РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
-р-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.03.001 -98.03.027
МОСКВА 1998
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
98.03.022. ЭППЕР P.M. ПОСЛЕСРЕДНЕЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ В МАСШТАБАХ США.
EPPER R.M. Coordination and competition in postsecondary distance education // J.of higher education. - Columbus, 1997. - Vol.68, N 5. -P.551-587
В статье научного сотрудника Исполнительного директората по высшему образованию штата Колорадо (Денвер, США) (State higher education executive officers. Denver, Colorado) представлены результаты проведенного им исследования, рассматриваются изменения в системе высшего образования США, обусловленные новыми требованиями рынка труда к подготовке квалифицированных специалистов. Будучи основными поставщиками услуг по высшему образованию, правительства штатов стремятся расширить доступ к по-слесреднему образованию. Обслуживание большего числа студентов требует от политиков и деятелей в области образования поисков творческих решений, в частности эффективного использования новых технологий, включая послесреднее дистанционное обучение.
Теперь послесреднее образование уже больше не привязано к традиционному кампусу, определенному штату или даже стране, где находятся пользователи. Внедрение новых форм образования облегчается с применением дистанционного обучения. Учебный процесс в этом случае осуществляется при помощи интерактивного телевидения в местных образовательных или общественных помещениях. Возможны также подключение студента к интернету в целях получения учебного материала и общения с преподавателем по электрон-
ной почте, курсы с помощью видеофильмов или компактных дисков в формате, который учащийся выбирает сам.
В данной работе дистанционное обучение определяется как любой способ получения знаний, при котором их основной массив осваивается через электронные коммуникации (заочное обучение, использующее печатные материалы, в это исследование не входит).
Анализ имеющихся данных показывает, что координация дистанционного обучения на уровне штата может улучшить обслуживание студентов, значительно интенсифицировать использование ресурсов штата и вуза, а также уменьшить опасность дублирования в подготовке. Информационную основу данной работы составила литература по вопросам координации государственного высшего образования, конкуренции и государственной политики, определяющей развитие дистанционного обучения (библиография на с. 582-587).
Как отмечает автор, "в течение большей части этого столетия отношения между государственными вузами и правительствами штатов отличались возрастающей напряженностью" (с.552). На протяжении двух последних десятилетий это было отчасти вызвано тем, что правительства штатов теперь не ограничиваются лишь финансированием высшего образования, а стремятся регулировать внутриву-зовскую деятельность. В 90-е годы координационные и административные органы штатов оказались вовлеченными в разрешение насущных проблем высшего образования как в традиционных политических рамках, так и в новых областях, включая качество обучения. Проблемы планирования и регулирования развития высшего образования на уровне штата стали особенно актуальны в период расширения масштабов высшего образования. В 50-60-е годы осуществлялся контроль за программами обучения, регулировалось направление и разумное использование общественных ресурсов для создания новой инфраструктуры. Сегодня эти функции органов управления штатов не только сохраняются, но и усложняются. Основной задачей политики в каждом штате остается расширение доступа граждан к по-слесреднему образованию, и в этом смысле дистанционное обучение обладает значительно большим потенциалом, чем его другие формы, и получает все большее признание.
Использование новых технологий и дистанционного обучения привлекло в колледжи и университеты новые силы, между которыми развивается острая конкуренции за обладание преподавателями, студентами, фондами и, что самое важное, за престиж. Такие инновации в области обучения, как новые технологии, зачастую применяются в целях повышения престижа и получения преимуществ в привлечении студентов. Автор рассматривает конкуренцию как мощный фактор, активно изменяющий социальную и институциональную политику штатов.
По оценкам Американского совета по образованию, в 1995 г. более чем одна треть вузов широко использовали электронную технологию в аудиториях, около половины вузов, участвующих в ежегодном анкетировании, указали, что в ближайшие пять лет они хотели бы предоставлять большее количество курсов в рамках дистанционного обучения. При опросе 1996 г. почти половина вузов признала применение новой технологии в административной и преподавательской работе в качестве одного из наиболее существенных изменений в работе вузов в этом десятилетии. Более того, 70% государственных вузов указали на усиление конкуренции в связи с внедрением дистанционного обучения (с.554).
