Научная статья на тему '99. 01. 005. Осовский O. E. диалог в большом времени: литературоведческая концепция М. М. Бахтина / Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 1997. - 192 с'

99. 01. 005. Осовский O. E. диалог в большом времени: литературоведческая концепция М. М. Бахтина / Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 1997. - 192 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАХТИН М.М / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ -В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 005. Осовский O. E. диалог в большом времени: литературоведческая концепция М. М. Бахтина / Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 1997. - 192 с»

РОССИЙСКАЯАКДДеГИИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7

МОСКВА 1999

Многие нынешние энциклопедией Запада "подхватили мысль, выраженную одной из самых раскупаемых в англоязычном мире "Всемирной книжной энциклопедии" (т. 16, 1973, США): лучшие русские писатели были далеки от "реалистических", "позитивистских" социальных проблем и занимались по преимуществу "моральными, религиозными и философскими вопросами"..." (с 177).

Симптоматична почти безусловно обшая для всех западных энциклопедий "негативистская" концепция развития послеоктябрьской русской литературы

В книге также помещены статьи: В.Е.Хализев "Русская литература XIX в. как целое в интерпитациях начала XX столетия"; И.В.Кондаков "Русская литература как феномен культуры"; Р.С.Спивак "Классовое и общечеловеческое в русском литературном процессе 1910-х годов"; М.М.Голубков "Категория эстетической системы в изучении литературного процесса 20-30-х годов"; Л.П.Егорова "Противостоять волне нигилизма"; Н.В.Корниенко "Текст в истории советской литературы 30-х годов"; Л.А.Спиридонова "Проблемы изучения классиков в свете новой концепции истории русской литературы"; Л.В.Полякова "Периодизация как качественный критерий развития русской литературы"; А.Л.Гришунин "Все нуждается теперь в новом осмыслении"; В.А. Чалмаев "Публицистика А.Солженицына на фоне отката "Красного колеса".

А.А.Ревякина

99.01.005. ОСОВСКИЙ O.E. ДИАЛОГ В БОЛЬШОМ ВРЕМЕНИ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.М.БАХТИНА / Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 1997. - 192 с.

Литературоведческая концепция М.М.Бахтина, указывает доктор филологических наук О.Е.Осовский, не присутствуя в целостном и завершенном виде в работах мыслителя, может быть, тем не менее извлечена из его исследований различных периодов и выстроена в проблемно-хронологическом ключе. При этом основное внимание автора сосредоточено на четырех ключевых, по его мнению, для понимания литературоведческой концепции Бахтина проблемах: обращение к литературоведческой проблематике в ранних философских исследованиях; сравнительно-

77

99.01.005

историческая поэтика в работах Бахтина 20-30-х годов; бахтинская теория романа; слово как объект литературоведческого исследования.

Так, уже в ранних текстах Бахтина, носящих в основном философский характер и опирающихся на Марбургскую школу неокантианства (1918-1925), отчетливо проявляется его стремление разрабатывать свою этико-философскую концепцию на материале художественного творчества. Именно взаимоотношения художника и общества - в центре первой из известных опубликованных работ Бахтина "Искусство и ответственность" (1919). Искусство и жизнь, констатировал Бахтин, отъединены друг от друга: художник и человек соединяются в одной личности чаще всего механически, внутреннее их единство отсутствует; но оно может быть обретено в "единстве ответственности", гарантирующей причастность личности событию искусства.

Проблема "нравственной реальности" и поступка как основного момента нравственного бытия личности стоит и в другом раннем произведении Бахтина, фрагмент которого опубликован ныне под заглавием "К философии поступка". Поступок, замечает Осовский, Бахтин рассматривает в общем, контексте человеческой культуры, причем наиболее адекватным материалом для иллюстрации этических постулатов становится для него литературный текст. В дальнейшем Бахтин переходит от этико-философской проблематики к собственно эстетике словесного творчества, что находит свое отражение в работе "Автор и герой в эстетической деятельности", где идеи, ранее изложенные под философским углом зрения, предстают в новом свете. Характерно изменение значении некоторых бахтинских понятий. Если в тексте "К философии поступка" термин "архитектоника" употребляется в общефилософском смысле, то в Авторе и герое...", пишет Осовский, "несложно заметить его явную двойственность, осознаваемую автором как раз в связи с прямым обращением к художественному творчеству" (с.¡9). Именно в связи с читателем и автором Бахтин вводит здесь ставшую впоследствии одной из основных для его творчества категорию "вненаходимости". Ключевой на пути к обоснованию специфики художественного слова является работа Бахтина 1924 г. "Проблема содержания, формы и материала в словесном художественном творчестве", некоторыми своими

