Научная статья на тему '99. 01. 070. Стрейндж С. Конкурентоспособность экономики ЕС. Strange S. Who are EU? Ambiguities in the concept of competitiveness // J. of common market studies. Oxford; N. Y. , 1998. -Vol. 36, N1. P. 101-114'

99. 01. 070. Стрейндж С. Конкурентоспособность экономики ЕС. Strange S. Who are EU? Ambiguities in the concept of competitiveness // J. of common market studies. Oxford; N. Y. , 1998. -Vol. 36, N1. P. 101-114 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 070. Стрейндж С. Конкурентоспособность экономики ЕС. Strange S. Who are EU? Ambiguities in the concept of competitiveness // J. of common market studies. Oxford; N. Y. , 1998. -Vol. 36, N1. P. 101-114»

РОССИИОКАЯ АНГАЛЕМИЯ ПАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

99.01.070

188

99.01.070. СТРЕЙНДЖ С. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ЕС.

STRANGE S. Who are EU? Ambiguities in the concept of competitiveness// J. of common market studies. - Oxford; N.Y., 1998. -Vol.36, N1. - P. 101-114.

В статье английского профессора отмечается, что для разработки эффективной экономической политики ЕС необходимо дать точное определение конкурентоспособности европейской экономики.

Попытки европейских стран оказывать государственную поддержку фирм, призванных стать "национальными чемпионами", потерпели неудачу. Действительно конкурентоспособными являются ТНК, проводящие глобальные стратегии и операции и не зависящие от государственной поддержки. По мнению С. Стрейнджа, в рамках ЕС существуют 12 различных типов капиталистических систем, имеющих между собой не меньшие различия, чем существующие между германской и англосаксонской системами. Поскольку ЕС не является федерацией, экономическая политика национальных правительств часто носит конкурирующий характер.

Большую неясность в понятие европейской конкурентоспособности вносит распространенное мнение о том, что ТНК в действительности являются не многонациональными, а национальными компаниями, осуществляющими зарубежные операции, деловая культура которых глубоко коренится в национальных традициях. Однако, считает автор, хотя эти компании внешне имеют национальный характер, их поведение постепенно утрачивает национальные черты и становится более гибким; в результате они начинают превращаться в геоцентрическое предприятие. В основе процесса транснационализации экономической деятельности лежит технологический цикл, отличный от жизненного цикла продукта Вернона. Ускорение темпов технических изменений сопровождается повышением их стоимости. Замена труда капиталом требует постоянного увеличения инвестиций в создание новых продуктов и технологий. В то же время сокращается время окупаемости подобных инвестиций, что вынуждает компании искать новые рынки за пределами своих стран.

Далее автор рассматривает европейскую политику в таких областях, как торговля, инвестирование, географическое расширение

189

99.01.070

ЕС, создание валютного союза и повышение благосостояния. Европейская торговая политика, как и политика большинства промышленно развитых стран, представляет собой сочетание открытости и протекционизма. Введение протекционистских мер вызывается как политическими соображениями, так и стремлением помочь фирмам сохранить рабочие места в ходе необходимой структурной перестройки. Однако протекционистские меры должны носить временный и краткосрочный характер. Что касается торговли в рамках ЕС, то Европа все еще не стала единым рынком. Несмотря на упразднение таможенного контроля и приватизацию государственных монополий в области телесвязи, существует много препятствий для свободного перемещения товаров и людей в рамках ЕС. Разработанные общеевропейские законы все еще не приняты странами-членами. В 1995 г. имели место 258 случаев ограничений свободного движения товаров в рамках ЕС, из них 54 — в Германии, 48 - во Франции, 32 - в Италии и 10 - в Великобритании (с. 109).

Более 20 лет ведутся переговоры о законе, регулирующем деятельность фирм, и о законе о европейской компании. В результате стандарты бухучета, законы о слияниях и поглощениях и даже технические стандарты не являются в ЕС едиными. Автор считает, что сокращение в европейской торговой политике элемента произвольности повысило бы конкурентоспособность Европы как места размещения иностранных фирм. Сегодня основным стимулом, привлекающим иностранные инвестиции в ЕС, является размер его рынка. Именно поэтому ЕС намерен присоединить к себе бывшие соцстраны Центральной Европы.

Препятствием для иностранных инвесторов является отказ от иностранных инвестиций в государственные предприятия, которые немедленно приватизируются (как было с южнокорейской фирмой Daewoo во Франции). Единственным основанием для отказа иностранному инвестору может быть ситуация, когда приобретенное им государственное предприятие занимает на рынке настолько доминирующие позиции, что его передача иностранному владельцу нарушит законы ЕС о конкуренции, изложенные в ст. 85 и 86 Римского договора. Однако часто отказ иностранному инвестору (особенно из стран Азии) в приобретении государственного предприятия не вызван такой ситуацией. Подобное явление автор называет "иррациональным национализмом".

99.01.070

190

Сторонники введения единой валюты ЕС (евро) полагают, что это будет способствовать росту иностранных инвестиций в европейскую экономику. Между тем, отмечает автор, функционирующие в Европе иностранные фирмы больше озабочены соотношением обменных курсов между евро и долларом или иеной, чем соотношением курсов внутри валютного союза, тем более что большая часть европейской торговли (даже в рамках ЕС) осуществляется в долларах.

В заключение отмечается, что основной сферой конкуренции между государствами в настоящее время является международное инвестирование — как осуществление зарубежных, так и привлечение иностранных инвестиций. В последнем случае важными задачами является предоставление больших и растущих рынков товаров и услуг, обеспечение инвесторов соответствующими условиями для экономической деятельности и удобствами для жизни иностранных инвесторов.

H.H. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.