Научная статья на тему '98. 03. 017. Кир А. "холодная война". Американская внешняя политика, Европа и Азия. Cyr A. The cold war: American foreign policy, Europe and Asia. -N. Y. : Macmillan Press, 1997. - XII, 204 p'

98. 03. 017. Кир А. "холодная война". Американская внешняя политика, Европа и Азия. Cyr A. The cold war: American foreign policy, Europe and Asia. -N. Y. : Macmillan Press, 1997. - XII, 204 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА -- ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / НАТО -ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ / ООН -И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / США -- ПОЗИЦИЯ АФРО-АМЕРИКАНЦЕВ 03.041 - - 1985- / "ХОЛОДНАЯ ВОИНА" -ОКОНЧАНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 017. Кир А. "холодная война". Американская внешняя политика, Европа и Азия. Cyr A. The cold war: American foreign policy, Europe and Asia. -N. Y. : Macmillan Press, 1997. - XII, 204 p»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

149

98 03 017

Во второй части книги прослежена история не царствующих в настоящее время династий следующих европейских стран Австро-Венгрии (династия Габсбургов), Болгарии (династия Кобургов), Германии (династия Гогенцоллернов), Греции (династия Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург), Италии (Савойская династия), Португалии (Брагансская династия), России (династия Романовых), Румынии (Гогенцоллерны-Зимарингены), Франции (династии Бурбонов, Орлеанов, Бонапартов), прослежены также перипетии престолонаследия в Сербии и Черногории

И.Е. Эман

Страны Северной Америки

98 03 017 КИР А "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" АМЕРИКАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕВРОПА И АЗИЯ CYR A The Cold War American foreign policy, Europe and Asia -N Y MacMillan press, 1997 - ХП, 204 p

После окончания "холодной войны" у Соединенных Штатов появилась возможность свободного выбора в проведении полностью независимого внешнеполитического курса. "Свободный выбор" появился в результате развала Советского Союза и коммунистических режимов в Восточной Европе Эти "развалы" автор рассматривает как результат дипломатических и политических усилий стран Североатлантического пакта Однако складывающаяся после окончания "холодной войны" международная обстановка была полна различного рода неопределенностей, еще больших, нежели те, что существовали в эпоху биполярного мира, когда шло соревнование двух сверхдержав и их союзников

Кир в своей книге прослеживает изменения во внешней политике США и выдвигает ряд предложений по ее экспансионистскому насыщению Место разваленного Советского Союза, считает президент Всемирного торгового центра (г Чикаго) и лектор Северозападного университета, сейчас начинает занимать-мощная экономическая и политическая держава - Япония Автор не сбрасыва-

ет со счетов и другую быстро развивающуюся восточноазиатскую державу - Южную Корею Анализируя процесс экономического роста и политические изменения в Восточной и Юго-Восточной Азии, автор увязывает их с внешнеполитическим курсом США, приведшим к окончанию "холодной войны"

Книга Кира состоит из двух разделов "Америка и мир" и "Внешняя политика после холодной войны". Повествуя о событиях, происшедших в годы "холодной войны", которая характеризовалась различного рода спадами и перепадами в зависимости от тех, кто занимал Белый дом, автор акцентирует внимание на идеях, формировавших внешнеполитический курс самого верного союзника США - Великобритании Эти идеи были материализованы, в частности, в создании на Европейском континенте таких структур как Североатланти1'зский пакт и Западноевропейский Союз Однако политику в этих структурах определяли Соединенные Штаты НАТО было сконструировано как механизм сдерживания "советской угрозы", а Европейское сообщество как экономическая платформа, противодействующая "экономической угрозе коммунизма" Создание Европейского союза (сообщества) представлялось также "реакцией, которая должна была сбить ужасную цену национализма, бурлящего в период между двумя войнами" (с 15) Другими словами, интеграция стран Запада в союз размывала национальные границы европейских государств, которые в период между двумя мировыми войнами стремились к утверждению своей государственности

Прослеживая эволюцию военной политики НАТО и экономической политики ЕС после окончания "холодной войны", автор заостряет внимание на затруднениях, которые тормозят расширение и углубление" этой структуры Основным затруднением является рост экономичегкой мощи Германии Страны Европы противятся созданию единого центрального банка, который в действительности стал бы "зеркальным отражением Бундесбанка" Сама же Германия в начале 1990-х годов с неодобрением относилась к идее расширения членства в ЕС, считая ее реализацию сред-

151

98 03.017

ством для ослабления своего рыночного потенциала. Если разрушительный национализм" раннего периода оказал определяющее влияние на создание "Сообщества шестерки" в середине 1950-х годов, то после окончания "холодной войны" вновь заговорили о необходимости полной интеграции стран Европы. Упор при этом делался скорее на экономическую, чем на военную интеграцию

Происходили изменения и в НАТО И хотя бывший во время первого срока правления президента Клинтона государственный :екретарь У.Кристофер заявлял о нежелании расширения блока, генеральный секретарь НАТО М.Вернер в это же время активно настаивал на принятии в эту военно-политическую организацию Чехии, Венгрии и Польши Основная цель НАТО заключалась во включении в свои структуры всех государств бывшего Варшавского пакта Достижение ее, в свою очередь, способствовало бы расширению ЕС за счет вовлечения в свою экономическую сферу го-:ударств, граничащих со странами Западной Европы.

