Научная статья на тему '97. 04. 054. Проблемы роста числа осужденных к лишению свободы (по материалам Международной конференции) (научно-аналитический обзор)'

97. 04. 054. Проблемы роста числа осужденных к лишению свободы (по материалам Международной конференции) (научно-аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - США / СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 054. Проблемы роста числа осужденных к лишению свободы (по материалам Международной конференции) (научно-аналитический обзор)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.04.001 -97.04.059

МОСКВА 1997

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

97.04.054. ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ (по материалам международной конференции) (Научно-аналитический обзор)

В апреле 1995 г. в Осло состоялась международная конференция по проблемам роста тюремного населения. Она была организована Норвежской академией наук, Институтом криминологии при Университете г. Осло, а также Министерством юстиции и полиции Норвегии, к ведению которого относится исполнение наказания. Фактическим же организатором конференции был известный норвежский ученый профессор Нильс Кристи, труды которого изданы на многих языках мира, в том числе и на русском (1,с. 140).

До официального открытия Конференции, как сообщил представитель от России, специалист в области пенитенциарного права доктор юридических наук, профессор А.С.Михлин, ее участникам была представлена возможность ознакомиться с работой тюремных учреждений Норвегии, расположенных вблизи столицы. Хотя посещение тюрем не входило в план работы форума и осуществлялась в значительной степени фрагментарно, в перерывах между работой на конференции, тем не менее оно явило серьезный научный и практический интерес, позволило получить представление о пенитенциарной системе страны (1, с. 141).

Посещение норвежских тюрем и участие в работе конференции позволили профессору А.С.Михлину сделать некоторые выводы. В частности, он отметил, что едва ли не главным фактором безопасности тюремного персонала является доброжелательность во взаимоотношениях с осужденными. В наших пенитенциарных

учреждениях это, как правило, отношения враждебности. На данное обстоятельство, по мнению А.С.Михлина, необходимо обратить особое внимание и ввести в высших школах и институтах МВД, а также других юридических учебных заведениях специальный курс "Этика взаимоотношений с подследственными и осужденными". Коллеги из других стран говорили о том, что осужденные не нападают на доброжелательно относящихся к ним сотрудников и не причиняют им вреда. Кстати сказать, заключает А.С.Михлин, практика наших учреждений показывает, что эксцессы нередко возникают из-за

допускаемых персоналом нарушений (подробнее см. I).

* *

В том, что инициатива созыва конференции исходила от одной из Северных стран, есть определенная закономерность. Следует отметить, что юристы стран Северной Европы последние годы уделяют особое внимание проблемам пенитенциарии. В июне 1989 года в Стокгольме состоялось очередное X заседание криминалистов северных стран, посвященное роли и месту тюремного заключения в уголовной политике этих государств. Форум показал, что большинство северных специалистов, ученых и практиков, придерживаются единого мнения по данному вопросу. Они решительно высказывались за ограничение применения тюремного заключения как меры, которая не может повлиять на состояние преступности (содействовать ее снижению), за сокращение сроков заключения и более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Этого мнения придерживался даже генеральный прокурор Норвегии, выступавший с докладом по вопросам экологической преступности, который, казалось бы, по роду деятельности должен был ратовать за ужесточение наказаний. Предлагая поднять верхний предел сроков тюремного заключения за наиболее серьезные посягательства против окружающей среды, он в то же время счел, что основной мерой воздействия за экологические правонарушения должен быть штраф (15, с. 5-16).

В выступлениях участников заседания прозвучало беспокойство по поводу обозначившейся (в последние годы) в уголовной политике северных стран тревожной тенденции -руководствоваться сиюминутными целями. Беспокойство вызывало и

усиливающаяся политизация сферы применения и исполнения наказаний, в том числе и тюремного заключения. Отмечалось возрастание давления на исследуемую проблему извне, слишком большая роль средств массовой информации, журналистов. Указывалось на отрицательное влияние сенсационных публикаций по поводу отдельных опасных преступлений, которое приводит к искажению представлений населения о реальной действительности, создает видимость угрожающих размеров и видов преступности. В результате формировалось неправильное общественное сознание, которое, в свою очередь, оказывало негативное влияние на уголовную политику и даже, в некоторых ситуациях, содействовало расширению применения наказания в виде лишения свободы. На заседании ставился вопрос о переоценке, преувеличении законодателем роли закона как средства воздействия на поведение граждан, а также о недооценке необходимости назначения наказания с учетом изменившихся условий социальной и экономической жизни общества. Как одна из проблем демократического режима отмечалась сложность проведения непопулярных, но необходимых мер, а иногда и вынужденное принятие парламентами популистских решений, в частности, в вопросах ужесточения наказаний, криминализации, расширения применения лишения свободы, удлинения сроков тюремного заключения.

Вопросы уголовной политики затрагивались северными юристами и на других, ранее состоявшихся заседаниях криминалистов северных стран. В частности, в июне 1984 г. в Хельсинки на очередном IX заседании, посвященном исследованию состояния преступности в странах Северной Европы большое внимание исследуемой проблеме уделил директор тюремного управления Финляндии. Ученые криминологи, заявил он, уже давно пришли к выводу, что не существует какого-либо перечня причин преступности, которым можно было бы объяснить рост правонарушений во всем обществе. Не существует также и эффективных мер борьбы с преступностью, с помощью которых можно было бы полностью ликвидировать преступность или хотя бы снизить в два раза ее сегодняшний уровень. Преступность, указал он, - это функция бесчисленных политических, социальных и индивидуальных переменных, которая не может регулироваться как единый (цельный) феномен.

Однако северные криминологи не теряют надежды на то, что посредством постоянных поисков и новых знаний о преступности и правонарушениях все же будет обнаружено нечто, поддающееся управлению. Знание о деятельности органов власти дает возможность управлять мерами борьбы с преступностью. Если нельзя управлять преступностью, заключил он, то следует хотя бы управлять своей деятельностью по борьбе с этим негативным явлением. При такой постановке вопроса можно избежать применения иррациональных мер в уголовной политике, которые связаны с большими расходами, приводят к серьезными общественными издержкам и необоснованным страданиям личности. Повышение знаний о преступности помогает также формированию правильного общественного мнения по этим вопросам, а, следовательно, укреплению гуманности и безопасности общества (12. с. 346-347). Следует отметить, что особенность традиций в области уголовного права и криминологии стран Северной Европы характеризуется критическим подходом к применению наказания в виде лишения свободы. Общеизвестно, что такая мера наказания, как правило, не исправляет правонарушителя, а лишь усугубляет его негативные наклонности.

Как указывает известный шведский ученый профессор Нильс Яренборг - короткие сроки лишения свободы бессмысленны и обременительны в финансовом отношении, длительные же сроки -являются варварством. Нельзя не отметить, продолжает он, что чрезмерная гипертрофированная вера власть имущих и большинства граждан в пенитенциарные учреждения как в средство разрешения всех общественных вопросов, уже само по себе следует рассматривать как серьезную проблему уголовной политики (18, с. 36).

Тем не менее повсеместно наблюдается ужесточение уголовной политики, что особенно остро проявляется в стремительном росте числа осужденных к лишению свободы, а, следовательно, и в росте перенаселенности пенитенциарных учреждений. Особое беспокойство специалистов вызвали серьезные изменения, возникшие в самой сфере борьбы с преступностью и контроля над ней, а именно - постепенное превращение данной области деятельности в отрасль промышленности, в источник обогащения.

В связи с этим в 1993 г. была опубликована монография известного норвежского ученого, профессора Нильса Кристи:

"Контроль над преступностью как отрасль промышленности. Навстречу ГУЛАГу западного типа?" (4, ), в которой указывалось, что основная опасность преступности в современном индустриальном обществе таится не столько в самой преступности, сколько в методах борьбы с ней, методах, которые могут повернуть развитие общества в сторону тоталитаризма. При этом отмечалось, что в мире не существует государств, полностью гарантированных от установления тоталитарной формы управления (4, с. 14).

Тенденция превращения контроля над преступностью в отдельную отрасль промышленности с безграничными возможностями дальнейшего развития рассматривается Н.Кристи как естественное продолжение погони за прибылью (и рабочими местами).

