А.А. БРУСИЛОВ КАК ВОЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ (историография и источники изучения проблемы)
Б.Ю. Александров
Московский педагогический государственный университет просп. Вернадского, 88, Москва, Россия, 119571
В работе дан критический обзор 3-х групп источников по проблеме военной и общественно-политической деятельности А.А. Брусилова (делопроизводственные документы, мемуары). Сделан вывод о том, что для современных исследователей наибольший интерес представляет «полное» издание мемуаров Брусилова 2004 г. В статье проанализированы основные этапы изучения деятельности полководца отечественной исторической наукой, показана противоречивость оценок историков, а также доказано, что большинство ученых придерживаются мнения, что Брусилов был выдающимся военачальником, таланты которого не успели проявиться в полной мере.
Имя Алексея Алексеевича Брусилова неразрывно связано с одной из самых драматических эпох истории России — эпохой войн и переворотов начала ХХ в. И, как это бывает нередко в судьбах выдающихся людей, до сих пор роль замечательного военного и общественно-политического деятеля в событиях его времени до конца не выяснена. Главным же остается вопрос: что двигало полководцем, каковы подлинные мотивы его многогранной деятельности? Противники генерала упрекают его в принадлежности к масонским ложам, заговору против императора Николая II, предательстве «белого дела», заговору против Советской власти и во многом другом. Аргументированная дискуссия на эту неординарную тему предполагает ознакомление с основными направлениями исторических исследований и архивным наследием, связанным с именем Брусилова.
Имеющиеся по данной теме исторические источники подразделяются на следующие группы: официально-документальные материалы (главным образом, военные приказы и служебная переписка), источники мемуарно-эпистолярного характера (воспоминания, записки, письма), публицистика и материалы периодической печати. Особое место в этой иерархии занимают неопубликованные источники, находящиеся в двух центральных архивных хранилищах страны — Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) и Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА). В фондах ГА РФ (1) хранятся многие личные документы А.А. Брусилова и членов его семьи. Материалы личной и военно-служебной переписки Брусилова, а также документы, связанные с его военной деятельностью, находятся в РГВИА (2).
Некоторые официальные военные документы, вышедшие из-под пера Брусилова в годы Первой мировой войны, и его служебная переписка с военным министром А.А. Поливановым, генералом М.В. Алексеевым, А.Ф. Керенским и др. частично опубликованы в последнем издании его воспоминаний*. Неопубликованная часть служебной переписки хранится в фонде Брусиловых ГА РФ (Ф. 5972) и в личном фонде А.А. Брусилова в РГВИА (Ф. 162). Помимо мемуаров, эписто-
лярное наследие генерала включает в себя богатую переписку с близкими людьми и сослуживцами, а также публицистику.
Главным источником, открывающим картину жизни и деятельности А.А. Брусилова, являются его мемуары. Их замысел возник у генерала в первой половине 1918 г., когда полученное им во время октябрьских боев 1917 г. в Москве случайное ранение надолго оторвало его от общественной жизни. Дополнительным стимулом в дальнейшем стало участие Алексея Алексеевича в работе Военно-исторической комиссии при Главном штабе Красной Армии. Судя по краткому предисловию и имеющимся ссылкам на издания того времени, труд «Мои воспоминания о великой всемирной войне» был создан в 1920—1923 гг. К сожалению, рукописного оригинала не сохранилось. Находящаяся в личном фонде А.А. Брусилова (Ф. 162) в РГВИА рукопись представляет собой машинописный текст с правкой чернилами и карандашом. Правка выполнена почерком самого Алексея Алексеевича и почерком его жены Надежды Владимировны.
В 1929 г. под бдительным надзором советских цензоров было предпринято первое издание мемуаров Брусилова под названием «Мои воспоминания» (3).
Вскоре это издание стало библиографической редкостью. Большой интерес к книге, сохранявшийся в обществе, удовлетворялся новыми изданиями.
