Научная статья на тему 'А.А. ЗИНОВЬЕВ О ФЕНОМЕНЕ ЗАПАДНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА'

А.А. ЗИНОВЬЕВ О ФЕНОМЕНЕ ЗАПАДНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ЗАПАДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / СОЦИАЛЬНАЯ ЦИТОЛОГИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЙНИК / ЗАПАДНИЗМ / КОММУНАЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Склярова Елена Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению проблематики западного социально-полити-ческого порядка в работах отечественного мыслителя XX века А.А. Зиновьева. Данная тема актуальна в связи с осмыслением специфики цивилизационных типов, особенностей типологических черт Запада. Проводится анализ характерных черт, отражающих специфику Запада, его оснований: делового и коммунального аспектов. Подчеркивается, что идеи А.А. Зиновьева во многом можно считать пророческими относительно судьбы Запада в XXI веке. Автор отмечает, что современная западноевропейская цивилизация как уникальное социобиологическое образование, созданное конкретными народами, сегодня сталкивается с проблемой распада собственной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. ZINOVIEV ABOUT THE PHENOMENON OF WESTERN SOCIO-POLITICAL ORDER

The article is devoted to the consideration of the problems of the Western socio-political order in the works of the Russian thinker of the XX century A. A. Zinoviev. This topic is relevant in connection with the understanding of the specifics of civilizational types, the characteristics of the typological features of the West. The analysis of the characteristic features that reflect the specifics of the West, its foundations: business and communal aspects. It is emphasized that the ideas of A. A. Zinoviev can be considered in many ways prophetic about the fate of the West in the 21st century. The author notes that modern Western European civilization, as a unique sociobiological formation created by specific peoples, today faces the problem of the disintegration of its own identity.

Текст научной работы на тему «А.А. ЗИНОВЬЕВ О ФЕНОМЕНЕ ЗАПАДНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 237-241 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):237-241

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316.3:32

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-237-241

А.А. ЗИНОВЬЕВ О ФЕНОМЕНЕ ЗАПАДНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

Елена Алексеевна Склярова1, 2

1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, Cklyarova2007@yandex.ru 2Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблематики западного социально-политического порядка в работах отечественного мыслителя XX века А.А. Зиновьева. Данная тема актуальна в связи с осмыслением специфики цивилизационных типов, особенностей типологических черт Запада. Проводится анализ характерных черт, отражающих специфику Запада, его оснований: делового и коммунального аспектов. Подчеркивается, что идеи А.А. Зиновьева во многом можно считать пророческими относительно судьбы Запада в XXI веке. Автор отмечает, что современная западноевропейская цивилизация как уникальное социобиологическое образование, созданное конкретными народами, сегодня сталкивается с проблемой распада собственной идентичности.

Ключевые слова: социальный порядок, западный социально-политический порядок, социальная цитология, глобальный человейник, западнизм, коммунальность, стиль мышления, аккультурация, идентификация

Для цитирования: Склярова Е. А. А. А. Зиновьев о феномене западного социально-политического порядка // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 237-241. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-237-241.

Sociology Problems

Original article

A. A. ZINOVIEV ABOUT THE PHENOMENON OF WESTERN SOCIO-POLITICAL ORDER

Elena A. Sklyarova1' 2

1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, Cklyarova2007@yandex.ru 2Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article is devoted to the consideration of the problems of the Western socio-political order in the works of the Russian thinker of the XX century A. A. Zinoviev. This topic is relevant in connection with the understanding of the specifics of civilizational types, the characteristics of the typological features of the West. The analysis of the characteristic features that reflect the specifics of the West, its foundations: business and communal aspects. It is emphasized that the ideas of A. A. Zinoviev can be considered in many ways prophetic about the fate of the West in the 21st century. The author notes that modern Western European civilization, as a unique sociobiological formation created by specific peoples, today faces the problem of the disintegration of its own identity.

Keywords: social order, Western socio-political order, social cytology, global humanism, Westernism, communality, style of thinking, acculturation, identification

For citation: Sklyarova E. A. A.A. Zinoviev about the phenomenon of western socio-political order. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):237-241. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-237-241.

© Склярова Е. А., 2021

Начиная с П. Я. Чаадаева, проблема «Восток-Запад-Россия» стояла в центре внимания отечественных мыслителей. Эта проблема касается не столько географического положения мировых цивилизаций, а высвечивает принципиальную «разность» типологических духовных черт различных культур на мировом пространстве. Данная «разность» как отличие - была предметом мысли А.А. Зиновьева - выдающегося отечественного философа XX-XXI вв., логика, профессионала в области методологии науки.

