Научная статья на тему 'Реализация стратегии «Нулевой терпимости» в США: плюсы и минусы'

Реализация стратегии «Нулевой терпимости» в США: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ «НУЛЕВОЙ ТЕРПИМОСТИ» / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА США / ПРИВАТИЗАЦИЯ ТЮРЕМ / STRATEGY OF «ZERO TOLERANCE» / CRIMINAL POLITICS / PENITENTIARY SYSTEM OF THE USA / PRIVATIZATION OF PRISONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоев Александр Михайлович

в статье рассматривается уголовная политика США, делается вывод о том, что в последние двадцать лет, несмотря на заметное снижение преступности как следствие реализации стратегии «нулевой терпимости», численность осужденных к лишению свободы продолжает стремительно расти, что вынуждает государство искать новые формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE STRATEGY OF «ZERO TOLERANCE» IN THE USA: PROS AND CONTRAS

in this article is examined the realization of the strategy of «zero tolerance» in the criminal politics of the USA during the last twenty years. The author draws the conclusion that in spite of the noticeable decline of criminality as a result of this strategy the number of convicts continues to grow swiftly. This fact obliges the state to search new forms and methods of realization of the penitentiary politics.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии «Нулевой терпимости» в США: плюсы и минусы»

УДК 343.8

ББК 67.409.(7Сое) AM- SISOEV

С95

REALIZATION OF THE STRATEGY OF «ZERO TOLERANCE» IN THE USA: PROS AND CONTRAS

Annotation: in this article is examined the realization of the strategy of «zero tolerance» in the criminal politics of the USA during the last twenty years. The author draws the conclusion that in spite of the noticeable decline of criminality as a result of this strategy the number of convicts continues to grow swiftly.

This fact obliges the state to search new forms and methods of realization of the penitentiary politics. Keywords: criminal politics, strategy of «zero tolerance», penitentiary system of the USA, privatization of prisons.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ СЫСОЕВ, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника факультета повышения квалификации (Академия ФСИН России) Е-mail: sam3110@rambler.ru.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ «НУЛЕВОЙ ТЕРПИМОСТИ» В США: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Аннотация: в статье рассматривается уголовная политика США, делается вывод о том, что в последние двадцать лет, несмотря на заметное снижение преступности как следствие реализации стратегии «нулевой терпимости», численность осужденных к лишению свободы продолжает стремительно расти, что вынуждает государство искать новые формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики. Ключевые слова: уголовная политика, стратегия «нулевой терпимости», пенитенциарная система США,

приватизация тюрем.

Актуальность изучения зарубежного опыта уголовно-правовой борьбы с преступностью во многом обусловлена задачами, стоящими перед современной уголовной политикой Российской Федерации, ее ориентацией на либеральный подход. В рамках реформирования уголовно-исполнительной политики государства и пе-реходана тюремную систему содержания осужденных к лишению свободы особый интерес, на наш взгляд, представляет пенитенциарный опыт США и этому есть свои причины.

Во-первых, по мнению некоторых исследова-телей1, современная реформа отечественной системы исполнения наказаний во многом напоминает Пенсильванскую тюремную систему*.

Во-вторых, США по-прежнему занимают первое место в мире по числу лиц, находящихся в местах лишения свободы. В связи с этим сравнение с Российской Федерацией, которая, несмотря на заявленный курс гуманизации и либерали-

зации уголовной политики, до сих пор является одной из крупнейших «тюремных» держав, представляется весьма уместным. Увеличение сроков заключения и преувеличенное понимание особой роли наказания в виде лишения свободы, свойственное уголовной политике обеих стран, не способствуют снижению числа осужденных, отбывающих этот вид наказания. Указанные причины связаны с особенностями исторического развития, при которомлишение свободы воспринимается в общественном сознании не как средство перевоспитания лица, а как кара, что во многом характеризует уровень общественного развития и социального сознания. Как отмечает норвежский криминолог Н. Кристи: «В обществе с ослабленными межличностными связями значение пенитенциарной системы существенно возрастает»2 .

Анализ статистических показателей, характеризующих преступность в США за после-

* Пенсильванская тюремная система зародилась в первой трети XIX в. в США и с первых лет показала свои преимущества - побегов стало меньше, заговоры и совместные протесты осужденныхказались невозможными, снизился уровень криминальной зараженности. Однако полная изоляция осужденного от общества, запрещение переписки даже с родными, ограничение общения доводило многих заключенных до психических расстройств, психологическоесостояние было постоянноугнетенным, у них развивалось безучастное отношение ко всему существующему, увеличилось количество попыток самоубийств.

