РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.01.001-98.01.048
МОСКВА 1998
типичных конфликтных ситуаций в предпринимательской деятельности.
В книге подробно рассматриваются иные государственные преступления, посягающие на экономику, исследуются понятие и виды этих преступлений. Освещаются преступления, посягающие на исключительную компетенцию России в сфере международного оборота товаров и иных предметов, изъятых из свободного обращения, а также преступления против кредитно-денежной системы. В работе исследуются преступления против собственности, понятие и виды этих преступлений, рассматриваются понятие, формы и виды хищений имущества. Освещаются также иные виды неправомерного завладения или пользования имуществом и преступления против собственности, выражающиеся в уничтожении или повреждении имущества. В заключение анализируются хозяйственные преступления, понятие и виды этих преступлений. Специальное внимание уделяется рассмотрению преступлений в сфере финансов, ценообразований и цен, предпринимательства, а также преступлений в сферах распределения и производства.
ЛЛ.Ананиан
98.01.046. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИИ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ: (Метод, пособие) / Ермаков В.Д., Жевлаков Э.Н., Кудрявцева Е.С. и др.; Под общ. ред. Ермакова В.Д.; НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре Рос. Федерации. - М.: Анкил, 1996. - 92 с. - Библиогр.: с.87-89.
В книге подробно излагается методика проведения прокурорских проверок исполнения органами государственной власти, управления и местного самоуправления, специально уполномоченными органами государственного экологического контроля законодательства об охране окружающей среды от загрязнения. Анализируются вопросы участия прокурора в рассмотрении материалов о противоправном загрязнении окружающей среды, прокурорского надзора за расследованием дел этой категории.
Необходимость выхода из крайне обостренной экологической ситуации, кризиса законности в сфере охраны окружающей среды,
213
98.01.046
пишут авторы, придает все более важное значение функциям прокураторы по надзору за исполнением законодательства в этой сфере, укреплению различных форм сотрудничества с контролирующими и правоохранительными органами.
В книге дается общая характеристика загрязнения окружающей природной среды России, рассматриваются задачи прокурорского надзора по исполнению законодательства с сфере охраны окружающей природной среды от загрязнения, основания для прокурорских проверок и источники информации о нарушениях законодательства в этой сфере. На основе изучения материалов контролирующих органов, прокурорских проверок, анкетирования прокуроров анализируются экологические правонарушения, причины и обстоятельства, способствующие им. Авторы обобщили опыт прокурорских проверок природоохранных прокуратур, привлечения к проведению таких проверок специалистов, работающих в сфере охраны окружающей среды.
В книге указывается, что прокуроры должны уделять большое внимание выполнению экологических требований законодательства государственными органами, на которые возложены функции экологического контроля. В этой связи авторами подробно анализируются функции, задачи, права, обязанности этих органов.
В работе приводятся перечень федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих экологические функции, рекомендуемые списки законов, других нормативных актов, а также литературы по вопросам охраны окружающей природной среды.
Неудовлетворенность экологической обстановкой в стране, пишут авторы, постоянно порождает в средствах массовой информации, научных кругах и во властных структурах дискуссии, заканчивающиеся в числе прочих предложениями о ликвидации надзорных функций прокуратуры. Такая позиция, указывают они, отражает крайне поверхностный взгляд на решение проблемы.
В соответствии с действующим законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"' повышении эффективности прокурорской деятельности должно идти прежде всего за счет
' Здесь и далее нормы и положения закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" приводятся в редакции федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, 1995, 25 ноября.
усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органами государственного экологического контроля и надзора (территориальным органам Минприроды, Госкомсанэпиднадзору, Госатомнадзору и др.), и активного требования от этих органов проведения самостоятельных проверок, выделения специалистов для участия в прокурорских проверках, установления с ними делового сотрудничества. Основное внимание при этом надо сконцентрировать на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений.
Особое внимание следует уделить пресечению нарушений законов, направленных на обезвреживание токсических отходов, предотвращение распространения радиоактивных химических, бактериологических и других опасных веществ и материалов, обеспечение экологической безопасности при их захоронении или утилизации.