Специфика любых явлений (в том числе таких феноменов как Запад - Россия] выявляется в процессе логической операции определения - раскрытия содержания понятия посредством констатации существенных признаков явления. В данном контексте работы А.А. Зиновьева отличаются логической стройностью и точностью категориально-понятийного аппарата.

Что такое феномен по имени Запад? В чем заключается специфика западного общественного устройства? Данной теме посвящена работа А.А. Зиновьева, написанная в самом начале 90-х, после распада Советского Союза, которая так и называется «Запад» [1]. Зиновьев А.А. подчеркивает, что его книга не является «законченной» теорией западного общества, а есть изложение собственного понимания Запада.

Отмечая специфику современного социального порядка в целом и западного социально-политического устройства в частности, Зиновьев А.А. использует такие меткие понятия-метафоры как глобальный человейник, западнизм, западоид, западоидность.

Социальный порядок - понятие, которое характеризуется наличием следующих признаков: комплекса взаимосвязанных экономических, общественных, политических элементов, а также «человеческий материал» определённого типа, создающий неповторимые стилевые характеристики определенной культурно-исторической эпохи (определенный стиль жизни и стиль мышления человека].

Какие элементы характеризуют современный западный социально-политический порядок?

Известно, что он сформировался в процессе преобразований, осуществлённых буржуазно-демократическими революциями XVII-XVIIIвв. Идея данного порядка оттачивается в рамках идеологии европейского Просвещения (теория общественного договора, естественно-правовые концепции, теория разделения властей], отражается в первых революционных документах, проектах Робеспьера, Сен-Жюста, правовой системе XIX (Кодексе Наполеона].

Демократизация и эгалитаризация становятся главными характерными чертами данного социального порядка, изменив в целом стиль жизни людей: направленность деятельности, быт, манеру поведения, общения, внешний вид людей, костюм.

Эгалитаризм, индивидуализм, либерализм, прагматизм, рационализм, эгоцентризм превращаются в доминирующие ценности эпохи, а оперирование такими категориями как свобода, равенство, естественное право, демократия, собственность, гуманизм и на сегодняшний день является характерной чертой так называемого западного стиля мышления.

Формирование данного уникального типа цивилизации, по мнению Зиновьева А.А., нельзя сводить только к капитализму (в экономической сфере] и к демократии (в политической]. Для рождения «западнизма» необходим специфический «человеческий материал», большинство людей определенного типа - «западоидов», «представителей определённой человеческой массы, воспроизводящейся из поколения в поколение в течение многих столетий и тысячелетий» [1, с. 44].

Что это за люди? Каковы характерные черты «западоидности»? «Это суть практицизм, деловитость, расчетливость. Способность к конкурентной борьбе, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в деле, склонность к добросовестности в деле, склонность к публичности и театральности, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять другими более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации» [1, с. 44].

Своеобразие определенного типа общества во многом зависит от характера «человеческого материала». Запад формировался людьми, которых Зиновьев А.А. называет «западоидами», и, без существования которых он (Запад] не может сохранить свою уникальность. В отличие от других типов людей «западоид» является индивидуалистом, человеком, в ментальности которого соотношение между «Я» и «Мы» существует при доминировании «Я», и подчиненности «Мы» (осознания себя как части коллектива равных подобных]. Индивидуализм становится главным принципом бытия западноевропейской цивилизации и выражается в общих чертах формулой - «работай на самого себя, рассматривай других людей как среду своего обитания». Качество «разумного эгоизма» -сущность «западоида».

Западное общество, по А.А. Зиновьеву, обладает клеточной структурой (как и любые другие типы общества]. В данном контексте совершенно уместно обратить внимание на оригинальность его идеи о возможном создании новой теории общества, которой могла бы стать социальная цитология - учение о клетках общества. Социальная клетка не является любой совокупностью людей. Это объединение людей по их специализации, где они подразделяются на управляющих и управляемых, выполняют определенные функции и получают за это средства для своего существования. В рамках такой клетки человек повышает квалификацию, делает карьеру, трудится и получает вознаграждение.

Все клетки разделяются на продуктивные (деловые] и коммунальные. Что касается характеристики первых, то это клетки, создающие средства для удовлетворения потребностей людей, тогда как вторые служат цели поддержания общественного порядка и стабильности. Различие между деловыми и коммунальными социальными клетками не является абсолютным, однако определяет характер общего организма.