положениями перекликающаяся с "'Автором и героем...", где мыслитель "утверждает своеобразие художественного материала, не подвластного анализу ни одной из существующих наук" (с.40), и где литературоведение определяется исключительно как "эстетика словесного творчества".

Так уже в первый период научного творчества Бахтина закладываются основы его литературоведческой концепции, которая будет реализована в несколько видоизмененном виде в собственно литературоведческих исследованиях.

Одной из важнейших проблем для Бахтина второй половины 20-х и на протяжении всех 30-х годов становится сравнительно-историческая поэтика, причем именно Бахтин, подчеркивает Осовский, предложил вариант развития сравнительно-исторической поэтики, конгениальный плану А.Н.Веселовского. Основополагающей категорией сравнительно-исторической поэтики, по Бахтину, является жанр, и особый его интерес вызывает роман. Бахтинская теория романа - это и есть, прежде всего, "его основной вклад в новую историческую поэтику, творчески развивающуюся на базе сравнительно-исторической поэтики Веселовского" (с.68).

Бахтин не оставил целостной теории романа. Более того, в его текстах понятие "роман" приобретает нередко "характер своеобразной метафоры, что в немалой степени осложняет попытки его строгого прочтения и интерпретации сторонниками строгих определений, в том числе и следующих, на первый взгляд, в русле исторической поэтики" (с.69). Бахтин не предлагает какого-либо нового определения романа, выделяя, однако, три важнейшие, на его взгляд, характеристики этого жанра: стилистическую трехмерность, изменение временных координат построения образа и максимальный контакт с настоящим в его незавершенности.

20-е годы отмечены работой Бахтина над собственной концепцией слова, тщательно разрабатываемой им в "Проблемах творчества Достоевского". Исследование слова у Достоевского в свете проблемы противостояния "Я" и "Другого", поставленной Бахтиным еще в ранних философских работах ("К философии поступка" и др.), "подводит исследователя к кульминационному моменту - определению диалогического характера самосознания

79

99.01.006-008

героев" (с. 127), определяющего по существу форму полифонического романа.

Анализ романного слова, продолженный в 30-е годы ("Слово в романе"), ведет в дальнейшем к созданию оригинальной теории народной смеховой культуры, получившей выражение в исследовании о Рабле. Выход за пределы сугубо литературоведческого толкования слова, указывает Осовский, сказался на новой редакции книги о Достоевском, при этом существенным становится "возвращение к выработанному в исследованиям 50-х годов понятию метал ингвистики, оказывающемуся в данной ситуации именно конкретным аналогом бахтинской теории слова" (с. 138).

Литературоведческие открытия Бахтина предстают в монографии Осовского ключом к анализу особенностей англоамериканского литературного сознания XX в., стремящегося вслед за Джойсом и Фолкнером к "диалогической активности" в духе Бахтина как средству адекватной передачи на страницах художественных произведений всей сложности окружающей действительности

Т.Г.Юрченко

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

99.01.006-99.01.008. ДЕНДИЗМ: ТРИУМФ ИСКУССТВЕННОСТИ И ОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ.

99.01.006. Колбанс Ф. Дендизм: вынужденная неуверенность. COBLENCE F. Le dandysme, obligation d'incertitude. - PUF, 1988/ -303 p -Bibliogr. p 297-303.

99 01 007. НАДЖАРЬЯН Д "Кудрявый фаворит, танцор, чеканщик сладких слов"' Ките, дендизм и половая неопределенность в "Сохрабе и Рустеме".

NAJARIAN J. "Curled minion, dancer, coiner of sweet words": Keats, dandyism and sexual indeterminacy in "Sohrab and Rustum // Victorian Poetry. - L„ 1997. - Vol. 35, №1 - P.23-42.

99.01.008. УОЛКЕР Д. Обретение власти: декаданс итрасгрессия у фУко и Палья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.