По его мнению, данный вид промышленности обладает значительным преимуществом перед другими ее отраслями, ибо его фактически не затрагивают изменяющийся спрос или недостаток сырья. Преступление выступает в качестве постоянно растущего и практически неисчерпаемого ресурса в данной сфере, не снижается здесь и уровень спроса. Наблюдается потребность в постоянном увеличении средств, направляемых на борьбу с преступностью. Борьба с преступностью выступает в настоящее время как наиболее актуальная тема и представляется столь логичной и ориентированной на защиту интересов общества, что усиление контроля над преступностью как над отдельной отраслью промышленности, также воспринимается как абсолютно легитимное явление. Даже проблема загрязнения окружающей среды не вызывает здесь особого беспокойства, ибо основная задача состоит в том, чтобы устранить или хотя бы снизить загрязнение, наносимое беспорядками и преступностью современному обществу (4. с. 11). Н.Кристи считает вполне обоснованным стремление общества контролировать нежелательное асоциальное поведение граждан., Защита жизни, здоровья, собственности и покоя законопослушного населения, а также природы - чрезвычайно важная задача, диктуемая, не в последнюю очередь, самим развитием общества. Когда анализ и понимание сложившихся обстоятельств недостаточны для решения проблемы, возникает, признает он, необходимость в привлечении полицейского. Каждое общество вынуждено использовать определенные ресурсы на борьбу с преступностью, на осуществление

контроля над ней. Но необходимо тщательно обсуждать и определять границы этого контроля. В условиях современного общества, весьма склонного к расширению контроля над преступностью как отраслью промышленности, указывает Н.Кристи, особое значение приобретает понимание и осознание того, что организация судебной системы и число заключенных в пенитенциарных учреждениях - это проблема, которая должна регулироваться и ограничиваться нормами, тщательно разработанными с учетом определенных объективных факторов. С одной стороны, указывает он, у нас свобода выбора, с другой — мы обязаны выбирать. Настало время серьезно обсудить вопрос о пределах расширения контроля над преступностью. При этом только силы разума, а не силы учреждений, осуществляющих руководство контролем, должны устанавливать эти пределы. Число приговоров к лишению свободы, а, следовательно, и число заключенных в пенитенциарных учреждениях является результатом судебного решения. Приговор выносится судьей, а так как судья -человек, то и вынесенное им решение может быть изменено. Но такое изменение возможно лишь при условии, если не рассматривать данное решение как нечто неоспоримое, как фатально неизбежную реакцию на нарушение закона. В противном случае, мы будем обеспечивать определенным, экономически заинтересованным силам свободное поле действия (4, с. 12).

*

* *

Как уже отмечалось выше, в апреле 1995 г. в Осло, по инициативе профессора Нильса Кристи, состоялась международная конференция по проблеме перенаселенности тюрем. В своем приглашении, направленном высококвалифицированным специалистам разных стран, он кратко обосновал необходимость обсуждения проблемы следующим образом. Состояние тюрем в современно индустриальном обществе вызывает серьезное беспокойство. Более одного процента мужского населения США и России в настоящее время составляют заключенные тюрем. В крупных городах США основную массу приговоренных к лишению свободы и условно осужденных составляет молодежь мужского пола, представители национальных меньшинств. Число заключенных растет с необычайной скоростью. Данный процесс наблюдается во

22-262

всех странах-мира. Следует, однако, отметить, указывает Н.Кристи, что сложившаяся ситуация не является результатом только изменившейся картины преступности, но также и комплекса политических и экономических процессов практически независимых от состояния преступности.

Основная тема конференции была посвящена проблеме пенитенциаризации в индустриальном обществе и возможностям лимитирования роста числа осужденных к лишению свободы. К подтемам были отнесены следующие вопросы: во-первых, что можно предпринять в данной ситуации? Во-вторых, что произойдет, если не предпринимать никаких мер против сложившейся тенденции? В-третьих, каковы факторы, лежащие в основе создавшегося положения? Все вышеназванные проблемы были проанализированы и всесторонне обсуждены высоко квалифицированными практиками и учеными из России, США, Канады, Бразилии, Аргентины, Германии, Голландии, Польши, Молдовы, Англии, Лйтвы, Чехии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании.

Конференция началось после приветственных выступлений представителей Министерства юстиции, Академии Наук Норвегии и юридического факультета Университета г. Осло. Первому слово было предоставлено представителю от России, доктору юридических наук, профессору А.С.Михлину, который в своем выступлении охарактеризовал исправительные учреждения и состав осужденных в России. Он указал на пути возможного сокращения числа отбывающих наказание в виде лишения свободы в стране, но при этом отметил, что в настоящее время такое сокращение представляется сомнительным (1, с. 142-143).

На конференции выступили и другие Российские ученые: кандидат юридических наук Н.Б.Хуторская (10), которая рассказала о применении в России мер наказания, не связанных с лишением свободы, и доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский (6), который привел интересные данные социологических исследований и проанализировал статистическую отчетность, касающуюся судимости в России и в некоторых других странах.

С положением в США (главным образом, в отношении представителей чернокожего населения страны) участников конференции ознакомил директор Национального центра институционализации и альтернативы (The National Center of

Institucions and Alternatives) Джером Миллер (14), который в своем докладе привел некоторые сведения, полученные в результате исследований, проведенных названным Центром в 1989 г. Согласно этим данным, каждый четвертый чернокожий гражданин США мужского пола в возрасте 20-29 лет ежедневно подвергался наказанию в виде лишения свободы, либо оказывался в веденьи правоохранительных органов в качестве условно осужденного или условно-досрочно освобожденного. Аналогичное исследование, проведенное в 1995 г. показало, что названное соотношение изменилось и стало - каждый третий. Основная причина таких изменений, указывает Д.Миллер, определяется главным образом высоким числом чернокожих мужчин, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с нарушением законов, регулирующих обращение с наркотиками. В США чернокожие граждане составляют 12% населения страны. Исследование показало, что они (за рассмотренный период) составляли 13% от числа потребляющих галюциногенные вещества, 35% от общего числа лиц так или иначе связанных с наркотиками, 55% от числа привлеченных к уголовной ответственности и 74% от числа приговоренных к лишению свободы за названные противоправные действия.

Приведенные сведения представляют средние данные для города и сельской местности вместе взятых. Если бы исследователи ограничили себя изучением населения городов, цифры были бы значительно выше. В частности, исследование, проведенное в 1992 г. в г.Вашингтоне, показало, что ежедневно более четырех из десяти молодых чернокожих мужчин в возрасте от 18-35 лет, по той или иной причине вступали в конфликт с полицией или другими представителями правоохранительной системы, что не менее 70% чернокожих мужчин в возрасте до 35 лет (проживающих в Вашингтоне), подвергались задержанию или предварительному заключению. Риск подвергнуться названным мерам воздействия повышается до 80%, 90%, если учитывать весь период жизни данной категории лиц. Подобные цифры обнаруживаются также при исследованиях, проводимых в других городах, например, в Балтиморе (штат Мериленд) и Джэксонвилле (штат Флорида) (14).

Д.Миллер отметил, что последние два десятилетия показали четкую тенденцию роста использования уголовно-правовых мер при разрешении широкого круга проблем. В результате чрезмерного

применения, задержания и ареста значительная часть мужского населения США особенно, как уже отмечалось выше, среди представителей национальных меньшинств и низших социальных слоев оказывается зафиксировано в качестве правонарушителей. В 1993 г., таки образом, было зарегистрировано (в соответствующих картотеках) 47,3 млн. человек, из которых 90% составляли мужчины. В это время мужское население США составляло около 130 млн., включая подростков, еще не достигших возраста уголовной ответственности, и стариков, родившихся задолго до того времени, как правоохранительная система страны столь широко распространила сферу своей деятельности. Что же касается мужчин , представителей чернокожего населения США, то здесь, как отмечает Д.Миллер, можно с полной ответственностью констатировать, что в американском обществе начался процесс, который приведет к криминализации большинства этой группы граждан. Сложившуюся ситуацию, указывает он, не следует рассматривать как нечто новое или необычное. Исторически всегда складывалось так, что национальные меньшинства использовались в качестве козлов отпущения, когда правоохранительная система начинала активизировать свою деятельность. Заключенные в тюрьмах служат красноречивым свидетельством того, кто представляет низы общества. В берлинских тюрьмах - это турки, во французских алжирцы. Канадские федеральные и региональные исправительные учреждения переполнены представителями коренного населения. Проведенные исследования показывают, что национальные меньшинства повсеместно представляют громадное большинство среди лиц, подвергшихся уголовному преследованию (14. с. 12).

