комитете Народного контроля ЛГУ. Долгие годы она была заместителем председателя Совета по экологическому просвещению при правлении Всероссийского общества охраны природы, деканом общественного экологического факультета при Доме научно-технической пропаганды.
Как доцент кафедры, Маргарита Дмитриевна по 1991 г. руководила основной спецпрактикой, курсовыми и дипломными работами. Выполненные под ее руководством работы студентов были награждены медалями и дипломами I и II степени на городских и Всесоюзных конкурсах на лучшую студенческую работу (по Министерству высшего и среднего образования). Ее исследования в области биогеохимии растений, геохимической экологии и разработки биогеохимических поисков полезных ископаемых получили высокую оценку среди специалистов-геологов в нашей стране и за рубежом. Как крупный специалист в этой области она входила в состав Научного совета АН СССР по проблемам микроэлементов в биологии и была членом одной из секций Межведомственного научно-технического совета по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов при ГКНТ.
М.Д. Уфимцева возглавляет и успешно развивает индикационное направление в ботанической географии, привлекая к нему студентов. Она — достойный продолжатель Санкт-Петербургской биогеохимической школы, признанной в научных кругах нашей страны. Под ее руководством написаны и защищены кандидатские диссертации Н.С. Шиховой, М. Г. Опекуновой, Д. В. Московченко, Н. В. Терехиной — специалистов, работающих ныне в разных концах России. Маргаритой Дмитриевной опубликовано более 100 научных работ, 3 монографии, 2 учебных пособия.
С 1991 г. М.Д. Уфимцева работает старшим научным сотрудником в НИИЗК СПбГУ, где ведет исследования по теме «Оценка экологического состояния городской среды Санкт-Петербурга методами фитоиндикации».
Маргарита Дмитриевна продолжает активно вести научную деятельность. В 2000 г. руководила проведением комплексных эколого-биогеохимических исследований в зоне техногенного воздействия медно-никелевого горно-металлургического комбината «Никель» ОАО «ГМК Печенганикель». Результаты опубликованы в работе «Экологическое состояние озера Куэтсъярви и прилегающей территории» (СПб., 2003). Ежегодно она проводит полевые исследования со студентами и руководит курсовыми и дипломными работами на кафедре экологической геологии геологического факультета СПбГУ Участвует в российских и международных симпозиумах и конференциях по биогеохимии, геохимии, дистанционным методам исследования (Лас-Вегас, США, 1996; Москва, 1999; Уппсала, Швеция, 2003). Ее знания востребованы: ее постоянно приглашают для чтения лекций фитоиндикационной направленности, для участия в жюри при проведении городских и областных олимпиад по экологии; к ней обращаются за помощью и консультацией студенты и коллеги.
Сотрудники факультета географии и геоэкологии от всей души желают Маргарите Дмитриевне крепкого здоровья, жизненного оптимизма и дальнейших творческих успехов.
А. Ф. АСТАХОВ
31 января 2004 г. в возрасте 56 лет скоропостижно скончался старший преподаватель кафедры картографии факультета географии и геоэкологии СПбГУ Александр Федорович Астахов. Безвременно закончилась жизнь, отданная бескорыстному служению университету, факультету, кафедре.
Александр Федорович родился 8 августа 1947 г. в Ленинграде, здесь же в 1965 г. окончил среднюю школу. Через год после окончания школы в 1966 г. он поступил на вечернее отделение географического факультета ЛГУ. С 1969 г. он начал работать на кафедре картографии в должности лаборанта, а после завершения учебы — инженера. В 1975-1979 гг. обучался в аспирантуре кафедры, и уже тогда он начал преподавательскую деятельность, получившую официальный статус в 1987 г. после избрания его на должность ассистента, а с 1992 г. он становится старшим преподавателем. Он читал курсы геодезии и картографии для студентов географического, геологического и биолого-почвенного факультетов, вел лабораторные занятия по этим предметам,
руководил летней учебной практикой, а также производственной практикой студентов-картографов.
Ш*; 4
Л
Умение доступно и четко излагать суть изучаемого материала, доброжелательность в общении со студентами, сочетающаяся с требовательностью, неукротимое стремление во что бы то ни стало привить практические навыки каждому — вот характерные черты педагогического дара Александра Федоровича. Примером его педагогической самоотдачи стало создание топографической карты на территорию учебно-научной станции биолого-почвенного факультета на Белом морю.
Научные интересы А. Ф. Астахова были сосредоточены в области картографического метода исследования. Он принимал самое активное участие в картометрических работах, проводившихся на кафедре картографии. В ходе этих исследований, в частности, по заказу Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны, были определены фундаментальные морфометрические характеристики Мирово1-о океана, крупнейших озер России. Полученные результаты вошли в Большую советскую энциклопедию, многотомный Атлас океанов и Океанографическую энциклопедию. По договорам с Министерством обороны Александр Федорович многократно выезжал в экспедиции, где занимался астрономическими наблюдениями.
Учебная и научная работа далеко не исчерпала обязанности Александра Федоровича. Он был человеком активной жизненной позиции, необыкновенно деятельным и энергичным. И на протяжении почти 40-летнего служения университету он в течение многих лет исполнял обязанности заместителя декана по практикам, заместителя председателя приемной комиссии факультета, возглавлял студенческие сельскохозяйственные отряды. За эту работу ему неоднократно объявляли благодарность по университету.
Незаурядные организаторские способности, готовность взять на себя решение самых трудных и необходимых задач, умение найти выход в сложных обстоятельствах сделали Александра Федоровича незаменимым членом нашего коллектива. Материально-техническое обеспечение кафедры, любые проводимые на ней мероприятия и многое-многое другое ложилось в основном на его плечи. И это не было для него бременем, он любил все делать с улыбкой, делать хорошо, с полной отдачей своих сил и способностей. И это редкое в наше время качество Александр Федорович сохранял, несмотря на пошатнувшееся в последние годы его жизни здоровье.
Отдавая должное педагогической и организационной работе Александра Федоровича, нельзя не вспомнить его исключительные человеческие достоинства. Открытая, расположенная ко всем людям душа, готовность помочь окружающим и взвалить на свои плечи часть их забот — эти замечательные качества Александра Федоровича неизменно привлекали людей, делали его центром притяжения в коллективе. Ему был дарован талант общения. Все, кто с ним дружил, работал и просто общался, навсегда запомнят его светлое, жизнеутверждающее обаяние, которое исходило от него и заполняло вс^вокруг. Александру Федоровичу было присуще умение всегда оставаться самим собой, он никогда не подчеркивал свою роль в выполнении любого проекта, хотя она могла быть решающей. Его душевные качества находили благодарный отклик у всех, кто с ним сталкивался. Именно поэтому проститься с Александром Федоровичем пришли сотни людей, и пришли они не по официальному долгу, а по велению души.
Ушел замечательный, трудолюбивый, жизнерадостный человек. Осталась наша благодарная память, перед которой мы низко склоняем головы.