дние пятнадцать лет, демонстрирует снижение уровня насильственной преступности, что многие исследователи объясняют реализацией стратегии «нулевой терпимости» (zero tolerance). В некоторых научных работах эта деятельность получила и другие названия - стратегии «закона и порядка» или теории «разбитого окна», последнее название данная деятельность получила из-за статьи Дж. Уилсона и Дж. Келлинга. Родоначальником стратегии считается Р. Джу-лиани, который использовал идеи американских криминологов Дж. Уилсона и Дж. Келлинга, утверждавших, что безответственность за мелкие правонарушения создает впечатление безнаказанности в обществе и порождает совершение более тяжких преступлений, а значит, любые попытки посягательств на общественные отношения должны пресекаться с максимальным превентивным эффектом.

В 1990 г., став мэром Нью-Йорка, Р. Джулиа-ни способствовал реформе деятельности полиции, в ходе которой существенно вырос штат полиции, увеличились масштабы патрулирования районов, была создана система полицейского прогнозирования, расширены права сотрудников правоохранительных органов, кроме того, были предприняты шаги для ужесточения ответственности за совершение незначительных правонарушений. Реализация этого подхода привела к значительному уменьшению насильственной преступности, что позволило говорить о его эффективности. Данная стратегия нашла отражение в «Законе об усилении борьбы с преступностью», принятом администрацией Клинтона (1994 г.), который значительно ужесточил меры уголовной ответственности за насильственные посягательства, а также расширил перечень преступлений, наказуемых по федеральному законодательству смертной казнью, до 60 составов.

Изначально в научной литературе и официальных документах под «нулевой терпимостью» понималась тактика пристрастного отношения правоохранительных органов к участникам потенциально преступных группировок, предполагающая назначение максимально возможных по закону ограничений и санкций даже за незначительные правонарушения. Однако в дальнейшем эта концепция стала пониматься расширительно и означать целенаправленную политику государственных органов, реализация которойпредполагает, что определенные действия не будут допускаться ни при каких обстоятельствах и будут пресекаться с максимальным карательным эффектом, необходимым для профилактики подобных проявлений.

Данная политика быстро показала свою эффективность. Так, в США в период с 1991 по 2001 год уровень убийств снизился с 9,8 до 5,5 (в расчете на 100 тыс. населения), то есть на 43 % (самый низкий показатель за последние 35 лет), уровень насильственных преступлений упал на 34 %, имущественных - на 29 %3. Причем тенденция к снижению регистрации убийств в США наиболее ярко проявилась в период с 1995 по 2000 год. Для сравнения в 2000 г. коэффициент убийств в расчете на 100 тыс. человек составил 5,6, что в 4 раза ниже аналогичного показателя в Российской Федерации за тот же период - 23,24.

Распространение идей «нулевой терпимости» ярко проявилось и в уголовном законотворчестве штатов. Так, в 13 штатах действует законодательное закрепление «принципа трех преступлений», который предполагает увеличение наказания вплоть до пожизненного лишения свободы или смертной казни (если она предусмотрена законодательствомштата), за совершение третьего преступления. Причем ни степень общественной опасности деяний, ни принцип однородности преступлений не учитываются. После принятия «Закона о трех преступлениях» возникла необходимость строительства 20 тюрем, что вызвало значительные финансовые расходы. Федеральным бюро тюрем США было подсчитано, что строительство и оборудование одной тюремной камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями в среднем стоит около 70 тыс. долл.5, не считая средств, выделяемых на организацию надзора над заключенным.

Как отмечает А. Л. Сморгунова, рассматривая пенитенциарную практику США: «Тюрьма работает, но не как средство исправления, ресоциализации, а как средство изоляции осужденных от общества и удовлетворения общественной потребности в безопасности. Очевидно, что совокупность программ, реализуемых в рамках стратегии «закона и порядка», привела к существенному росту числа заключенных при снижении уровня преступности»6. За период с 1970 по 2006 год тюремное население выросло на 628 %. В 2006 г. за решеткой в федеральных тюрьмах и тюрьмах штатов находилось более 1,5 млн человек, при этом темпы роста количества заключенных увеличиваются (в 2006 г. они составили около 3 % вместо 1,9 % в 2005 г.). В местных тюрьмах отбывали наказание еще около750 тыс. человек. По подсчетам на начало XXI в. около

3 % американцев в какой-либо период своей жизни отбывали наказание. Объем бюджетных средств, выделяемых на нужды исполнения на-

казаний, за 20 лет (с 1985 по 2005 год) вырос более чем на 200 %. По данным исследования, финан -сируемого фондом «Pew», затраты государства на систему контроля над преступностью увеличились с 6 млрд долл. в 1980 г. до 60 млрд долл. в 2006 г. В среднем содержание одного заключенного обходится штату в 23 тыс. долл. в год7.

