Научная статья на тему 'А. А. Оганов. Философская проблематика современной культуры'

А. А. Оганов. Философская проблематика современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. А. Оганов. Философская проблематика современной культуры»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

А.А. Оганов

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ*

Философия культуры граничит с метафизикой и отчасти ею является, считает автор реферируемой статьи. «В культуре, как в иконе, нет внешнего источника света. Свечение исходит изнутри» (с. 99). Дело в том, что истолкование иных явлений культуры не всегда согласуется с так называемым здравым смыслом. «Тут знание восполняется интуицией, воображением, чувственной догадкой, гипотезой» (с. 100). Об исследователе культуры, полагает А. А. Оганов, можно сказать, что он и ученый, и художник, хотя скорее ученый, способный к эстетическому восприятию.

Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, философ и историк, высказывался в том смысле, что не существует «совершенно объективного» научного анализа культурной жизни, ибо слишком бесконечен и подвижен предмет исследования (с. 101). Познается только «конечная часть» культурной жизни. Доступность лишь «конечной части» процесса возникновения культурной ценности приводит к выводу о значительной роли субъективного в этом процессе. Отличительной особенностью понятия культуры является многозначность ее трактовок и интерпретаций.

Однако имеются два предельно обобщенных определения. Одно отождествляет понятия культуры и цивилизации, другое разводит их до противопоставления. Американский антрополог и теоретик истории культуры Альфред Крёбер (1876-1960) называл

* Оганов А. А. Философская проблематика современной культуры // Эстетика: Прошлое, настоящее и будущее. - М., 2007. - С. 98-117. 56

Философская проблематика современной культуры

культуру «потоком продуктов духовного опыта», перейдя от изучения культурных обычаев к понятию «культурного образца», совокупность каковых и составляет систему культуры. Духовность, по мнению А. Кребера, есть «внутреннее бытие, не связанное с внешним» (с. 103).

Наиболее значимой детерминантой духовного мира человека является менталитет. Понятие «менталитет» было введено в научный оборот американским философом Ралфом Уолдо Эмерсоном (1803-1882). Менталитет неотделим от духовности и, как и духовность, он свободен от оценочного отношения, т.е. не бывает ни «плохим», ни «хорошим» (с. 104). Культура артикулирует себя посредством системы символов. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) в трехтомном труде «Философия символических форм» (1923-1929) определял культуру как символическую деятельность. Язык, искусство, религия, мораль, мифотворчество суть «символические формы» (с. 105). Знаково-символическую форму культуры также признавал немецкий историк культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911). Приоритетную роль он отводил значению (смыслу) в знаково-символической природе культуры.

Фридрих Ницше (1844-1900) выделял аполлоническое и дионисийское начала в качестве двух истоков культуры. «Аполлоническое - созразмерное, упорядоченное, гармоническое, рациональное средоточение пластики света и солнечных сил» (с. 106). Дионисийское, в понимании философа, есть хаотичное, стихийное, необузданное, страстное, иррациональное, пьянящее своей непо-знанностью, что соответствует представлениям об образе бога Диониса. В европейской культуре, считал Ф. Ницше, аполлони-ческое начало подавило дионисийское. Автор реферируемой статьи констатирует, что в культуре на протяжении всей ее истории наличествуют две тенденции - рациональная (аполлоническая) и иррациональная (дионисийская). Согласно Гегелю, «работа культуры есть процесс самореализации духа», и в этом ее принципиальное отличие от цивилизации (с. 107).

Понятие «цивилизация» связывается с именем Поля Гольбаха (1723-1789). В научной литературе существуют три основные позиции в отношении культуры и цивилизации: отождествление, противопоставление и взаимообусловленность. На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З. Фрейд. На позиции

А.А. Оганов

противопоставления настаивали О. Шпенглер, Н. Бердяев, Т. Маркузе. Сближает культуру и цивилизацию «одна общая социальная природа происхождения» (с. 108).

Однако с нарастанием глобализационных процессов контрасты между культурой и цивилизацией становятся все очевиднее, причем все заметнее трансформация традиционных культурных ценностей. Информационная цивилизация быстрыми темпами унифицирует общественную жизнь. Интенсификация информационных процессов становится причиной омассовления культуры, стирания различий национального ее своеобразия (с. 111).

«Происходящая в современной культуре кардинальная переоценка приоритетов резко снижает значимость многих привычных традиций и ценностных представлений». Понятно, что в процессе мировой глобализации произойдут коренные перемены в образе жизни людей, изменятся их ценностные ориентации. «Естественно, будет другая культура, адекватная иным параметрам социального бытия, и сложатся другие основания самоопределения человека», -заключает автор реферируемой статьи (с. 116).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.