Научная статья на тему '98. 02. 040. Сулье Ш. Анатомия философских вкусов. Soulie Ch. Anatomie du gout philosophique//Actes de la recherche en Sciences sociales. - P. , 1995. - n 109. - P. 3- 28'

98. 02. 040. Сулье Ш. Анатомия философских вкусов. Soulie Ch. Anatomie du gout philosophique//Actes de la recherche en Sciences sociales. - P. , 1995. - n 109. - P. 3- 28 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ФРГ ФРАНЦИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 040. Сулье Ш. Анатомия философских вкусов. Soulie Ch. Anatomie du gout philosophique//Actes de la recherche en Sciences sociales. - P. , 1995. - n 109. - P. 3- 28»

241

98.02.040. СУЛЬЕ Ш. АНАТОМИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВКУСОВ. SOULIE Ch. Anatomie du gout philosophique//Acte s de la recherche en sciences sociales. - P., 1995. - N 109. - P.3-28.

В статье Шарля Сулье обсуждаются ориентации и предпочтения французской системы философского образования в свете результатов исследования, проведенного в нескольких (главным образом парижских) университетах.

Автор отмечает, что количество студентов-философов во французских университетах чрезвычайно мало: в 1990 г. здесь было выдано менее 2% всех дипломов по гуманитарным наукам (для сравнения: по социологии было выдано 5%, по истории - 14% всех дипломов). На философских факультетах меньше всего женщин, как среди студентов, так и среди преподавателей.

Репутация философии как интеллектуальной дисциплины длительное время привлекала выпускников с высоким уровнем школьных достижений. Однако в последнее время стала наблюдаться общая тенденция снижения интереса к чисто гуманитарному знанию. Сегодня лучшие ученики обращаются к естественным наукам, предпочитают экономические и социальные дисциплины. Значительное увеличение числа учащихся, получающих степень бакалавра, распространение преподавания философии в классах неспециализированных направлений не повысили ее привлекательности, а, напротив, серьезно осложнили обучение этой дисциплине публики, по своему социальному происхождению достаточно далекой от доминирующих культурных ценностей. Сегодня философия занимает промежуточное положение: с одной стороны, ее теснят другие гуманитарные дисциплины, с другой -она отчасти продолжает привлекать к себе контингент учащихся, достаточно высокий по своим интеллектуальным качествам.

Среди студентов-философов можно выделить три основные группы (численные оценки приблизительны): 1) поступившие непосредственно в университет и не имеющие никаких других дипломов составляют 50% (группа разнообразна по социальному составу); 2) выпускники подготовительных отделений - 40% (группа с относительно высоким социально-профессиональным статусом родителей и небольшим количеством выходцев из рабочей среды, успешно преодолевших все

242

этапы школьной селекции); 3) поступившие с другим дипломом о высшем образовании - 10%. 45% от общего числа учащихся рассчитывают в дальнейшем избрать педагогическую карьеру, 21% -заняться чем-то иным, 34% - не ответили на вопрос. Среди студентов, предполагающих посвятить себя преподавательской деятельности, выходцы из рабочей среды или среднего класса составляют 65%, выходцы из более привилегированных слоев - 34%. Выходцы из рабочей среды рассматривают преподавательскую деятельность как определенную социальную карьеру, а выходцы из привилегированных слоев выбирают в будущем профессиональные ориентации - работу в СМИ, политической, творческой сферах и т.п. Детей преподавателей больше всего среди тех, кто хотел бы стать в дальнейшем артистом, писателем, кинематографистом. Дети высших служащих, коммерсантов и представителей либеральных профессий в большей степени стремятся к профессиям журналиста, критика или администратора.

Для получения диплома первой ступени высшего образования (мэтриз) студенты должны подготовить и защитить работу объемом приблизительно в 100 страниц. Они сами выбирают тему и преподавателя-руководителя. Все выбираемые темы условно можно разбить на четыре группы, относящиеся к: каноническим авторам (Кант, Спиноза, Гегель, Платон, Декарт, Аристотель, Лейбниц и др.); неканоническим авторам (Ницше, Руссо, Маркс, Монтень, Паскаль, Кьеркегор и др.); философам XX в. (Хайдеггер, Гуссерль, представители аналитической философии, Сартр, Фуко и др.); темам, выходящим за рамки истории философии (эстетика, политика, мораль, психоанализ и др.). 65,3% студентов избирают темы по истории философии, причем среди них абсолютное большинство тех, кто уже показал высокие учебные достижения. Менее одаренные и более старшие по возрасту сокурсники выбирают, как правило, менее академически престижные темы, не относящиеся к истории философии.

Выбор философской классики не случаен. Он отражает устремления тех, для кого мэтриз - промежуточная ступенька к дальнейшему образованию и получению последующих дипломов. Анализ тем, предлагавшихся на экзамене следующей ступени, показывает неизменное присутствие определенного числа тем из философской

243

классики. Поэтому выбор канонического философа есть выбор долгосрочно оправданного академического проекта. Этот выбор единственно возможен для тех, кто собирается в дальнейшем профессионально заняться философией и утвердиться на этом поприще. Знание истории собственной дисциплины составляет специфический капитал французского философа, и большое число преподавателей французской высшей школы могут считаться специалистами именно в этой области.