Главной клеткой западнизма, его системообразующей единицей, по А. А. Зиновьеву, является именно деловой аспект (способность индивида наилучшим образом что-либо «делать», создавать или организовывать процесс «делания»]. Такое качество индивида как умение функционировать по законам дела - совершенствовалось исторически на заданном географическом пространстве, выкристаллизовывалось сначала в естественных рамках семьи, затем в артелях (объединениях семей], корпорациях, коммунах. «Труженики-первооткрыватели» составили основу западного общества.

Также значимым моментом является то обстоятельство, что носителями западной цивилизации были люди свободные, не-феодальные деловые группы, которые не были включены в феодальную иерархию. Данные группы были нацелены на эффективность дела (максимум результата при минимальных затратах]. Социальные роли в таких группах распределялись по характеру дела и степени важности в процессе организации дела. Исторически формировался «человеческий материал», способный к эффективному функционированию в сфере деловых отношений, в «деловой клетке» социального организма.

Зиновьев А.А. отмечает, что внутриклеточная жизнь людей (в деловом аспекте] подчинена жесткой диктатуре. Если западное общество в целом является демократическим в политическом отношении, то в функционировании отдельных его элементов (деловых клеток] - это общество тоталитарное. Ему присущи: рациональный характер организации труда, строгая трудовая дисциплина, максимальная эксплуатация рабочей силы. Сумма тоталитаризма и демократизма в западном обществе является постоянной.

Коммунальный аспект как общечеловеческий определяется необходимостью совместного существования людей в мире в рамках социальных групп. Коммунальные отношения определяются как отношения внутри группы, между группами и отношения к самой группе. Суть коммунальности - в системе со-зависимых отношений индивида и группы: индивид стремится к свободе от группы, группа - к тотальному контролю индивида. Свободный человек в соответствии с правилами коммунальности поступает согласно принципу социального расчета, т.е. стремится так адаптироваться к социальной среде, чтобы не совершать вреда себе, препятствовать другим людям совершать вред себе, а также стремится улучшать свое положение, добиваться успеха, избегать наказания.

Правила коммунальности и моральные правила поведения не рассматриваются как тождественные. Человек, стремящийся к социальному успеху должен обладать способностью к моральной мимикрии, сохраняя внешнюю моральность и ограждаясь от внутренних угрызений совести.

Коммунальность западного общества воплощается и проявляется в различных феноменах: органах государственной власти, бюрократическом аппарате, органах местного управления, полиции, армии, судах, в совокупности различных правовых норм, в публичной власти, в общественных организациях, партиях, профсоюзах, в целом, в сфере гражданского общества.

Коммунальность как порядок совместного проживания охраняется государством. Какова же специфика западного государства? А.А. Зиновьев является последовательным сторонником орга-низмической теории общества. С данных позиций рассматривается и государство как самый главный орган общественного организма. В этой связи, мыслитель критически относится к разнообразным теориям возникновения государства, считая, что «мозг» не может отдельно возникать и эволюционировать в отрыве от самого организма. Современное западное государство претендует на статус главного правителя всей внутренней жизни общества, где переплетены деловой и коммунальные аспекты его существования.

Отличительной чертой западного типа государства, по Зиновьеву А.А., является защита таких политических норм как права человека и гражданские свободы. Для западного человека такие понятия, как естественное право и свобода, стали абсолютной ценностью, а полное принятие и

разделение данных идей - признаком западной цивилизованности. Однако правовые свободы, гарантирующие гипотетические возможности выбора, не совпадают с реальными возможностями обеспечения самого себя. Правовые свободы не гарантируют социальных свобод, т.е. независимости от других людей в процессе необходимости удовлетворять насущные потребности.

Итак, сущностью западнизма, согласно Зиновьеву А. А., являются: а] деловой аспект (способность к организации и выполнения дела в соответствии с законом эффективности: наибольший результат - наименьшие затраты]; б] коммунальный аспект - поведение людей в обществе и отношения между ними не в соответствии с нормами морали, а согласно правилам социально расчета, «разумного эгоизма», которые помогают «развить моральную мимикрию, то есть способность использовать внешние формы морального поведения как средство сокрытия своей неморальной сущности и как средство в поведении по законам коммунальности» [1, с. 35].

Какие идеи А.А. Зиновьева можно считать пророческими относительно судьбы Запада в XXI веке (прошло 30 лет после его публикации книги «Запад»]? Какие идеи нашли своё подтверждение в трансформационных процессах западного общественно-политического устройства?

