Научная статья на тему '98. 01. 014. Купарашвили М. Д. Бессознательные основы человеческого мышления. - Омск: Изд-во Омск. Гос. Ун-та, 1996. - 108 с. - библиогр. : С. 102-108'

98. 01. 014. Купарашвили М. Д. Бессознательные основы человеческого мышления. - Омск: Изд-во Омск. Гос. Ун-та, 1996. - 108 с. - библиогр. : С. 102-108 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНТУИЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ПСИХОАНАЛИЗ / УСТАНОВКА (ПСИХОЛ.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 014. Купарашвили М. Д. Бессознательные основы человеческого мышления. - Омск: Изд-во Омск. Гос. Ун-та, 1996. - 108 с. - библиогр. : С. 102-108»

98.01.014. КУПАРАШВИЛИ М.Д. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. - Омск: изд-во Омск. гос. ун-та, 1996. - 108 с. - Библиогр.: С.102-108.

Книга состоит из введения, трех глав, заключения («основные выводы») и списка литературы. В ней предпринимается попытка «выяснить основу и сущность бессознательных процессов; обратить внимание на их проявления на разных уровнях человеческой мыслительной деятельности» (с.4).

Любая форма человеческой жизнедеятельности сопровождается процессами бессознательного характера, играющими важную роль в рамках творческой активности, в любых формах мыслительных операций. Бессознательное - это основа мыслительной деятельности, попадающая в поле внимания сознания благодаря «ситуации кризиса», -посредствующему звену между осознанным и неосознанным мышлением, что, в свою очередь, дает определенное представление о механизме появления, в частности, нового знания. Без этих представлений невозможно создание ни общей теории личности, ни общей теории мышления.

В главе 1 "Бессознательные процессы" автор вводит для обозначения бессознательных и сознательных процессов, которые протекают в мозге независимо от того, знаем мы о них или нет, общее понятие «мыслительные процессы». «Исходя из того, что существуют осознанные и неосознанные мыслительные процессы, со стороны сознания в общую теорию входят чувственный и логический способы познания действительности; со стороны бессознательного - это процессы пралогические, надсознательные, подсознательные» (с.8).

Термин «бессознательное» фиксирует необходимый способ мышления. Основные, разнофункциональные уровни бессознательного: надсознательное, подсознательное, пралогическое. «Термин «бессознательное», по сути дела, фиксирует способность человека к сотворению мысли как таковой» (с.15). Это сотворение происходит вначале в форме образов, аналогий, символов, т.е. на «языке» бессознательного или на уровне «чистой формы» мысли (Пиаже). Потом происходят ее осмысление, осознание и вербализация.

Термин «подсознательное» указывает на основу всех психических состояний человека. Оно проявляется в двух видах: в виде привычных действий (привычка) и в виде комплексов, которые исследовал З.Фрейд. «Это в буквальном смысле то, что находится перед

сознанием, опережает его включение (другими словами, те же привычные действия)» (с.16).

Термин «пралогическое» обозначает те явления мышления, которые предшествовали или предшествуют возникновению сознания в историческом плане. Это - область архетипов, источник проявления и обоснования коллективного бессознательного. Исходя из вышеизложенного, автор приходит к выводу, что «тотальность бессознательных процессов предстает как основа человеческой родовой сущности» (с.17).

В рамках одной системы мышления автор пытается совместить понятия «психологическая установка» Д.Н.Узнадзе и «бессознательное» З.Фрейда. При этом бессознательное рассматривается как своеобразное продолжение теории установок, которая, в свою очередь, понимается как реальная основа, на которой возникает бессознательное на уровне человеческой психики. В схематическом виде этот процесс предстает в следующей последовательности: опережающее отражение, установка, бессознательное.

Установка - нечто пралогическое, досознательное. «Генезис бессознательного представляется следующим образом: на уровне живой материи оно представлено в виде опережающего отражения; на уровне психики, т. е. на уровне высших животных, это установка в собственном смысле, а на уровне человека - это бессознательное. Уходящее своими корнями в установку, бессознательное выступает как основа любых познавательных форм» (с.28).