В настоящее время на США, где проживает около 5 % населения планеты, приходится почти 25 % мирового «населения» пенитенциарных учреждений. В 2009 г. на 100 тыс. жителей страны приходилось 756 заключенных. Примерно один из 31 жителя, достигшего совершеннолетия, находится в тюрьме или под надзором после освобождения. В настоящее время большинство тюрем США переполнено. Как отмечает сенатор Дж. Уэбб, местные (на уровне штатов) и федеральные расходы на содержание пенитенциарных учреждений составляют около 68 млрд долл. в год8. Американский исследовательБ. Франклин замечает, что на уровне финансовых затрат многие штаты США выделяют больше средств на содержание тюрем, чем на систему высшего образования9. В целях сокращения расходов на уголовно-исправительную систему, некоторые штаты (Аризона, Канзас, Техас) пытаются внедрить экспериментальные программы наказаний, не связанных с лишением свободы, наиболее типичными из которых являются отслеживание лиц, совершивших незначительные правонарушения, с помощью систем электронного наблюдения, запрет на появление в определенное время суток (после 22.00) в общественных местах; осужденные вынуждены ежедневно или два раза в неделю отмечаться в специальных центрах (аналог уголовно-исполнительной инспекции) и т. д.

Таким образом, реализация стратегии «нулевой терпимости» привела к неоднозначным результатам - наряду с уменьшением количества насильственных преступлений увеличилось количество осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. «Совершившие тяжкие преступления - убийство, изнасилование, разбойное нападение - отправляются в тюрьму в любой стране, - отмечает профессор Международного центра тюремных исследований при Лондонском университете Э. Койл. - Разница в том, что в США население тюрем расширяется за счет малозначительных преступлений»10.

Попыткой снижения финансовых расходов явилось также расширение практики исполнения наказания в частных тюрьмах. Начало приватизации тюрем произошло еще в 80-е годы

прошлого века, во времена президентства Р. Рейгана, но полного расцвета система частных тюрем достигла при Б. Клинтоне, когда, с одной стороны, благодаря активному внедрению стратегии «нулевой терпимости» в рамках модернизации уголовного законодательства произошел рост количества заключенных, а с другой - реализация федеральной программы по сокращению персонала пенитенциарных учреждений привела к тому, что департаменты юстиции штатов вынуждены были заключать контракты на содержание под стражей заключенных с частными тюремными корпорациями. Основным достоинством такого подхода к системе исполнения наказаний является экономия бюджетных средств, так как содержание частных тюрем обходится значительно дешевле, чем содержание государственных исправительных учреждений. Наиболее известными частными компаниями, предоставляющими услуги в области исполнения наказания, являются Американская корпорация исправительных учреждений, Корпорация исправительных учреждений Уокенхат Компания Корнелл.

Система частных тюрем представляет собой доходный бизнес в комплексе тюремной индустрии США. Частные тюрьмы получают от государства не только финансовые средства за содержание заключенных, но и доход от трудовой деятельности спецконтингента Одним из основных заказчиков в продукции, изготавливаемой в системе частных тюрем, является Министерство обороны США. Осужденные производят каски, бронежилеты, шьют военную форму.

В частных тюрьмах заключенные могут рассчитывать на сокращение срока за «хорошее поведение», но за любое нарушение им прибавляется дополнительный срок (как правило,

1 месяц), что означает дополнительные прибыли для «тюремных» корпораций.

В настоящее время 31 штат США, а также Пуэрто-Рико имеют право заключать контракты с частными корпорациями для передачи им ряда полномочий по исполнению наказаний. В 2002 г. в США существовало около 158 частных исправительных учреждений, в которых содержалось около6,5 % заключенных11. В 2012 г. бывший начальник Федерального бюро тюрем, а ныне высокопоставленный сотрудник «Исправительной корпорации Америки» Х. Лаппин, выступил с предложением о приватизации тюрем, находящихся в ведении штатов, обусловив это экономией бюджетных средств, выделяемых на содержание пенитенциарной системы.

