Научная статья на тему 'А. Е. Кулаковский: вопросы выживания якутского народа в глобальном мире (по поэме «Сон шамана»)'

А. Е. Кулаковский: вопросы выживания якутского народа в глобальном мире (по поэме «Сон шамана») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2101
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛАКОВСКИЙ А.Е. / "СОН ШАМАНА" / ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ноговицын Александр Павлович

В статье показаны факторы формирования мировоззрения А. Е. Кулаковского и его отражение в литературном наследии поэта, в частности в поэме «Сон шамана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the factors of A. E. Kulakovsky's worldview forming and its reflection in the literature heritage of the poet, in particular, in the poem "The Shaman's Dream".

Текст научной работы на тему «А. Е. Кулаковский: вопросы выживания якутского народа в глобальном мире (по поэме «Сон шамана»)»

А. П. Ноговицын А Е. КУЛАКОВСКИЙ: ВОПРОСЫ ВЫЖИВАНИЯ ЯКУТСКОГО НАРОДА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ (по поэме «Сон шамана»)

Работа представлена кафедрой методики преподавания якутского языка, литературы и национальной культуры Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор С. К. Колодезников

В статье показаны факторы формирования мировоззрения А. Е. Кулаковского и его отражение в литературном наследии поэта, в частности в поэме «Сон шамана».

A. Nogovitsyn

A. E. KULAKOVSKY: QUESTIONS OF SURVIVAL OF THE SAKHA NATION IN THE GLOBAL WORLD (based on the poem “The Shaman’s Dream”)

The article reveals the factors of A. E. Kulakovsky’s worldview forming and its reflection in the literature heritage of the poet, in particular, in the poem “The Shaman’s Dream”.

Каждая личность живет и работает в отведенном для нее времени и пространстве. В связи с этим широко распространено совершенно справедливое изречение: «Он был сыном своей эпохи». Однако есть деятели, которые перешагнули свое время и пространство. Они становятся востребованными последующими поколениями. Таким человеком был и остается для якутского народа А. Е. Кулаковский.

Эпоха Кулаковского — конец XIX и начало XX в. Она характеризуется невиданным развитием промышленности, образованием мощных монополий, корпораций, трестов, техники. Именно в эпоху Кулаковского появляется один из главных источников энергии — электричество. Образование, наука, культура, духовность стали мощными двигателями прогресса общества. К концу XIX — началу ХХ в. раздел мира перестал удовлетворять всех. Встала проблема его перераспределения. Эти эпохальные события явились источником формирования мировоззрения Кулаковского.

Система взглядов на развитие человеческого общества, на природу, на общественно-политические процессы, философские, литературные, исторические воззрения А. Е. Кула-ковского по большому счету выработаны на

основе анализа, сравнения, сопоставления протекающих в мире стран Востока (Китай, Япония), Европы (Германия, Англия, Франция, США). Об этих странах Кулаковский неоднократно писал. Своя родная якутская действительность была как бы фоном, материалом, подтверждающим цельную систему взглядов исследователя на развитие человеческого общества. Малочисленный якутский народ по воле истории, по мнению Кулаковско-го, вовлечен во всемирную историю.

Российская империя Кулаковского шла по пути прогресса. Однако потребность в ускоренном развитии страны вызывала непредвиденные катаклизмы, резкие противостояния политических партий и течений. Японско-русская, Первая мировая, гражданские войны, революция — события, потрясшие весь мир, — заставляли мыслящих людей задумываться над проблемами развития человечества. Пытливый ум Кулаковского ищет ответы на вопросы в сочинениях западноевропейских философов, мыслителей и исследователей.

Кулаковский в отличие от агрессивных мальтузианских социологов или «социал-дар-винистов» никогда не призывал к истребительной войне, наоборот, войну считал «варвар-

ским средством», а в поэме «Сон шамана» война показана как самое страшное зло на земле.

Он был глубоко убежден, что человеческий ум просветится и начнет регулировать рождаемость. Человек путем образования, просвещения и науки освободится от всяких пороков, неразумных традиций и в ближайшее время начнет «жить осмысленной, духовной и полной наслаждениями жизнью под сенью лучезарной поэзии, прекрасной эстетики и под защитой всесильной науки и логики!» [3, с. 40].

Якутская действительность в формировании мировоззрения Кулаковского, как сказано, не сыграла решающей роли, но, однако, полностью отрицать ее роль не следует. Она всегда присутствовала в контексте философского осмысления Кулаковским действительности.

Трактовка колониальных владений великих держав, в том числе Якутии как колониальный объект Российской империи, представлена в поэме «Сон шамана».

Всемирный катаклизм (война, революция, переселение миллионов голодных людей в Якутию), по расчету Кулаковского, должен был произойти через 25 лет. Время отсчета берет 1910 г. За этот значительный срок он своим землякам советует принять «ученость и образование», ремесло и технику ожидаемых пришельцев (русских), чтобы быть равными с ним в суровой «борьбе за существование».

Формирование Кулаковского как поэта-мыслителя проходило в эпоху, когда начала осознаваться необходимость расширения границ познания окружающего и внутреннего мира человека, законов развития человечества. И его взгляды на мир и человеческое сообщество наиболее полно и ярко отражены в программных произведениях «Сон шамана» и письмо «Якутской интеллигенции».

«Сон шамана» — одно из самых сложных произведений А. Е. Кулаковского, в нем сконцентрирована удивительная по всей масштабности мысль поэта о судьбе отдельного народа и человечества в целом. Человек, создавший произведение такого высокого интеллектуального уровня, несомненно, сам обладал широкой эрудицией, ярким аналитическим

умом выдающегося мыслителя. Публицистические произведения Кулаковского, частная переписка, архивные документы свидетельствуют о настойчивом, глубоком изучении им литературы по проблемам философии, социологии, истории, правоведения, литературоведения, экономической науки [1, с. 182].