Учитывая, что большинство вузов сегодня заинтересованы в дистанционном обучении, автор считает жизненно важным изучить и сравнить политику в отношении дистанционного обучения на уровне штатов.
Был рассмотрен опыт трех штатов - Миннесоты, Мэна и Колорадо. Основные проблемы исследования:
- изменение конкурентной среды в высшем образовании, в частности в области нетрадиционного образования взрослых;
- структуры дистанционного обучения, содействующие расширению доступа к высшему образованию;
- конфликт между традиционными методами координации образовательной системы и новыми методами, обусловленными возникшей конкуренцией в связи с применением современных технологий и дистанционного обучения; способы разрешения этих конфликтов.
16-5327
В штате Миннесота существуют давние традиции послесред-него образования, о чем свидетельствует наличие в нем 64 государственных образовательных учреждений (1995). Со стороны штата оказывается также финансовая помощь частному сектору высшего образования. В Миннесоте около половины всего населения старше 25 лет получала подготовку на послесреднем уровне. В начале 90-х годов в Миннесоте происходило расширение спроса на высшее образование как cq стороны жителей столицы, так и сельского населения штата. В 1993 г. законодательное собрание штата по запросу координационного бюро высшего образования Миннесоты выделило 5 млн. долл. на создание телекоммуникационной сети в вузах штата, а также учредило Совет по телекоммуникациям в целях развития сети, которая сегодня известна как Обучающая сеть Миннесоты (Learning network of Minnesota).
В 1995 г. Координационное бюро выдало срочные законодательные рекомендации в отношении доступа к высшему образованию. За основу было предложено взять модель Британского открытого университета. Первоначально должен быть создан консорциум колледжей и университетов, а в дальнейшем предполагалась самостоятельная структура, которая будет разрабатывать и распространять собственные учебные материалы. Мотивом для создания такой организации послужила растущая убежденность бюро в том, что электронный курсовой материал сможет улучшить подготовку специалистов с меньшими затратами. Одновременно бюро предложило создать кредитный банк для оценки знаний. В рекомендациях бюро подчеркивалось, что разработка учебных материалов для дистанционного обучения должна, быть продолжена, и распространена. "Если Миннесота не станет разработчиком, а потом экспортером учебных материалов, она окажется вынужденной полагаться на экспертизу и знания органов и учреждений, расположенных за ее границами... Миннесота оказалась перед выборов либо просто стать импортером материалов и пособий, подготовленных другими, либо направить потенциал своего преподавательского персонала на создание и распространение таких учебных материалов, которые принесут пользу образованию как в самом штате, так и за его пределами" (с.557).
Все дискуссии по вопросам послесреднего образования проводились в штате под влиянием недавнего объединения общинных колледжей, технических колле^кей и университетов штата в новую "Систему колледжей и университетов Миннесоты". Это слияние проводилось с целью повышения эффективности обучения при сокращении штата высших административных органов. Теперь все государственные колледжи, за исключением университета Миннесоты, попали под управление единого органа, а существование Центрального бюро по образованию штата оказалось под вопросом. Но именно в это время бюро выдвинуло инициативу по созданию системы дистанционного обучения, считая современное состояние высшего образования неудовлевлетворительным.
Штат Мэн в 1985 г. находился на 49-м месте по числу выпускников средней школы, поступающих в колледжи, и на 50-м месте по числу взрослых, включившихся в высшее образование. Управление вузами штата решило в тот период обратиться к проблеме доступа высшего образования в удаленных регионах штата. В сентябре 1989 г. была создана Образовательная сеть штата Мэн (The education network of Maine), которая сегодня предоставляет программы, обеспечивающие каждый семестр более чем 3 тыс. студентов получение ассоциированной степени, степеней бакалавра и магистра. В январе 1995 г. Образовательной сети было предоставлено право присуждения степеней.
