ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
--------------г-------------
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.03.001 -98.03.027
МОСКВА 1998
98.03.024. МАКНАББ Р., ВАСС В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ЗАРПЛАТЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В БРИТАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ.
MacNABB R., WASS V. Male-female salary differentials in British universities // Oxford econ.papers. NS. - Oxford, 1997. - Vol.49, N 3. -P.328-343.
Как отмечают авторы реферируемой статьи, проблема гендерной (по признаку пола) дискриминации в британских университетах была поднята в Докладе комиссии Общества Ханзарда о положении женщин на руководящей работе (The report of the Hansard Society Commision on women at the top). В 1990 г. комиссия пришла к выводу, что женщины не только слабо представлены на ответственных должностях на рынке труда в целом, но и что в университетах доля женщин, занимающих высокие посты, является одной из самых низких.
МакНабб и Васс, сотрудники Школы бизнеса Кардиффа Уэльсского университета (Cardiff business school, University of Wales) рассматривают различия в зарплате научно-педагогического персонала британских университетов в 1975 г., 1985 и 1992 гг. В отличие от США, где за последние два десятилетия были проведены многочисленные исследования по вопросу различия в зарплате мужчин и женщин в университетах, подобный анализ в Соединенном Королевстве не проводился. Частично это объясняется тем, что в Британии размеры вознаграждения сотрудников университетов закреплены таким образом, что потенциальные вариации индивидуальных зарплат и, следовательно, дискриминационная практика сводится к минимуму.
В настоящей работе авторы поставили перед собой цель изучить, в какой степени воздействуют на размер зарплаты мужчин и женщин в университетах такие факторы, как возраст и стаж работы.
За 1975-1992гг. занятость научно-педагогического персонала в традиционных британских университетах оставалась в значительной степени Стабильной, хотя ее структура в отношении пола, стажа и научных дисциплин существенно изменилась. Более того, в этот период изменился и диапазон в зарплате, особенно в 1985-1992гг., что,
видимо, явилось следствием введения в 1989 г. такой системы, когда размер вознаграждения стал зависеть от результатов работы и доплат за исследовательскую деятельность.
Таблица 1 (с. 330) Структура занятости штатного научно-педагогического персонала британских университетов в 1992,1985 и 1975 гг.
Основные показатели 1975 г. 1985 г. 1992 г.
Возраст (средний возраст - годы) 39,50 43,52 44,74
Стаж работы в университете (годы) 10,74 14,62 15,45
Должность (% получающих соответствующую зарплату)
Профессор 11 13 16
Старший преподаватель 21 28 31
Преподаватель 68 59 53
Факультеты (% персонала, занятого на следующих факультетах)
Естественных наук (физика, биология, химия, биохимия, математика, компьютерная техника, психология) 32 24 23
Социальных наук (экономика, социология, социальная психология, социальная деятельность, бизнес, администрирование, право, менеджмент, СМИ, образование) 24 25 26
Медицины (медицинский, стоматологии, фармации, фармакологии, психологии и др.наук) 5 18 19
Технических наук 15 13 12
Профессиональные области (сельское хозяйство, лесное хозяйство, ветеринария, архитектура) 5 3 3
Гуманитарных наук 19 17 17
Женщины в научно-педагогическом персонале (%) 10 11 16
Общее число преподавателей и научных сотрудников (число человек) 33214 31536 30802
Данные о структуре занятости и зарплате в британских университетах получены авторами из ежегодных статистических докладов университетов по таким позициям, как уровень зарплаты, пол, возраст, дата поступления на работу, должность, научная специализация. Основным недостатком этих данных авторы считают отсутст-
вие сведений о результатах работы сотрудников (публикациях и иных показателях исследовательской деятельности, оценок преподавательской работы, административной ответственности и т.д.). Структура занятости штатного научно-педагогического персонала в обобщенном виде отражена в табл. 1.
Наиболее существенным изменением за период после 1975 г. является увеличение доли женщин в общей занятости страны, которая возросла с 10% в 1975 г. до 16% в 1992 г. (с.329). Авторы обращают внимание на тот факт, что средний возраст ученых и преподавателей, как и стаж работы в университетах, увеличились на пять лет, что отражает низкий уровень мобильности университетского персонала. Для этого периода характерно также существенное повышение его статуса: доля занимающих высокие посты выросла с одной трети в 1975 г. до немногим менее половины в 1992г.
Обнаружилась разница показателей по факультетам, что частично связано с изменением классификации по отдельным специальностям. Так, если увеличение занимающих высокие посты в социальных науках отражает общий рост численности занятых в этой области знаний, то в медицине - это результат переклассификации дисциплин, связанных со здравоохранением, проведенной в 1983-1984 гг.
Распределение занятых по полу, занимаемым должностям и факультетам приведены в табл.2. Относительное увеличение доли женщин характерно для всех факультетов и должностей. Тем не менее традиционные рамки гендерного распределения, при которых женщины слабо представлены на высших должностях в естественных и технических науках, в основном остались неизменными в течение всего рассматриваемого периода: в 1992 г. в этих областях женщины составляли 5% профессоров (в 1975 г. - 3%), 10% старших преподавателей (в 1975 г. - 6%) и 30% преподавателей (в 1975 г. -12%) (с.831).
