РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
должно быть организовано так, чтобы поддерживать обучение в течение жизни с соответствующей структурой учебных планов, финансированием и квалификационной системой. Однако на вопрос, насколько далеко продвинулась британская система образования в этом направлении, автор с сожалением отвечает, что, вероятнее всего, "изменения в системе высшего образования возможны лишь в следующем туре" (после приоритетного финансирования дошкольного и школьного образования).
На международной арене такое развитие не вызывает удивления, так как учреждения высшего образования со всей их сложностью - разделением руководства и многоуровневой отчетностью -представляют собой достаточно инерционную систему и необходимы активные координированные усилия общества и правительства, чтобы добиться быстрых результатов в этой области.
Л.Г.Можаева
99.02.029-030. ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЯ. (Сводный реферат)
99.02.029. HILLS S., FLEISHER В.М. Educational a.regional economic development in China: the case of Shanghai // Comparative econ. studies. - Tempe, 1997. - Vol.39, N 3/4. - P.25-52.
99.02.030. LIN S. Education a.economic development: evidence from China // Comparative econ. studies. - Tempe, 1997. - Vol.39, N 3/4. -P.66-85.
На протяжении последних 30 лет экономика Китая существенно изменилась - от ориентации на сельское хозяйство к ориентации на промышленность, а в последние годы - на сферу обслуживания. Для динамичного развития рынка в стране потребовались оперативная модификация системы пожизненной занятости, усиление мобильности рабочей силы и существенные изменения в образовательной подготовке специалистов. В реферируемых работах на основании данных, полученных из различных статистических ежегодников по 30 провинциям и крупным городам Китая, рассматривается взаи-
мозависимость развития экономики и образования с акцентом на особенностях переходного периода. Значение образования в региональном экономическом развитии показано на примере Шанхая -наиболее развитой в образовательном и экономическом отношениях провинции.
До 1978 г. Китай был одной из беднейших стран мира: душевой ВВП за год в среднем составлял 379 юаней (около 200 долл. США). После того как в 1978 г. началась экономическая реформа, ежегодные экономические показатели исчислялись 10%. В 1994 г. реальный душевой ВВП превышал ВВП 1978 г. в четыре раза. Аграрный сектор в национальной экономике за 1980-1994 гг. значительно сократился, зато развитие промышленности шло усиленными темпами (030, с.66).
Ш.Лин, сотрудник университета Небраски (Омаха, США), рассматривая факторы, объясняющие резкий экономический рост в Китае, утверждает, что начиная с 1960-1961 гг. все больше осознается китайским обществом роль образования в экономическом развитии. Вообще исторически в Китае образованию придавалось большое значение. Считалось, что "вся деятельность человека имеет второстепенный характер, а самое главное - это изучение книг". В течение длительного времени назначение на любую должность в стране производилось только после сдачи экзаменов. С начала XX в. в Китае стала развиваться современная наука, возникло движение "Новая культура", которое выступило за употребление "разговорного китайского языка". Это содействовало расширению сети образовательных учреждений в стране, однако многочисленные войны прервали это развитие, лишив значительную часть молодежи возможности приобрести образование.
Масштабы образования резко увеличились в 50-х и первой половине 60-х годов. Число выпускников университетов и колледжей выросло почти в 9 раз - с 21 тыс. в 1949 г. до 186 тыс. в 1965 г., а выпускников средней школы - в 6,6 раза - с 352 тыс. до 2 млн. 325 тыс. Число окончивших начальную школу увеличилось более чем в 10 раз - с 646 тыс. в 1949 г. до 6676 тыс. в 1965 г. Резкое увеличение доли детей, поступающих в учебные заведения от их общего количе-
ства, - другой важный индикатор достижений в области образования. В 1957 г. начальной подготовкой было охвачено 61,7% детей, 44,2% продолжали обучение в средней школе. В 1965 г. эти показатели возросли соответственно до 82,5 и 70% (030, с.68-69).
Культурная революция, начавшаяся в 1966 г., парализовала систему образования Китая, интеллигенция подверглась гонению и была отправлена на трудовое "перевоспитание". В течение шести лет университеты и колледжи не принимали студентов, что привело к существенному снижению числа лиц с высшим образованием. За 1971-1974 гг. численность выпускников вузов снизилась до 96 тыс. по сравнению с 204 тыс. только в одном 1964 г.
С начала 70-х годов правительство выступало за введение общих стандартов в системе начального и среднего образования. Резко увеличился прием в начальные и средние школы: в 1975 г. в начальные школы поступало 95,5%, а в средние - 90,6% детей соответствующей возрастной группы (029, с.71).
Высшее образование начало восстанавливаться лишь в 1977 г., когда в стране впервые начиная с 1966 г. были проведены приемные экзамены, давшие толчок для дальнейшего развития всех видов образования. В 1990 г. 78% его населения, составлявшего свыше 1,2 млрд. человек, были грамотными, что в два раза превышает этот показатель в большинстве стран с низким уровнем доходов населения. В 1994 г. начальное образование в Китае стало практически всеобщим. Но несмотря на впечатляющие достижения в области школьного образования, уровень приема в вузы в Китае остается очень низким. Если в 1957 г. лишь 9,7% молодежи соответствующей возрастной группы поступало в вузы, то в 1994 г. этот показатель составил всего 4,66% (029, с.72).
