Научная статья на тему '98. 04. 037. Микайлакис Д. Решение вопроса о критерии смерти в шведском законодательстве о трансплантации. Michailachis D. legislating death: sociolegal studies of the brain, death controversy in Sweden. Uppsala: ed. Office, 1995. 254 P. (Acta Univ.. Upsaliensis. Studia Sociologica upsaliencia, 40). Bibliogr. : P. 215-225'

98. 04. 037. Микайлакис Д. Решение вопроса о критерии смерти в шведском законодательстве о трансплантации. Michailachis D. legislating death: sociolegal studies of the brain, death controversy in Sweden. Uppsala: ed. Office, 1995. 254 P. (Acta Univ.. Upsaliensis. Studia Sociologica upsaliencia, 40). Bibliogr. : P. 215-225 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 037. Микайлакис Д. Решение вопроса о критерии смерти в шведском законодательстве о трансплантации. Michailachis D. legislating death: sociolegal studies of the brain, death controversy in Sweden. Uppsala: ed. Office, 1995. 254 P. (Acta Univ.. Upsaliensis. Studia Sociologica upsaliencia, 40). Bibliogr. : P. 215-225»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФиНМАЦИУ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.04.001 -98.04.043

МОСКВА 1998

3

98.04.001

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

98.04.001. ЧИРКИН В.Е. ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ. - М.: Изд. дом "Артикул", 1997. - 352 с.

В. книге рассматриваются современные представления о государстве, его формах, модели построения государственного аппарата, органы власти - законодательная, исполнительная, судебная, методы деятельности государства, современные системы местного самоуправления и управления. Анализ сопровождается выявлением позитивных и негативных сторон того или иного института.

Современная ситуация длительных и трудных преобразований в России неизбежно вызывает интерес к зарубежному опыту государственного строительства и, как следствие, к сопоставлению опыта России и зарубежных стран, к сравнительному государствоведению. Учет опыта стран, прошедших или проходящих сходные пути развития, особенно при тщательном учете специфических условий своей страны, дает возможность использовать модели зарубежных государственных институтов, которые имеют позитивное значение, и, напротив, избежать в собственной практике тех, которые оказались непродуктивными. Достоинства и недостатки различных моделей и институтов лучше всего выявляются при сопоставлении, при сравнительном подходе, к исследованию и изучению.

ряд его положений предусматривает разработку дополнительных нормативных актов. Поэтому дискуссии о правовом регулировании проведения трансплантации в ФРГ не потеряли актуальности и в настоящее время.

Список литературы

1. Markenstain L. An analysis of the state of the debate on further use of human tissue in various European countries // Europ. j. of health law. - Dordrecht, etc., 1995. -Vol. 2, N 1 -P. 125-131

2. Nielsen L. Legal a. ethical aspects of further use of human tissue// Ibid. - P.109-124.

3. Taupitz J. Um Leben und Tod: Dis Discussion um ein Transplantationsgesetz // Juristische Schulung. - München, 1997. - N 3. - S.203-208.

А.А.Жалинская

98.04.037. МИКАЙЛАКИСД. РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О КРИТЕРИИ СМЕРТИ В ШВЕДСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТРАНСПЛАНТАЦИИ.

Michailachis D. Legislating death: Sociolegal studies of the brain, death controversy in Sweden. - Uppsala: Ed. Office, 1995. - 254 p. - (Acta Univ. upsaliensis. Studia sociologica upsaliencia, 40). Bibliogr.: p.215-225.

Монография посвящена развитию шведского законодательства об аутопсии и использовании человеческих органов и тканей и роли критерия смерти в этом процессе.

До 1958 г. в Швеции отсутствовало законодательное регулирование посмертного использования человеческих органов и тканей. На практике их изъятие производилось только в тех случаях, когда умирающий выражал согласие на посмертное донорство (исключение составляли осужденные, душевнобольные и неимущие, не имевшие средств для оплаты своих похорон).

В 1958 г. по предложению Комитета здравоохранения был принят Закон об использовании тканей и других биологических материалов, установивший, что врачи имеют право изымать у трупов небольшие части тела, например, глаза, для лечебных целей. Закон ввел презумпцию согласия умершего на изъятие у него тканей, которая могла быть опровергнута возражениями его родственников или сведениями о прижизненно выраженном несогласии покойного.

