши венгерские коллеги решили издать их отдельными книгами у себя, в Будапеште. Первая из них вышла в 1977 году на французском (Khalikova, Kazakov, 1977), вторая - в 1981 году на немецком языке (Chalikova, Chalikov, 1981).
Раннебулгарскую проблематику можно назвать ключевой в истории средневолжского региона VIII-IX вв. В обществе ранних булгар вызревали предпосылки возникновения самостоятельной государственности, условия для перехода их к полной оседлости, возникновения городов, распространения среди населения мусульманской религии и т.д. Начало изучению этих процессов заложил А.Х. Халиков. Его без колебаний можно назвать пионером в этой области булгароведения.
Открытие ранних булгар заставили ученого заняться еще одной проблемой - проблемой первоначального заселения Восточной Европы тюр-коязычными племенами. Программную статью на эту тему Альфред Хаса-нович опубликовал в 1971 году в редактируемом им же сборнике статей «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья» (Халиков, 1971), а в следующем году - во всесоюзном журнале «Советская этнография». Халиков доказывал, что первые тюрки - хунну-гунны и движущиеся с ними племена - на территории Восточной Европы появились в эпоху Великого переселения народов, т.е. не позднее III-IV вв. (Халиков, 1972об). Первыми тюрками на Средней Волге назвал он именьковцев, этническая принадлежность которых в последние годы стал предметом острых дискуссий. Статья инициировала новые споры на страницах центральной печати. В итоге крупные московские авторитеты А.П. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов остались при своих мнениях, утверждая по-прежнему, что внедрение угорского и тюркского элементов в культуру поволжско-приуральского населения в эпоху Западнотюркского каганата имело место, однако, вплоть до булгарской эпохи следов массовой тюрки-зации на Средней Волге и Нижней Каме не обнаруживается (Федоров-Давыдов, 1991). Халиков же с присущей ему настойчивостью находил все более весомые факты в пользу ранней тюркизации края. Работа в этом направлении привела его к поискам древнейших корней тюрков, истоки которых он искал в Прибайкалье, на Алтае, степных просторах Южной Сибири (Халиков, 2011).
С 1967 года он целиком погружается в булгарскую археологию, начав широкомасштабные раскопки Билярского городища. За двадцать с лишним лет работы объединенной археологической экспедиции ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР и Казанского государственного университета с высококвалифицированным коллективом исследователей Биляр стал не только хорошо изученным, но и эталонным памятником домонгольской Булгарии. Сложившееся в современной историографии представление о Биляре как крупнейшем домонгольском городе Булгарии практически целиком зиждется на работах А.Х. Халикова.
Личный вклад ученого в билярскую археологию трудно переоценить. Совместно с Н.И. Игониным, старшим научным сотрудником Института космических исследований АН СССР, он впервые в лесостепной зоне Восточной Европы осуществил аэрофотосъемку и аэровизуальные наблюдения городища и его округи, предоставившие в руки исследователей совершенно уникальный материал для реконструкции топографии и внутренней планировки древнего города. Им же вскрыты остатки двух кирпичных зданий - «караван-сарая» и «дома знатного феодала», наиболее ранних в северной зоне Восточной Европы, руины древнейшей Соборной мечети, многочисленные жилые и хозяйственные постройки, колодцы, производственные и оборонительные сооружения, могильники рядовых горожан, некрополь булгарской знати и т.д. Среди изученных Халиковым архитектурных сооружений наибольший интерес представляют, конечно, остатки мечети, состоящей из двух частей - более ранней деревянной, построенной, вероятнее всего, в 922 году, т.е. в год официального принятия ислама в Волжской Булгарии, и белокаменного пристроя - молельного зала с колоннами и отдельно стоящим минаретом, воздвигнутого не ранее конца Х века. Это пока единственная булгарская мечеть, относящаяся ко времени до монголо-татарских завоеваний. Халиков сознавал важность самостоятельного изучения темы «Биляр и его округа» и сделал первые шаги в ее разработке, начав рекогносцировочные раскопки Балынгузского и Николаев-Баранского селища, рядом расположенного могильника и обследование окрестности «Святого ключа» и т.д. (более подробно: КЪ^т, Valiulina, Shakirov, 2017).