Развитие системы шло в различных провинциях по-разному. В Пекине, Тяньцзине и провинции Ляонин уровень неграмотности в 1990 г. был ниже 12%, а длительность образования работающих составляла в среднем около 10 лет. В провинциях Ганьсу и Цзинхай 40% населения были неграмотными, при этом сроки обучения работающих исчислялись пятью годами. В Тибете уровень неграмотно-
сти по-прежнему достигал 67,58%, а среднее количество лет обучения - менее трех (029, с.72).
Анализируя зависимость между образованием и динамикой реального душевого ВВП, Ш.Лин приходит к выводу, что провинции с более высоким средним числом лет обучения работающих имеют и более высокий прирост реального душевого ВВП. Если среднее количество лет обучения работающих возрастает на 1 год, то и при росте реального душевого ВВП составляет также 1% (029, с.76).
Одним из показателей уровня экономического развития является доля работников, занятых в аграрном секторе. Если в 1993 г. в сельском хозяйстве Китая был занят 61% рабочей силы, то, например, в южной Корее в 1991 г. - всего 16,7%. С началом реформ производительность сельского хозяйства в Китае резко возросла, что высвободило значительную часть рабочей силы, применение которой в других видах потребовало значительно больших знаний и навыков (029, с.79). Для провинции с более высоким уровнем образования рабочей силы характерно более быстрое сокращение занятости в сельскохозяйственном секторе, как это показано на примере Шанхая.
Сотрудниками университета штата Огайо (США) С.Хиллзом и Б.М.Флейшером были проведены сравнительные исследования соотношения объемов инвестиций в образование и экономического роста в Шанхае и в других 13 азиатских странах. Выбор для такого исследования Шанхая авторы объясняют численностью его населения (13 млн. чел.) и растущей автономией в экономическом развитии. Высокая степень адаптации к условиям быстрого экономического роста в Шанхае может служить, по мнению авторов, примером для других регионов, вступающих на путь нового экономического развития, особенно в отношении интенсификации использования и размещения человеческих ресурсов. Высокий уровень образования в Шанхае (сроки обучения в 1982 г. составляли 7,6 лет), значительный среднегодовой прирост ВВП (за 1970-1987 гг. - 7,8%) позволяют сравнивать эти показатели с аналогичными данными развития Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга (030, с.28).
Анализ объема инвестиций в образование производится с учетом уровня грамотности населения, численности обучающихся в средней школе и в послесредних заведениях. Сравнительные данные по Индонезии, Филиппинам, Таиланду и Шанхаю показывают ведущую роль Шанхая в вопросах грамотности и обучения в средней школе. Однако уровень приема в послесредние учебные заведения в Шанхае, составивший в 1990 г. 15,3% от популяции молодежи соответствующего возраста, отстает от Таиланда (20%) и Филиппин (38%) в 1986 г. (030, с.29-30). Среди азиатских стран Индия, Бангладеш и Пакистан вкладывают мало средств в развитие образования и имеют соответственно низкие показатели экономического роста. В Филиппинах отмечается высокий уровень образования, однако этот важный фактор не был задействован страной для обеспечения экономического роста.
Согласно существующим прогнозам, к 2000 г. 44% рабочей силы будет занято в Шанхае в сфере обслуживания, что означает резкий отход от прежних экономических концепций. В 1952 г. 43% самодеятельного населения провинции было занято в сельском хозяйстве, а в 1994 г. этот показатель исчислялся менее чем 10%. Соответственно увеличилась доля занятых в промышленности - с 30% в 1952 г. до 60% в 1990 г. Однако в настоящее время самый активно развивающийся сектор - это сфера обслуживания, где нашли себе применение свыше одной трети всей рабочей силы Шанхая (030, с.ЗО).
Возникает вопрос, готова ли система образования Шанхая приспособиться к таким резким изменениям в экономике? Для ответа на этот вопрос авторы предлагают постоянно отслеживать динамику объемов финансовой поддержки образования, а также степень эффективности рынка труда в перспективе перехода большого числа квалифицированных специалистов из промышленности в сервис.
Образование - важнейшая составляющая экономического развития, поскольку образованная рабочая сила более продуктивна, и инвестиции в образование и другие формы развития интеллектуального потенциала рассматриваются в настоящее время такими же значимыми для роста экономики, как инвестиции в предприятия, оборо-
ну и другие виды человеческой деятельности. При этом значение поддержки образования не исчерпывается функциями государства, бизнеса или предприятий. Огромную роль в этом деле играет семья, стремящаяся дать своим детям образование и способствующая тем самым общему подъему его уровня.
Специальную подготовку, которая предназначена для определенного вида деятельности, получают, как правило, на рабочем месте. В традиционной системе Китая значительная доля прибыли предприятий передавалась правительству, а зарплата указанных специалистов существенно отставала от рыночной цены и произведенных им товаров и услуг.