Задача администрации штата Мэн в вопросе предоставления дистанционного обучения вначале состояла в том, чтобы подчинить Образовательной сети ведущий вуз штата - университет Мэна. Однако административный совет университета всячески сопротивлялся этому решению, стремясь создать независимую сеть дистанционного обучения в рамках самого университета.
В штате Колорадо в середине 90-х годов отмечался значительный экономический рост, а также увеличение численности населения, что поставило перед образовательными учреждениями серьезные проблемы. В отличие от штата Мэн степень вовлеченности населения в послесреднее образование в Колорадо высокая. Колорадо занимает третье место по числу обучающихся; доля выпускников
средней школы, поступающих в колледжи, в Колорадо выросла за 1989-1993 гг. с 39 до 43%, не считая студентов, обучающихся в частных учебных заведениях. В то же время в Колорадо существуют те же проблемы вовлечения в образовательный процесс сельских жителей. С целью расширения доступа к высшему образованию штат использовал различные формы дистанционного обучения. Начиная с 70-х годов, а в некоторых случаях и раньше, учреждения послесред-него образования штата предоставляли программы дистанционного обучения. Политики штата предпринимали неоднократно попытки координировать эти разрозненные усилия, начиная от рассылки видеокассет до создания интерактивных видеосетей по кабельному телевидению.
В 1995 г. законодательное собрание штата определило развитие новых образовательных технологий как одно из приоритетных направлений и выделило на эти цели 2 млн. долл. Координационный орган — комитет по высшему образованию штата - распределил эти фонды между вузами, выигравшими конкурс за гранты (с.570). Кроме того, комитет изменил свой многолетний опыт финансирования по географическому принципу, так что программы дистанционного обучения теперь могут свободно конкурировать за получение грантов. Изменение политики координирующих органов происходило отчасти под влиянием изменений в технологии. Члены комитета признали, что политика в области образования оказалась в некоторых случаях устаревшей и неэффективной с финансовой точки зрения.
В 1995 г. по решению законодательного собрания штата был учрежден 12-й государственный колледж - Колледж электронных сообществ Колорадо (the Colorado electronic community college), который получил 12 млн. долл. на проект технологического обеспечения высшего образования. 9 млн. долл. из них были переданы государственным колледжам, прежде всего, на создание и развитие учебных программ. Колледж электронных сообществ Колорадо стал ведущим в системе государственных колледжей штата и завязал сотрудничество с органами, имеющими доступ к системам компьютерных коммуникаций. Программы штата Колорадо стали доступными
для пользователей всех штатов Америки, что означало также возможность продажи программ, кассет и т.д., средства от которой шли на нужды этого колледжа.
Преподаватели всех одиннадцати колледжей Колорадо должны предоставлять Колледжу электронных сообществ различного рода услуги - в вопросах управления, преподавания и т.д., иначе законодательные органы не выделяют им гранты. В сентябре 1995 г. Колледж электронных сообществ предлагал пять программ: в области психологии, английского языка, этики, социологии и статистики, для обучения по которым приглашались преподаватели из остальных 11 колледжей. Со своей стороны, каждый из этих колледжей в процессе такого сотрудничества получал опыт дистанционного обучения. Весной 1996 г. колледж электронных сообществ предоставлял уже восемь программ более чем 100 студентам (с.572).
Принимая решение о создании Колледжа электронных сообществ, законодатели штата хотели быть уверенными в том, что как преподаватели, так и остальные пользователи смогут научиться правильно применять образовательную технологию. Для этой цели было выделено в 1995 г. 8,7 млн. долл., большая часть этой суммы должна быть использована на создание учебных программ.