Приступая к раскопкам Билярского городища, Альфред Хасанович уже был сторонником существовавшего еще с первой половины Х!Х века мнения о Биляре как единственной столице Волжской Булгарии домонгольского времени (922-1236 гг.). Новые открытия дали ему весомые аргументы для обоснования этой гипотезы. В пользу столичности Биляра свидетельствовали, по его мнению, не только огромные размеры города, наличие Соборной мечети с расположенным поблизости некрополем знати, но и слабая насыщенность вещевыми и строительными остатками ранних слоев Болгара на Волге. Археологическая недоказанность тезиса о пребывании Багдадского посольства 922 года в Болгаре, полное отсутствие остатков монументальных сооружений, малочисленность жилищ и
хозяйственных построек в домонгольских слоях также убеждали Халикова в обоснованности отстаиваемой им гипотезы (Халиков, 1973). Проблемы домонгольской столицы Волжской Булгарии все еще продолжает интересовать исследователей (Давлетшин, Хузин, 2019, с. 39).
В трудах А.Х. Халикова 1970-1980-х годов значительное место занимало изучение проблем происхождения татарского народа. За последние 10-15 лет именно в этой области наших знаний произошло существенное переосмысление сути происходивших во второй половине XIII - начале XV века этнополитических процессов. В частности, эпоха Золотой Орды была обозначена, на наш взгляд, совершенно обоснованно, как важнейший этап средневековой татарской истории.
Концепция этногенеза татар Поволжья и Приуралья, разработанная А.Х. Халиковым, наиболее полно изложена в его монографии «Татарский народ и его предки» (1989а). Он был сторонником комплексного подхода к изучению этнической истории тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья, прямо указывал на ошибочность широко распространенной теории, согласно которой современные татары являются прямыми потомками домонгольских булгар. Нельзя забывать, что, говоря о древнейших корнях этнической истории татар, ученый впервые в современной историографии обратил внимание на роль гуннов и Тюркских каганатов в тюркизации Среднего Поволжья и Приуралья. В то же время, признавая булгарский период в качестве ключевого в этногенезе поволжско-уралских татар, завершающий этап их формирования относил к первой половине XVI столетия. «Основное тюркоязычное население Казанского ханства XV-XVI вв. уже далеко не представляло собой чистокровных булгар, - справедливо писал он. - Последние послужили основой казанско-татарской народности, но на эту основу наслоились и различные другие, причем отнюдь не всегда тюркоязычные компоненты» (Халиков, 1989а, с. 164). Среди этих компонентов ученый называл выходцев из Золотой Орды и постзолотоордынских татарских ханств, довольно значительные включения со стороны местного финского и пришлого славяно-русского населения. «Но все эти включения, - резюмировал А.Х. Халиков, - не смогли существенно изменить этнический облик населения, сформировавшегося задолго до прихода монгол и в период Золотой Орды сохранившего и развивавшего свою культуру» (Там же, с. 129).
Данное заключение, базирующееся на глубоком изучении комплекса источников, не потеряло своей актуальности и сегодня. Принципиальные положения концепции А.Х. Халикова находят дальнейшее подтверждение в современных разработках ученых. В первых двух томах семитомного издания «История татар с древнейших времен» изложена концепция о многокорневых истоках основных компонентов татарского этноса. Среди предков татар «были гунны, булгары, кыпчаки, ногайцы и другие народы, которые сами формировались в древнейшие времена... На формирование современных татар оказали определенное влияние финно-угры и славяне.
Пытаться искать этническую чистоту в лице булгар или какого-то более древних татар ненаучно. Предки современных татар никогда не жили в изоляции, напротив, они активно передвигались, перемешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами» (История татар, 2006, с.5-6).
Булгаро-татарская проблематика в исследованиях А.Х. Халикова включала и некоторые другие сюжеты, большие и малые: это, в первую очередь, исследования древнейшей крепостной стены XII в. и руин ханских мавзолеев на территории Казанского кремля (Халиков, 1979; 1997а); историко-археологические разыскания совместно с украинскими коллегами по древнему торговому пути из Булгара в Киев - по маршруту, описанному арабским географом XII века ал-Идриси (Моця, Халиков, 1997); изучение остатков знаменитой мечети-крепости XII в. на городище Алабуга (Халиков, 1997б), интересные статьи по проблемам духовной культуры населения Волжской Булгарии, в том числе о времени проникновения и распространения мусульманской религии среди предков татар (Халиков, 1991), и т.д. Ряд статей Альфреда Хасановича, посвященных руническим знакам на сосудах, параллелям в культуре населения Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии (Халиков, 1981а; 1981б; 1983; 1988; 1989б), этимологии названия «татары» и распространении его на просторах Восточной Европы (ОДаНкоу, 1988), эпиграфическим памятникам на горе Балынгуз близ Билярска (Muhametshin, КЪаПкоу, 1977), архитектурным памятникам домонгольских булгар (Khalikov, SharifUШn, 1977) и др., увидели свет в зарубежных изданиях.