Прежде всего, следует отметить, что Запад как уникальное социобиологическое образование, созданное конкретными народами, на наш взгляд, сегодня столкнулся с проблемой распада собственной идентичности. Что такое идентификация? Идентификация является осознанием множеством людей своей причастности к определенному объединению, обладающему общими характерными чертами.

Западная Европа в XXI веке открыла доступ для представителей других народностей и цивилизаций. Германия и Франция, движимые чувством вины (Германия - за трагедию II Мировой войны, Франция - за последствия колониальной политики], Норвегия - стремлением решить свою демографическую проблему. В связи с данной ситуацией были запущены процессы аккультурации (термин, введенный в употребление в конце XIX века Ф. Боасом, У. Холмсом, Р. Лоуи, У. Мак-Джи]. Аккультурация как совокупность явлений, свидетельствовавших о взаимодействии группы-реципиента и группы-донора (групп индивидов, обладающих разными культурами], по Редфилду, Линтону, Херсковицу [2], может вызывать три типа реакции группы-реципиента: принятие нового культурного паттерна, адаптацию как частичное изменение традиционных паттернов и реакцию как полное отторжение культурных паттернов донорской группы. Не стоит уточнять, что под донорской культурой понимается западная культура.

Зиновьев А.А. отмечает: «Десятки миллионов иностранцев живут в странах Запада, оставаясь здесь все равно чужеродным явлением. Не исключено, что когда-нибудь пришельцы из незападных стран станут подавляющим большинством в западных странах и будут тут задавать тон. Как говорил один из моих персонажей: «И вопить будет «Алла!» с башни Эйфеля мулла»» [1, с. 16]. Но, к сожалению, это будет уже совершенно иная цивилизация, не Запад...

Эти идеи мыслителя сегодня во многом подтверждаются. Меняется общая картина Запада. На сегодняшний день Париж представляет собой своеобразный феномен. Путешествуя в 2013 г., нами было отмечено, что облик Парижа составляют замкнутые «миры в мире» - обилие арабских кварталов, китайских, индийских, попадая в которые, сложно определить где ты находишься: на Западе или Востоке. Здесь сложно констатировать полное «принятие» западноевропейских культурных паттернов.

Также следует отметить, что идет процесс трансформации западноевропейского стиля культуры под влиянием международных политических движений. Black Lives Matter - «Жизни чернокожих имеют значение», движение в защиту прав чернокожего населения, возникшее в 2013 г. в США, выступает против расовой дискриминации не только в социальной, политической жизни, но и в искусстве (опере, балете]. Речь идет о равноправии в процессе распределения и получения главных ролей в театре (так, например, в 2016 г., в спектакле «Ромео и Джульетта» миланского театра «Ла Скала» постановки К. Макмиллана в главной партии Джульетты выступила афроамериканка Мисти Коупленд]. Процесс трансформации стиля западноевропейского искусства выражается в разрушении канонов, изменении подхода к восприятию художественного образа, образа главного героя в том числе.

Таким образом, обозначенная А.А. Зиновьевым проблема сохранения идентичности Запада, в XX^., к сожалению, приобретает наибольшую остроту. Эта идея подтверждается конкретными фактами, возникшими во многом благодаря глобализации, европейской политике «открытых дверей», которые не оправдывают надежды либерального демократизма относительно полного принятия западноевропейских паттернов народами, переселившимися в Европу. Современная политика, провозглашающая идеи конвергенции и консенсуса, как показывают события последнего времени, терпит фиаско, в значительной степени подвергая незыблемость оснований самого западноевропейского социально-политического порядка, западнизма.

Список источников

1. Зиновьев А. А. Запад. М.: Родина, 2020. 416 с.

2. Культурология. XX век. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.

3. Склярова Е. А. Социальный порядок в западной культуре: идея и формы. Ростов-на-Дону: изд-во АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 164 с.

References

1. Zinoviev A. A. West. Moscow: Homeland;2020. 416 p. (In Russ.]

2. Cultural studies. XX century. Saint Petersburg: University Book; 1997. 640 p. (In Russ.]

3. Sklyarova E. A. Social order in Western culture: idea and forms. Rostov-on-Don; 2010. 164 p. (In Russ.]

Информация об авторе

Е. А. Склярова - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки; профессор кафедры «Философия и мировые религии»

Information about the author

E. A. Sklyarova - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Methodology of Science; Professor of the Department of Philosophy and World Religions.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 11.05.2021; одобрена после рецензирования 10.06.2021; принята к публикации 15.06.2021.

The article was submitted 11.05.2021; approved after reviewing 10.06.2021; accepted for publication 15.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.