Таблица 2 (с. З 31)
Должность и факультет 1975 г. 1985 г. 1992 г.
общее число занятых (чел.) % женщин общее число занятых (чел.) % женщин общее число занятых (чел.) % женщин
Профессор
Естественные науки 1009 0,79 1053 1,04 1349 1,93
Социальные наукй- 784 3,70 855 3,86 1290 7,13
Медицина 141 3,55 957 2,93 1111 6,48
Технические науки 463 0 473 0,42 643 0,78
Профессиональные области 149 0 121 0 156 1,96
Гуманитарные науки 787 3,05 698 4,73 794 9,07
Всего профессоров 3333 1,98 4257 2,57 5343 5,05
Старший преподаватель
Естественные науки 2127 3,71 2353 2,72 2549 4,04
Социальные науки 1333 8,48 1742 7,12 2227 13,07
Медицина 348 9,20 2057 12,64 2347 17,68
Технические науки 1974 0,56 1050 0,57 1165 1,63
Профессиональные области 380 2,63 269 3,72 329 8,21
Гуманитарные науки 1171 11,02 1212 11,30 1561 15,12
Всего старших преподавателей 6433 5,74 8683 6,92 10178 10,41
Преподаватель
Естественные науки 6657 7,65 4314 6,84 3665 11,32
Социальные науки 5185 17,36 5170 19,19 5244 28,58
Медицина 1104 20,47 2751 23,19 2797 30,21
Технические науки 3064 2,28 2442 3,48 2163 6,61
Профессиональные области 1089 12,49 627 12,44 628 21,00
Гуманитарные науки 3932 19,81 3392 22,60 3196 31,26
Всего преподавателей 21036 12,45 18698 15,27 17693 29,52
Общая численность научнопедагогического персонала 30802 9,92 31536 11,30 33214 16,08
В 1975 г. на факультетах искусств и медицинских отмечался наивысший процент женщин (16 и 21% соответственно). Хотя доля женского персонала к 1992г. увеличилась, соотношение показателей по представительству женщин осталось между факультетами неиз-
менным. Распределение университетского научного персонала по возрасту, стажу работы и полу (табл. на с.332) в какой-то мере подтверждает бытующее мнение, что женщины-ученые в большей мере, чем мужчины, ориентированы на карьеру и обладают высоким интеллектуальным потенциалом.
Представленные в табл. на с.ЗЗЗ данные о зарплате в зависимости от занимаемой должности и научного стажа показывают, что в 1975 г. уровень зарплаты зависел от числа проработанных лет, а в последующие годы - стаж работы уже не играл такой роли (исключение составляют лекторы).
Разница в зарплате мужчин и женщин в зависимости от должности показана в табл.З (с. 335). В среднем по всем трем указанным в таблице должностям (лектор, старший лектор, профессор) она снизилась с 16,9% в 1975г. до 13,6% в 1985г., но после этого вновь повысилась до 15,2%. Однако эти обобщенные данные адекватно не отражают картину по каждой отдельной должности.
Так, наибольшие различия отмечаются в зарплате по графе -преподаватели (мужчины и женщины). На уровне старших преподавателей средняя зарплата женского персонала выше, чем у мужчин. Наконец, заметно сближение размеров зарплаты внутри каждой должности, но особенно - на более высоких ее уровнях.
Основным недостатком полученных данных является отсутствие показателей результативности исследований, которое не позволило авторам получить исчерпывающие данные о проделанной работе. В США, например, женщины имеют меньше публикаций, чем мужчины. Для Британии этот показатель менее значителен, поскольку сама система зарплат в большей мере основывается на факторах, связанных с научным стажем. По крайней мере зарплата преподавателей и старших преподавателей в 70-х и начале 80-х годов начислялась автоматически и независимо от результатов исследовательской деятельности.
Имеются данные, что работодатели предъявляют к женщинам более высокие требования, опасаясь возможного отсутствия на работе и перерывов в карьере. Это мешает женщинам продвигаться по службе, однако при условии достижения ими высоких должностей
18-1-5327
разница между полами в вопросе научной продуктивности уменьшается.
В табл. на с.337 приводятся обобщенные данные относительно зарплаты мужчин и женщин в зависимости от возраста, стажа работы, занимаемой должности, пола, факультета. Должность служит самым важным параметром, определяющим размер зарплаты университетского персонала: профессора получают в среднем на 40%, а старшие преподаватели - на 18% больше, чем просто преподаватели при условии равного стажа и одинаковой специализации. Здесь разница между мужчинами и женщинами носит незначительный характер. За последнее время возросли премии, выплачиваемые занимаемым более высокие должности.
Зависимость дохода от возраста и научного стажа носит менее выраженный характер: для мужчин она была большей, чем для женщин, как в 1975, так и в 1985 гг., хотя со временем эта разница уменьшилась главным образом в результате сокращения доплат за возраст мужчинам.