Беспрецедентные изменения в экономике и политике претерпели страны азиатского региона. Япония, несмотря на затянувшийся экономический спад, стала как солидным инвестором, так и :ерьезным конкурентом на крупных американских и европейских эынках Некоторые страны Европы даже были вынуждены принять ограничительные меры на ввоз японских товаров. Значительно зозрос торговый и промышленный потенциал других стран Азии

В Азии, однако, отсутствовали организационные или координирующие структуры наподобие тех, что существовали в Европе л регионе Атлантики После ликвидации блока СЕАТО возникла иалоэффективная организация, координирующая действия Австралии, Новой Зеландии и США Но более важными с позиций безопасности являлись двусторонние блоки США-Япония и ГША-Южная Корея

В восточном регионе появилась новая организация' Ассоциация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества

Задуманная по примеру ЕС, ассоциация, тем не менее, не смогла стать такой же эффективной И хотя эта организация выступает за принцип свободной торговли, ей не удалось организовать действенную интеграцию рынков стран этого обширного региона

С окончанием "холодной войны" и исчезновением противостояния двух сверхдержав возросла роль ООН Ее эффективность автор усматривает в улаживании кризисных ситуаций в Камбодже, Сальвадоре и Намибии. В то же время репутации ООН был нанесен удар в 1990-е годы, когда оказались тщетными ее миротворческие усилия на театре военных действий на Балканах

Исследуемый Киром период в известной мере напоминает годы правления Трумэна и Эйзенхауэра, когда оба президента чуть ли автоматически апеллировали к форуму ООН при возникновении крупных международных конфликтных ситуаций Тогда прозападное большинство в Генеральной ассамблее и в Совете безопасности ООН оказывало почти безоговорочную поддержку внешнеполитическим инициативам США Ситуация, однако, изменилась в 1990-е годы, когда в Генеральную ассамблею влилось множество стран так называемого Третьего мира К их мнению США старались не прислушиваться Лицом к ООН США вновь повернулись при президенте Дж Буше, когда возник кризис в Персидском заливе и началась операция "Буря в пустыне" (1990-1991 гг ) В организации и легитимизации военных действий Бущ заручился как поддержкой Конгресса США, так и ООН Тем самым, отмечает автор, Буш начал считаться с фундаментальными нормами международного права, которые были основательно позабыты во время интервенции США во Вьетнаме.

Значительное место в своем исследовании автор уделил рассмотрению так называемой революции Рейгана, как ныне склонны называть приверженцы этого президента США внешнюю политику, проводимую им во время второго срока своего президентства

Смысл этой политики заключался в жестком, непримиримом подходе к СССР Оркестровкой этой политики занимались в основном Комитет по существующей опасности, Фонд наследия

153

98.03.017

("Херитидж фаундейшн"), различные центры и ассоциации, которыми верховодили пробравшиеся в коридоры власти неоконсерваторы Интенсификация операций "холодной войны" администрацией Рейгана совпала по времени с "драматическими реформами, проводимыми в Советском Союзе Михаилом Горбачевым. Реформами, которые увели страну от коммунизма и привели к окончанию холодной войны. Тем самым они открыли дверь к глобальным международным изменениям Это был грандиозный успех американской внешней политики" (с.ЗЗ).

В сфере военной политики Рейган превзошел предыдущих президентов по затратам на вооружение. Оправданием огромных затрат ему, как правило, служила "угроза коммунизма". Нагнетаемая средствами массовой информации "угроза" нейтрализовала идеи разрядки и стремление к проведению переговоров о сокращении вооружений, что являлось характерным для администраций Никсона, Форда и Картера И только к концу второго срока президентства Рейгана был разработан ряд соглашений по сокращению гонки вооружений.

Оценивая Рейгана как личность, автор считает его креатурой средств массовой информации. У него не было профессиональных качеств политика большого масштаба В политику он вступил как профессиональный актер. Однако успешная деятельность на посту губернатора Калифорнии сделала Рейгана приемлемым для избирателей, которым импонировал человек с чертами "заботливого отца нации", в своей экономической политике порвавшего связь между консерватизмом и изоляционизмом. С 1980 г. республиканская партия на национальном уровне твердо заняла платформу "свободы торговлй". Место национальных промышленных корпораций, определяющих "национальный интерес", при Рейгане заняли многонациональные корпорации Глобальный рынок абсорбировал национальный Рупором нового экономического порядка выступил Рейган Изоляционйстская традиция республиканской партии теперь канула в Лету истории Экономическая политика тесно взаимодействовала с военной Эта политика оказывала 20-5446

"огромное давление" на Советский Союз Автор подчеркивает при этом, что военное, идеологическое и дипломатическое противостояние двух супердержав являлось преобладающим среди других инициатив международной политики

Преемник Рейгана Дж Буш оказался в сложной и непредсказуемой ситуации. Шел процесс объединения Германии и распада СССР И Бушу было трудно формулировать и претворять в жизнь с позиции последовательности свой внешнеполитический курс Буш, к тому же, не обладал ораторским искусством, которое могло бы влиять на широкую общественность, убеждая ее в правильности проводимой внешней политики Этот фактор, считает автор, сыграл негативную роль на президентских выборах, когда Буш баллотировался на второй срок.