Учитывая, что США испытывают постоянную проблему с финансированием пенитенциарного сектора, которая во многом обострилась в результате последствий мирового экономического кризиса, предложение о приватизации тюрем выглядит весьма заманчивым. Согласно плану Х. Лаппина главное условие от властей - поддержание 90 % наполняемости частных тюрем на протяжении 20-летнего контракта. Высказываются опасения, что такое стремление властей «выполнить план» по заключенным может вылиться в оказание соответствующегодавле-ния на суды12. Снижение количества заключенных грозит уменьшением прибыли для частных компаний, сокращением численности персонала, поэтому политика некоторыхштатов, направленная на снижение количества осужденных в местах лишения свободы, вызывает явное противодействие со стороны частных пенитенциарных структур. В 2012 г. официальный представитель «Исправительной корпорации Америки» С. Оуэн заявил, что в штате Колорадо, где корпорация обеспечивает функционирование

2 тюрем, администрация вынуждена уволить 36 сотрудников. Причина, по словам Оуэна, состоит в том, что в этих тюрьмах сократилось количество заключенных13. Популяризация идеи приватизации сферы исполнения наказаний, воз-

никшей в США, привела к попыткам экспансии американских частных тюремных корпораций в другие страны. Уместно согласиться с А.Л. Смор-гуновой, которая отмечает, что деятельность различных групп, являющихся частью тюремно-индустриального комплекса, способствует воспроизводству идей «закона и порядка», приводящих к увеличению числа заключенных, лоббирует расширенное применение приватизации в пенитенциарной сфере, а также находится в постоянном поиске новых рынков. «Развитие приватизации в Австралии, Южной Африке, Франции и в других странах напрямую связано с особой активностью тюремных корпораций, стремящихся продать свой продукт и использующих для этого самые современные стратегии в области маркетинга и РЯ»14.

Несмотря на очевидную выгоду для государства, выражающуюся в экономии финансовых ресурсов, деятельность частных корпораций вызывает массу критики. Частные тюремные корпорации при осуществлении своей деятельности заинтересованы в получении прибыли, и любое сокращение числа заключенных приведет к их финансовым потерям. Таким образом, говорить о достижении таких целей наказания, как исправление и реабилитация осужденного, в системе частных пенитенциарных учреждений не приходится.

1 См.: Селиверстов В.И. О Концепцииразвития уголовно-исполнительнойсистемы в РоссийскойФедера-ции: доклад на заседании Союза криминалистов и криминологов 15 февраля 2011 г. URL: http://crimpravo .ru/ blog/ugolovno-ispolnitelnay_systema/ (дата обращения: 03.03.2011).

2 Кристи Н. Приемлемое количество преступлений. СПб., 200б. С. 82.

3 См.: Сморгунова А.Л. Современное состояние преступности в США и Великобритании (обзор основных тенденций) // Изв. Рос. гос. пед ун-та имени А.И. Герцена 2009. N° 87: Общественные и гуманитарные науки. С. 134.

4 См.: Богданов С.В., РепецкаяА.Л. Убийствав России и США: сравнительный анализ криминал. статистики // Криминол. журн. Байкал. гос. ун-та экономикии права. 2009. № 4. С. 13-22.

5 ManningM. Racism, Prisons and the Future of Black America. URL: http://www.hartford-hwp.com/archives/ 45a/517.html (дата обращения: 20.12.2010).

6 Сморгунова А.Л. Трансформация уголовнойполитики в США и Великобритании (конец XX-XXI вв.) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2008. № 10 (5б): Общественные и гуманитарные науки С. 131.

7 См.: Там же. С. 131-132.

8 Webb J. Why We Must Fix Our Prisons. URL: http://clemencyactioncommittee.com/Prisonsystem.aspx(дата обращения: 01.10.2010).

9 Franklin B. The American Prison in the Culture Wars. URL: http://louisvШe■edu/юurnal/workplace/issue6/ franklin.html (дата обращения: 24.03.2011).

10 Тюрьма по-американски: США лидируют по количеству заключенных // Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля». URL: http://www.prison.org/smi/09042008.shtml (дата обращения: 24.03.2012).

11 См.: Сморгунова А.Л. Политикав области контролянад преступностьюв США: критика с позиций аболиционизма // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена 2007. № 8 (34): Общественныеи гуманитарные науки. С. 154.

12 См.: Зарубежнаятюремная хроника - события, факты, происшествия // Преступление и наказание. 2012. № 5. С. б2.

13 См.: Частные тюрьмы сокращают сотрудников URL: http://www.zakonia.ru/news/72/78377 (дата обращения: 28.0б.2012).

14 Сморгунова А.Л. Стратегии контроля над преступностью в США и Великобритании: приватизация тюрем // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2008. № 9 (4б): Общественные и гуманитарные науки. С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.