Особо велико число заключенных в тюрьмах штата Техас. Согласно данным, представленным на конференции директором Департамента уголовной юстиции штата Техаса Джеймсом Э.Коллинсом, в среднем в тюрьмах штата содержится около 104.000 заключенных и 20.000 в местных арестных домах. К этим числам следует добавить около 100.000 условно-освобожденных и 500.000 условно осужденных и находящихся под надзором. В Техасе проживает около 18 млн. граждан, из них 7 млн. мужчин, достигших возраста уголовной ответственности, которые в любое время, по утверждению Д.Э.Коллинса, могут подвергнуться преследованию со стороны органов уголовной юстиции. Однако Техас не занимает

ведущего места в стране по числу заключенных в пенитенциарных учреждениях (7, с. 91).

Согласно таблицы, представленной Нильсом Кристи о числе заключенных, на 100.000 населения осужденных в 1991 г. к лишению свободы на срок более одного года и направленных для отбывания наказания в федеральные исправительные заведения или пенитенциарные учреждения штатов, наблюдается большое различие по вопросу о населенности тюрем в разных штатах США. Наименьшее число заключенных в пенитенциарных учреждениях Северной Дакоты и Миннесоты, соответственно, - 66 и 78 на 100.000 населения. В Техасе - 297; во Флориде - 346; в Луизиане - 466; в Неваде - 477. В округе Колумбия, где расположена столица США Вашингтон, данное число составляет 1186 заключенных на 100.000 населения. К названным числам следует еще прибавить более одной трети (от приведенных выше чисел), а именно лиц, отбывающих наказание в местных арестных домах (4, с. 87).

В Калифорнии, штате характеризуемом высоким благосостояние и большими деньгами, штате, где расположена фабрика грез - Голливуд, число заключенных в тюрьмах в 1991 г. составляло 450 человек на 100.000 населения. Вместе с тем здесь планируется еще более повысить это число, а именно довести его до 800 на 100.000 населения к 2000 году.

Специальное внимание Нильс Кристи уделил описанию калифорнийского пенитенциарного учреждения "Пеликан Бей" (Pelican Bay) - тюрьмы супер-максимальной безопасности. Здание "Пеликан Бей", указывает он, полностью автоматизировано и сконструировано таким образом, что заключенный лишен малейшей возможности видеть не только других осужденных, но и своих охранников. Более 22 часов в сутки заключенные содержатся в камерах, выложенных цементом, облицованных сталью и без окон. Заключенные лишены возможности работать, не имеют доступа к каким-либо занятиям или видам деятельности и никогда не контактируют с другими заключенными. Они не имеют права курить, ибо считается, что даже спички несут в себе угрозу безопасности. Заключенные едят, каждый в отдельности, в своих камерах, которые покидают только для посещения душевой и прогулки, продолжающейся 90 минут. Два последних мероприятия осуществляются также в полной изоляции. Двери камер, которые

открываются -и закрываются с помощью электроники тюремным служащим из специального контрольного помещения, сделаны из стали с окошечками для передачи пищи. Здесь нет охранников, патрулирующих тюремные коридоры с висящими на поясе ключами от камер. Охранники находятся за непроницаемым стеклом в специальном контрольном помещении и общаются с заключенными только посредством радио (4, с. 88).

На открытии этой тюрьмы в 1990 г. губернатор штата Калифорния сообщил, что Калифорния обрела исправительное заведение, которое может служить моделью пенитенциарного учреждения для всей страны. "Пеликан Бей", заявил он, символизирует нашу философию, согласно которой лучший и наиболее эффективный способ снижения преступности состоит в том, чтобы изолировать осужденных преступников, отгородиться от них с помощью замков и засовов (7, с. 92).

В январе 1995 г. в Калифорнии один из федеральных окружных судов вынес решение, в котором указывалось, что условия содержания заключенных в тюрьме "Пеликан Бей" нарушают их конституционные права. В частности, в решении отмечалось, что никакие слова не могут адекватно отразить бессмысленные страдания и порой нечеловеческие мучения, которым подвергаются заключенные. Среди многочисленных нарушений правил содержания осужденных, особо отмечалась чрезмерная жестокость охранников, отсутствие необходимого, даже минимального, медицинского обеспечения физического и психического здоровья заключенных, создание таких ограничений в условиях содержания заключенных, которые вызывали или усиливали состояние психоза у многих обитателей рассматриваемого исправительного заведения. Представленные суду доказательства показали, что в этой тюрьме слишком часто прибегали к насилию и не столько в целях поддержания покоя и порядка, сколько с целью причинить заключенным боль, наказать.

Высказывания некоторых тюремных служащих, а также их действия, методы и поступки обнаружили такое равнодушие к страданиям и мукам осужденных, которое не могло не вызывать возмущения. Так как тюремные власти не проявили желания изменить условия содержания осужденных, судья поручил одному из руководителей сторонников плана изменений этих условий,

обеспечить реорганизацию тюрьмы "Пеликан Бей" в исправительное учреждение с режимом соответствующим нормам, установленным американской Конституцией. Следует, однако, отметить, что в настоящее время обсуждается законодательное предложение об изъятии из компетенции федеральных судов дел о нарушении конституционных прав заключенных. Многие специалисты рассматривают принятие этого предложения как опасный прецедент, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться для ограничения гражданских прав не только заключенных, но и других социально уязвимых групп населения: этнических меньшинств, гомосексуалистов, психически больных и т.п. (7, с. 92).

Специальное внимание участники конференции (в свете обсуждаемый проблемы) уделили положению несовершеннолетних. Высказывалась тревога по поводу растущего числа детей и подростков, оказывающихся в веденьи исправительных заведений.

В частности, большое место этому вопросу уделил в своем выступлении Д.Миллер. Главным образом, как уже отмечалось выше, он рассматривал данную ситуацию в связи с положением представителей чернокожего населения.

Серьезную тревогу, заявил Д.Миллер, вызывает стремительный рост числа подростков, подвергающихся преследованию со стороны правоохранительных органов. Полицейские участки, судебные разбирательства, исправительные учреждения и т.п. оказывают пагубное воздействие на неустойчивое еще не сложившееся сознание подростков и весьма отрицательно сказываются на формировании их личности. Более того, отметил он, сложившаяся тенденция, в свою очередь, неизбежно приведет к дальнейшему росту преступности, а, следовательно, к весьма негативным последствиям для всего американского общества. К сожалению, именно такой путь взросления уготовлен для все большего и большего числа детей и подростков, представителей национальных меньшинств в США. Это значит, что их подготовка к жизни в обществе осуществляется в арестных домах и тюремных камерах и что исковерканная мораль, которая здесь господствует, неизбежно начинает вырываться на улицы и обретает там силу. Дети и подростки, подвергшиеся такому обращению, вряд ли впоследствии смогут изменить свои взгляды и мировоззрения. Когда же, обретенные в пенитенциарных учреждениях уродливые взгляды и установки берут верх и

выплескиваются в диких беспорядках на улицах и в местах заключения, то, по утверждению Д.Миллера, общество в целях защиты с утроенной энергией вновь обращается к своим насильственным методам подавления (14, с.13).

Следует отметить, что даже широкое и весьма стремительное строительство тюрем, наблюдаемое в США, не снижает их перенаселенности. В январе 1995 г. только три штата не получили распоряжений от федеральных судов о необходимости ограничения числа заключенных и улучшений условий их содержания в пенитенциарных заведениях.

О попытке лишить федеральные суды права выступать в защиту интересов осужденных в исправительных учреждениях уже отмечалось выше. Весьма интересна в этом плане позиция Министра юстиции США, который обещал поддержку штатам со стороны Министерства Юстиции в борьбе с судами и их требованиями. Отказ от дальнейшего строительства тюремных учреждений, по мнению министра, в конечном итоге обойдется государству дороже даже при условии, что оборудование места для одного заключенного стоит 53 ООО долл. и 21.000 долл. и 21.000 долл. ежегодно на содержание тюремной администрации (14, с. 13). Многие штаты полностью придерживаются такой же позиции. В частности, Флорида за период с 1990 по 1994 гг. в два раза увеличила средства, предназначенные на строительство тюрем. В Техасе с гордостью сообщают об открытии нового исправительного учреждения каждую неделю на протяжении 18 месяцев (8, с. 145). Не говоря уж о Калифорнии, славящейся своими пенитенциарными учреждениями (4, с. 88).