В рамках проблемы мышления совместимость теории установок и бессознательного усматривается также и в наличии ситуации кризиса («ситуации познавательного кризиса»), которая прерывает поток бессознательной (автоматической) деятельности мышления. Благодаря этому прерыванию в мыслительный процесс включается сознание, которое в состоянии обнаружить и бессознательные процессы, и установку, и интуитивное знание. Однако, чтобы мышление могло двигаться дальше, на определенном этапе сознание необходимо «выключить» (отдых, сон, прогулка), надо создать ситуацию кризиса, чтобы мышление имело возможность выдавать свои результаты, полученные на уровне бессознательной, в данном случае подсознательной, деятельности. Другими словами, речь идет о двух сторонах единого процесса, обеспечивающего обмен информацией между сознанием и подсознанием: а) обеспечивается переход информации из бессознательного в сознание («включение» сознания); б)

восстанавливаются вытесненные идеи (психоанализ), - это механизм «выключения» сознания.

Установки сознательного и подсознательного мышления, по всей видимости, не могут работать вместе, в присутствии друг друга, несмотря на то, что общепсихологическая установка у них одна. В противном случае, мы имеем дело с психическим заболеванием.

В процессе решения некоторой задачи, когда отсутствуют необходимые для этого готовые знания, складывается кризисное состояние, в результате которого сознание «выключается», что приводит в действие механизм интуиции.

В главе 2 «Интуиции как специфический способ познавательной деятельности» показывается, что интуитивное решение вопроса является результатом неосознанного мышления, которое опирается на неосознанное отражение действительности, формируется в неосознанных формах мышления на основе громадной неосознанной памяти и позволяет непосредственным образом вникнуть в суть вещей и явлений. Ни органы чувств, ни тем более логический аппарат не могут опосредовать этот путь. Досознательная интеллектуальная деятельность остается рядом с сознанием, развивается параллельно с ним и, возможно, гораздо быстрее, чем само сознание. При этом автор подчеркивает, что без возникновения сознания она бы не получила такого темпа развития.

Сознание образовалось на основе мышления, которое не утратило свою биологическую сущность и «не все переросло в сознание, а, наоборот, взращивая его, мышление само стало активно им пользоваться» (с.55). Свойственные животному биологические приемы мышления у (человеческого) ребенка вытесняются в процессе его социализации. При этом они не уничтожаются, а только переходят в другую плоскость. Неосознанное мышление «знает», по всей видимости, все, что есть в осознанном мышлении. В то же время обратная связь носит неполный, фрагментарный характер. Бессознательное обладает механизмом извлечения любой необходимой информации из области осознанного мышления и, как показал психоанализ, наоборот.

Осознанной может быть только вербализованная мысль, и как только мысль «названа», она перестает быть «чистой» мыслью и становится составным элементом развернутой речи - происходит переход «чистой» мысли в форму слова (а также музыки, живописи, скульптуры).

Огромную роль в процессе мышления играет память, различаемая как память биологическая и социальная. Биологическая память является базой и накопителем неосознанной информации,

которую образуют: забытая информация, информация вытесненная и полученная в результате неосознанного отражения. Социальная память выступает как основа и хранилище сознания, является его творением и, в свою очередь, организует сознание логически. Способность доводить любую мысль до логического конца является основным моментом осознанного мышления для обеспечения доступа к биологическому хранилищу информации. Социальная память участвует в процессах обоснования и анализа. «На долю биологической памяти приходится конструкция неожиданных решений. Это основное средство их взаимосвязи» (с.70). Динамику взаимодействия социальной и биологической памяти обеспечивает ситуация кризиса, которая позволяет им пользоваться друг другом.

В главе 3 "Бессознательное: индивидуальное и коллективное" коллективное бессознательное понимается как врожденная возможность представления, которое с прадревних времен унаследовано в виде мнемотехнических образов в структуре головного мозга, а индивидуальное бессознательное - это вытеснение мысли «сразу за порогом сознания» (с.78), а также и мнемотехнические образы, т.е. врожденные возможности представления. В рамках индивидуального бессознательного присутствуют все три уровня бессознательного, а на уровне коллективного бессознательного третий, надсознательный уровень - отсутствует. Коллективное бессознательное полностью зависит от времени, социальных, экономических и политических условий, тогда как для индивидуального бессознательного это не может быть определяющим. Если способом существования индивидуального бессознательного является надсознательное, то способом существования коллективного бессознательного является пралогическое, выполняющее ту же функцию, что и надсознательное в индивидуальном бессознательном.