Автор в то же время высоко ценит "телефонную дипломатию", к которой нередко прибегал президент Буш Беседы президента по телефону с лидерами различных стран обычно сливались в аккорде одобрения внешнеполитических акций США Такое одобрение от своих союзников получил Буш, развязав военную операцию против Ирака под названием "Буря в пустыне"

Администрации Буша, однако, пришлось играть роль наблюдателя, когда начался процесс объединения Германии. Пассивность Буша, нежелание форсировать это событие, считает автор, отрицательно сказалось на его рейтинге популярности

Развал Советского Союза, как "хорошо отлаженного государства", представлял, полагает автор, "геополитический вызов" администрации Буша Этот "вызов" определялся полной неопределенностью будущего развития стран Европы Буш, однако, не верил в драматические изменения, которые произойдут на этом континенте, и полагался на Горбачева как на политика, способного стабилизировать ситуацию в Европе Президент США продолжал верить в Горбачева даже тогда, когда его "вытеснял" из Кремля "непредсказуемый" Ельцин Буш в 1991 г заявлял даже, что "Борис Ельцин - это не тот человек, которого должны поддерживать Соединенные Штаты" (с 74)

155

98.03 017

С большими трудностями администрации Буша пришлось столкнуться при формулировании внешнеполитического курса по отношению к быстроразвивающимся странам Азии В первую очередь к Японии и Китаю, которые в своей политике умело претворяли в жизнь комбинацию принципов свободной торговли и протекционизма, что мало устраивало транснациональные корпорации, штабы которых располагались в США. Администрация Буша, однако, не решилась использовать полностью экономическую мощь США для беспрепятственного проникновения американского капитала в эти страны.

Перед выборами 1992 г., на которых Буш потерпел поражение, его внешнеполитический курс подвергся резкой критике особенно со стороны деловых кругов США Его критиковали за то, что он не сумел в полной мере использовать ситуацию, сложившуюся в результате распада СССР, для быстрого внедрения в страны, переживавшие "переходный период", демократии на американский манер. Коллега Буша по республиканской партии, бывший президент США Ричард Никсон оценил реакцию США на происходившие в конце 1980-х - начале 1990-х годов изменения как "патетически неадекватную". Автор целиком разделяет эту точку зрения

Бегло рассматривая различные внешнеполитические инициативы пришедшей к власти администрации президента Клинтона, сравнивая ее с администрацией Буша, автор выявляет как преемственность внешней политики республиканцев и демократов, так и ее различия в некоторых подходах к быстро изменяющемуся миру Кир в целом одобряет "активную" политику США, проводимую администрацией Клинтона во всех регионах мира. К крупнейшему успеху внешней политики США автор относит сохранение блока НАТО, судьба которого висела на волоске после дезинтеграции Варшавского пакта и предварительного согласия демонтировать блок, о чем говорил Горбачев Высокую оценку дает автор "искусной политике" США в Юго-Восточной Азии. Особый акцент при этом делается на укрепление "дружественных

связей" США с Японией и Южной Кореей В этом же русле шел и внешнеполитический курс Великобритании, которая демонстрировала полную поддержку всем инициативам и деяниям администрации Клинтона

Оценивая Китай как державу, "формально приверженную доктринальному коммунизму", но на практике нередко отходящую от этой доктрины, автор выражает уверенность, что политика "открытых дверей", мощный поток .зарубежных инвестиций не позволят этой державе установить действенный государственный контроль за развитием экономики, удержать на плаву режим однопартийной системы "Даже выжившие коммунистические системы теперь не в состоянии обезопасить от угрозы распада свой политический режим или полагаться на крепость своей идеологии", - считает автор (с 135)

Вместе с тем, он выражает сомнение, что грядущие изменения в экономике "подрастающих" азиатских гигантов приведут к \становлению там демократических порядков западного типа. Этот тезис поддерживают, как показывает автор, многие исследователи - знатоки азиатского менталитета Администрация Клинтона, тем не менее, в своей внешней политике вообще и в своих контактах с властями Китая и других стран Азии, в частности, продолжает делать упор на необходимости установления в них режима западных демократий и неукоснительного соблюдения прав человека

Выступая за развитие таких структур, как НАТО и Европейский Союз, за укрепление экономических и политических связей со странами азиатского региона, автор полагает, что только активная политика в этих направлениях поможет, наконец, создать "Американский век"

А. В. Валюженич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.