В одной из заметок, опубликованной в нашей печати, указывается, что американская администрация тратит на строительство новых тюрем больше, чем на строительство новых высших учебных заведений. Об этом свидетельствует анализ национального бюджета и бюджета штатов, проведенный исследовательским институтом по изучению политики в области юриспруденции. Поданным аналитиков, совокупные расходы штатов на тюрьмы выросли за период с 1987 по 1995 год на 30 процентов, тогда как ассигнования на нужды образования упали на 18 процентов ("Интернешнл геральд трибюн)"1

Известия - М , 1997, 1 марта № 40 - С 3

Обеспокоенность по поводу судьбы детей и подростков, оказавшихся в веденьи исправительных заведений, высказал также датский специалист, лектор юридического института при Университете г Орхус Бет Гроте Нильсен. Она отметила, что высокая активность, связанная с проблемой строительства и функционирования пенитенциарных учреждений неизбежно привлекает внимание и частного предпринимательства. В 80-е годы и вначале 90-х, в США наблюдается, указала Б.Гроте Нильсен, широкое распространение приватизации исправительных заведений, в том числе и воспитательных учреждений для несовершеннолетних. В частности, в штате Луизиана, где действовало четыре специальных воспитательных учреждения для детей и подростков в возрасте от 11 до 17, одно из них (учрежденное в 1994 г.) находилось в веденьи частной компании. На каждого содержащегося в учреждении ребенка этой компании, указывает Б.Гроте Нильсен, были предоставлены средства, специально выделенные Луизианским департаментом государственной безопасности и исправления. В 1995 г. в рапорте одной из организаций по охране прав ребенка указывалось, что в исправительном учреждении, оказавшемся в веденьи частной компании, обнаружились серьезные проблемы в работе персонала с детьми. Федеральным судом было сформулировано разъяснение о критическом состоянии дел в данном исправительном заведении, после чего его руководство было вновь отнесено к компетенции властей штата. Согласно поданному рапорту критикуемый исправительный институт состоял из ряда тесно расположенных между собой зданий с серыми стенами и бетонными полами. Здания соединялись мрачными бетонированными проходами. Спальни, в которых размещались воспитанники института, запирались с помощью тяжелых цепей и замков. Тюремные дворы были полностью лишены зеленых насаждений, даже травы, нигде не было оборудовано места для игр, находившихся в институте детей и подростков. Полы в гимнастическом зале исправительного заведения тоже были бетонированы, потолок и пол соединены столбами. Гимнастический зал использовался одновременно как помещение для приема посетителей.

Вместе с тем следует отметить, указывает Б.Гроте Нильхен, что авторы рапорта обследовали также другой подобного рода институт, находящийся в веденьи штата и что результаты обследования

23-262

оказались нб менее плачевными. В институте содержалось 496 мальчиков и 84 девочки, девять из которых были беременны. В спальнях помещалось по 40-50 человек. Воспитанникам выдавалась тюремная одежда с инициалами учреждения. Свою одежду носить им запрещалось. Всех детей и подростков брили наголо. За малейшие проступки виновные направлялись в изоляторы - маленькие, узкие, как правило, без окон камеры, где с трудом размещались койка, умывальник и туалет. В дверях имелись окошечки для осуществления надзора и передачи пищи. Дети, помещенные в изолятор, выпускались оттуда только раз в день, чтобы помыться. Остальное время они были полностью предоставлены сами себе. Посещение этих камер, как и переписка, было запрещено.

Согласно действующим в заведении правилам, предусматривалось ежемесячное свидание детей с родственниками и близкими, но по причине больших расстояний, отделяющих место нахождения исправительного учреждения от места жительства подростков, многих из них никогда не посещали. Правилами предусматривалась возможность пользования телефоном, но это стоило очень дорого, а большинство родителей были слишком бедны, чтобы оплачивать телефонные разговоры. На вопрос о том, что детям хотелось бы изменить в условиях их содержания, большинство подростков ответило: во-первых, оградить их от жестокого обращения и избиений со стороны тюремных служащих, а, во-вторых, немного больше еды.

Ежегодно в четыре воспитательных института штата Луизианы, указывает Б.Гроте Нильсен, направляется около 1500 детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Каково будет их отношение к обществу и властям, когда они выйдут из этих учреждений, и какие взгляды на жизнь им будут здесь привиты, в рапорте умалчивается. По всей видимости, дальнейшая судьба большинства из них, заключает, она, предопределена. При этом следует отметить, что наряду с государственными исправительными учреждениями все большее и большее число тюрем для взрослых, принадлежащих частным фирмам и организациям (или управляемых ими) всегда готовы принять их в свои "апартаменты".

Возвращаясь к вопросу заинтересованности частного предпринимательства в деле строительства и управления пенитенциарными учреждениями, Б.Гроте Нильсен в качестве

дополнительного подтверждения приводит интервью президента одной из фирм штата Флориды, снабжающей тюрьмы продуктами питания, который заявил, что это очень большой и выгодный бизнес (7, с. 94-95).

Тему об использовании пенитенциарных учреждений как источника дохода затронул также другой участник конференции -представитель от США, руководитель "Национального проекта по тюрьмам" (The National Prison Project) Эльвин Дж. Бронстейн. В своем выступлении он отметил, что в связи с работой над названным выше проектом его участники публикуют исследования, в которых, в частности, освещаются наблюдаемые в США интенсивный рост и стремительное расширение так называемого "тюремного индустриального комплекса" (5).

*

При рассмотрении состояния тюрем в Европейских странах было отмечено, что в странах Северной Европы до последнего времени наблюдалась определенная стабильность числа заключенных в пенитенциарных учреждениях. Финляндия, ранее выделявшаяся высоким числом заключенных в местах лишения свободы в 80-е годы, значительно снизила это число и по уровню населенности исправительных учреждений, на сегодняшний день, не отличается от других северных стран. Многим благополучным странам удается поддерживать относительно низкий уровень числа заключенных в своих тюрьмах, однако при этом им приходится сталкиваться с большими трудностями, связанными с растущей безработицей, экономическими проблемами, изменением отношения к национальным меньшинствам и представителям маргинальных групп. Вместе с тем Голландия, которая традиционно характеризовалась незначительным числом заключенных, где в 1970 году их число составляло треть от соответствующего числа в Дании, в настоящее время практически достигло уровня Дании, а именно 50-60 заключенных на 100.000 населения. Как отмечает известный датский криминолог Флемминг Балвиг - Голландия с невероятной скоростью построила большое число тюрем и заполнила их заключенными с той же скоростью, с которой строила (2, с. 129). Такие страны, как

Испания и Франция с середины 70-х годов удвоили число лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы. В Англии и Уэльсе их число за последние два года возросло почти на 20% (16, с. 108).

Весьма красноречиво о состоянии английских тюрем говорится в одной из заметок, опубликованной в нашей печати. В ней отмечается, что власти Британии, тюрьмы которой давно не вмещают всех приговоренных к лишению свободы преступников, решили выйти из затруднительного положения, приобретя в США плавучую тюрьму. Огромная самоходная баржа с пятиэтажными надстройками вышла из Нью-Йорка и направилась в "порт приписки" - Портленд, на юге Англии. Предполагается, что это исправительное заведение, рассчитанное на 500 заключенных, послужит три года, пока не будут реконструированы старые тюрьмы и не построены новые*'.

Рост числа приговоренных к лишению свободы, как уже отмечалось выше, помимо расширения строительства тюрем привело во многих странах и к их переполненности. Согласно статистическим данным Совета Европы, которые были опубликованы в официальной статистике Швеции за 1994-1995 гг. переполненность тюрем уже в 1992 г. составляла: в Бельгии - 123%, в Испании - 133%, в Греции - 160%, в Италии - 139%, в Португалии - 126%, в Люксембурге - 116%, во Франции - 109%. В странах Северной Европы полная заселенность тюрем наблюдалась только в Швеции, но и здесь процент переполненности составлял лишь 101,4% (7, с. 95).

В большинстве стран Восточной Европы число заключенных снизилось сразу после падения Берлинской стены. Однако в последние годы здесь вновь обнаруживается изменение тенденции в сторону повышения. В частности, приведенные российским и литовским коллегами данные по России (6) и Литве (9) показывают быстрый рост числа осужденных к лишению свободы, стремительно приближающий эти страны в рассматриваемой сфере к уровню США. На конференции обсуждались также тяжелые условия содержания заключенных в Российских тюрьмах.

В частности, отмечалось, что знаменитые Петербургские Кресты, предназначенные для содержания 3300 человек, на практике содержат от 6000 до 6500 заключенных. Камеры переполнены. Люди

'' Известия. - М„ 1997. 14 марта, № 48. - С. 3.