В 1930 г. вдова генерала Надежда Владимировна Брусилова (урожд. Желихов-ская) выехала на лечение в Чехословакию и отказалась от возвращения в СССР. С собой она увезла личный архив Алексея Алексеевича (1853—1926), который в 1938—1940 гг. был передан в Русский зарубежный архив в Праге.
Руководители идеологических ведомств СССР на протяжении нескольких десятилетий не находили ответа на вопрос о том, в каком ключе (позитивном или негативном) им надлежит освещать имя Брусилова. Не получили они на этот счет и ясных указаний «сверху». Даже могила генерала на Новодевичьем кладбище была уничтожена в 1932 г. — вскоре после отъезда вдовы Брусилова за границу. В 1947 г., в новых условиях, по распоряжению высшего руководства страны могила была «восстановлена». Однако ожидаемое возвращение имени генерала Брусилова в круг официально почитаемых героев отечественной истории в советское время так и не произошло.
В результате победы Советского Союза в Великой Отечественной войне «Пражский архив» стал трофеем советских войск и был переправлен в Москву. Среди документов в нем была обнаружена рукопись второй части воспоминаний о периоде 1917—1925 гг. Судя по конечной дате, написание заключительной части было завершено 10 июня 1925 г. в Карловых Варах (Чехословакия), где А.А. Брусилов находился на лечении. По содержанию эта часть мемуаров была антисоветской. Министр внутренних дел С.Н. Круглов доложил о находке лично И.В. Сталину. В 1948 г. рукопись была передана на секретное хранение в Центральной государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР, ныне — РГВИА). В 1961 г. была проведена экспертиза рукописи, по итогам которой документ был признан подделкой. Было констатировано лишь присутствие в данном документе отдельных подлинных текстов, написанных рукой Брусилова.
Принятое официальное решение, тем не менее, позволило вернуть имя Брусилова в научный оборот и заново приступить к изучению его эпистолярного наследия. В первой половине 1960-х гг. выходят в свет первые научно-исследовательские работы, посвященные Брусилову.
Между тем засекреченность воспоминаний Брусилова только подогревала к ним широкий научный и общественный интерес. Можно было закономерно предположить, что мемуары человека, занимавшего в годы Первой мировой войны посты главнокомандующего фронтом и Верховного главнокомандующего, содержат уникальную информацию о событиях тех лет. В 1983 году вышло очередное издание дневников Брусилова, в котором была урезана последняя засекреченная советская глава воспоминаний генерала (4). Гриф секретности был снят в 1987 г. Впервые отрывки из второй («антисоветской») части мемуаров были опубликованы в 1989 г. (5).
В 2001 г. было осуществлено «полное» издание мемуаров Брусилова (6). Однако и в этом издании, вопреки обещанию, полноты не оказалось. Даже первая часть опубликована с купюрами, сделанными еще в 1929 г. Полностью отсутствовал археографический анализ источника.
Наиболее полным на сегодняшний день можно считать издание 2004 г. (7). При подготовке этого издания составители проделали огромную работу по изучению и критическому анализу источника. Издание включает все части воспоминаний полководца. В текст внесены исправления в соответствии с первоисточником. Все изменения и варианты редакции текста, совершенные при неоднократном переписывании и исправлении подлинника (вероятно, разными лицами — при жизни и после смерти автора), отмечены курсивом. Вставки, сделанные рукой Н.В. Брусиловой, выделены жирным шрифтом. В угловых скобках приведены первоначальные варианты оригинала, исправленные затем при работе над рукописью. Издание снабжено объемными приложениями (служебной перепиской А.А. Брусилова, его интервью, картами-схемами военных действий и мн. др.), а также обширными комментариями составителей.
Публицистика А.А. Брусилова носит неполитический характер и посвящена, в основном, вопросам военной тактики.
К числу важнейших источников по данной теме относятся мемуары выдающихся современников Брусилова — А.И. Деникина, А.Ф. Керенского. Генерал Деникин, очевидец и участник событий Первой мировой войны, в своих воспоминаниях (8) дает очень взвешенную и сдержанную характеристику Брусилову. Он высоко оценивает военные дарования и колоссальную энергию Алексея Алексеевича, одобрительно отзывается о военно-стратегических планах Брусилова, хвалит его победы. С похвалой отозвавшись о полководческих талантах Брусилова, вождь Белого движения делал все, чтобы дискредитировать его как личность.
