Научная статья на тему '97. 04. 025. Колесникова В. Русские православные праздники. - М. : Крон-Пресс, 1995. - 319 с'

97. 04. 025. Колесникова В. Русские православные праздники. - М. : Крон-Пресс, 1995. - 319 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 025. Колесникова В. Русские православные праздники. - М. : Крон-Пресс, 1995. - 319 с»

Среди основных идей, получивших развитие в русской религиозной философии, учение о Софии, Божественной Премудрости, занимает особое место. Наиболее яркими представителями этого учения были В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Н.Булгаков. Но это же учение кртиковали Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, В.В.Зеньковский, О.Н.Лосский, для чего есть определенные основания. Понятие Софии - самое многозначное понятие русской религиозной философии. София - это божественный мир, пребывающий в Боге до его творения. София означает тварный (т.е. сотворенный Богом) мир, рассмотренный с точки зрения реализации и воплощения в нем Божественного замысла. София - тварная. Она характеризует как мир в целом, так и отдельные его элементы и образования. Но она выступает и как нетварно-тварный мир, сочетающий в себе божественное с человеческим, духовное с материально-телесным, вечное с временным. Нетварно-тварная София представлена Девой Марией, Христом и церковью. София есть и вечная женственность - одновременно универсальный космический принцип мироздания, душа мира, а ее персонификация - образ вечной подруги, служащей источником поэтического вдохновения и мистических видений.

Глава 5 - "Русский эрос". Русский эрос - философия пола и любви в России -составляет одну из важнейших духовных тем, волновавших мыслителей эпохи Серебряного века. В.В.Розанов строит свою метафизику пола не только на факте текучести и подвижности жизни пола, но и на нетрадиционном толковании самого термина "пол". Для Розанова "иной мир", "тот свет" существуют прежде всего потому, что через органы пола рождается новая жизнь - ребенок, который со временем сам будет рождать потомков в бесконечность.

С.Н.Булгаков развивает новозаветную концепцию половой морали. Это развитие идет по линии различения понятий пола и сексуальности. У него проблема пола замыкается на проблему спасения, что в целом и придает его позиции религиозную достоверность. Для него "свят и духовен христианский брак, представляющий духовно-эмпирическую основу человеческого земного жизнеустройства, его нравственную прочность и достоинство" (с.147).

И.В.Девина

97.04.025. КОЛЕСНИКОВА В. РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. - М. Крон-пресс, 1995. - 319 с.

Цель книги состоит в том, чтобы разбудить народную историческую память, обогатить представления современников о жизни предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах бытия.

Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обусловливали занятия земледельца. Русичам-язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но постичь, принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями. Процесс этого постижения был сложным, протяженным во времени и синкретичным по сути. Именно поэтому правомерно говорить о народно-православных, а не отдельно о народных и православных праздниках. Слитые воедино, они оказывали друг на друга влияние на протяжении веков, и это сложное соединение народного и православного начал сформировало стройную систему верований.

Народные праздники в процессе исторической эволюции во многом очистились от темных предрассудков и бесовской обрядности, хотя некоторые элементы последних сохранились и до сих пор. Но "без непрерывной преемственности поколений нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всех разновидностей славянской духовной жизни" (с.7-8). Особых праздников - 12, поэтому они называются двунадесятыми. Эти праздники разделяются на неподвижные (Рождество, Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы и др.) и переходящие (Вербное Воскресенье, Вознесение Господне, День Святой Троицы). По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции, приближаются великие праздники в честь св. Иоанна Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Кроме того, существуют особо чтимые праздники - в каждой епархии или церковной области есть просиявшие угодники Божии или были явления чудотворных икон Божьей Матери.

Светлое Христово Воскресенье предваряет семинедельный Великий Пост, цель которого - покаяние. Более подробно автор останавливается на последнем воскресенье перед Пасхой - двунадесятом празднике Входа Господня в Иерусалим -и Страстной Неделе. Этот двунадесятый праздник происходит за шесть дней до предания Иисуса Христа на страдание и крестную смерть. Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле назывался Вербным Воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящается в храме святой водой, ей приписывается магическая сила влиять на орошение полей и лугов, обладать способностью наделять людей здоровьем, очищать от нечистой силы. На Руси

всегда было принято освященную вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год.

Страстная Неделя (последняя неделя Великого Поста) - это ежегодное воспоминание о событиях, предшествовавших мученическим страданиям Иисуса Христа, и о смерти спасителя. Страстной Четверг - это Тайная Вечеря и предательство Иуды, молитва Господа в Гефсиманском саду и его арест. О Тайной Вечере рассказывают все четыре Евангелия. Вкушая свою последнюю земную трапезу, Иисус Христос устанавливает таинство Евхаристии - таинство Своей плоти и крови: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кров Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставлении грехов" (Мф. 26: 26-28).

