РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.02.001-98.02.058
МОСКВА 1998
98.02.045-049. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Сб. науч.тр. / НИИ пробл. укрепления законности и правопрядка при Ген. прокуратуре РФ; Редкол.: Ермаков В.Д. (отв.ред.) и др. — М., 1996. — 91 с. (Сводный рферат).
Сборник подготовлен по результатам исследований, проведенных в 1994-1995 гг. Он содержит оценку состояния законотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации в сфере экологии.
98.02.045. СУХАРЕВ А.Я. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ,-С. 3-7.
Нынешнее глобальное разрушение законности и правопорядка в сфере экологии имеет один источник и развертывается на плацдарме “переходного периода”. Нарождающийся российский капитал корежит леса и землю, грабит и транжирит природные ресурсы. Лицензии на разработку недр и вывоз ценного сырья за рубеж выдаются с легкостью необыкновенной. Контроль за использованием режимных и сельскохозяйственных земель считается пережитком тоталитаризма. Государство, открывая “зеленый свет” предпринимательству и коммерции, не позаботилось о правозащитных механизмах против преступных злоупотреблений. Ни один из принятых законов, регулирующих экономику, включая внешнеэкономические связи, не проверялся криминологической экспертизой, хотя в ряде случаев, когда, например, законодатель предусматривал создание на территории России совместных предприятий или нормативно регулировал разработку месторождений и вывоз сырья за рубеж, несомненно требовалось экспертное заключение специалистов-экологов.
В России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансирован-ность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования. Уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнениях водного и воздушного бассейнов составляют от общего числа экологических преступлений — 0,96%, загрязнение земли, лесов, угодий — 0,75%.
Само количество дел соответственно уменьшилось за последний год на 22 и 32,8%. Свыше 90% нарушителей наказываются в административном порядке.
Отмечается неоправданное потакание преступным злоупотреблениям. Оно имеет место даже в регионах с предельно критической экологической обстановкой. В Свердловской области по 308 выявленным грубым нарушениям в 1995 г. в суды было направлено лишь два дела, в Красноярском крае и Архангельской области, где зарегистрировано соответственно 224 и 321 такое нарушение, в суды дела вообще не направлялись.
Россия нуждается сегодня в плановых скоординированных действиях органов власти и управления в центре и на местах, в упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих служб, мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-экологическом воспитании населения.
98.02.046. ЕРМАКОВ В.Д., ЖЕВЛАКОВ Э.Н. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ДЕЛИКТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - С. 7-17.
Экологические правонарушения относятся к категории наиболее распространенных. Так, в России ежегодно насчитывается только зарегистрированных нарушений правил охоты до 70 тыс. в год, нарушений правил рыболовства — в 2 раза больше. По данным исследователей, общее число преступных занятий рыбным промыслом достигает 12 млн. в год. Шестизначными цифрами исчисляется . количество регистрируемых нарушений правил землепользования, случаев загрязнения природной среды. Улавливается и обезвреживается лишь 76% от общего количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух, 82% сбрасываемых вод не подвергается очистке. Почти половина подаваемой населению питьевой воды не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
При всей недостоверности статистической картины экологических преступлений и иных правонарушений авторы делают вывод, что из года в год число их увеличивается. Наблюдается резкое снижение судимости практически по всем видам экологической преступности.
В статье представлены развернутые таблицы (1990-1995) количества экологических преступлений (по статьям УК); количества
лиц, совершивших эти преступления; ежегодные изменения количества экологических преступлений, а также число осужденных за преступления в сфере экологии.
Анализ показывает, что практика применения уголовного законодательства все еще не отвечает требованиям борьбы с экологическими правонарушениями. Общий уровень применения уголовного закона остается низким. В целом до 90% нарушений природоохранительного законодательства наказывается в административном порядке. Каждое 4-5 дело необоснованно прекращается.
Важнейшими направлениями в обновлении действующего уголовного природоохранительного законодательства, считают авторы, является усиление его превентивной роли, дальнейшую гуманизацию с одновременным учетом новых опасных методов совершения экологических преступлений, новых видов этих посягательств, возрастания их общественой опасности, качественного изменения экологической преступности, требований международноправовых норм о правах и свободах человека на жизнь, здоровье, экологически благоприятные условия развития.
98.02.047. ЕРМАКОВ В.Д., ОСИПОВ Г.И., ХОДЫРЕВСКИЙ С.М. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ. - С. 17-27.
