Научная статья на тему '98. 02. 062. Существует ли угроза системе социального страхования? La protection sociale est-elle menacee?// alternatives Econ. P. , 1997. № 32. P. 28-29'

98. 02. 062. Существует ли угроза системе социального страхования? La protection sociale est-elle menacee?// alternatives Econ. P. , 1997. № 32. P. 28-29 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ - ФРАНЦИЯ / ЕС СТРАНЫ - СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 062. Существует ли угроза системе социального страхования? La protection sociale est-elle menacee?// alternatives Econ. P. , 1997. № 32. P. 28-29»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

МОСКВА 1998

выдвигаемые ими. Наиболее благополучные призывают к постепенным реформам общества, в то время как значительная часть обездоленных требует проведения радикальных реформ.

Обездоленные проявляют большее понимание проблем безработных: они считают, что последние не имели шанса

трудоустроиться. В этом контексте наиболее бедные семьи ожидают конкретных решений, направленных против бедности. 61% из них желают иметь прежде всего деньги для того, чтобы помочь семьям, испытывающим затруднения, это мнение поддерживают только 29% привилегированных семей, которые выбирают скорее помощь в виде предоставления услуг или средств общественного пользования. Они также высказываются за повышение ответственности получателей социальных пособий и поддерживают декларации, носящие скорее общий характер и не содержащие конкретных обязательств. Наконец, понятие семьи также по-разному трактуется в двух противоположных группах. Обездоленные считают семью убежищем, очагом, который объединяет людей, живущих под одной крышей. Для 68% это единственное место, где они чувствуют себя хорошо и защищено. Здесь оказывается поддержка и взаимопомощь, в том числе материальная. Но когда молодежь становится независимой от родительского очага, семейная помощь прекращается.

Привилегированные группы населения расценивают семью скорее как трамплин для будущей жизни. Солидарность, особенно финансовая, прекращается после ухода молодых из семьи. Этот уход воспринимается благоприятно, поскольку женщина получает большую свободу в экономически активной деятельности. Неудивительно, что среди благополучных групп населения идеальной считается семья, имеющая двух детей, в то время как среди бедных — трех и более детей.

С. Н. Куликова

98.02.062. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ УГРОЗА СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ?

La protection sociale est-elle menacee?// Alternatives econ. - P., 1997. -№ 32. - P. 28-29.

По мере роста безработицы во Франции, указывается в статье, социальное страхование стало рассматриваться не как фактор

экономического роста, а как дополнительные издержки, повышающие стоимость рабочей силы. Этот взгляд преобладает в исследованиях, касающихся повышения эффективности системы социального страхования.

Социальное страхование служит для защиты от различных рисков и непредвиденных обстоятельств, происходящих с людьми в жизни. Оно охватывает медицинское обслуживание и пособия в случае болезни, выплату пенсий пожилым и инвалидам, предоставление пособий по безработице. Социальная защита является не только основным элементом нашей социальной модели; это один из основных элементов экономической системы, по мнению авторов. Ежегодные отчисления граждан Франции в систему социального страхования достигают трети ВВП (29,8% ВВП в 1995 г.) и значительно превышают государственный бюджет (с.28).

Снижение темпов экономического роста в последние десятилетия привело к изменению взглядов на экономическую функцию социального страхования. Парадоксально, но во времена роста безработицы, когда особенно необходима система социального страхования, к ней стали относиться не как к фактору экономической эффективности, но как к дополнительному финансовому бремени.. Предприятия постоянно жалуются на чрезмерность социальных отчислений. Правительства видят в высокой стоимости рабочей силы основную причину высокого уровня безработицы. Трудящиеся, в свою очередь, вынуждены выделять все возрастающую часть заработной платы на финансирование социального страхования, что сокращает их реальные доходы.