сидят на нарах, часто в скрюченном состоянии, особенно на нижних койках. Окна наглухо закрыты, при этом они еще обтянуты очень частой решеткой или забиты специальными пластинами. С таким оборудованием даже при условии открытых окон, ни свежий воздух, ни свет не смогли бы проникнуть в тюремное помещение. Двери камер очень массивные с глазком или маленьким окошечком для передачи пищи. Полностью отсутствует вентиляция (7, с. 96),

Среди республик бывшего СССР наименьшее число заключенных в пенитенциарных учреждениях Грузии. С 1989 г. их число снизилось с 15 ООО до 8 ООО и тем самым оказалось на одном уровне с соответствующими данными Шотландии. Вместе с тем, как сообщил в 1995 г. одни из представителей Международной организации реформы уголовного права, посетивший места лишения свободы в Грузии, здесь уже наблюдалась зачительная перенаселенность во многих пенитенциарных учреждениях. Кроме того, ыбо отмечено плохое состояние тюремных строений: потрескавшиеся стены, протекающие крыши, разбитые оконные стекла, аварийное состояние электропроводки и т.п. ( 7, с. 96).

Что же касается общего состояния всех Европейских тюрем, то здесь, по мнению норвежского ученого Н.Кристи, главное впечатление — крайне нестабильной ситуации (4, с. 79). Развитие Европейских стран, указывает он, тесно связано с развитием стран других континентов и особенно с США.

В этой связи весьма интересны некоторые высказывания Н.Кристи. Он признается в том, что сегодня ему трудно встречаться с американскими коллегами, поскольку в настоящее время, по его мнению, именно США следует рассматривать как эталон страны, идущей по неверному пути в области проблем, связанных с контролем над преступностью Мы не можем, указывает Н.Кристи, равнодушно относиться к тому, что происходит в стране, которая нам близка во многих отношениях. Кроме того, всегда следует помнить о важности и высокой значимости американских исследований в области криминологии. В США этой проблемой занимается большее число ученых, чем во всех других странах вместе взятых. Здесь больше публикуется научных трудов поданной отрасли знаний, чем где-либо в другом месте земного шара. Поэтому, когда США выбирает курс уголовной политики, то этот выбор обретает особое значение. Поэтому же лицо, возглавляющее в США политику по борьбе с

наркотиками -практически возглавляет это дело далеко за пределами своей страны. Весьма привлекательны и американские коллеги, отличающиеся доброжелательством, гостеприимством, а также своим широким разносторонним образованием и необыкновенной трудоспособностью (4, с. 81). Но в связи со всем вышеизложенным, указывает Н.Кристи, последнее время на память все чаще приходит Германия 20-х годов. Германия тех времен тоже была страной высочайшей культуры и науки, страна характеризовавшаяся рациональным образом мысли, страна литераторов и романтиков. Со всех концов света в Германию того времени стремились люди, многие, чтобы учиться, а многие, чтобы почувствовать себя свободными, чего они порой были лишены в своем отечестве. Исследования немецких специалистов в области государства и права пользовались высочайшим спросом во всех странах мира. В Германию устремлялись ученые юристы, туда же направлялись и юристы-практики, в том числе представители полицейской службы и органов прокуратуры. Германия служила как бы моделью для других стран и, по всей видимости, это продолжалось слишком долго. Теперь, заключает Н.Кристи, мы все стремимся в США... (4, с. 82). Представляется, однако, что тревога Н.Кристи несколько преувеличена, ибо благоприятные условия для развития науки и культуры совсем не обязательно чреваты наступлением реакции. Что же касается ужесточения уголовной политики, то, как признает сам Н.Кристи, эта тенденция наблюдается практически во всех странах мира. И наконец, выступление консервативных специалистов США встречает достаточно энергичное сопротивление со стороны прогрессивных ученых страны, о чем свидетельствуют, в частности,

высказывания американских коллег на конференции в Осло.

*

* *

Но наряду с тем, что многие стремятся в США, как бы продолжает мысль Н.Кристи датский ученый Бет Гроте Нильсен, частное предпринимательство Америки тоже постоянно и повсеместно находится в состоянии поиска рынков сбыта. Это положение она иллюстрирует на примере Канады. В августе 1995 г. в Канадской печати было опубликовано сообщение о том, что

провинция Нью Брансуик передала в распоряжение одной из фирм штата Флорида первую частную канадскую тюрьму. Дело касалось пенитенциарного учреждения, в котором содержалось 120 молодых правонарушителей. Это соглашение, указывает Б.Гроте Нильсен, было весьма выгодным для фирмы, доходы которой в том же году показали чистую прибыль в размере 2,2 млн. американских долларов. Помимо тюрем в США, в веденьи данной фирмы находятся также тюрьмы в Австралии, Великобритании и Пуэрто Рико. В связи с этим, в передовой одной из канадских газет читателю было предложено представить себе правительство, которое столь усердно стремится к снижению расходов, что передает свои школы в веденье американских фирм. Конечно, признает Б.Гроте Нильсен, аналогия с тюрьмами не безупречна хотя тюрьмы тоже служат школой для многих подростков, где они должны научиться понимать, что они сделали не так, когда совершили ошибку, каким образом подготовиться к жизни в обществе, к законопослушному поведению и т.п.

Кроме того, в канадской прессе отмечалось, что сама идея приватизации тюрем должна заставить граждан задуматься над следующими вопросами: во-первых, как могут частные фирмы обеспечить прежние условия содержания заключенных на значительно меньшую сумму денег, ведь высокие траты противоречат основным целям фирмы, стремящейся к прибыли. По-видимому, это возможно лишь при условии снижения оплаты тюремного персонала, а, следовательно, привлечения к работе в исправительное учреждение профессионально неподготовленных, мало образованных сотрудников. Однако, учитывая сложное положение многих пенитенциарных учреждений, вряд ли следует за их счет экономить, снижая расходы на содержание квалифицированной тюремной службы.

Во-вторых, как будет обеспечиваться ответственность частных фирм перед обществом, за их деятельность в данной сфере. В качестве примера приводится случай, связанный со смертью заключенного в одной из австралийских тюрем, находящейся в веденьи частной фирмы. Отмечается, что были закрыты все возможности ознакомления с обстоятельствами данного дела, в результате чего подробности, связанные с происшедшим, так и остались неизвестными.

В-третьих, заинтересованы ли приватные фирмы в освобождении заключенных из тюрьмы, в частности, в условно-досрочном освобождении, если учитывать, что заработок этих фирм зависит от заполненности тюрем, а именно от числа заключенных в исправительном заведении. В-четвертых, экономит ли, в самом деле, общество деньги, передавая тюрьмы в компетенцию частных фирм. Следует отметить, что все доказательства, которыми обосновывается это положение, по утверждению беспристрастных специалистов, весьма неопределены и малоубедительны. В-пятых, должен ли вообще кто-либо зарабатывать деньги на людях, лишенных свободы (7, с. 97).

В канадской печати был также поставлен другой вопрос: почему Канада должна перекладывать на какую-то частную американскую фирму такую серьезную социальную задачу, как наказание и исправление правонарушителей. Тюрьмы нельзя рассматривать как складское помещение для лиц с отклонениями в поведении.

У государства есть множество способов обращения с правонарушителями и широкий спектр мер воздействия на них, с помощью которых оно может содействовать безопасности общества. Если действительно можно зарабатывать деньги на эффективном управлении тюрьмами, почему же, заключает Бет Грете Нильсен, не оставить их в веденьи государства, а полученные средства использовать в борьбе с преступностью, привлечь граждан к работе в данной сфере и тем самым повысить благополучие всего канадского общества (7, с. 97).