Таблица 3 (с. 335) Средняя зарплата научно-педагогического персонала британских университетов (ф.ст.)
Занимаемая должность 1975 г. 1985 г. 1992 г.
зарплата разниц! зарплата разнице зарплата разнице
муж. жен. % муж. жен. % муж. жен. %
Преподаватель 5238 4870 7,6 14232 13522 5,3 23944 22464 6,6
Старший преподаватель 7409 7371 0,5 18899 19585 -3,5 31405 31928 -1,6
Профессор 8879 8514 4,3 22704 22007 3,2 3764С 36761 2,4
Средняя зарплата персонала 6141 5251 16,9 1680« 14791 13,6 28883 25069 15,2
Существенная разница в зарплате зависит от принадлежности к тому или иному факультету. С течением времени персонал на медицинских и естественнонаучных факультетам относительно улучшил свои позиции по сравнению с гуманитарными факультетами и
факультетами искусств. Положение же сотрудников факультетов социальных наук и представителей профессиональных областей ухудшилось. Принадлежность ю факультету оказывала воздействие на доходы как мужчин, так и женщин. Женщины, работающие на факультетах, где преобладают мужчины (естественных и технических), получают больше, чем женщины, работающие на факультетах гуманитарных и социальных наук, где мужчин меньше.
Для уточнение причин, влияющих на дискриминацию женщин в отношении зарплаты и продвижения по службе, авторами была изучена возрастная категория, которая начала университетскую карьеру в 1975 г. и оставалась там до 1992 г. Эта категория включала 753 мужчины и 120 женщин. В 1992 г. 35% мужчин занимали должность преподавателя, 44% - старшего преподаватели и 20% - профессора. Для женщин аналогичные показатели составили 57%, 35% и 9% соответственно. Это в значительной степени позволяет предположить, что затрудненное продвижение женщин-ученых по службе служит причиной гендерной дифференциации в отношении зарплаты (с.340).
Чтобы рассмотреть влияние более низких стартовых уровней зарплат на будущие доходы, авторы рассчитали среднюю заработную плату в первый год университетской карьеры. Данные показали, что в 1992 г. женщины получали на 5,6% меньше, чем коллеги-мужчины. В 1985 и 1975 г. цифры составили 5,7 и 5,3% соответственно. Следовательно, женщины начинают свою карьеру уже со значительным отставанием в доходах от мужчин (с.340). Самым разочаровывающим результатом проведенного исследования авторы считают сохранение различий в зарплатах мужчин и женщин даже и после 1985 г. По-видимому, слишком рано увязывать этот разрыв в зарплате ученых в 1985-1992 гг. с какими-либо нарушениями на рынке труда в университетском секторе, полагают авторы. Тем не менее ухудшение оплаты женщин в университетах по сравнению с их коллегами-мужчинами совпадает с растущей нестабильностью доходов и продвижением по службе в зависимости от продуктивности и в других секторах экономики. Это является "субъективным отражением существующих стереотипов в отношениях полов и ведет к
18-1*
тому, что женщины получают более низкую оплату труда даже при аналогичном уровне результатов" (с.342).
Л.Г.Можаева
98.03.025. ЦЗЯОЯНЬ ЦЗУ. ВУЗЫ ГОНКОНГА И КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КИТАЯ ОБМЕНИВАЮТСЯ РУКОПОЖАТИЯМИ.
ХО XIAOYAN. Gongkong students in the inland areas schools in Hongkong and the inland areas join hands // China today. - Beijing, 1997. - Vol.46, N 6. - P.46-48.
Статья корреспондента журнала "Чайна тудэй" ("Китай сегодня") Цзу Цзяояня посвящена расширению сотрудничества между вузами Гонконга и вузами континентальных районов Китая в связи с вхождением Гонконга в состав Китая с 1 июля 1997г. Студенты из Гонконга выбирают для изучения международные финансы, международную торговлю, бухгалтерский учет, архитектуру, право, традиционную китайскую медицину, китайский язык и искусство.
Многие стремились повысить квалификацию по своей конкретной специальности: уже имея степени бакалавра, магистра или доктора, в вузе на континенте они хотели получить вторую степень бакалавра, магистра или доктора.
Государственный комитет по образованию Китая рекомендовал университетам и колледжам гарантировать гонконгским студентам соответствующие качество подготовки и жизненный уровень. Восемь министерств страны, включая Государственный комитет по образованию, Министерство общественной безопасности, Министерство путей сообщения и связи, Управление гражданской авиации Китая и др., выпустили в мае 1996 г. совместный циркуляр, определявший условия для студентов из Тайваня, Гонконга и Макао по вопросам обучения, транспорта и жизни в континентальных районах. Молодежь из Тайваня, Гонконга и Макао может рассчитывать на такой же сервис, как и жители континентальных районов. Любое превышение затрат воспрещается. Подробные правила определяют также положение почетных студентов из этих стран.