99.03.030. НУРУЛЛАЕВ А. А. МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА (СООБЩЕСТВО) РОССИИ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ//Российская цивилизация: (Этнокультурные и духовные аспекты). - М., 1998. - С.231-239.
Цивилизация очерчивается как объективными критериями (общностью языка, истории, традиции, ценностей, институтов), так и субъективными - самоидентификацией. По обоим показателям мусульманское сообщество нашей страны автор относит к российской цивилизации. Народы мусульманской культуры включаются в число государствообразующих российских народов. «Мусульманская Золотая Орда оградила Русь от опустошительных нашествий с запада, угрожавших изменением ее конфессионального выбора и ассимиляцией русских» (с.231). Мусульмане Золотой Орды не только преподнесли идею о необходимости собирания Росу, но и активно участвовали в процессе ее реализации.
Единый для всех русских областей серебряный рубль, перепись всего населения (проводившаяся один раз в десять лет), почтовые тракты, ямскую повинность, писаные указы (ярлыки), единообразное военно-административное устройство - все это было привнесено на Русь Золотой Ордой. Идея земских соборов также была позаимствована из опыта Казанского ханства. Говоря о влиянии мусульман на развитие русской культуры, нельзя не привести пример использования опыта строительства мечетей при возведении православных храмов. «Венцом татарского влияния в русской архитектуре может считаться храм Василия Блаженного в Москве, сооруженный в память о покорении Казани. ... Своими архитектурными формами Василий Блаженный больше всего напоминает мечеть Кул-Шериф в Казани с ее 8 минаретами...» (с.233-234).
Религиозную и этнонациональную терпимость, присущую русскому народу, не без оснований некоторые исследователи рассматривают как продолжение и развитие той терпимости, которая проявлялась во времена господства Золотой Орды по отношению к русским и их православной вере. Принявший ислам в 1233 г. хан Берке позволил русским свободно исповедовать в Золотой Орде православие, что подвигло митрополита Кирилла в 1261 г., как сообщает Н.М.Карамзин, учредить «особую экзархию, под названием Сарской, с коею соединил епископию южного Переславля впоследствии» (цит. по: с.234).
Мусульманские народы оставили глубокий след в русской истории и культуре, что не могло не служить их дальнейшему сближению. Большая группа представителей тюркской элиты, которые, будучи выходцами из мусульманской уммы и приняв по различным причинам православие, дали целую плеяду российских деятелей культуры, науки, военного и политического искусства: Алябьевы, Балакиревы, Бердяевы, Голицины, Карамзины, Кутузовы, Пожарские, Тимирязевы, Шереметьевы и др. (с.235). Приобщение мусульман к русскому языку и русской культуре благотворно сказывалось на развитии национальной культуры мусульманских народов. В мусульманскую конфессиональную школу стали проникать светские предметы. Представители мусульманской интеллигенции стали активно выступать за равноправие народов.
Мусульманская элита татар, башкир, а позднее и народов Северного Кавказа стояла не только на позициях тесной связи с культурой и политикой российского государства, но и диалога с государственной религией. Благодаря такому положению для многих представителей интеллигенции мусульманских народов еще до октябрьской революции 1917 г. было характерно сочетание традиционной исламской образованности с современной европейской образованностью, что выдвинуло из их среды выдающихся деятелей российской культуры.
За годы советской власти, несмотря на невзгоды сталинских репрессий, сформировались политические и интеллектуальные элиты народов мусульманской культуры, намного более интегрированные в российскую цивилизацию, чем во времена царизма. В этот период мусульманские народы испытывали на себе более существенное влияние русской культуры, чем в условиях царской России. Практически унифицированная система дошкольного воспитания, народного образования и подготовки кадров, художественная культура были нацелены на формирование социокультурного единства страны. Огромную роль в эволюции ценностных ориентаций и политической культуры мусульманской и других нерусских групп населения сыграло массовое освоение русского языка.
Российские мусульмане в массе своей отвергают идеи о якобы существующей устремленности мусульманской уммы нашей страны к созданию исламского государства и «воссоединению» с исламской «метрополией». Одной из главных причин прекращения существования в 1994 г. Исламской партии возрождения, созданной в 1990 г. еще как
всесоюзной и давшей жизнь целому ряду аналогичных партий в бывших союзных республиках СССР, стали заявления некоторых ее лидеров, призывавших к созданию исламских государств. Российские мусульмане не захотели поддержать такую партию (с.237).
Что же касается ныне функционирующих в стране всероссийских мусульманских общественно-политических движений «Союз мусульман России», «Нур», «Мусульмане России», имеющих свои отделения в подавляющем большинстве субъектов Федерации, то в их программных документах главными целями определены сплочение мусульман России и других национальных меньшинств для всемерного содействия выходу страны из кризиса, возрождению ее как великой державы, созданию необходимых условий воспроизводства национальной жизни народов мусульманской культуры и других национальных меньшинств во всем ее богатстве. Все три движения выступают за территориальную целостность Российской Федерации, за развитие ее как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий (конфессий) и религиозных объединений перед законом, за мирное урегулирование межэтнических конфликтов, за всестороннее взаимодействие между последователями ислама, христианства, иудаизма и буддизма «во имя обеспечения материального и духовного благосостояния всех народов Отечества» (с.238).
Но далеко не все благополучно с признанием мусульманского сообщества страны частью российской цивилизации. Как в прошлом, так и в наше время находится немало противников христианско-мусульманского взаимопонимания и сотрудничества. Не сплочению национальных и конфессиональных общностей России способствует ныне существующая государственная символика Российской Федерации. Мусульманская общественность страны неоднократно ставила вопрос о гербе России, содержащем изображения крестов. Предложения об изъятии из государственной символики России христианских атрибутов высказывает и научная общественность (с.239).
Многие исследователи в качестве первоосновы той или иной цивилизации называют одну религию. Опыт формирования российской цивилизации свидетельствует о том, что при разностороннем тесном многовековом взаимодействии этносов, происходящем в едином политическом пространстве, может произойти сложный синтез культур, когда складывается устойчивая система ценностей, истоки которой восходят не к одной религии, а, скажем, к двум или даже трем (в
условиях России - это христианство в форме православия, ислам и буддизм). И такая система ценностей становится основой функционирования и воспроизводства исторической социокультурной общности людей, представляющей собой особую цивилизацию. Как и другие цивилизации, российская цивилизация не может оставаться неизменной. Все народы, объединенные ею, своим творчеством способствуют ее развитию. И народы мусульманской культуры не составляют исключения.
И.В.Девина