Особенно активно работал Альфред Хасанович в последние годы своей жизни. Так, только в 1992-1993 годах им было опубликовано около 30 работ, в том числе 4 монографии, посвященные истории татарского народа и его предков. Некоторые его труды издавались и после его безвременной кончины в 1994 году. Среди них следует отметить монографии «Булгар - Киев: Пути, связи, судьбы» (Моця, Халиков, 1997), «Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья» (Халиков, 2011). В Болгарии была переиздана книга «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» (София, 2005.). Совсем недавно увидел свет перевод на русский язык дополненной новыми материалами монографии «Ранние венгры на Каме и Урале: Больше-Тиганский могильник» (Казань, 2018. 144 с.; соавт. Е.А. Халикова), ранее вышедшей в Будапеште на немецком языке.
Четверть века плотно занимался он сложнейшими проблемами булга-ро-татарской археологии, истории и культуры. В эти годы археология домонгольской Булгарии совершила качественный скачок в своем развитии. И важнейшую роль сыграли в этом труды Альфреда Хасановича. В заключение хочется еще раз подчеркнуть непреходящее значение трудов А.Х. Халикова в разработке проблем средневековой археологии и истории народов Среднего Поволжья и Приуралья, определении современных направлений исследований археологов Татарстана.
Велика заслуга А.Х. Халикова в деле охраны памятников истории и культуры Республики Татарстан. По его инициативе были организованы ежегодные (весной и осенью в период спада воды) выезды в Куйбышевское водохранилище с целю выявления и исследования десятков и сотен разрушающихся памятников археологии. Уникальный опыт охранно-спасательных работ в зонах функционирующих водохранилищ востребован и сегодня.
Составление археологической карты республики как части общего Свода памятников истории и культуры народов СССР вполне справедливо рассматривалось А.Х. Халиковым как первый шаг в сохранении богатого историко-культурного наследия народов Татарстана. В послевоенный период данная проблема разрабатывалась небольшой группой археологов под руководством Н.Ф. Калинина. В книге, подводившей итоги археологических работ за 1945-1952 гг., было учтено всего 447 памятников археологии (Калинин, Халиков, 1954). Целенаправленные и весьма плодотворные исследования в этом направлении продолжались в 1960-1970-х годах А.Х. Халиковым и его учениками. И только в 1981-1990 годах увидел свет полный Свод археологических памятников Татарстана в шести томах (Археологическая карта, 1981; 1985; 1986; Археологические памятники, 1988; 1989; 1990), удостоенный в 1994 году Государственной премии РТ в области науки и техники. В них можно найти сведения о 4358 памятниках, хронологически относящихся от эпохи позднего палеолита до Казанского ханства включительно.
Долгие годы А.Х. Халиков исполнял обязанности заместителя председателя республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, был одним из инициаторов организации музеев-заповедников на территории Биляра и его округи, Казанского кремля, основным автором «Научной концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского кремля». Являлся научным консультантом при проведении работ по консервации и реставрации архитектурных памятников Биляра, Болгара, Казани.
