Научная статья на тему '97. 04. 023. Шелли К. Дж. 1994-2005: разные возможности для выпускников колледжей. Shelley K. J. 1994-2005: lots of coUege-level jobs-but not for all graduates // occupational outlook Quart. - Wash. , 1996. - Vol. 40, n 2. -P. 3-10'

97. 04. 023. Шелли К. Дж. 1994-2005: разные возможности для выпускников колледжей. Shelley K. J. 1994-2005: lots of coUege-level jobs-but not for all graduates // occupational outlook Quart. - Wash. , 1996. - Vol. 40, n 2. -P. 3-10 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ {{-}}ЗАНЯТОСТЬ --США / ЗАНЯТОСТЬ -США / РЫНОК ТРУДА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 023. Шелли К. Дж. 1994-2005: разные возможности для выпускников колледжей. Shelley K. J. 1994-2005: lots of coUege-level jobs-but not for all graduates // occupational outlook Quart. - Wash. , 1996. - Vol. 40, n 2. -P. 3-10»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

Интернациональные подходы к высшему образованию ставят новые проблемы перед его организацией и управлением. Автор считает необходимым принятие "партнерскими" учебными заведениями и преподавательским составом совместных мер по финансированию, ответственности и законодательному обеспечению обучения и ИР; размещению иностранных студентов, преподавателей и научного персонала; обеспечению руководства и консультаций и т.д.

Многие сегодняшние успехи в области интернационализации высшего образования обеспечены поддержкой со стороны правительств и наднациональных органов (подобных ЕС), которые сделали возможным или облегчили проведение специальных пилотных проектов. Ситуация может стать менее благоприятной в перспективе, в частности, из-за недостаточного финансирования. Многие интернациональные программы не были полностью институционализированы в качестве важной функции соответствующих учебных заведений.

Необходимо разрабатывать специальные программы интернационализации высшего образования, которая должна осуществляться при активном участии спонсоров со стороны правительства, частного сектора, общественности и добровольных организаций.

Л.Г.Можаева

97.04.023. ШЕЛЛИ К. Дж. 1994-2005: РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ.

SHELLEY K.J. 1994-2005: lots of coUege-level jobs-but not for all graduates // Occupational outlook quart. - Wash., 1996. - Vol.40, N 2. -P.3-10.

В работе К.Дж.Шелли, экономиста отдела прогнозирования занятости Бюро трудовой статистики — Bureau of labor statistics, BLS — США рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников американских колледжей (четырехгодичных высших учебных заведений, присуждающих степень бакалавра — Реф.).

Анализ рынка труда для выпускников колледжей автор основывает на двух источниках: прогнозе занятости по отдельным профессиям, составленном BLS, и прогнозе для лиц с высшим образованием, предоставленном Национальным центром статистики по образова-

нию (National center for education statistics, NCES) министерства образования США.

Одним из самых сложных вопросов при этом автор называет определение самого понятия "рабочее место для выпускника колледжа". По оценкам работодателей, "лица с высшим образованием более коммуникабельны, обладают навыками работы в коллективе, а также компьютерными знаниями, которые становятся все более необходимыми в современных условиях развития экономики; именно они должны активнее вовлекаться в ряды рабочей сипы, в том числе на должности, которые ранее занимали менее образованные работни-ки"(с.З).

В свою очередь выпускники колледжей могут рассматривать такого рода перспективу как несоответствующую их затратам в виде времени и средств на получение высшего образования.

В BLS, определяя, требуется ли для замещения данной должности высшее образование, прежде всего обращает внимание на профессиональные группы, традиционно занимающие их. К таковым относятся врачи, преподаватели, инженеры. Менее четкие квалификационные характеристики существуют для работающих в рамках этих основных групп — медсестер, техников и др. Высшее образование требуется также для замещения должностей администраторов, менеджеров и технологов; специалистов, занятых в оптовой торговле и выполняющих контрольные функции. Высшее образование не требуется для работников сферы обслуживания, сельского хозяйства (кроме директоров ферм), лаборантов и т.п. (с.4).

В состав рабочей силы США в 1994 г. входило 32 млн. человек с высшим образованием. Из них 872 тыс. были безработными, что составляло 2,6% от этой категории занятых; этот показатель намного меньше, чем для всех занятых - 7,2%. Однако 17% выпускников колледжей занимали должности, не требующие высшего образования.

Приблизительно из 31 млн. человек с высшим образованием, которые имели работу, 13 млн. составляли преподаватели, инженеры, юристы, врачи и вспомогательный медицинский персонал. Для замещения должностей по этим специальностям нередко требуется дополнительная подготовка, а в некоторых случаях, как например, для хирургов и преподавателей университетов, необходим диплом доктора наук.

Более 7,5 млн. лиц с высшим образованием работали на административных и менеджерских должностях. Бухгалтер и аудитор, администратор в учебном заведении, менеджеры в области маркетинга, рекламы и связи с общественностью, финансовые менеджеры — вот те профессии, в которых заняты большинство выпускников колледжей в этой профессиональной группе.

Остальные 10 млн. были представителями других профессиональных групп: более 3,6 млн. работали в области маркетинга и сбыта товаров, более 1,1 млн. - программистами, технологами или техниками в научных, инженерных или медицинских учреждениях; около 2,7 млн. - во вспомогательных административных и конторских службах. Остальные выпускники колледжей были заняты в сфере обслуживания, сельском хозяйстве и т.д. (с.4-5).