В мемуарах другого видного деятеля эпохи — бывшего премьера Временного правительства А.Ф. Керенского (9) о Брусилове рассказывается с немалой теплотой. Автор в присущей ему восторженно-демагогической манере называет Брусилова своим единомышленником в событиях 1917 г. При этом премьер весьма ловко предал забвению свое решение уволить Брусилова с поста Верховного
главнокомандующего, принятое в июле 1917 г. в весьма оскорбительной для последнего форме.
Ценные сведения об эпохе, в которой раскрылись военные дарования А.А. Брусилова, содержит мемуарная литература других его современников. Хотя имя Брусилова упоминается там нечасто, каждое из таких упоминаний является довольно ценным. Эти свидетельства позволяют выяснить отношение к Брусилову и его деятельности со стороны различных общественных кругов и крупных исторических фигур. К такого рода источникам относятся: дневники императора Николая II (10) и мемуары германского кайзера Вильгельма II (11), воспоминания высокопоставленного придворного деятеля генерала П.Г. Курлова (12) и опального военного министра В.А. Сухомлинова (13), записки председателя Государственной думы М.В. Родзянко (14) и воспоминания депутата Думы из правона-ционалистического лагеря В.В. Шульгина (15), записки А. Д. Бубнова о царской ставке в 1915—1917 гг. (16), воспоминания германских генералов П. Гинденбурга (17) и Э. Людендорфа (18) о войне 1914—1918 гг., мемуары деятелей союзных держав Антанты — Д. Ллойд-Джорджа (19), Д. Бьюкенена (20), М. Палеолога (21)и др.
Историография проблемы также весьма интересна и изобилует самыми разными оценками. Но число работ, посвященных собственно А.А. Брусилову, невелико. Первая из таких работ вышла еще в 1916 г. Это была брошюра П.М. Андрианова (22), приуроченная к блистательным победам Брусиловского Юго-Западного фронта. Брошюра отражала рост популярности Брусилова в военных и общественных кругах.
В Советском Союзе имя Брусилова было предано забвению вскоре после кончины бывшего царского генерала и отъезда в эмиграцию вдовы полководца. Возвращение памяти о Брусилове состоялось в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. видный советский историк В.В. Мавродин опубликовал о Брусилове большой очерк (23). Генерал был представлен в книге как мудрый военачальник, громивший германских и австрийских захватчиков. В очерке звучал патриотический призыв: «Пусть вдохновляет нас в дни Великой Отечественной Войны с кровавым германским фашизмом светлый образ А.А. Брусилова» (24). В 1943—1946 гг. был опубликован целый ряд новых статей и брошюр о деятельности Брусилова как главнокомандующего Юго-Западным фронтом в 1916 г., о Брусиловском прорыве (25). Само собой разумеется, что публикация всех этих работ в условиях войны была санкционирована «свыше».
Возвращение светлого имени русского полководца было приостановлено в конце 1940-х гг. из-за обнаруженной «антисоветской» части его мемуаров. Однако имя Брусилова не стало «запретным». В справочно-энциклопедических изданиях о нем помещались позитивные, но предельно лаконичные статьи. Вот одна из них — из «Энциклопедического словаря», вышедшего в 1953 г.: «БРУСИЛОВ, Алексей Алексеевич (1853—1926), русский генерал. Во время 1-й мировой войны командовал 8-й армией, с марта 1916 — Юго-Зап. фронтом, войска к-рого летом 1916 успешно прорвали австро-герм. фронт» (26).
Лишь после того, как в 1961 г. «антисоветская» часть воспоминаний генерала была признана подделкой, появилась возможность приступить к научному исследованию деятельности и, отчасти, документального наследия Брусилова.