В 1997 г. был открыт новый факультет колледжа в Центре по обучению передовой технологии на базе ВВС, подвергнутой конверсии. Это позволило преподавателям факультета производить собственную учебную продукцию, в частности пилотные компакт-диски, видеопрограммы и учебные курсы в Интернете. Продажа и аренда этой продукции позволили Колледжу электронных сообществ приобретать необходимое оборудование и расширять подготовку студентов на новом факультете.
Развитие дистанционного обучения в штате Колорадо - длительный и сложный процесс, отмечает автор. В историческом плане дистанционное обучение не имело распространения по всему штату вследствие сопротивления вузов централизации, существующей конкуренции между вузами и слабости политического управления со стороны государственных органов. Стремление политиков объединить вузы для введения дистанционного обучения закончились не-
удачей. В 1981-1989 гг. Координационным бюро штата была предпринята попытка создать структуру дистанционного обучения в масштабе штата, но она подверглась саботажу со стороны вузов еще до начала ее осуществления.
В результате сопротивления вузов в штате возникли множественные системы дистанционного обучения. В дополнение к распространенной по всему штату системе телевизионного обучения многочисленные образовательные и правительственные органы развивали свои сети, во многих случаях дублируя эту систему (с.573). Однако в 1995-1996 гг. вузы сами начали налаживать между собой сотрудничество, создав Союз телекоммуникации в области высшего образования.
В 1996 г. было создано еще одно учреждение - Комитет по технологии обучения, в состав которого вошли законодатели и представители вузов, библиотек и правительства, комитету было выделено 20 млн. долл. в целях совершенствования инфраструктуры подготовки и технологии обучения в образовательных учреждениях и библиотеках штата. Кроме того, в 1997 г. комитет получил дополнительно 20 млн. долл. от Комитета по высшему образованию штата Колорадо (с.575).
В итоге автор констатирует, что еще до начала исследования в каждом штате ужо были предприняты инициативы по развитию дистанционного обучения, причем каждая инициатива закладывала основу совершенно новой образовательной структуры. Каждая инициатива способствовала созданию программ дистанционного обучения на базе вузов и успешно использовалась в течение многих лет различными студенческими популяциями. Эти три штата продемонстрировали различные подходы к решению проблемы дистанционного обучения.
В новой конкурентной среде изменилась, но не исчезла потребность в координации высшего образования на уровне штата. Специальный орган, занимающийся общими проблемами высшего образования, еще более важен в век предпринимательства, считает автор. Проведенное исследование показало, что координация и конкуренция могут и должны сосуществовать, имеются различные ме-
тоды координации деятельности в целях защиты себя от новых конкурентов и занятия лучших исходных позиций на рынке труда. В Коломбо, например, отсутствие координации между четырехлетними колледжами привело к несовместимому набору курсов и программ, предназначенных главным образом для студентов, уже имеющих работу. С другой стороны, создание системы общинных колледжей в Колорадо позволяет изменять содержание подготовки студентов в соответствии с изменениями в рыночной экономике региона. Эта инициатива может иметь неплохие перспективы для будущей системы управления высшим образованием, ориентируя вузы на консолидацию усилий в этой области.
В 1996 г. начали развиваться новые партнерские отношения, возникать консорциумы, а прежние структуры более сознательно фокусировать внимание на новых технологиях и дистанционном обучении. Наиболее показательным в этом отношении стал Губернаторский университет Западного побережья, созданный группой губернаторов региона для объединения финансовых усилий в целях развития дистанционного обучения и расширения доступа к высшему образованию для студентов всего региона.
Проведенное исследование выявило активное стремление политиков штатов немедленно инвестировать государственные фонды в послесреднее дистанционное обучение. В то же время они стараются определить наиболее перспективные инвестиционные стратегии и организационные структуры, наиболее эффективно разрешать конфликтные ситуации. Каждое политическое решение в этой области влечет за собой далеко идущие последствия и не должно приниматься без тщательной проработки. Исследование намечает также перспективы дальнейшего развития высшего образования, так как штаты и вузы вынуждены оперативно реагировать на новые требования рынка труда.
Л.Г.Можаева