Пятница Страстной Недели - это день суда и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Немой свидетельницей суда явилась Богоматерь. "Существует предание, что Богоматерь, повинуясь невольному движению сердца, как только шествие тронулось, бросилась к Пилату с мольбой пощадить Ее сына и получила отказ. Она побежала наперерез крестному шествию и, пройдя узкими переулками позади дома Пилата, встретилась с Христом" (с.35-36). Безутешнее всех была Богоматерь, видевшая все - и крестный путь, и страдания на кресте, и погребение.

Торжеством торжеств называют христиане Светлое Христово Воскресение. Первый (Никитский) Вселенский собор 325 г. установил, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской. Ночь Великой Субботы на Руси всегда является чудным, величественным зрелищем. "Пасха была не только символом торжества православия, но и свидетельством национального единения, демонстрацией нравственных принципов и устоев русского общества" (с.45). Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. Церковно-обрядовая сторона празднования Пасхи в наших храмах почти без изменений сохранилась с века минувшего. Народное празднование Пасхи как бы дополняет празднование церковное. Простолюдины на Руси всегда относились с благоговением к остаткам пасхальной трапезы: ее, и особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а другую часть этой трапезы сохраняли и летом, во время гроз, бросали в огонь, чтобы охранить дом от молнии и пожара. "От языческих времен остался обычай на праздник Пасхи и в дни пасхальной недели обливаться колодезной или речной водой" (с.49). Это - остаток верований в благодетельную и плодотворную не только для природы, но и для

человека силу весенней воды. Как всякий большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости.

Двунадесятый праздник Вознесения Господня празднуется на сороковой день, считая с первого дня Пасхи. Описание этого великого события содержится в книге "Деяния апостолов". "В течение 40 дней после Воскресения Христос являлся своим ученикам, беседовал с ними о Царствии Божьем и предписал оставаться им в Иерусалиме до сошествия на них Святого Духа. За десять дней до этого события и на 40-й день после Пасхи Христос на глазах учеников вознесся в облаке на небо с горы Елеонской, что находится близ Вифании" (с.51). Смысл и цель этого праздника в том, чтобы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились люди духом, научились не земной, но небесной мудрости. "Праздник Вознесения Господня появился в церковном обиходе в VI веке. В народном календаре этот день был днем памяти умерших родителей и предков" (с.52).

Через десять дней после праздника Вознесения и через 50 дней после Пасхи христиане искони празднуют сошествие Святого Духа. Церковное название праздника - Пятидесятница, народное, бытовое - Троица, или Троицын день. Праздник празднуется семь дней; его называют еще Духовным днем. Храмы и дома принято украшать ветвями деревьев, травами, цветами. Составной частью обряда является почитание мертвых, их поминовение и чествование в Троицкую -родительскую - субботу.

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Народ называет этот праздник Малой Пречистою, или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Сласовым, Аспасовым днем, осенинами. В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. "Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов - за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий" (с.65).

Историческое содержание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - древнейшего двунадесятого христианского праздника - объясняется различно. При этом обычно имеются в виду три события, происшедшие в разное время, но соединенные общей святыней - крестом. Первое событие связано с именем римского императора Константина, увидевшего во время битвы крест и победившего над Максенцием. Второе - основное - повествует о том, как Елена, мать Константина Великого, посетила Иерусалим и там нашла Животворящий крест Господень. "Иерусалимский патриарх Макарий взошел на

возвышенное место и стал показывать народу найденный Еленой крест, воздвигая, т.е. поднимая, его вверх" (с.67). Третье событие относится уже к VII в. и связано с длительной борьбой Византийской империи с Персией. В 614 г. персы разграбили Иерусалим и вместе с другой добычей унесли и святыню - крест Господень. Крест пробыл в плену 14 лет. В 628 г. император Ираклий разгромил персов и вернул святыню. Крест привезли в Иерусалим, и император сам внес его в храм. Празднование Воздвижения церковью продолжается девять дней: с вечера 13 сентября и до 21 сентября (по старому стилю).

Великим двунадесятым христианским праздником является Рождество Господа Бога. В восточной церкви праздник Рождества Христова утвердился после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в один рождественский цикл. Рождеству Христову предшествовал сорокадневный пост, который заканчивался Навечерием Рождества, или Сочельником. Когда в рождественский Сочельник на небе появлялась первая звезда, пост считался оконченным, "и православные приступали к традиционной трапезе. Благочестие Сочельника на Руси издревле нарушалось буйным народным весельем. Оно идет из глубины языческих времен и несет не только зрелищно-игровую, смеховую традицию, но и языческие обряды гаданий, игр, переодеваний" (с.88). Праздник Богоявления, или Крещения Господня, подводит черту под 12-дневелыми святочными вечерами. Оба названия праздника отражают одно событие - Крещение Иисуса Христа, которое он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух Святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога-Отца с небес. В Богоявлении исстари существовала традиция освящения воды, речной или озерной.