*

* *

В своем выступлении на конференции Б. Гроте Нильсен на примере Канады показала, как ужесточение уголовной политики обосновывается ростом преступности. Она отметила, что теории о преступных "опасных классах", характерные для первых этапов развития индустриального общества прошлого столетия, начинают возрождаться в современной жизни. Борьба с преступностью в этой связи может легитимировать тюремное заключение все большего и большего числа "лишних людей". В Канаде, как, впрочем, и в других странах, указывает Б.Гроте Нильсен, необходимость в применении

более строгих мер наказания и более широкого использования лишения свободы, в первую очередь, обосновывают растущей преступностью. Вместе с тем, по данным канадской статистики, уже три года подряд отмечается снижение преступности. В частности, в 1994 г. общий уровень преступности в стране снизился на 5%, число насильственных посягательств на 3%. Кроме того, следует отметить, что показатели убийств в названном выше году были самыми низкими за последние 25 лет. С 1991 г. наблюдалось также ежегодное снижение уровня преступности несовершеннолетних. Чем же, в таком случае, спрашивает Б.Гроте Нильсен, можно объяснить тот факт, что многие канадские граждане и их политические руководители неадекватно воспринимают состояние преступности в стране, видят угрозу ее постоянного роста, при реальном ее снижении. Одно из объяснений этого феномена, по мнению канадской прессы, следует искать в соседстве с США, где насильственная преступность в четыре раза выше, чем в Канаде, и особенно в американском телевидении, которое превращает сам фактор преступности в большое шоу. Бесконечные сообщения о серийных убийцах, проникновениях в чужие жилища, жутких уголовных делах и чудовищных преступлениях не могут не внушать страха зрителям. Следует отметить, что число кошмарных преступлений весьма незначительно и что совершаются они чрезвычайно редко, но именно сообщения о них вызывают тревогу и страх среди населения. Пресса не считает, что имеются какие-либо достаточные основания, оправдывающие оппортунизм политиков в этом вопросе. Ужесточение наказаний, установление более строгих условий при условно-досрочном освобождении, расширение применения смертной казни, увеличение числа исправительных лагерей, тюрем и численности вооруженных полицейских отрядов, а именно ужесточение всей стратегии борьбы с преступностью многие политические деятели рассматривают как предупредительные меры, используемые в общепревентивных целях Но население не должно вводиться в заблуждение по поводу того, что эти методы могут как-то повлиять на состояние преступности в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разные канадские провинции придерживаются различной стратегии в области уголовной политики. Так, например, провинция Альберта, характеризуется жесткой уголовной политикой, применением более суровых мер воздействия и вместе с тем

24-262

показателями, говорящими о снижении преступности. Провинции Онтарио и Квебек используют более мягкие меры наказания, шире применяют разного рода воспитательные методы, при этом здесь также наблюдается снижение преступности. Приведенный пример, заключает Б.Гроте Нильсен, служит еще одним доказательством того, что уровень преступности не зависит от жесткости применяемых мер воздействия. В Канаде, указывает она, на 100.000 населения приходится 125 заключенных в пенитенциарных учреждениях. В США эта цифра в пять раз больше. Вместе с тем в обеих странах в последние годы наблюдается снижение уровня преступности (7, с. 98).

* *

На конференции в Осло был поставлен один весьма любопытный вопрос: а не существует ли глубокая психологическая потребность в такой мере наказания, как лишение свободы. Ведь заключение себе подобного в тюрьму - очень сложное и противоречивое деяние. Высказывалось, в частности, предположение, что страх личности перед возможностью оказаться заключенным в исправительном учреждении ослабевает от сознания, что кто-то другой становится им фактически. Конечно, такой подход представляется достаточно уязвимым и не очень убедительным. Тем не менее вопрос о возможной психологической потребности некоторых подвергать наказанию других и рост этой потребности в последние два десятилетия в США и в других высоко развитых странах, стал предметом обсуждения со стороны многих участников конференции. Большинство участников считало, что объяснение этого феномена, возможно лишь с помощью исторических исследований проблемы. Исторические исследования, по их мнению, лучший, может быть, единственны, способ осознать, что мы делаем, что мы считаем априори неоспоримым, истиной не требующей доказательств. Вместе с тем они признали, что не следует забывать о том, что история отражает вчерашний, а не сегодняшний день (7, с. 98).

По всей вероятности интерес к данному вопросу можно объяснить тоской по мирным и спокойным 60-ым годам, когда все были добры друг к другу. Экономическая ситуация того времени с высоким уровнем благосостояния граждан и низким уровнем безработицы резко контрастирует с ситуацией сегодняшнего дня. Разрыв между богатыми и бедными, который в тот период был невелик, в настоящее время растет с рекордной скоростью. Уверенность в завтрашнем дне, воспринимавшаяся ранее как непреложный факт, сегодня утрачена даже средним классом. С каждым днем снижается оживленность больших городов, наблюдается резкое ограничение средств, выделяемых на образование, здравоохранение и социальные нужды. Представители высокообеспеченных слоев населения все более и более проявляют страх перед преступностью (7, с. 99).

В конце 60-х годов впервые проблема преступности стала одной из основных тем в период кампании президентских выборов в США. Это было время серьезных молодежных беспорядков, решительных выступлений против войны во Вьетнаме, активизации женского движения. С тех пор проблема борьбы с преступностью, особенно с нарушениями закона, регулирующего обращение с наркотиками, занимает большое место в любой избирательной кампании США как на местном, так и на общенациональном уровнях. Ни один политик не может обойти этого вопроса, о чем красноречиво говорят и выборы президента Клинтона.

Проблемы трудоустройства, безработицы и т.п. привели к тому, что там, где ранее люди делали все возможное во избежание выплат на строительство тюрем и исправительных учреждений, теперь политики местного уровня наперебой вносят предложения, обосновывающие целесообразность такого строительства для обеспечения рабочими местами граждан, нуждающихся в трудоустройстве. Оружейная промышленность, столкнувшаяся с серьезными проблемами в связи с окончание "холодной войны" быстро перестроилась на производство охранных устройств и оборудования по обеспечению безопасности. Агрессивные публикации и телевизионные передачи, сеющие страх и неуверенность среди населения, приводят к все более настойчивым требования расширения сети строительства пенитенциарных учреждений для правонарушителей, а, следовательно, и к повышению

спроса на новые средства обеспечения охранных систем в местах лишения свободы (7, с. 99).

О роли американского телевидения для Канады и его влиянии на уголовную политику последней уже говорилось выше. Нельзя недооценивать влияние средств массовой информации на представления граждан и политиков о состоянии преступности, ее объеме, о тяжести совершаемых деяний, об отношении к лицам, совершающим преступление, на понимание причин преступности и применяемых мер воздействия. Подтверждением вышеизложенного служит также анализ ряда передач средств массовой информации Норвегии, проведенный участником конференции, профессором Института социологии права при Университете г. Осло Томасом Матиесеном. Полученные им данные убедительно свидетельствуют о том, что сообщение по телевидению сведений даже о малозначительных событиях и фактах может послужить причиной серьезных тревог и волнений во всей стране. При этом отмечается, что программы телевидения Северных стран как две капли воды похожи на коммерческие телевизионные программы Северной Америки (13).

*

* *

Как уже отмечалось выше, многие специалисты считают, что только исторические исследования могут нам помочь в осознании ошибок, совершаемых в настоящее время. Вместе с тем все исторические труды убедительно говорят о том, что любые исследования в области общественных наук, вне зависимости от исторического периода их написания, не проводятся в условиях социального и политического вакуума. Каждый, кто занимался изучением истории криминологии, знаем, что на протяжении прошедших ста лет, начиная от Ломброзо и кончая сегодняшним днем, постоянно менялись взгляды на роль личности и общества (наследственности и среды) или на различные аспекты этих двух базовых переменных, когда вставал вопрос об объяснении причин преступности. Американские криминологи Роберт Дж. Лайли, Френсис Т.Каллен и Ричард Э.Болл в своей работе прекрасно показали, как выглядят различные теории в социальном контексте и

как эти теории интерпретируют ситуации, связанные с конкретными этапами социального развития и политической направленностью (11).

Известный датский криминолог Карл О.Кристиансен еще в 1972 г. писал о необходимости снижения числа заключенных в пенитенциарных учреждениях (3). Дело касалось, что представляется достаточно неожиданным, эффективной программы о закрытии калифорнийских тюрем в 60-х годах. Его столь давно написанная работа представляет большой интерес в свете рассматриваемого вопроса, и надо отметить, что многие из высказанных в ней мыслей оказались весьма полезными при обсуждении данной проблемы на конференции в Осло.

Карл О.Кристиансен верил в то время, что проводимые в течение 10-15 лет исследования по поводу эффективности (или неэффективности) лишения свободы как меры наказания оказали решающее влияние на значительное снижение числа заключенных в исправительных учреждениях Калифорнии. На сегодняшний день нам известно, что создавшееся положение скорее определялось политическим климатом, который благоприятствовал такого типа исследованиям, что в свою очередь привлекло к данной проблеме внимание многих политиков, которые использовали эти исследования в своих интересах.

На конференции в Осло обсуждался также вопрос о том, что в настоящее время организованные правые силы США, в лице консервативных криминологов страны, приступили к проведению исследования с целью доказать зависимость уровнй преступности от жесткости применяемых мер воздействия, обосновать положительное влияние наказаний на состояние преступности. После середины 70-х годов вышел ряд такого рода исследований, в частности, было разработано несколько софистических моделей, доказывающих общепревентивную роль смертной казни. Кроме того, проблема о причинах преступности снова была периориентирована на личность преступника, а именно с социальных причин на биологические.