Анализ официальных сведений и материалов Минприроды РФ, Межведомственной комиссии по экологической безопасности, сообщений средств массовой информации позволяет авторам сделать вывод о продолжающемся ухудшении экологической обстановки в районах дислокации войск и росте негативного влияния их деятельности на состояние окружающей природной среды.
Экологические проблемы Вооруженных сил накапливались десятилетиями, когда их деятельность была закрытой, а гоударственный экологический контроль не осуществлялся.
В настоящее время, отмечают авторы, основные из этих проблем связаны с радиоактивным загрязнением территорий, уничтожением и утилизацией вооружения и военной техники, ракетно-космической деятельностью, загрязнением почвы, поверхностных и подземных вод нефтепродуктами, а также производственной и строительной деятельностью, которая в
последние годы усилилась в связи с размещением войск, выведенных с зарубежных территорий, и др. Из наиболее опасных загрязнений окружающей среды различными структурами, находящимися в ведении Минобороны РФ, выделяются следующие: загрязнение отходами отработанного ядерного топлива и радиоактивными отходами на береговых и технических базах в море, авариями атомных подводных лодок; испытания атомного оружия; падение отделяющихся частей ракет-носителей с остатками компонентов жидкого ракетного топлива; хранение и уничтожение запасов химического оружия; пролив и утечка горюче-смазочных материалов и иные факторы в деятельности Вооруженных сил, негативно влияющие на экологическую обстановку.
Авторы, анализируя нормативно-правовые акты по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в частях и соединениях, пишут о необходимости совершенствования экологического законодательства, повышения роли военной прокуратуры в этой вопросе, наделения Минобороны РФ функцией обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных сил.
98.02.048. БОГОЛЮБОВ С.А. О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В ЭКОЛОГИИ,- С. 27-33.
Основными целями правовой реформы в экологии, по мнению автора, должны стать обеспечение оздоровления окружающей среды в интересах человека и экологической безопасности общества с помощью правовых средств. В первую очередь нуждаются в реформировании экологические нормы российского законодательства по следующим направлениям: собственно экологическое законодательство; природоресурсовое (земельное, горное, водное, лесное, о животном мире, об атмосферном воздухе); другие отрасли законодательства (административное, финансовое, налоговое и др.).
Общими принципами реформирования экологических норм, считает автор, являются: признание приоритетности экологии перед экономикой; полное открытие экологической информации; создание экономического механизма охраны окружающей природной среды и сохранение в то же время государственных мер воздействия на загрязнителей; комплектование системы государственных органов, уполномоченных за охрану окружающей среды, во главе с
координирующим органом; соединение всех звеньев организации, контроля и наложения взысканий в этом механизме охраны окружающей среды; публичность осуществления основных властных и контрольных полномочий и др.
Еще более актуальной является проблема применения экологического законодательства исполнительными органами. Правовая реформа управленческой деятельности в области экологии означает: соблюдение исполнительными органами экологических требований законов, постановлений самой исполнительной власти; спрос с чиновников за соблюдение требований правовых актов в области экологии; контроль за применением экологического законодательства; обучение должностных лиц и граждан применению и соблюдению норм экологического права и др.
98.02.049. БЕДНЫЙ О.П. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ. - С. 5-67.
Принципиальные подходы к разграничению функций и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в решении природоохранных задач сформулированы в ст.76 Конституции РФ. Однако далеко не всегда удается обеспечить последовательность создания законодательной базы по схеме, установленной Конституцией РФ: конституционный федеральный закон —
федеральный закон — закон субъекта РФ. Это особенно характерно для республик в составе Российской Федерации, располагающих запасами высоко оцениваемых на мировом рынке природных ресурсов, — нефти, золота, алмазов и др. Республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), пользуясь несовершенством федерального законодательства, постарались в собственных законах обеспечить себе максимум суверенитета в части использования природных ресурсов.
В связи с этим автор отмечает, что принятые к настоящему времени законы, регулирующие порядок природопользования и устанавливающие экологические требования, имеют ряд недостатков. К их числу, в первую очередь, относятся: нечеткое определение правового статуса и порядка использования природных ресурсов федерального, регионального и местного значения; декларативность
ряда юридических норм, связанная с отсутствием адресности и указания ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой и др.) за невыполнение установленных экологических требований; противоречия между различными законами по отдельным правовым положениям. Исходя из этого, делается вывод, что действующее экологическое законодательство требует большой и длительной работы по его совершенствованию. Разрешить эту проблему, по мнению автора, можно, действуя по двум направлениям. Первое — это дальнейшая работа по формированию системы федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам природопользования и охраны окружающей среды Второе направление — это заключение федеративного договора между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по охране окружающей среды.
Е. В. Алферова