«Коллективное бессознательное принято понимать как дух нации, народность, его традиции, все пережитое» (с.79), которые складываются спонтанно, без направляющего вмешательства сознания людей. На «вызовы времени» (А.Тойнби) общество начинает искать ответ, и, как правило, ответ находится не на рациональном (сознательном) уровне: «На вызовы отвечает бессознательная реакция, его пралогическая часть» (с.82). «Вызов» - это свидетельство кризиса, того, что исчерпаны возможности рационального объяснения действительности на данном этапе. «Ситуация кризиса, которая образуется в духовном самочувствии народа, может закончиться

эффектом роста только в том случае, если найдется индивид, лидер, группа людей («интеллектуальная элита»), которые смогут разбудить силу «врожденных возможностей представления» (там же).

«Ответ» этот дается, как правило, в виде языковых формул, языковых символов, получающих широкое распространение. Языковые формулировки будят коллективное бессознательное (коллективную память), определенные формы его проявления, являясь, в то же время, проявлением (продуктом) этого коллективного бессознательного. Выработанные бессознательно языковые формулировки в рамках коллектива, общества осознаются людьми только после их популяризации. Человек, который стремится к лидерству, должен найти или выработать формулировку идеи, способной разбудить память народа, достать из его коллективного бессознательного тот эмоциональный опыт, который сегодня может оказаться актуальным. Причем «только от индивидуального бессознательного зависит, насколько удачные и понятные слова он найдет и в какой форме их выскажет» (с.86).

Речь, ее формирование, развитие, во многом зависят от коллективного бессознательного, что и делает процесс формирования и функционирования речи спонтанным. Эмоциональный опыт народа, многих его поколений выражается в символах, которые автор понимает как «олицетворение прообразов, архетипов» (с.91). Чаще всего архетипы проявляются в сказках, былинах, преданиях. Основным связующим звеном между эмоциональным опытом народа и осознанными действиями выступает ситуация кризиса. А языковые формулировки являются средством осуществления этой связи. Язык выступает как связующее звено между индивидом и коллективным бессознательным.

Бессознательные процессы, считает автор, являются «той основой, на которой зарождаются, развиваются и функционируют все процессы мышления - и осознанные, и неосознанные, разница только в степени вовлечения бессознательного в ту или иную сферу мыслительной деятельности. Существенным моментом в процессе мышления является создание ситуации кризиса, что определяет суть мышления - приращение нового знания» (с.101).

Анализ теорий З.Фрейда и Д.Н.Узнадзе приводит к выводу, что общим моментом для этих теорий, позволяющим их объединить в некую систему, является «ситуация кризиса», связывающая осознанные и неосознанные процессы мышления и выступающая гарантом появления новой мысли. Теория установок объясняет возникновение и действие основных линий поведения и деятельности всех биологических

организмрв, обладающих головным мозгом. Теорию же бессознательного Фрейда можно представить как продолжение теории установок на уровне человека, поскольку возникшие в процессе очеловечивания «сверх-Я», сознание «Я» и «предсознание» управляются теми же установками.

Психоанализ можно трактовать как метод восстановления «вытесненных» идей; теория установок строится на методе «прерывания» деятельности, т. е. мы узнаем об установке только в случае возникновения препятствия на пути осуществления определенной деятельности. «Только в этом случае сознание вынуждено сосредоточить внимание на происходящем, оно должно включиться в непосредственный поток мысли, чтобы справиться с препятствием» (с.99).

Разграничение слоев бессознательного приводит автора к области, ответственной за коллективное бессознательное, - области пралогического. Специфика коллективного бессознательного - его исключительная связь с языком и речью. Бессознательное может осознаваться и функционировать только при помощи речи. Язык же выступает как связующее звено между индивидом и коллективным бессознательным.

А.С.Шапиро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.