. В конце 60-х годов распространение получила трансплантация почек. В условиях недостатка органов для пересадки актуальным

189

98.04.037

стало решение вопроса об изменении критерия смерти, при применении действовавшего критерия остановки сердца пациенты, у которых наступила смерть головного мозга, но поддерживалась сердечная деятельность, считались живыми, а изъятие трансплантанта у живых людей допускалось только с их письменного согласия (заблаговременно составленное письменное волеизъявление к нему не приравнивалось). Переход к критерию смерти головного мозга дал бы возможность использовать эту категорию доноров. И хотя было доказано, что состояние смерти головного мозга может быть установлено не менее достоверно, чем остановка сердца (правда, с использованием более сложного оборудования), борьба за введение в законодательство и медицинскую практику этого критерия длилась почти два десятилетия. Сторонники использования нового критерия считали, что такой путь является наиболее научно обоснованным, обеспечит соблюдение права на достойную смерть, увеличение притока донорских органов, экономию ресурсов, направляемых на здравоохранение, в условиях его финансирования за счет налоговых поступлений.

В 1973 г. Национальный комитет здравоохранения издал циркуляр, согласно которому пациент, у которого наступила смерть головного мозга, считался клинически мертвым, что давало врачам право прекратить лечение (хотя с точки зрения шведского законодательства такой пациент еще считался живым). Циркуляр разрешал использование органов такого лица для трансплантации только после прекращения искусственного поддержания дыхания на основании презумпции согласия.

В Законе о трансплантации 1975 г. эта презумпция была сохранена, но врачам вменялось в обязанность сообщать, если это возможно, родственникам умершего о предстоящем использовании его тканей. Это не означало, что родственники наделялись правом запрещать использование тканей умершего; единственная цель их уведомления состояла в выяснении, не высказывался ли потенциальный донор при жизни против посмертного использования его тканей для трансплантации.

Вопрос о правовой природе распоряжения своим телом на случай смерти рассматривался Шведским королевским комитетом. Комитет признал, что со смертью человека прекращается его правоспособность, и, поскольку его íeлo не принадлежало ему на праве собственности и не переходит к наследникам, отсутствует

субъект, правомочный им распоряжаться. Однако если завещание, определяющее юридическую судьбу имущества умершего, подлежит исполнению, то вполне логично признавать юридическую силу за надлежащим образом составленным завещанием, определяющим судьбу тела завещателя после его смерти.

Период с 1980 по 1988 г. ознаменовался постепенным внедрением нового критерия определения смерти. Вначале предлагалось оставить решение об определении момента смерти в компетенции медицинской профессии, не внося изменений в законодательство. И только в 1988 г. вступил в силу новый Закон о трансплантации, в котором на смену критерию прекращения сердечной деятельности пришел критерий смерти головного мозга, а на смену презумпции согласия лица на посмертное использование его тканей - презумпция несогласия. Родственникам умершего было предоставлено право разрешать или запрещать использование его тканей в случаях, когда его воля была неясна. Однако в силе осталось установленное еще Законом 1975 г. исключение в отношении "незначительных вмешательств": изъятия мелких органов и желез, например, роговицы, гипофиза, которое могло производиться без каких-либо ограничений, даже вопреки воле родственников или прижизненно выраженной воле умершего. Королевским комитетом выдвинуто предложение отказаться от этого исключения, распространив единый правовой режим на процедуры посмертного изъятия любых человеческих органов и тканей.

Е.Г.Афанасьева

98.04.038. ЛЕОНАРД A.C. ЗА ОБРУЧАЛЬНЫМ КОЛЕЧКОМ: К ВОПРОСУ О ГОМОСЕКСУАЛЬНЫХ БРАКАХ. Leonard A.S. Going for the brass ring: the case for the same-sex marriage// Cornell law rev. - Ithaca (N.Y.), 1997. - Vol.82, № 3. - P.572-593.

Уже четверть века в американские суды поступают иски от гомосексуальных пар, желающих заключить брак, но только в 1993 г. их усилия увенчались некоторым успехом. Тогда Верховный суд штата Гавайи, рассмотрев дело Baehr v. Lewin (1993 г.), пришел к выводу, что запрет гомосексуальных браков означает классификацию по признаку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.