Теперь, когда Китай переходит к рыночной экономике, размер вознаграждения работников приближается к цене произведенной ими продукции, а вопрос, кто платит за их подготовку, решается на уровне отдельных лиц, фирм и государства.
По имеющимся данным, продуктивность труда, выраженная в ценах 90-го года в бумажной промышленности, где была занята рабочая сила с уровнем образования ниже среднего, в 1990 г. составляла 10 тыс. 399 юаней, а аналогичный показатель для специалистов с образованием не менее среднего, исчислялся 19 тыс. 700 юаней. Таким образом, труд более подготовленного сотрудника вдвое производительнее труда малоквалифицированного работника. Такая же картина характерна для инженеров и менеджеров, эффективность труда которых также напрямую зависит от уровня подготовки: вклад работников с образованием ниже четырехлетнего колледжа в общий доход предприятия практически близок к нулю, тогда как результаты работы менеджеров, имеющих образование в объеме четырехлетнего колледжа и выше, принесли компаниям доход в 1 млн.890 тыс. 512 юаней в год в ценах 1990 г. (030, с.34).
За последние 30 лет ежегодные темпы роста экономики Южной Кореи были довольно высокими, составляя в среднем 9%, однако с 1992 г. развитие замедляется, что объясняется не только ухудшающейся ситуацией в мировой экономике, но и ошибками, допущенными в государственной политике в вопросах финансирования образовательной системы в широком смысле слова. Корее не уда-
лось подготовить на высоком уровне достаточного числа высококвалифицированных исследователей, способных перед лицом глобальных изменений обеспечить конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Если в 50-60-е годы Южная Корея вкладывала в образование очень крупные средства, быстро окупающиеся, то одной из главных ошибок правительства страны в области национального развития за последние годы стало сокращение объема инвестиций в высшее образование.
Возможно, определенные трудности могут возникнуть в ближайшей перспективе и в Шанхае: ученые в возрасте 30-40 лет составляют здесь лишь 25% от общего числа занятых ученых, а специалисты в возрасте свыше 50 лет - около 70% (030, с.41). В 1990 г. в Шанхае 19% всех занятых на инженерных должностях имели университетские дипломы, в то время как среди менеджеров этот показатель составил лишь 10%. Пятью годами раньше Таиланд, например, имел уже 23% менеджеров с университетским образованием, а Индонезия - 17%. Для того чтобы избежать снижения темпов экономического роста, как это произошло в Южной Корее, Шанхаю необходимо усилить финансирование университетского образования, особенно в области менеджмента, с тем чтобы заменить большое число ученых, которые скоро достигнут пенсионного возраста.
Касаясь содержания подготовки специалистов в вузах, авторы отмечают, что высшее образование в колледжах и университетах должно делать акцент на дисциплинах, дающих базовые знания и навыки, необходимые для повышения эффективности труда во многих отраслях производства. Компетентность в области математики, общей практики бизнеса, в частности бухгалтерского дела, а также в области права и управления персоналом дает знания и навыки, которые могут быть использованы в любом виде деловой активности на протяжении всей жизни. Подготовку по специальным областям знаний целесообразнее проводить на предприятиях, которые будут использовать эти знания, лучше понимая соотношение затрат и прибыли.
В связи с переводом значительного числа работников в сферу обслуживания особое внимание шанхайские власти уделяют вопро-
сам профессиональной мобильности. Одна из основных задач Китая в этой связи состоит в том, чтобы обеспечить лиц, меняющих место работы, жильем. Немаловажное значение придается также и созданию системы информации о рынке труда, в частности "компаний по обслуживанию рабочей силы", которые учреждают местные бюро министерства труда и различные предприятия. Основная роль этих компаний должна состоять в содействии мобильности рабочей силы и расширению деятельности новых структур бизнеса. Однако в переходный период, когда главенствующую роль в жизни играет сервис, добиться быстрого экономического роста можно только при высоком уровне знаний и трудовых навыков рабочей силы. Стабильный экономический рост возможен лишь при условии усиления послес-редней подготовки специалистов (030, с.48).
Л.Г.Можаева
99.02.031-033. ВЫСШАЯ ШКОЛА В СЁДЕРТЁРНЕ (ШВЕЦИЯ) ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. (Сводный реферат)
99.02.031. Mangkulturell, mangvetenskaplig altemativet strax soder om Stockholm // Sodertoms hogskola. Huddinge, 1998. - 66 s.
99.02.032. Sodertoms hogskola // Sodertoms hogskola. Huddiuge, 1998. -2 s.
99.02.033. Varfor sodertoms hogskola? // Sodertoms Hogskola. Huddinge, 1998. - 7 s.
Задачами Высшей школы в Сёдертёрне, которая была открыта осенью 1996 г., стали: устранение барьеров, препятствующих получению высшего образования; помощь в поисках работы; обеспечение равных возможностей для представителей различных этнических групп, культур, генераций, а также для мужчин и женщин. Для этого предлагается использовать как традиционные, так и современные методы преподавания, направленные на удовлетворение спроса на специалистов предприятий, властных структур и организаций. Подчеркивается также значение наручного сотрудничества националь-