Анализ практики правоохранительных органов и специализированных органов государственного экологического контроля и охраны природы показал, что применялись и применяются в основном уголовно-правовые и администативно-правовые нормы об ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов. Так, за незаконное занятие рыбным промыслом в 1993 г. осуждены 1185 человек, за незаконную охоту - 388, за незаконную порубку леса - 408. В общей структуре судимости осужденные за эти преступления в 1983-1993 гг. составили, соответственно, 68,8%, 23,5 и 6%. Нормы же, предусматривающие ответственность за причинение вреда окружающей среде и экологической безопасности населения, применяются очень редко (1,4% от общего числа осужденных за экологические преступления в 1983-1993 гг.) Зачастую к виновным в совершении опасных экологических преступлений судами применяются необоснованно мягкие меры наказания, либо они вообще освобождаются от уголовной ответственности. Так, наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для определения вида наказания, переход к более мягкому наказанию, чем предусмотрено санкцией, условное осуждение, отсрочка исполнения приговора, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (до исключения его из УК в 1993 г.) составили по изученным делам 83%. Следовательно, практика применения уголовного закона не отвечает требованиям
борьбы с загрязнением природной среды и возросшей общественной опасности этих преступлений, на что прокурорским работникам необходимо обратить самое серьезное внимание.
Причины редкого применения закона, пишут авторы, видятся не только в недостатках следствия, слабой технической оснащенности экспертных учреждений, несовершенстве законодательства, но прежде всего — в недооценке общественной опасности данных преступлений и отсутствии надлежащей экономической основы для оздоровления окружающей среды без применения репрессивных мер. Техническую отсталость и нищету не преодолеть уголовно-правовыми средствами. В тех же случаях, когда окружающая среда губится умышленно или вследствие халатности, грубой ошибки и недисциплинированности, применение закона должно, по мнению авторов, быть бескомпромиссным.
Борьба с экологическими правонарушениями, включая и загрязнение природной среды, была бы намного результативней, если бы природоохранительные, правоохранительные, властные и общественные органы на региональном уровне согласовали свою работу, налаживали взаимодействие. Координирующую роль должны взять на себя прокурорские работники, в соответствии со ст. 8 закона "О прокуратуре Российской Федерации", возложившего функции координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью на прокуратуру. Предстоит усилить работу по профилактике нарушений законодательства об охране чистоты вод, земель, атмосферного воздуха. Следует повысить роль прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением международных обязательств России по охране пограничных рек и морей, атмосферы, озонового слоя и в решении других глобальных экологических проблем. Очевидна необходимость развития межгосударственного сотрудничества по линии прокуратур стран СНГ.
Как уже отмечалось выше, одной из наиболее серьезных экологических проблем в Российской Федерации, требующих активной реакции прокурорских работников, является проблема радиоактивного загрязнения окружающей природной среды. По оценке специалистов, Россия - самая загрязненная радиоактивными веществами страна в мире. Это результат ряда крупных аварий на соответствующих предприятиях (Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк", "Томск-7" и др.); сбрасывание радиоактивных отходов в окружающую среду и создания свалок радиоактивных отходов;
создания крупнейших в мире хранилищ радиоактивных веществ; испытания ядерного оружия (Новая Земля, Семипалатинский полигон).
Прокурорские проверки проводятся, как правило, при наличии соответствующей информации о нарушениях законодательства о радиационной безопасности, об авариях, утечках радиации, облучениях персонала и населения. Информация может быть получена от органов федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), органов государственного экологического контроля, Госсанэпиднадзора, администраций АЭС, из средств массовой информации, от общественных экологических объединений и других источников.
В заключение следует отметить, что при проведении проверок в первую очередь подлежат анализу сведения о нарушениях законодательства, которые поступили в прокуратуру. Это может быть информация о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей должностными лицами органа контроля и надзора, об уклонении от проведения проверок, о непринятии мер к устранению правонарушений, о превышении полномочий при наложении административных взысканий, об отсутствии контроля за исполнением предписаний и постановлений соответствующими должностными лицами предприятий и организаций, которым они были направлены.
ЛЛ.Ананиан
98.01.047. ЧУФАРОВСКИЙ Ю.В. ПСИХОЛОГИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТАКТОВ С СУБЪЕКТАМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ / Ассоц. рос. работников правоохран. органов. — М.: Право и закон, 1996. - 125 с. - Библиогр. с 122-123.
В книге рассматриваются практические аспекты применения психологических знаний в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Освещаются приемы и способы установления контактов, добывания необходимой информации, оценки личности и воздействия на нее.
Знание психических закономерностей и применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов, пишет автор, облегчают труд сотрудника