Научная статья на тему '98. 01. 028. Межэтнический мир Прикамья: опыт этнополит. Деятельности администрации Перм. Обл. /РАН. Центр по изуч. Межнац. Отношений ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая, администрация Перм. Обл. ; сост. : боев B. C. , Белоусова В. В. , Сергеева C. B. и др. ; отв. Ред. Дубова H. A. - М. : старый САД, 1996. - Т. 1. - 215 с. ; Т. 2. -229 с'

98. 01. 028. Межэтнический мир Прикамья: опыт этнополит. Деятельности администрации Перм. Обл. /РАН. Центр по изуч. Межнац. Отношений ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая, администрация Перм. Обл. ; сост. : боев B. C. , Белоусова В. В. , Сергеева C. B. и др. ; отв. Ред. Дубова H. A. - М. : старый САД, 1996. - Т. 1. - 215 с. ; Т. 2. -229 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ -ПРИКАМЬЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ПЕРМСКАЯ ОБЛ / ФЕДЕРАЛИЗМ -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 028. Межэтнический мир Прикамья: опыт этнополит. Деятельности администрации Перм. Обл. /РАН. Центр по изуч. Межнац. Отношений ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая, администрация Перм. Обл. ; сост. : боев B. C. , Белоусова В. В. , Сергеева C. B. и др. ; отв. Ред. Дубова H. A. - М. : старый САД, 1996. - Т. 1. - 215 с. ; Т. 2. -229 с»

РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.01.001 -98.01.042

МОСКВА 1998

содержание погребений со специальными углублениями для покойников, полное отсутствие каменных конструкций внутри погребальной ямы, использование в обряде обожженных до угольного состояния деревянных плах (с. 105).

Суммарная характеристика могильника, включающая все признаки погребального обряда по всем захоронениям, представлена (помимо словесного описания) в виде таблиц - отдельно для трупоположений и трупосожжений (табл. 54, 55; с. 167-171). Подробное обоснование достоверности и недостоверности признаков погребального обряда изучаемого могильника дается автором в "Приложении" (с. 172-180).

По общему соотношению кремаций и ингумаций, где доминируют последние, и соотношению трупоположений с северной и западной ориентировкой, где также преобладают последние, могильник у станции Романковцы, пишет Г.Ф.Никитина, следует отнести к числу памятников самого прзднего этапа существования Черняховской культуры, т.е. не ранее IV в.н.э. Предварительный анализ опорного в хронологическом отношении вещевого инвентаря также позволяет датировать рассматриваемый некрополь рамками второй половины Ш - конца IV в.н.э. (с. 106-107).

А.Е.Медовичев

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

98 01 028. МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР ПРИКАМЬЯ: ОПЫТ ЭТНОПОЛИТ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМ ОБЛ./РАН. Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. H.H.Миклухо-Маклая, Администрация Перм. обл.; Сост.: Боев B.C., Белоусова В.В., Сергеева C.B. и др.; Отв.ред. Дубова H.A. - М.: Старый сад, 1996. - Т.1. - 215 е.; Т.2. -229 с.

Развитие российского федерализма выдвигает на повестку дня особые задачи по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти

223

98.01.028

субъектов Федерации Даже самый беглый обзор и анализ содержания более чем 20 договоров, заключенных к осени 1996 г. между Российской Федерацией, с одной стороны, и 9 республиками и 14 областями (субъектами РФ), с другой стороны, свидетельствуют о недостаточном, по мнению одного из ведущих в нашей стране специалистов по межнациональным отношениям М.Н.Губогло, внимании, уделяемом в этих документах этническому фактору, особенно в его мобилизованных формах, т.е. в программах и деятельности национальных движений.

В Пермской области, где в настоящее враля проживает в общей сложности более 100 национальностей, при подавляющем большинстве русского населения, в 1991 г. в составе администрации был создан специальный Отдел по координации социально-культурной сферы и национальных проблем (ныне Отдел социальных вопросов); позднее внутри него был выделен специальный сектор по национальным вопросам, который, опираясь на крупные научные центры города - Пермский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Пермский государственный педагогический университет и др., - уже в следующем году сформулировал концепцию, а на ее основе разработал целевую комплексную Программу поддержки развития национальных культур народов Прикамья.

Для реализации Программы в 1993 г. под председательством главы администрации области, курирующим гуманитарные вопросы, был сформирован Координационный совет по национальным вопросам, в который помимо специалистов администрации вошли ведущие разработчики Программы, а также представители национальных культурных центров, районных администраций, где значительную долю составляют коми-пермяки, татары, башкиры, марийцы, удмурты и другие народы (с.22).

Круг вопросов, охватываемых Координационным советом, включает ежегодный анализ межэтнических ситуаций в различных районах области. При участии Совета неоднократно проводились и финансировались специальные социологические исследования

("Религиозные исследования в Прикамье в конце 80-х - начале 90-х годов" - 1993 г.; "Проблемы национальных отношений в условиях перехода к рынку (региональные особенности)" - 1993-1994 гг.).

Во время сбора материалов по теме "Характеристика этносоциальных процессов в Пермской области в условиях перехода к рынку" (1993-1995) сотрудники Института этнологии и антропологии РАН обратили внимание на проработанность Координационным советом многих вопросов политики в этой области. Важным результатом совместной работы исследователей и представителей администрации области стала подготовка публикации имеющихся документов и материалов, по своему значению не ограничивающихся пределами Пермской области. В первую очередь из них могут быть названы "Концепция возрождения и развития народов Прикамья", "Целевая комплексная программа поддержки развития национальных культур народов Прикамья" и ряд других, построенных не по принципу принадлежности народов к той или иной языковой семье, а по принципу совместного проживания на единой территории. Это выгодно отличает пермский опыт от аналогичных программ, разработанных на федеральном уровне, но построенных на этноязыковой основе.

Кроме того, как отметил М.Н.Губогло, в отличие от проекта федерального закона "О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором не нашлось места для оценки роли этнического и этнокультурного факторов, в Пермско-Коми-Пермяцком договоре особо выделены две нормы. Согласно одной из них, "Коми-Пермяцкому автономному округу обеспечивается представительство в органах государственной власти Пермской области", а согласно второй - "Коми-Пермяцкий автономный округ утверждает и содержит за счет средств округа полномочного представителя при администрации Пермской области" (с. 11).

Т. Б. Уварова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.