Научная статья на тему '98. 03. 025. Цзяоянь ЦЗУ. Вузы Гонконга и континентальных районов Китая обмениваются рукопожатиями. Хо xiаоyan. Gongkong students in the inland areas schools in Hongkong and the inland areas join hands // China today. - Beijing, 1997. - Vol. 46, n 6. -P. 46-48'

98. 03. 025. Цзяоянь ЦЗУ. Вузы Гонконга и континентальных районов Китая обмениваются рукопожатиями. Хо xiаоyan. Gongkong students in the inland areas schools in Hongkong and the inland areas join hands // China today. - Beijing, 1997. - Vol. 46, n 6. -P. 46-48 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ГОНКОНГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 025. Цзяоянь ЦЗУ. Вузы Гонконга и континентальных районов Китая обмениваются рукопожатиями. Хо xiаоyan. Gongkong students in the inland areas schools in Hongkong and the inland areas join hands // China today. - Beijing, 1997. - Vol. 46, n 6. -P. 46-48»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

-р-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.03.001 -98.03.027

МОСКВА 1998

тому, что женщины получают более низкую оплату труда даже при аналогичном уровне результатов" (с.342).

Л.Г.Можаева

98.03.025. ЦЗЯОЯНЬ ЦЗУ. ВУЗЫ ГОНКОНГА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КИТАЯ ОБМЕНИВАЮТСЯ РУКОПОЖАТИЯМИ.

ХО XIАОYAN. Gongkong students in the inland areas schools in Hongkong and the inland areas join hands // China today. - Beijing, 1997. - Vol.46, N 6.-P.46-48.

Статья корреспондента журнала "Чайна тудэй" ("Китай сегодня") Цзу Цзяояня посвящена расширению сотрудничества между вузами Гонконга и вузами континентальных районов Китая в связи с вхождением Гонконга в состав Китая с 1 июля 1997г. Студенты из Гонконга выбирают для изучения международные финансы, международную торговлю, бухгалтерский учет, архитектуру, право, традиционную китайскую медицину, китайский язык и искусство.

Многие стремились повысить квалификацию по своей конкретной специальности: уже имея степени бакалавра, магистра или доктора, в вузе на континенте они хотели получить вторую степень бакалавра, магистра или доктора.

Государственный комитет по образованию Китая рекомендовал университетам и колледжам гарантировать гонконгским студентам соответствующие качество подготовки и жизненный уровень. Восемь министерств страны, включая Государственный комитет по образованию, Министерство общественной безопасности, Министерство путей сообщения и связи, Управление гражданской авиации Китая и др., выпустили в мае 1996 г. совместный циркуляр, определявший условия для студентов из Тайваня, Гонконга и Макао по вопросам обучения, транспорта и жизни в континентальных районах. Молодежь из Тайваня, Гонконга и Макао может рассчитывать на такой же сервис, как и жители континентальных районов. Любое превышение затрат воспрещается. Подробные правила определяют также положение почетных студентов из этих стран.

Хотя методы обучения в вузах континентальных районов Китая отличаются от гонконгских, низкие затраты на обучение и большая насыщенность программ подготовки в китайских университетах привлекают гонконгских студентов. Большая часть студентов занимается в знаменитом Пекинском университете Синьхуа, хорошо известном своим квалифицированным преподавательским составом, имеющем болеет чем 85-летнюю историю. В университете большое внимание обращается на общеобразовательную подготовку.

Начиная с 1987 г. Пекинский университет сотрудничает с одним из гонконгским колледжей в подготовке 315 студентов на получение степени бакалавра и 68 студентов на степень магистра по таким дисциплинам, как китайский язык, история Китая, право и экономика. В университете предлагаются также курсы по повышению квалификации. Двадцать шесть представителей министерства здравоохранения и благосостояния Гонконга принимали участие в месячном курсе подготовки для гонконгских специалистов, лекции о политических и законодательных системах, о социальном развитии были прочитаны профессорами университета, а также сотрудниками аппарата правительства. Факультативно можно было изучать каллиграфию, традиционный китайский бокс, совершать экскурсии по городу. Для учащихся были организованы визиты в различные министерства и встреча с вице-президентом страны, чтобы лучше ознакомиться с политикой и принципами социального развития страны, а также с реализацией принципа "одна страна - две системы". В настоящее время уже сотни чиновников из Гонконга прошли подготовку в Пекине, изучая развитие континентальных районов. Все они считают, что для них было важно понять ситуацию в этих районах (с.47).