Известно, что, будучи писарем Батурусско-го улуса, он читал труды А. Смита, Дж. Милля, Мейера, Т. Мальтуса, К. Маркса и других экономистов, Моргана, Ницше и других философов, имеющиеся в богатой библиотеке доктора П. Н. Сокольникова. Опираясь на приобретенные знания, на силу своего таланта, он соотнес историческую судьбу своего народа с судьбой русского и других народов мира.

Читал нам отрывки из этой песни и говорил: «Из-за таких вот фабрик и заводов грядет великий раздор...». Судя по этому, «Сон шамана» появился не по внезапному вдохновению: поэт-философ поднял в этой поэме проблемы, которые занимали его давно.

По воспоминаниям H. Е. Мординова — Амма Аччыгыйа, Н. М. Заболоцкого и др., а также судя по тексту «Сна шамана» из архива С. А. Новгородова, записанного в 1913 г., с 1910 г. Кулаковский собственноручно переписывал поэму и раздавал знакомым, и она получила широкое распространение среди народа, более того, сам в гриме исполнял поэму со сцены в виде моноспектакля.

Кулаковский от имени своего героя проанализировал современное международное положение. По его мнению, особую опасность для Якутии в силу территориальной близости представляют США, Япония и Китай, что подтверждалось тогда реальными историческими данными. Из европейских стран якутский поэт прозорливо выделил Англию и Германию как возможных инициаторов и участников захватнических войн. Следствием агрессивной хищнической политики мировых держав и перенаселения планеты стали многочисленные конфликты между «богачами ненасытными» и «черным людом», растущее недовольство масс и назревание революции. Благодаря пророческим картинам и прозрениям автора «Сон шамана» приобрело черты поэмы-предупреждения.

Кулаковский создал впечатляющую футурологическую картину грядущих мировых катаклизмов. Они будут сопровождаться, по его мнению, кризисом производства, стихийными бедствиями и невиданным голодом. В результате этих трагических событий и разрушительных процессов начнется насильственное переселение разоренных войной русских крестьян в отдаленные окраины, в том числе и в Якутию.

На этом фоне поэт выражает озабоченность судьбой родного народа. Он ссылается на печальную участь многих «племен и народов», которые «сошли с арены мировой», исчезли с лица земли. В то же время Кулаковский напоминает о героическом прошлом якутского народа, о том, что со времен легендарных прародителей Омогоя и Элляя суровые превратности не сломили его дух. Но теперь единственным выходом он считает, как указано в его «Письме якутской интеллигенции», так называемую культивизацию, т. е. восприятие передовой русской культуры и науки. И снова автор использует мифологическую образность, восходящую к древнеякутским представлениям о многосоставности (трехчастности) души. Он предлагает этим «таинством» и «мудростью» вскормить «душу-мать», насытить «душу-воз-дух», наделить «душу-землю» саха. Иными словами, положительный пафос поэмы заключается в призыве к просвещению и образованию.

Белый шаман, обращаясь к соплеменникам — саха (якутам), в 1910 г. неопределенно, тяжело и удручающе вещал:

Когда разум наш заключен,

Кажется, в шестикратный обвив, змеи, Крошечное счастье саха Могут отнять у него?

И обидно, и горько так...

Поэт, раздумывая, ставит гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» — об исторической перспективе, о судьбе якутов.

Кулаковский в своих поэтических произведениях и на якутской почве увидел великое противоречие современной для него цивилизации и прогресса. С одной стороны, величайшую силу техники, науки, культуры, с другой — столь же разрушительную великую силу техники и прогресса по проблемам выживания человечества, на экологию, на нравственные устои человека.

Якутский поэт, оказавшийся свидетелем гражданской войны у себя на родине, высказал глубокую мысль о пагубности всякой войны и насилия, так как жизнь наглядно продемонстрировала, что

Победивший сегодня,

Поверженным стал завтра,

Расхрабрившийся завтра,

Растоптан будет послезавтра.

Касаясь будущего страны и родного народа, Кулаковский позволяет себе высказать ряд пожеланий в адрес «партии большевиков»: «порядки прежние искоренить», «умно устранить разлад», «умерить ретивости пыл, устранить недостатки свои», «объединить помыслы многих» и даже убедительно объяснить «учения своего узко понятые места» [4, с. 248].

И поэтому судьба народа саха, его будущее в поэме должны восприниматься как пример выживания одной из составляющих рода человеческого. Программа выживания народа саха Кулаковского универсальна для всех представителей цивилизации, особенно малочисленных, подвергнутых наиболее вероятному исчезновению. Приобщение к культуре народов, имеющих многовековую историю, поиск путей мирного сосуществования, понимание равноценности каждого народа в цивилизованном мире, слияние с природой, не возвеличивание над ней, а взаимодействие, благое взаимовлияние, разумное использование, достижений техники — в том, по мнению А. Е. Кулаковского, единственно верный путь к выживанию человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Е. Кулаковский в контексте историко-культурного развития в ХХ веке / Отв. ред. В. Н. Иванов. Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2004. 320 с.

2. Алексеев Е. Е. А. Е. Кулаковский и XXI век. Якутск: Нац. кн. изд. «Бичик», 2002. 256 с.

3. Кулаковский А. Якутской интеллигенции. М.: Арт-Флекс, 2002. 77 с.

4. Кулаковская Л. Р. Научная биография А. Е. Кулаковского: личность поэта и его время. Новосибирск: Наука, 2008. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.