Первой, после долгого перерыва, научной публикацией об А.А. Брусилове стала вышедшая в 1962 г. статья Г. Белова (27). Автор предпринял первую осторожную попытку рассмотреть политические взгляды Брусилова, однако основное внимание уделялось его военной деятельности.
Вскоре появилась и первая научная монография о Брусилове — книга советского исследователя И.И. Ростунова, опубликованная в 1964 г. (28). В ней впервые была предпринята попытка объективного научного изучения военной и общественно-политической деятельности генерала, содержание которой никак не вписывалось в прокрустово ложе официозной концепции. Главный вывод автора прозвучал в заданном обстоятельствами русле: выдающийся военачальник царской армии Брусилов признал советскую власть и перешел на сторону Красной Армии.
В 1980 г. в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) вышла книга С.Н. Се-манова (29). Книга носила научно-популярный характер, но была написана с патриотических позиций и содержала мучительную попытку правдивого и объективного рассказа о непростой судьбе русского генерала на рубеже эпох. В условиях «перестройки» и либерализации политики в области печати, в 1988 г., книга Се-манова была переиздана (30).
В 1994 г. вышла монография Ю.В. Соколова (31), в которой автор решил окончательно развенчать несостоятельный советский миф о старом генерале, перешедшем на сторону большевиков. Брусилов был показан как православный русский патриот и националист, отвергавший идеологические установки советской власти. Автор объясняет переход генерала в Красную Армию как высшее проявление любви к России и желание отстаивать ее вне зависимости от того, кто находится у власти. Крупный российский историк Н.Н. Яковлев в своих фундаментальных исследованиях о Первой мировой войне (32) позитивно характеризовал деятельность Брусилова, считая его наиболее способным из русских военачальников и одним из немногих военных, которые могли привести Россию к победному окончанию этой войны. Современный петербургский исследователь П.В. Муль-татули в своей монографии об участии Николая II в событиях Первой мировой войны (33) намного более критично оценивает военную и политическую деятельность А.А. Брусилова. Стремясь возвеличить историческую роль последнего русского императора, он сурово развенчивает деятелей из его генеральского окружения, в среде которого созревал погубивший Империю заговор. Например, Брусиловский прорыв 1916 г. Мультатули считает не только и не столько успехом стратегии и тактики главнокомандующего Юго-Западным фронтом, сколько результатом успешного высшего руководства военными действиями со стороны императора Николая II.
Оценки, даваемые А.А. Брусилову в современной отечественной историографии, весьма противоречивы. С одной стороны, в нем видят одного из немногих талантливых и удачливых русских полководцев Первой мировой войны, осуществившего весной-летом 1917 г. блестящее наступление русских армий Юго-Запад-
ного фронта. В этом наступлении многие склонны видеть пролог несостоявшейся победы России в войне. Здесь можно выделить работу С.Н. Базанова (34), которая носит больше популярно-энциклопедический характер, нежели научный. Издание снабжено подробными картами, схемами, иллюстрациями, цитатами архивных источников и анализом представленного материала.
С другой же стороны, на Брусилова обрушиваются обвинения в измене монархии, в различных «темных» сторонах его деятельности (включая приверженность масонству и оккультизму). Думается, однако, что наиболее важной и объективной здесь может оказаться оценка генерала Брусилова как выдающегося военачальника, военные таланты которого не успели проявиться в полной мере. Он был генералом и гражданином, сохранившим верность России в весьма трудной и запутанной исторической ситуации.
Подводя итоги данной работы, можно заключить, что в имеющейся научной литературе все еще остаются недостаточно освещенными аспекты, связанные с общественной деятельностью Брусилова и эволюцией его политического мировоззрения. Оценки личности и деятельности Алексея Алексеевича весьма противоречивы, зачастую полярны и при этом слабо аргументированы. Все это делает необходимым проведение новых научных исследований.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См.: ГА РФ. — Ф. 5972 (Брусиловых), 393 (Милюкова П.Н.), 644 (вел. кн. Павла Александровича).