Спустя 40 дней после Рождества празднуется в наших храмах праздник Сретения - Встречи. Он посвящен событию, о котором рассказывает Евангелие от Луки (2: 22-40): "Когда младенцу Иисусу исполнилось сорок дней, по закону Моисееву принесли его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа". Христианский мир отмечает этот праздник с IV в., Русь - с X в. По времени установления праздник Благовещения - один из самых древнейших богородичных двунадесятых праздников. Он посвящен воспоминанию о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии об ожидавшем ее. О самом событии повествуется только в одном Евангелии - от Луки (1: 28-38). Повсеместно в христианском мире праздник Благовещения стал отмечаться с середины VII в. На Руси этот праздник отмечается с X в., вместе с принятием христианства. Неизбывен был и праздник Благовещения, обычай одаривания - "кормления нищих". "Тяжким грехом считалось в старину на Благовещение заниматься каким-либо делом. Даже неразумная тварь, говорили в народе, чествует этот праздник великий" (с.109).

Преображение Господа Бога Иисуса Христа - великий двунадесятый праздник, который введен в церковный календарь около IV в. и связан с событием земной жизни Иисуса Христа. "И до сих пор на горе Фавор - горе Преображения Господня - живет память о посещении ее Спасителем" (с.113). Начиная с IV в. повсеместно празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Празднование с 15 августа (по старому стилю) установлено при императоре Маврикии с 582 г. Народ Пресвятую Деву часто называл Госпожою, и поэтому праздник Успения получил название Госпожинок, Госпожина дня, Госпожи. На церковно-славянском языке Святая Дева называется Пречистою, отсюда и название праздника - Пречистая, или Пречистая Первая, а праздник Рождества Богородицы называли в народе Пречистою Второй.

На восьмой день после праздника Рождества Христова церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Он относится к великим праздникам, введен в церковный календарь примерно в середине IV в. Февраль даже в летописях называют месяцем свадебным, а недели с Крещения до Масленицы - свадебными. Символика и содержание древнего брачного обряда были едиными и на свадьбе царя, и на свадьбе простолюдина. Отличались они только степенью богатства и пышностью.

Праздник в честь преподобной мученицы Евдокии открывал весну - 1(14) марта. Евдокия-весновка была в русской деревне большим праздником, который отмечали всегда весело, включали в это празднование старые языческие элементы. Культ Николая (Николай-угодник) проник на Русь еще до принятия ею христианства. Николай-угодник - один из особо чтимых молитвенников и покровителей самых разных сторон жизни людей. О христианских истоках великого праздника Рождества Иоанна Предтечи и его рождении рассказывает Евангелие от Луки (1,5-25), в остальных Евангелиях о нем повествуется уже как о взрослом человеке. День памяти святых апостолов Петра и Павла установлен как великий праздник в честь святых, которые погибли в этот день, 29 июня, в Риме. Это произошло в царствование императора Нерона (65 г.): Петр был распят на кресте, Павел - обезглавлен. "Основным историческим источником сведений об апостолах Петре и Павле является новозаветная литература" (с.204). Днем памяти святых апостолов Петра и Павла обыкновенно оканчивается Петров пост.

Равноапостольный - значит уравненный с апостолами. Таким именем называет православная церковь тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Равноапостольными называют св. Марию Магдалину, греческого царя Константина Великого, великого русского князя

Владимира - крестителя Руси. Равноапостольной называют и великую княжну Ольгу, день памяти которой русская церковь отмечает 11(24) июля.

День памяти св. славного пророка Илии на Руси называют Ильиным днем. Особое почтение Илии существовало на Руси с глубокой древности, еще до принятия христианства. Наряду с Николаем-угодником, Илия-пророк принадлежит к самым любимым и популярным святым на Руси. Великий христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в конце X - начале XI в. и пришел из Византии. "Богоматерь радеет не только за отдельные сердца, но и за общее, народное сердце, за его выбор, за его верность Свету, высокому духу" (с.254).

Издревле на Руси святую Варвару почитали как хранительницу от внезапной смерти. На Западе ее называют еще и матерью исповеди, веря, что святая Варвара не дает умереть без покаяния тем, кто прибегает к ней с просьбой об этом. Образ святого чудотворца Николая исстари входил в "домашний пантеон" каждого русского: редко в каком доме не стояла его икона в красном углу рядом с иконой Спасителя и Богоматери. С зимнего Николина дня начинали сватовство, на Николин день никто не работал, девушки на посиделках обязательно пели. В народе сложено много примет на Николин день: "Перед Николой иней - овсы хороши будут", "Иней на Николу - к урожаю" и др.

И.В.Девина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.