Как пишет один из исследователей: «Целые области современной философии систематически игнорируются французской высшей школой. Многие студенты, даже из числа лучших, ничего или почти ничего не знают о Венском кружке. Предпринимаются основательные предосторожности, чтобы защитить молодые души от «позитивистских» или «эмпирицистских» соблазнов. Французская философская культура отличается определенным пренебрежением к англосаксонской мысли и естественнонаучному подходу в искусстве поисков истины» (цит.по: с.11). Именно из истории философии заимствуются методы, риторические обороты, язык и мыслительные схемы, «позволяющие с легкостью рассуждать на любые темы, не затрудняясь отсутствием какого-либо позитивного знания о них» (там же). (Авторы отмечают, что в 1991 г. на устном экзамене «агрегасьон» предлагались следующие темы : «Чему мы можем научиться у животных?», «Понятие наивного искусства», «Авторитет», «В чем смысл коллекционирования?», «Экономика и политика», «Праздник», «Грациозное», «Личный дневник», «Альтруизм», «Математика и реальность», «Горе побежденным», «Скука», «Чистота чувств», «Секрет», «Является ли политика по сути своей аморальной», «Бедность» и т.п.). Умение подкреплять свои высказывания цитатами из Канта, Аристотеля, Гегеля, Гуссерля и т.д. позволяет придать им тот авторитет, которым обладают в общественном сознании идеи этих авторов.

Наличие большого числа специалистов по истории философии, посвятивших свою жизнь изучению одного или нескольких авторов, оказывает мощное цензурирующее и контролирующее влияние на всех деятелей философского поля. Как пишет один из исследователей: «История философии обеспечивает определенную гигиену в

244

интеллектуальной жизни страны, если уж не выполняет роль своего рода полиции... Это секретная полиция никогда не повышает свой голос, лишь изредка прибегает к разоблачениям, но самого ее присутствия достаточно, чтобы квалифицировать или дисквалифицировать чьи-либо громкие высказывания. Она устанавливает минимальные критерии респектабельности для всякого, кто пытается осмыслить некоторую проблему в свете истории философии. Она позволяет высказываться лишь тем, кто обладает элементарными историческими знаниями, не позволяя воспроизводить избитые схемы: если некто приводит знаменитое высказывание Декарта о «правителях и хозяевах Природы», ссылаясь как на источник на его «Принципы» (а не на 6-ю часть «Рассуждений о методе», что имеет место в действительности), этого будет достаточно для того, чтобы заподозрить говорящего в том, что от него не услышишь ничего, кроме банальностей» (цит.по: с.12).

Поразительно, что даже философы, максимально отошедшие от университетской ортодоксии, продолжают обильно цитировать наиболее престижных канонических мыслителей и зачастую имеют в своем активе немало работ по истории философии, которые позволили им завоевать первоначальную легитимность. Так, Ж.Делёз является автором исследований о Юме, Бергсоне, Канте, Ницше, а Ж.Деррида - о Гуссерле.

Отношение к канону у студентов, желающих продать свои философские знания на философском рынке, значительно отличается от отношения к нему у тех, кто ориентируется на журналистику, искусство и т. п. Последние выбирают, как правило, менее канонические, более «экзотические» темы. Если же они обращаются к признанным философским авторитетам, то скорее всего это будет один из трех «мастеров разоблачения» - Маркс, Ницше или Фрейд. Наиболее каноническим из этой троицы является Ницше, которому, несмотря на его иррационализм и литературность стиля, отсутствие системы, в экзаменационных испытаниях отводится относительно много места. Эту уступку современности экзаменационные жюри делают, по-видимому, потому, что на идеи Ницше часто ссылаются такие представители современной французской философии, как Делёз, Фуко и Деррида.

На основе общих ценностей вырабатывается выходящее за рамки частных идеологических расхождений единство представителей

245

дисциплины, основанное на общих референциях и общей иерархии авторов и предметов. В соответствии с этой иерархией Кант важнее Юма, метафизика глубже эстетики и т. п. Среди философов существует настоящий фетишизм дипломов, и удивительно, что даже через 40-50 лет после защиты университетские преподаватели помнят, какое место они или их коллеги заняли по результатам сдачи соответствующих экзаменов, относительно которых они продолжают измерять различные философские «величины» и претензии (с.14).

Таким образом, на одном полюсе располагаются наиболее легитимные темы, касающиеся канонических авторов и вопросов метафизики и теории познания. Их выбирают, как правило, студенты-мужчины с высокими академическими достижениями. На другом полюсе - темы, относящиеся к академически менее признанным авторам, вопросам эстетического, практического или психологического свойства, которые выбирает группа с наибольшим количеством женщин, менее высокими школьными достижениями и зачастую пришедшая в эту сферу из иных профессиональных сфер. То же социальное расслоение прослеживается и на более тонких уровнях, например между группами, выбирающими из философии XX в. экзистенциализм (более литературного характера) или философию Хайдеггера и Гуссерля (более интеллектуальную). Если Сартр привлекает по преимуществу учеников выпускных классов средних учебных заведений, то выбор Хайдеггера или Гуссерля (последний считается более сложным автором, чем Хайдеггер) расценивается как свидетельство достаточной философской солидности студента.

Студенты, избирающие темы по эстетике, истории искусства, являются, как правило, выходцами из наиболее привилегированных слоев, причем среди них выше процент парижан и женщин. В особенности это касается философии музыки. Темы по философии науки выбирают, как правило, студенты, обратившиеся к философии после изучения естественнонаучных дисциплин.

В заключение автор замечает, что дополнительные исследования говорят о представительности результатов, изложенных выше, для характеристики положения в «философии по-французски» в целом. Хотя философия и считает себя наиболее трансцендентной в кругу

246

академических дисциплин, она тоже тесно связана с «бессознательным культуры», в значительной степени отражающим содержание школьного образования.

Л.П.Мордвинцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.