РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.01.001 -98.01.042
МОСКВА 1998
содержание погребений со специальными углублениями для покойников, полное отсутствие каменных конструкций внутри погребальной ямы, использование в обряде обожженных до угольного состояния деревянных плах (с. 105).
Суммарная характеристика могильника, включающая все признаки погребального обряда по всем захоронениям, представлена (помимо словесного описания) в виде таблиц - отдельно для трупоположений и трупосожжений (табл. 54, 55; с. 167-171). Подробное обоснование достоверности и недостоверности признаков погребального обряда изучаемого могильника дается автором в "Приложении" (с. 172-180).
По общему соотношению кремаций и ингумаций, где доминируют последние, и соотношению трупоположений с северной и западной ориентировкой, где также преобладают последние, могильник у станции Романковцы, пишет Г.Ф.Никитина, следует отнести к числу памятников самого прзднего этапа существования Черняховской культуры, т.е. не ранее IV в.н.э. Предварительный анализ опорного в хронологическом отношении вещевого инвентаря также позволяет датировать рассматриваемый некрополь рамками второй половины Ш - конца IV в.н.э. (с. 106-107).
А.Е.Медовичев
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
98 01 028. МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР ПРИКАМЬЯ: ОПЫТ ЭТНОПОЛИТ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМ ОБЛ./РАН. Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. H.H.Миклухо-Маклая, Администрация Перм. обл.; Сост.: Боев B.C., Белоусова В.В., Сергеева C.B. и др.; Отв.ред. Дубова H.A. - М.: Старый сад, 1996. - Т.1. - 215 е.; Т.2. -229 с.
Развитие российского федерализма выдвигает на повестку дня особые задачи по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти
223
98.01.028
субъектов Федерации Даже самый беглый обзор и анализ содержания более чем 20 договоров, заключенных к осени 1996 г. между Российской Федерацией, с одной стороны, и 9 республиками и 14 областями (субъектами РФ), с другой стороны, свидетельствуют о недостаточном, по мнению одного из ведущих в нашей стране специалистов по межнациональным отношениям М.Н.Губогло, внимании, уделяемом в этих документах этническому фактору, особенно в его мобилизованных формах, т.е. в программах и деятельности национальных движений.
В Пермской области, где в настоящее враля проживает в общей сложности более 100 национальностей, при подавляющем большинстве русского населения, в 1991 г. в составе администрации был создан специальный Отдел по координации социально-культурной сферы и национальных проблем (ныне Отдел социальных вопросов); позднее внутри него был выделен специальный сектор по национальным вопросам, который, опираясь на крупные научные центры города - Пермский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Пермский государственный педагогический университет и др., - уже в следующем году сформулировал концепцию, а на ее основе разработал целевую комплексную Программу поддержки развития национальных культур народов Прикамья.
Для реализации Программы в 1993 г. под председательством главы администрации области, курирующим гуманитарные вопросы, был сформирован Координационный совет по национальным вопросам, в который помимо специалистов администрации вошли ведущие разработчики Программы, а также представители национальных культурных центров, районных администраций, где значительную долю составляют коми-пермяки, татары, башкиры, марийцы, удмурты и другие народы (с.22).
Круг вопросов, охватываемых Координационным советом, включает ежегодный анализ межэтнических ситуаций в различных районах области. При участии Совета неоднократно проводились и финансировались специальные социологические исследования
("Религиозные исследования в Прикамье в конце 80-х - начале 90-х годов" - 1993 г.; "Проблемы национальных отношений в условиях перехода к рынку (региональные особенности)" - 1993-1994 гг.).
Во время сбора материалов по теме "Характеристика этносоциальных процессов в Пермской области в условиях перехода к рынку" (1993-1995) сотрудники Института этнологии и антропологии РАН обратили внимание на проработанность Координационным советом многих вопросов политики в этой области. Важным результатом совместной работы исследователей и представителей администрации области стала подготовка публикации имеющихся документов и материалов, по своему значению не ограничивающихся пределами Пермской области. В первую очередь из них могут быть названы "Концепция возрождения и развития народов Прикамья", "Целевая комплексная программа поддержки развития национальных культур народов Прикамья" и ряд других, построенных не по принципу принадлежности народов к той или иной языковой семье, а по принципу совместного проживания на единой территории. Это выгодно отличает пермский опыт от аналогичных программ, разработанных на федеральном уровне, но построенных на этноязыковой основе.
Кроме того, как отметил М.Н.Губогло, в отличие от проекта федерального закона "О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором не нашлось места для оценки роли этнического и этнокультурного факторов, в Пермско-Коми-Пермяцком договоре особо выделены две нормы. Согласно одной из них, "Коми-Пермяцкому автономному округу обеспечивается представительство в органах государственной власти Пермской области", а согласно второй - "Коми-Пермяцкий автономный округ утверждает и содержит за счет средств округа полномочного представителя при администрации Пермской области" (с. 11).
Т. Б. Уварова