Следовательно, на повестку дня вновь встал вопрос о прирожденном преступнике, о преступном человеке. Таким образом, теории, от которых европейцы полностью отказались после второй мировой войны, опять реанимируются представителями американской криминологии. При этом снова начались исследования генов, изучение близнецов, приемных детей, дефектов интеллекта (у

представителей чернокожих уровень интеллекта (У(3)-1 ниже, чем у белых!), уровня половых гормонов, биохимии организма человека и т.п.

Особое внимание привлекла к себе вышедшая в 1985 г. работа Джеймса Уилсона и Ричарда Херрнстейна "Преступление и человеческая природа" (19). В ней авторы на основе анализа результатов исследований, проведенных по вышеперечисленным вопросам, разработали свою теорию причин преступности. Они не решились придать своей работе откровенно консервативный характер, но приведенное ниже высказывание достаточно четко демонстрирует ее биосоциальную направленность: существование биологической предрасположенности означает, что активное (преступное) поведение, характерное для одной личности, не обязательно присуще другой, что общество не может удержать от преступного поведения 100% населения, что рост преступности в определенной степени отражает наличие в некоторых человеческих особях преступных наклонностей. Таким образом, преступность не может быть понята без учета предрасположенности отдельных лиц к преступному поведению и биологических корней такой предрасположенности (пит по работе 11, с. 213).

Джеймс Уилсон и Ричард Херрнстейн возвращают нас обратно к знаменитой теории Ч.Ломброзо о преступном человеке, когда утверждают, что преступника можно отличить от непреступника по целому ряду внешних признаков. Преступник, заявляют они, как правило, отличается даже своим телосложением от законопослушных граждан. Преступники характеризуются кряжестостью и мускулистостью, в отличие от непреступников, которым присуще изящество и удлиненность форм. Из сказанного, по мнению названных авторов, следует, что более мускулистые преступники с большей вероятностью имеют биологических родителей - тоже преступников (Цит. по работе 11, с. 213).

Р.Лайли, Ф.Каллен и Р.Болл обращают внимание читателя на то, что прежние биологические теории использовались, чтобы оправдать репрессивные меры воздействия и телесные наказания. Приведенные исследования показывают, что стремление объяснить преступность особенностями человеческой природы освобождает

' YQ - Intelligence quotient - показатель умственных способностей, полученный путем опроса

общество и его учреждения от ответственности и придает правдоподобность идее, согласно которой преступник рассматривается как человек изначально предназначенный для совершения преступлений и неспособный к исправлению. Поэтому решение проблемы возможно лишь при условии изоляции таких лиц от общества и содержании их в специальных, контролируемых учреждениях (11, с. 215). Итак, сегодняшний политический климат в США и других западных странах очень отличается от 1960-х годов. Поэтому и исследования, проводимые в настоящее время, вполне устраивают политиков.

*

* *

На конференции выступил американский ученый, специализирующийся по проблемам наказания - Марк Мауэр, который заявил, что большинство граждан США правильно оценивает ситуацию, сложившуюся в данной области. Они прекрасно понимают, что все происходящее в исследуемой сфере следует квалифицировать не иначе как полную безответственность и в экономическом, и в чисто человеческом плане. Но они не могут решить, каким образом довести до всеобщего сведения свою позицию по поводу опасной тенденции, сложившейся в пенитенциарных учреждениях. Весьма существенным было также выступление директора тюремного управления Финляндии К.Лонга, который отметил, что лучший способ обеспечить преступную карьеру - это приговорить молодого правонарушителя к лишению свободы и поместить его в исправительное учреждение. Можно быть уверенным в том, что преступная карьера молодого осужденного гарантирована уже самим пребыванием в тюремной системе. Бывший глава Федерального тюремного управления Канады Уле Ингструп в своем выступлении заявил, что политики стремятся обезопасить общество, добиться снижения преступности, оградить законопослушных граждан от преступных посягательств и думают, что могут добиться этого путем ужесточения наказаний правонарушителей. Но, как отмечает У.Ингструп, результат от такого подхода к проблеме будет диаметрально противоположным. Безрассудному стремлению

политиков к- ужесточению наказаний, расширению применения лишения свободы, а в связи с этим и строительства пенитенциарных учреждений, следует, по его мнению, противопоставить предложение об альтернативных мерах воздействия, подготовленное профессионалами.

Создавшееся положение, указал он, требует серьезных позитивных предложений.

Негативные представления, строящиеся на информации, обосновывающей использование неправильных мер в борьбе с преступностью и теоретически аргументирующей истинность этих мер квази научными исследованиями обладает большей силой воздействия на сложившуюся ситуацию, чем позитивные, но недостаточно мотивированные, эфемерные представления. У.Ингструп указал на необходимость организовать идеологическую коалицию в рассматриваемой области, мобилизовать профессионалов внутри системы управления исправительными учреждениями, которые могли бы выступить с убедительными обоснованиями своей позиции, противопоставив взглядам, чреватым опасными последствиями, суждения, основанные на здравом смысле (8).

Таким образом, именно в предложении альтернативных мер при решении вопросов, связанных с наказанием, с построением модели соответствующих мер воздействия и состоит программа так называемых "аболиционистов".

Известный голландский криминолог Лук Хюлсман, который на протяжении многих лет в своих исследованиях предлагал заменить "криминализацию" "цивилизацией" описал различные модели, предусматривающие самые разнообразные меры воздействия на правонарушителя, а именно: модель наказания, воспитательная модель, модель образовательная, модель восстановительная, терапевтическая модель, компромиссная модель. В частности, называется экспериментальный проект модели, которая была использована в делах о жестоком обращении с женщинами в семье. Согласно этой модели, женщины, не желавшие вовлечения полиции в их семейный конфликт, вместо этого, по предложению адвокатов, представителей феминистского движения, прибегли к гражданско-правовым мерам о возмещении ущерба и оказании поддержки. Эти женщины не ставили перед собой цели подвергнуть своего мужа (сожителя) уголовному наказанию. Они стремились объяснить своим

обидчикам (при этом во всеуслышание), что к женщине нельзя относиться как к вещи, как к своей собственности (7, с. 101-102).

Все участники конференции высказались против широкого применения тюремного заключения. Наказание за совершенное противоправное деяние не обязательно, по из мнению, должно быть сопряжено с лишением свободы. Альтернативные лишению свободы меры воздействия, в частности, в виде общественной службы (community service) и аналогичные им меры, применяемые в разных странах, показывают хорошие результаты, о чем свидетельствуют данные о рецидиве среди лиц, подвергшихся этим видам наказания.

Участники конференции прекрасно понимали, что их начинания встретят большое сопротивление. Об этом, в частности, в своем выступлении заявила представитель Российской делегации Н.Б.Хуторская, которая отметила, что могут возникнуть серьезные проблемы с проведением в жизнь поставленных задач, пусть даже самых разумных и целесообразных (10).

Нет сомнения в том, что сторонники альтернативных мер столкнутся с мощным противодействием своих противников. Потребуется жесткая организованность и тщательно продуманная стратегия для достижения желаемых результатов. Понадобится глубокий и всесторонний анализ экономических и политических сил, обеспечивающих условия и содействующих превращению деятельности, связанной с контролем над преступностью в отрасль промышленности. На основе полученных результатов анализа придется изыскивать убедительные аргументы и доказательства своей правоты. Ни общественное мнение, ни политики при господствующем в настоящее время настрое в отношении преступности и методов борьбы с ней не склонны одобрительно отнестись к предложениям, которые могут толковаться как доброжелательное отношение к правонарушителям. Следовательно, в условиях политической направленности современного общества и всеподавляющем влиянии средств массовой информации добиться успеха в исследуемой сфере возможно лишь путем объединения усилий разумно мыслящих теоретиков, практиков и граждан. Наряду с этим необходимо также организовать в данном направлении совместную работу теоретиков (ученых) и соответствующих специализированных ассоциаций (организаций, объединений) на национальном и международном уровнях (7, с. 102).