А.Х. Халиков создал свою школу - это не подлежит сомнению. Но сам он всегда подчеркивал, что существует единая школа казанских археологов, родоначальником которой является Н.Ф. Калинин. Отчасти он прав, но ведь десятки его учеников, бывших аспирантов, а ныне кандидатов и докторов наук, настойчиво и с гордостью утверждают, что принадлежат к школе профессора Халикова. Известными в российской археологии специалистами по эпохе камня (позднего палеолита, мезолита, неолита) и медно-каменного века (энеолита) стали кандидаты наук М.Г. Кос-менко, Р.С. Габяшев, М.Ш. Галимова, доктор наук В.В. Никитин. Памятники эпохи бронзы продолжают изучать кандидат наук С.В. Кузьминых и доктор наук Г.Т. Обыденнова. Ананьинская культурно-историческая общность стала предметом исследований доктора наук В.С. Патрушева и кандидата наук В.Н. Маркова. Археологией загадочной именьковской куль-
туры успешно занимался кандидат наук П.Н. Старостин. Под руководством А.Х. Халикова выросла целая плеяда булгароведов: доктора наук Р.Г. Фахрутдинов, Е.П. Казаков, Ф.Ш. Хузин, Г.М. Давлетшин, Г.Н. Бело-рыбкин, Р.М. Валеев, А.М. Белавин, И.Л. Измайлов, А.М. Губайдуллин, кандидаты наук С.И. Валиуллина, Г.И. Дроздова, М.М. Кавеев, Р.Ф. Ша-рифуллин, А.Ф. Кочкина. Их много - учеников Халикова, работают они в Казани, Москве, Йошкар-Оле, Пензе, Самаре, Уфе, Перми, Петрозаводске. Среди них 12 докторов и 8 кандидатов наук успешно продолжают дело своего учителя в академических учреждениях, в высших учебных заведениях, музеях и заповедниках. Все они бесконечно благодарны судьбе, связавшей их с легендарным татарским археологом Альфредом Хасановичем Халиковым. Именно он увидел в молодых парнях и девушках, скромных студентах Казанского университета и педагогического института, те черты, которые так необходимы для будущего археолога: работоспособность, любознательность, жажда знаний, самостоятельность в суждениях, ответственность за порученное дело, умение работать с коллективом. Альфред Хасанович был в меру строг и доброжелателен со своими учениками, искренно радовался их успехам, помогал во всем, своим личным примером показывал, как следует относиться к работе, вести себя в обществе, самоотверженно служить науке. Давал возможность своим ученикам работать самостоятельно. Прекрасно понимал, что ученик должен в чем-то превзойти своего учителя, в первую очередь, конечно, новизной изучаемых проблем и предлагаемых подходов к их решению. Альфред Хасанович с интересом воспринимал и высоко оценивал сделанное учениками.
Беззаветная преданность археологии, удивительная работоспособность, широта научных интересов и знаний, благожелательность к коллегам и требовательность к себе, душевная щедрость и редкий дар общения, душа компании - это Альфред Хасанович. Эти черты его личности отмечают в своих воспоминаниях его друзья и коллеги.
«Мир (жизнь) есть час, так используй его в богоугодных делах» -гласит традиционная арабская надпись на булгарских надгробиях. Всю свою жизнь А.Х. Халиков посвятил богоугодным делам - многое успел совершить за свою короткую жизнь, которую он посвятил выявлению и возвращению нам великого наследия наших далеких предков. Предки наши говорили, что каждый из нас обязан знать до семи колен своей родословной. Халиков знал больше и утверждал, что истоки тюркских народов, в том числе и татар, уходят в глубокую древность, насчитывающую несколько тысячелетий. И приложил немало усилий для того, чтобы на конкретных и достоверных фактах реконструировать эту историю. Многое ему удалось, но оставалось еще больше нерешенных вопросов, которые он завещал своим ученикам. Ученики же достойно продолжают дело своего учителя. Они искренне благодарны Альфреду Хасановичу за то, что оставил им бесценное наследие в виде научных трудов, вошедших в золотой фонд российской археологической науки.
Источники и литература
1. Археологическая карта Татарской АССР. Предкамье / Отв. ред. А.Х. Халиков. М.: Наука, 1981. 211 с.
2. Археологическая карта Татарской АССР. Предволжье / Отв. ред. А.Х. Халиков. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1985. 116 с.
3. Археологическая карта Татарской АССР. Западное Закамье / Отв. ред. П.Н. Старостин. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1986. 112 с.
4. Археологические памятники Центрального Закамья / Отв. ред. А.Х. Халиков. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1988. 98 с.
5. Археологические памятники Восточного Закамья / Отв. ред. Е.П. Казаков. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1989. 100 с.
6. Археологические памятники бассейна р. Черемшан / Отв. ред. А.Х. Халиков. Казань: ИЯЛИ КФ АН СССР, 1990. 112 с.
7. История татар с древнейших времен в семи томах. Т.1. Народы степной Евразии в древности / Отв. ред. С.Г. Кляшторный. Казань: Изд-во «Рухият», 2002. 960 с.
8. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге: Больше-Тарханский могильник. М.: Изд-во «Наука», 1964. 200 с.
9. Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Булгарская цивилизация на Волге. Казань: Татар. кн. изд-во, 2019. 112 с.
Ю.Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Поселения эпохи бронзы в Приказанском Поволжье по раскопкам 1951-1952 гг. // Материалы и исследования по археологии СССР. № 42. М.: Изд-во АН СССР, 1954а. С. 157-246.
11.Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ за 19451952 гг. // Тр. Казан. филиала АН СССР. Сер. ист. наук. Казань, 1954б. 126 с.
12.Федоров-Давыдов Г.А. Некоторые проблемы археологии Поволжья железного века // Археология и социальный прогресс: материалы конференции. Вып. 2. М., 1991. С. 72-83.
13Халиков А.Х. Некоторые вопросы древней истории Татарии (по археологическим материалам экспедиции 1949 г.) // Уч. зап. Казан. ун-та. 1951. Т. 111, кн. 10. С. 115-123.
14Халиков А.Х. Неолитические памятники в Казанском Поволжье // Материалы и исследования по археологии СССР. № 61. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 11-44.
15Халиков А.Х. Материалы к изучению истории населения Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья в эпоху неолита и бронзы // Тр. Марийской археол. эксп. Т. 1. Йошкар-Ола, 1960. 187 с.
16Халиков А.Х. Очерки истории населения Марийского края в эпоху железа // Тр. Марийской археол. эксп. Т. 2. Йошкар-Ола, 1962. С. 7-187.
17Халиков А.Х. У истоков финно-угорских народов // Происхождение марийского народа. Материалы науч. конф. Йошкар-Ола, 1967. С. 9-36.
18Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М.: Наука, 1969.
395 с.
19Халиков А.Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. С. 7-36.
20Халиков А.Х. К вопросу о начале тюркизации населения Поволжья и Приуралья // Советская этнография. 1972. № 1. С. 100-109.
21Халиков А.Х. О столице домонгольской Булгарии // Советская археология. 1973. № 3. С. 83-89.
22Халиков А.Х. Исследование древнейшей крепостной стены Казани // Археологические открытия 1978 года. М.: Наука, 1979. С. 201-202.
23Халиков А.Х. Към въпроса за археологическите извори на културата на прабългарите // Проблеми на културата. София, 1981а. № 4, с. 9-15.
24Халиков А.Х. Изучение археологической культуры ранних болгар на Волге // Плиска - Преслав. Прабългарската култура. Материали от българско-съветската среща. Т. 2. София, 19816. С. 36-42.
25Халиков А.Х. Семеновский клад железных изделий // Плиска - Преслав. Шумен, 1983. Т. 3. С. 254-261.
26Халиков А.Х. Булгарская руника в Среднем Поволжье // Археология. (София). 1988. № 2. С. 36-48.
27Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань: Татар. кн. изд-во, 1989а. 220 с.
28Халиков А.Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Проблеми на прабългарската история и култура. София, 19896. С. 55-65.
29Халиков А.Х. Ислам и урбанизм в Волжской Булгарии // Биляр - столица домонгольской Булгарии / Отв. ред. Ф.Ш. Хузин. Казань, 1991. С. 47-60.
30Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань: Изд-во «Казань», 1992. 192 с. (Переиздание: София, 2005. 160 с.)
31Халиков А.Х. Остатки ханских мавзолеев в Казанском кремле (по материалам раскопок 1977 г.) // Мавзолеи Казанского кремля: опыт историко-антропологического анализа / Отв. ред. Р.С. Хакимов. Казань, 1997а. С. 22-48.
32Халиков А.Х. Алабуга - Елабуга: История возникновения города и исследования Елабужского городища в 1993 году. Елабуга, 1997б. 32 с.
33Халиков А.Х. Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред. С.В. Кузьминых, Ф.Ш. Хузин. Казань: Ин-т истории им. Ш.Мард-жани АН РТ, 2011. 336 с.
34Халикова Е.А., Халиков А.Х. Ранние венгры на Каме и Урале. (Больше-Тиганский могильник // Археология евразийских степей. Вып. 25. Казань: Изд-во «Фэн», 2018. 144 с.
35.Chalikov A.H. Zur Herkunft der Entwicklungsgeschichte und der Verbreitung der Bezeichnung «Tataren» im Mittleren Volgaraum und im Uralgebiet // Tatarische Etimologische Studien. II. Szeged, 1988, S. 3-60.