(2) См.: РГВИА. — Ф. 162 (Брусилова А.А.), 3509 (2-й Гвардейской кавалерийской дивизии), 2206 (14-го армейского корпуса), 2134 (Штаба 8-й армии), 2067 (Штаба главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта).
(3) Брусилов А.А. Мои воспоминания: Посмертное издание. — М.; Л., 1929.
(4) Брусилов А.А. Мои воспоминания / Предисл. П.А. Жилина. — М., 1983.
(5) См.: Брусилов А.А. Мои воспоминания. Ч. 2 // Военно-исторический журнал. — 1989. — № 10, 12; 1990. — № 2; 1991. — № 2.
(6) Брусилов А.А. Мои воспоминания. — М., 2001.
(7) См.: Брусилов А.А. Мои воспоминания / Сост. В.А. Авдеев, С.Г. Нелипович. — М., 2004.
(8) См.: Деникин А.И. Путь русского офицера. — М., 1991.
(9) См.: Керенский А.Ф. Русская революция 1917. — М., 2005.
(10) См.: Дневники и документы из личного архива Николая II. — Мн., 2003.
(11) См.: Вильгельм II. Мемуары. — Мн., 2003.
(12) См.: Курлов П.Г. Воспоминания. — М., 2002.
(13) См.: Сухомлинов В.А. Воспоминания. — Мн., 2005.
(14) См.: Родзянко М.В. За кулисами царской власти. — М., 1991.
(15) См.: Шульгин В.В. Дни. — Л., 1925.
(16) См.: Бубнов А.Д. В царской ставке. — СПб., 1995. — Вып. 5.
(17) См.: Гинденбург П. Воспоминания. — Пг., 1922.
(18) См.: Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914 г. — М., 2007.
(19) См.: Ллойд-Джордж Д. Военные мемуары. — Мн., 2003.
(20) См.: Бьюкенен Д. Мемуары дипломата. — М., 1991.
(21) См.: Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. — М.; Пг., 1923.
(22) См.: Андрианов П.М. Генерал Брусилов. — Одесса, 1916.
(23) См.: Мавродин В.В. А.А. Брусилов. — М., 1942.
(24) Там же. — С. 48.
(25) См.: Таленский Н. Брусилов как командующий фронтом // Красная звезда. — 28 января 1943 г. — № 22; Сельвинский И.Л. Генерал Брусилов. — М.; Л., 1943; Кузнецов Ф. Бру-силовский прорыв. — М., 1944; Редкин А. Брусиловский прорыв. — М., 1946.
(26) Энциклопедический словарь. — М., 1953. — Т. 1. — С. 228.
(27) См.: Белов Г. Русский полководец А.А. Брусилов // Военно-исторический журнал. — 1962. — № 10.
(28) Ростунов И.И. Генерал Брусилов. — М., 1964.
(29) Семанов С. Брусилов. — М., 1980.
(30) Семанов С.Н. Генерал Брусилов. — М., 1986.
(31) См.: СоколовЮ.В. Красная звезда или крест? — М., 1994.
(32) См.: Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 г. — М., 2002 (последнее издание); его же. Последняя война старой России. — М., 2003.
(33) См.: Мультатули П.В. «Господь да благословит решение мое...». Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов. — М., 2002.
(34) Базанов С.Н. Алексей Алексеевич Брусилов. — М., 2006.
A.A. BRUSILOV AS THE MILITARY AND POLITICAL FIGURE (a historiography and sources of studying of a problem)
B.U. Alexandrov
The Moscow Pedagogical State University
Vernadsky Avenue, 88, Moscow, Russia, 119571
The critical review of 3 groups of sources on a problem of A.A. Brusilov's military and political activity of (office work documents, memoirs) is given in work. The conclusion is done that for modern researchers the greatest interest represents «the full» edition of Brusilov's memoirs of 2004. In article there are analysed the basic stages of studying of activity of the commander by a domestic historical science, discrepancy of estimations of historians is shown, and also there is proved that the majority of scientists hold the opinion that Brusilov was the outstanding military leader which talents had not time to be shown to the full.