Заместитель начальника отдела международных отношений Народного университета Китая заявил, что экономические узы между Гонконгом и континентальными районами укреплялись по мере открытия страны для внешнего мира. Многие гонконгцы, владеющие фирмами, юридическими и финансовыми компаниями в континентальных районах, должны знать местные законы и постановления. Поэтому многие студенты из Гонконга выбирают в качестве основ-

18 2-5327

ных дисциплин такие, как право, бухгалтерский учет, международную торговлю и мировую экономику. По словам одного из гонконгских студентов, они интересуются многими аспектами жизни в континентальных районах, довольно быстро ассимилируются, поскольку имеют схожий культурный обиход. Кроме очных студентов, в Народном университете Пекина появляется все больше студентов, занимающихся без отрыва от работы. Они должны пройти трехмесячный аудиторный^ курс подготовки, изучить определенные дисциплины, подвергнуться тестированию и по завершении трех лет получить соответствующее свидетельство. Среди гонконгских студентов много профессиональных юристов и финансистов, которые приезжают в Народный университет Пекина для сдачи экзаменов и учебы во время Рождества и других гонконгских праздников.

В связи с вхождением в Китай гонконгское правительство стало шире использовать в работе не английский, а китайский язык. Недавно было принято постановление о том, чтобы документация велась также на китайском языке, а официальные лица разговаривали на нем бегло. Развернулась компания "учи китайский язык, чтобы выполнять свою работу", охватившая около 180 тыс. правительственных чиновников.

В бюджете на 1996/97 г. гонконгское правительство ассигновало 100 млн. гонк. долл. на приобретение компактных программ на китайском языке, где компилированы китайские учебники с целью повышения знаний китайского языка чиновниками. Центр преподавания китайского языка иностранцам при Народном университете также учредил в 1996 г. для 30 студентов Гонконгского университета и Гонконгского университета китайского языка четырехнедельные курсы для изучения китайского языка во время летних каникул. Исследовательский институт китайского языка при Народном университете составил практический учебник официального китайского языка для студентов из Гонконга и Макао.

Большое число студентов из Гонконга поступает также учиться в Педагогический университет Пекина. После его окончания, как и после окончания других континентальных вузов, студенты надеются найти применение полученным ими знаниям, а уровень универси-

тетов континентального Китая несомненно, поможет гонконгским студентам в развитии их карьеры.

Л.Г.Можаева

98.03.026. КНЯЗЕВ Е. ЗЕМСТВО и ПРОСВЕЩЕНИЕ // Посев,-Frankfurt a. Main, Г.44, № 8. - С.12-14.

"Нет средств на школы, нет денег на зарплату учителям, нет..." - как замечает автор статьи, этот ультрасовременный припев из плача высокопоставленных государственных мужей имеет многовековую историю: у правительства никогда не было денег на школу, потому что их всегда не хватало на само государство. Столетие назад российское общество сумело самостоятельно решить проблему образования для своих детей.

Как отмечает автор, престиж образования в нашей стране не всегда был таким низким, как в нынешние годы господства "новорусской" пошлости. Уважение к образованности складывалось постепенно. В самом начале эпохи реформ, когда отменили телесные наказания для лиц, имеющих школьное образование не ниже трехклассного, по сути был заложен фундамент отношения общества к народному просвещению. Так что уже в конце XIX в. не только почетно, но и выгодно было иметь образование.

Сто лет назад всеобщая перепись населения показала, что в Российской империи лишь 21% грамотного населения. В 1917 г. эта цифра достигла 45,1%, т.е. прирост грамотного населения составил примерно 1% в год. Особую роль в этом сыграло длительное, развивающееся часто не по правилам или вовсе произвольно соревнование государства, церкви и общества. На этом ристалище земство представляло "мир" - общество в широком смысле этого слова, мощное российское общественно-педагогическое движение "любителей-земцев" обошло "профессионалов-государственников" на финишной прямой., (с. 12)

Земское народное образование и земская медицина составляли на рубеже XIX-XX вв. главные статьи земских бюджетов. Несомненно, главным в работе земств было народное просвещение, попе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.