25-262

В частности, в качестве одной из таких организаций называлась Международная организация реформы уголовного права (Penal Reform International), генеральный секретарь которой - Вивиан Стерн - принимала участие в конференции в г. Осло. Эта организация, учрежденная в 1989 г. по инициативе голландского специалиста Ганса Тулкенса, обладает статусом консультативного органа при ООН и Европейском совете, независима от каких-либо политических влияний. Она имеет своих представителей в более чем 75 странах мира, тесно сотрудничает с правительствами разных стран, а также с многими учреждениями и формированиями международного и регионального уровней. Основные задачи Международной организации реформы уголовного права, согласно ее программе, -способствовать соблюдению прав человека в пенитенциарных учреждениях, обеспечению соответствующих условий содержания заключенных, устранению дискриминации (несправедливости) при назначении уголовных наказаний, отмене смертной казни, повсеместному ограничению применения наказания в виде лишения свободы, расширению использования конструктивных, не связанных с лишением свободы мер воздействия.

В годовом отчете Международной организации реформы уголовного права за 1994 г. звучали оптимистические ноты, когда дело касалось некоторых стран, например, Южной Африки, где наблюдаются значительные успехи в деле ограничения применения лишения свободы в отношении подростков и молодежи. В отчете приводился ряд примеров того, как Международная организация реформы уголовного права способствовала расширению применения альтернативных тюремного заключению мер воздействия в странах третьего мира путем прямого сотрудничества с представителями соответствующих национальных организаций, а также с местными специалистами - теоретиками и практиками, которые порой даже рискуя собственной жизнью, активно выступаю в защиту системы мер альтернативных лишению свободы, системы, основывающейся в обращении с преступниками и их жертвами на принципах человечности и уважении к личности.

В общих чертах деятельность Международной организации реформы уголовного права сводится к следующему: добиться реальных изменений в условиях содержания тех, кто обвиняется или осужден за нарушение закона, а также стремиться к более широкому

использованию воспитательных и иных мер не уголовно-правового характера в борьбе с преступностью. Международная организация реформы уголовного права будет продолжать свою деятельность по совершенствованию региональных программ, а также по поддержке работы соответствующих национальных организаций, занимающихся проблемами реформы уголовного права и разработкой программ на местном уровне. Кроме того, международная организация реформы уголовного права имеет своей целью объединить усилия региональных организаций, связать их между собой так. чтобы они в случае необходимости могли оказать друг другу содействие.

В результате состоявшейся в Осло конференции Международная организация реформы уголовного права подготовила предложение программы по поддержке повсеместно, во всех странах мира решения об ограничении применения наказания в виде тюремного заключения. После обсуждения предложенной программы (рассчитанной на три года) участники конференции пришли к заключению, что ее реализация будет осуществляться в тесном сотрудничестве с Институтом Криминологии при Университете г. Осло. Цель программируемой работы - привлечь всеобщее внимание к опасности угрожающей стабильности общества и демократии, опасности, провоцируемой ростом числа молодых людей, приговоренных к лишению свободы в возрасте, когда идет основное становление личности. Оказываясь объектом воздействия тюремной субкультуры, они тем самым лишаются влияния позитивных ценностей общества. В результате, по истечении незначительного срока, меры и методы, используемые на сегодняшний день в борьбе с преступностью могут обернуться большей угрозой для общественной стабильности, чем сама преступность. Программой предусматривается занятие сбором сведений о росте населения пенитенциарных учреждений во всех странах мира, исследование взглядов, суждений и мнений на ситуацию, сложившуюся в тюрьмах и таящуюся в ней угрозу демократии и стабильности общества, систематизацию соображений, точек зрения и позиций по проблеме мер альтернативных лишению свободы, а также содействие контактам с частными лицами и организациями, заинтересованными в активной деятельности на данном поприще. В программе отмечалась также необходимость постоянной и всесторонней осведомленности обо всех событиях и тенденциях, наблюдаемых в исследуемой сфере, развития

стратегии информации, а также налаживания сотрудничества с представительствами разных стран в ОБСЕ и Европейском парламенте. В частности, норвежское правительство в принципе уже выразило свое позитивное отношение к этой идее (7, с. 103). Кроме того, на конференции Канадская делегация выразила желание спонсировать совместно с Международной организацией реформы уголовного права, организацию и проведение следующей конференции о состоянии тюрем в странах третьего мира. Такое решение было связано с необходимостью предостеречь эти страны от использования собственных скудных ресурсов или экономической помощи, предоставляемой благополучными странами на строительство тюрем и других малоэффективных в борьбе с преступностью исправительных учреждений подобного рода.

Такова цель предстоящей конференции, которая состоится в Канаде. Обязанность по организации конференции и роль хозяина

возложены на федеральное управление тюрьмами страны.

*

* *

В заключение представляется целесообразным еще раз вернуться к некоторым положениям, высказанным Н.Кристи. Конечно, ужесточение уголовной политики, выражающееся главным образом в росте числа осужденных к лишению свободы и, как следствие этого, перенаселенность тюрем и выделение все больших и больших средств на строительство пенитенциарных учреждений, безусловно вызывает глубокую тревогу и озабоченность. Действительно, такая тенденция уголовной политики чревата весьма серьезными и опасными последствиями. При этом нельзя не учитывать и того, что используемые ужесточенные меры борьбы с преступностью не могут привести к ее снижению. Вместе с тем, и выше приведенные высказывания Н.Кристи по поводу Германии 20-х годов, которая приходит ему на память при сравнении с современными США и восприятие всей сложившейся ситуации в сфере борьбы с преступностью как угрозу демократии и стабильности общества, как опасностью поворота развития общества в сторону тоталитаризма, представляются все же несколько преувеличенными

Нильс Кристи — ученый с мировым именем, ученый, чьи труды известны юристам всех государств, ученый, твердо стоящий на страже прав и интересов граждан и всегда проявляющий крайнюю бескомпромиссность при решения данных вопросов, ученый, выделяющийся весьма оригинальным образом мыслей, логикой умозаключений и выводов. Думается, что усиление некоторых акцентов его концепций связано со стремлением привлечь как можно больше внимания к тревожащим его проблемам. Проведенная конференция и подготовленная на ней программа дальнейших действий говорит о том. что профессор Н.Кристи добился желаемых результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михлин А С Международная конференция по проблемам роста числа осужденных к лишению свободы // Государство и право - М , 1995 - № 9 - С 140-144

2. BalvigF Kriminalitet og social kontrol - Kobenhavn Columbus, 1995 - 176 s

3. Christiansen К О Om at aflfolke f ngsler // Nord tidsskr for knminalvid - Kobenhavn, 1996 -Aig 83, N2 -S 154-158

4. Christie N Knmmahtets kontroll som industn Mot GULAG vestling type' - Oslo Universitetsforl ,1993 - 199 s

5. Elvin J "Corrections-Industrial Complex" Expands in US // Nord tidsskr for knminalvid - Kobenhavn, 1996 -Aig 83, N2 -S 110-116

6. Gihnskiy Y The penal system and other forms of social control in Russia problems, perspectives // Ibid -S 124-127

7. Grothe Nielsen В Gr nser for v kst i verdens fangetal? // Ibid - S 89-104

8. Ingstrup О Only those who believe can stay the course in tuibulent times A value-based, strategic approach to the management and development of corrections // Ibid - S 144-153

9. JustickisV Prison in Lithuania//Ibid -S 117-123

10. KhutorskayaN Alternatives to custody in Russia today and tomorrow//Ibid -S 128-132

11. Lilly J R Cullen F T , Ball R A Criminological Theory Context and Consequences — NY Sagepubl, 1995 -256p

12. Long К J De nordiska kriminalisterna och knminalpolitiken // Nord / tidsskr for knminalvid - Kobenhavn, 1986 - Arg 73, N 5 - S 339-347

13. Mathiesen T Dnving forces behind prison growth, the mass media // Ibid - 1996 -Aig 83, N 2 — S 133-143

14. Miller J African Amencan Males in the Cnminal Justice System -NY Macmillan, 1995 - 196p

15. Rieber-Mohn G F. Miljokriminalitet - med vela pa krenkelserav det ytre miijo // Nord tidsskr for knminalvid - Kobenhavn, 1989 -Aig 76, N 1 -S 5-16

16. Rutherford A The problematic relationship between crime and imprisonment // Ibid -1996 -Aig 83.N2.-S 105-109

17. Skjorten K Problemer ved bruk av legalstrategi mot void og seksuelle overgrep i famihen //Ibid -1994 — Aig 81,N3 -S 280-294

18. Vaming for straff Om vadan av den nyttiga straffratten / Dag Viktor (red) - Stockholm Norstedtsjundik, 1995 -205 s

19 Wilson J A, Herrnstein R J Crime and human nature -NY, Simon and Schuster, 1985 - 639p

J1 JI.AHaHHaH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.