36.Сhalikova Е.А., ^alikov A.H. Altungarn an der Kama und im Ural. (Das Gräberfeld von Bolschie Tigani). Regeszeti Füzetek, ser. II, No 21. Budapest: Maguar Nemzeti Müseum, 1981. 132 S.
37.Khalikov A.H., Sharifullin R.F. On the development of architecture in premongolian Volga-Bulgaria // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hunga-ricae. Budapest, 1977, № 29 (1-2). Р. 199-202.
38.Khalikova E.A., Kazakov E.P. Le cimetiere de Tankeevka. Les anciens hongrois et les ethnies voisines a l'Est. Budapest, 1977. P. 21-221.
39.Khuzin F.Sh., Valiulina S.I., Shakirov Z.G. 50th anniversary of Bilyar Archaeological Expedition: results and issues of Great Town investigation // Поволжская археология. 2017. № 2. С. 8-27.
40.Muhametshin D.G., Khalikov A.H. Unpublished Volga Bulgarian inscriptions. Acta Orientalica Hungarica. Budapest, 1977. T. 31, fasc. 1. Р. 107-126.
Ф.Ш. Хущин
А.Х. Халиков haM Казан археология мэктэбе (тууына 90 ел тулуга карата)
Мэкалэдэ тарих фэннэре докторы, Татарстан Фэннэр академиясе мехбир-эгьзасы, профессор Альфред Хэсэн улы Халиковньщ Идел-Урал тебэгенец бо-рынгы haM урта гасырлар чоры археологиясе Yсешендэге ролен ачыклауга омты-лыш ясала. Казан археология мэктэбенэ нигез салучыларныц берсе буларак та-нылган А.Х. Халиковныц исеме Россия фэнни жрмэгатьчелегендэ генэ тYгел, бэлки фин, венгр, болгар, терки халыкларныц борынгы haM урта гасырлар тари-хына багышланган хезмэтлэре аша Финляндия, Венгрия, Болгария, Теркия, Казахстан, Кыргызстан кебек иллэрдэ дэ яхшы таныш. Терки haM фин-угыр халык-ларынын этногенезы haM этник тарихы елкэсендэ деньякYлэм танылган белгеч, А.Х. Халиков Идел-Урал тебэге халыкларыныц «чал борынгылыктан» башлап XVI гасыр уртасында Рус дэYлэтенэ кушылуларына кадэр чорны Y3 эченэ алган Yсеш концепциясен эшлэде.
Ачкыч сузлэр: Татарстан археологиясе, профессор А.Х. Халиков, фин-угыр халыклары этногенезы, Идел Болгары археологиясе, Казан археология мэктэбе.
F.Sh. Khuzin
A.Kh. Khalikov and Kazan school of archaeology (to the 90th anniversary of the birth)
The article attempts to reveal the role of doctor of historical Sciences, corresponding member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Professor Alfred Khasanovich Khalikov in the development of primitive and medieval archeology of the Volga-Ural region. The name of A. Khalikov, an outstanding Soviet archaeologist, one of the founders of the Kazan archaeological school, is widely known not only among the scientific community of Russia. His works on the ancient and early medieval history of the ancestors of the Finnish, Hungarian, Bulgarian and Turkic peoples are well known in Finland, Hungary, the Czech Republic, Bulgaria, Turkey, as well as in neighboring countries. A prominent specialist in the field of ethnogenesis and ethnic history
of the Turkic and Finno-Ugric peoples, he created a General concept of development of the local population of the region, beginning from the "gray antiquity" to the era of accession to the Russian state in the middle of the XVI century.
Keywords: archeology of Tatarstan, Professor A.Kh. Khalikov, Finno-Ugric studies, Bulgarian studies, protection of monuments, Kazan archaeological school.
Информация об авторе:
Хузин Фаяз Шарипович - доктор исторических наук, член-корреспондент АН РТ, главный научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Хужин Фаяз Шэрип улы - тарих фэннэре докторы, Татарстан Фэннэр ака-демиясе мехбир эгьзасы, ТФАньщ А.Х. Халиков ис. Археология институты баш гыйльми хезмэткэре (Казан шэhэре).
Khuzin Fayaz Sh. - Doctor of Historical Sciences, Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).