Однако, как указывают авторы, система социального страхования играет роль основного регулятора в рыночной экономике. Прежде всего она способствует стабилизации конъюнктуры путем перераспределения доходов. Поддержание доходов, и, следовательно, спроса на определенном уровне, способствовало стабильности уровня экономической активности и занятости в течение двадцати лет и позволяло избегать значительной дефляции в годы экономических спадов.

Однако главное заключается в том, что социальное страхование, защищая каждого индивида от жизненных рисков, является мощным фактором социальной интеграции. В этом смысле оно представляет собой основной фактор поддержания

23-3963

производительности экономики в целом: нельзя ожидать от

трудящегося эффективного труда, если он не уверен в своем обеспечении в случае болезни и в старости.

Существуют два возможных решения, позволяющих ограничить рост расходов на социальную защиту. Первое состоит в возвращении к прежней государственной обязательной системе социального страхования, при предоставлении каждому индивиду права выбирать степень своей защищенности путем дополнительного индивидуального страхования в частных страховых компаниях. Уровень обязательных отчислений будет в этом случае снижен. Авторы статьи считают, что такой путь приводит к значительному неравенству граждан, что подтверждается примером частичного использования этого принципа в сфере медицинского обслуживания. Дело в том, что невозмещаемая системой социального страхования доля расходов на медицинское обслуживание оплачивается в основном наиболее бедными гражданами, теми, кто не пользуется дополнительными видами страхования. Для них это серьезное препятствие для получения медицинского обслуживания.

Такой же принцип вводится в настоящее время под давлением страховых компаний в области предоставления пенсий. Создание дополнительных пенсионных фондов, освобожденных от уплаты налогов, частично снижает роль и значение обязательных коллективных пенсионных систем выплаты пенсий, основанных на распределении. Таким образом постепенно общество двигается к английской системе пенсионнбго обеспечения, где обязательные пенсии обеспечивают очень низкий уровень возмещения заработной платы для бывших трудящихся. Последние вынуждены сами позаботится о размере своей пенсии, используя дополнительное частное страхование. Подобная система выгодна прежде всего наиболее обеспеченным людям, которым легче сделать сбережения из своих доходов.

По мнению авторов, возможен другой путь, который состоит в обеспечении большего соответствия между качеством и стоимостью системы медицинского обслуживания. Это деликатный путь, результаты которого будут видны через некоторое время, но он позволит, особенно в области медицинского обслуживания, предоставлять всем качественные медицинские услуги. Однако нет уверенности в том, что правительство приветствует этот путь решения

проблем социального страхования и готово осуществлять необходимые реформы.

В области пенсионного обеспечения также возможно спасти старые системы, основанные на перераспределении. В настоящее время им угрожает скорее безработица, чем демографическая ситуация. Результатов здесь можно добиться только путем переговоров. Однако и в этой области нет уверенности, что правительство в состоянии осуществить реформы.

Стабильность и постоянство системы социального страхования в настоящее время находятся под угрозой в связи с развитием массовой безработицы. Созданная в 1945 г. система социального страхования основана на профессиональной базе: финансируемая за счет социальных отчислений, она распространялась только на лиц, имеющих работу, и на их иждивенцев. В обществе полной занятости такой подход позволял предложить почти универсальную гарантию почти всему населению.

По мере роста безработицы обнаружились недостатки такой системы. В соответствии с планом, предложенном правительством в середине 90-х годов, следует отказаться от привязывания пособий к профессиональной занятости и заменить это условие универсальным правом на получение пособий, распространяемым на всех резидентов на территории Франции. В дополнении к этому авторы предлагают обсудить вопрос об увеличении доли налогов в финансировании системы социального страхования и снижении размеров социальных отчислений предприятий. Это позволит снизить издержки на рабочую силу и переложить на государство большую часть расходов по социальной защите безработных. Но не следует ждать чуда. Так как богатство в конечном итоге создается на предприятии, то именно здесь нужно искать ресурсы для финансирования социальной защиты.

С.Н.Куликова

23*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.