РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.01.001-98.01.048
МОСКВА 1998
создания крупнейших в мире хранилищ радиоактивных веществ; испытания ядерного оружия (Новая Земля, Семипалатинский полигон).
Прокурорские проверки проводятся, как правило, при наличии соответствующей информации о нарушениях законодательства о радиационной безопасности, об авариях, утечках радиации, облучениях персонала и населения. Информация может быть получена от органов федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), органов государственного экологического контроля, Госсанэпиднадзора, администраций АЭС, из средств массовой информации, от общественных экологических объединений и других источников.
В заключение следует отметить, что при проведении проверок в первую очередь подлежат анализу сведения о нарушениях законодательства, которые поступили в прокуратуру. Это может быть информация о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей должностными лицами органа контроля и надзора, об уклонении от проведения проверок, о непринятии мер к устранению правонарушений, о превышении полномочий при наложении административных взысканий, об отсутствии контроля за исполнением предписаний и постановлений соответствующими должностными лицами предприятий и организаций, которым они были направлены.
ЛЛ.Ананиан
98.01.047. ЧУФАРОВСКИЙ Ю.В. ПСИХОЛОГИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТАКТОВ С СУБЪЕКТАМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ / Ассоц. рос. работников правоохран. органов. — М.: Право и закон, 1996. - 125 с. - Библиогр. с 122-123.
В книге рассматриваются практические аспекты применения психологических знаний в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Освещаются приемы и способы установления контактов, добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее.
Знание психических закономерностей и применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов, пишет автор, облегчают труд сотрудника
правоохранительных органов, помогают ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т.д.
Знание психологии исключительно важно для установления истины. Знание психологии дает возможность контролировать познавательные, волевые и эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы у других лиц, правильно принимать решения и т.п. В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов1 главное — работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д. Приобретение психологических знаний становится необходимостью для оперативного состава правоохранительных органов, и в частности в оперативно-розыскной деятельности.
Постоянное общение с людьми, являющимися носителями отрицательных психических качеств, необходимость выяснять факты и обстоятельства, вызывающие отрицательные эмоции, - все это существенно затрудняет процесс познания и может привести к ошибкам. Закономерности психологической науки облегчают разработку мер, устраняющих или существенно снижающих действие отрицательных условий познания, создание таких условий деятельности, которые будут гарантировать от ошибок при восприятии, оценке фактов со стороны сотрудников правоохранительных органов. Для установления истины необходимо не только знать, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них, с тем чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими. Для осуществления такого воздействия необходимы значительные психологические знания. Знание психологических особенностей правонарушителей и причин
' Здесь и далее под сотрудниками правоохрантельных органов понимаются оперативные работники этих органов.
28-3846
совершения ими правонарушений имеет большое значение для совершенствования оперативно-разыскной деятельности и расследования преступлений, а также для повышения их эффективности.
Основным определяющим компонентом структуры деятельности дознавателя и следователя, пишет автор, является их познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых ими полностью восстанавливаются прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно в процессе оперативно-розыскной деятельности и следствия производится процесс создания модели прошлого события преступления.
Деятельность сотрудников правоохранительных органов, указывает автор, тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Особенность установления истины при осуществлении дознания, а затем следствия заключается в том, что надо восстанавливать факты, действия, которые можно выявить во многих случаях только через свидетельства лиц, бывших их очевидцами или участниками. При воспроизводстве фактов, суждений, выводов об обстоятельствах конкретного преступного события у лиц, через которых устанавливаются эти важные для решения конкретного дела факты, происходят, как правило, сложные психические процессы воспоминания, узнавания, решения поставленных дознавателем или следователем задач. Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным или неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия. Задача состоит в разработке таких путей воздействия на лиц, свидетельствующих о фактах для восстановления объективной истины в событиях прошлого, взаимоотношениях причинно-следственных и иных связей по материалам дела, которые бы помогли активизации психической деятельности этих лиц и гарантировали
219
98.01.047
полноту и правильность воспроизведения фактов, интересующих органы дознания.
На практике, однако, сложность процесса установления истины при осуществлении дознания и следствия этим не ограничивается. Как правило, в большинстве случаев уголовные дела представляют собой очень замысловатое переплетение самых различных подчас противоположных интересов тех лиц, через которых дознание, а затем и следствие должны устанавливать истину о событиях и фактах. В жизни это противоречие интересов иногда приводит к тому, что некоторые лица сознательно, умышленно не сообщают известные им сведения, а очень часто искажают их.
Поэтому в оперативно-розыскной деятельности, в процессе установления истины приходится не только помогать в воспроизведении фактов, но и добиваться разоблачения заведомо ложных показаний. Здесь психологические методы воздействия создают условия для получения от всех указанных в имеющихся материалах лиц правильной и полной информации о фактах, конкретных событиях, интересующих органы дознания, а затем, возможно, и следствие обеспечивающих необходимое воздействие на лиц, которые умышленно хотят скрыть правду от дознания и следствия, зачастую передают ложную информацию.
При помощи психологических методов воздействия в процессе ведения дознания и следствия выполняется воспитательная функция, безусловно, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т.д.
Следует отметить, что существует ряд принципов, без предварительного учета которых цели воздействия в процессе осуществления дознания и следствия не могут быть достигнуты. 1. Воздействие должно осуществляться с учетом конкретных особенностей личности. Методы психологического воздействия дают нужные результаты лишь в том случае, если учитывать не только совокупность психических свойств и качеств личности вообще, но и психическое состояние личности в данное конкретное время. 2. Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерности психики человека, ее развитие. 3. Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться. 4. Положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться. 5. Воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными 28*
правомочиями, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие. 6. При планировании воздейстия должна быть выявлена и учтена вся структура воздействия на данную личность. 7. При воздействии обязательно учитываются внешние условия, в которых оно осуществляется. 8. Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие. 9. Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается. 10. При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено.
В заключение анализируются основные методы психологического воздействия, к которым автор относит убеждение, принуждение, внушение, а также метод постановки и варьирования мыслительных задач.
Л.Л.Ананиан
98.01.048. МОСКАЛЬКОВА Т.Н. ЭТИКА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ: (Стадия предварит, расследования). - М.: СПАРК, 1996. - 125 с.
В монографии рассматриваются концептуальные аспекты уголовно-процессуального доказывания. Раскрываются сущность и содержание этических основ деятельности прокурора, следователя, дознавателя, предлагаются пути и средства усиления нравственных начал в работе по расследованию преступлений. В работе содержится глубокий анализ теории нормативно-правового материала и правоохранительной практики по рассматриваемому вопросу в условиях современного этапа развития общества.
Уголовно-процессуальное доказывание, пишет автор, осуществляется не только на основе правил, указанных в законе, но и с соблюдением нравственных требований, т.е. общечеловеческих правил поведения, определяемых нормами морали, сложившимися на протяжении всей истории человеческой цивилизации и отражающими непреходящие, извечные идеалы человека. Этика уголовно-процессуального доказывания, продолжает он, - это