Из 31 млн. работающих выпускников колледжей около 26 млн. были заняты на местах, требующих высшего образования. Остальные — 5,4 млн. — занимали рабочие места, не требующие такой подготовки. Для некоторых работающих на таких должностях, например, аспирантов и семейных людей, это был сознательный выбор: работая в розничной торговле или на предприятиях питания, они имели гибкий график работы. Однако значительное число выпускников колледжей не смогли найти соответствующей их образованию работы.

При составлении прогнозов на 1994-2005 гг. BLS учитывало, что увеличение вакансий для лиц с высшим образованием зависит от общего темпа роста экономики и занятости в США. В большей степени прогноз определялся динамикой занятости в тех профессиях, которые являются типичными для замещения выпускниками колледжей. Как правило, дополнительные вакансии открываются, когда меняются требования к знаниям или практике бизнеса, в результате чего работодатели нанимают выпускников колледжей на должности, которые ранее занимали лица с более низким уровнем подготовки. Этот феномен определяют повышение образовательного уровня (educational upgrading). Значительное число вакансий откроется также в связи с уходом на пенсию лиц, имеющих высшее образование.

На 1994-2005 гг. BLS прогнозирует общий рост занятости на 14% - со 127 млн. до 144,7 млн., или в среднем на 1,6 млн. рабочих мест в год. Такое увеличение значительно меньше, чем за 1983-1994 гг., когда в среднем появлялось по 2,2 млн. рабочих мест в год. Замедление роста в прогнозируемом периоде автор объясняет ожидаемым

замедлением увеличения рабочей силы в целом. В прошедший одиннадцатилетний период возрастала численность популяции в возрасте 20-54 лет, что повысило ее долю в общем населении страны с 51 до более чем 57%. Однако за 1994-2005 гг. ожидается, что этот показатель сократится. Прогнозируется также сокращение числа мужчин среди занятых и замедление роста численности работающих женщин в возрасте 25-45 лет.

Поскольку объем вакансий для выпускников колледжей связан с динамикой занятости, ожидается замедление роста числа рабочих мест для лиц с высшим образованием в 1994-2ВВ5 гг. по сравнению с 1983-1994 гг. (на 7,5 млн. по сравнению с 8,6 млн. соответственно).

Как и в прошлом, увеличение количества рабочих мест для выпускников колледжей (на 29%) намного превысит рост общей занятости (на 14%) и почти втрое — по сравнению с работниками, имеющими низкий уровень образования. Доля рабочих мест для выпускников колледжей от общей численности рабочих мест в 1994 г. составляла 20%, к 2005 г. она составит 23% (с.5).

Рынок труда покидали 190 тыс. человек в год. Потребность в замене станет еще более важным источником спроса на выпускников колледжей в 1994-2005 гг. Число лиц, оставляющих работу, как ожидается, будет расти по мере того, как поколение "бэби бума" начнет уходить на пенсию. В этой связи в среднем будут открываться 360 тыс. вакансий в год.

Далее автор касается распределения рабочих мест по профессиям. За 1994-2005 гг. наибольшее увеличение ожидается в традиционных специальностях, требующих высшего образования — 4,2 млн. человек. Однако внутри этой группы сохраняются существенные различия. Численность некоторых групп, например, ученых-медиков, должна, согласно прогнозу, быстро возрасти, но размеры этой группы так незначительны, что ее увеличение мало что добавит к общему числу вакансий. С другой стороны, инженеры, ученые в области компьютерной технологии, специалисты по системному анализу и некоторые преподавательские профессии, составляющие большую долю занятых, предоставят, согласно прогнозу, наибольшее число рабочих мест выпускникам колледжей. Предполагаемый рост численности специалистов в области администрирования и менеджмента составит 1,7 млн. человек.

Заметный прирост числа рабочих мест для выпускников колледжей ожидается в оптовой торговле — 792 тыс.

Вакансии для работников технических профессий, несмотря на прогнозируемый быстрый рост их по сравнению с другими группами профессий, составят 430 тыс. Наибольшее число рабочих мест будет предоставлено техническому персоналу в системе здравоохранения.

Около 380 тыс. вакансий откроется для вспомогательного административного персонала. Служба полиции и персонал, осуществляющий контрольные и менеджерские функции на производстве, получат 74 тыс. рабочих мест, уровень требований к их образовательному уровню будет повышен.

Ряды специалистов с высшим образованием будут пополняться также за счет новых дипломированных выпускников колледжей. В 80-е годы снизилась популяция молодежи, традиционно обучающейся в колледжах, и предсказанный некоторыми экспертами дефицит числа их выпускников может отрицательно повлиять на развитие экономики. Однако, несмотря на общее снижение численности оканчивающих среднюю школу, обусловленное демографическими факторами, число поступающих в колледжи осталось в целом неизменным, поскольку в эти годы прием в вузы расширился, в том числе за счет более старших возрастных групп, и особенно — женщин. В результате число бакалавров выросло за 1983-1994 гг. примерно на 20%.

Ожидается, что традиционная популяция молодых людей вузовского возраста начнет вновь расти с конца 90-х годов, что приведет к еще большему увеличению числа получающих степень бакалавра.

Согласно прогнозам, ежегодно в 1994-2005 гг. степень бакалавра будет присваиваться в среднем 1 млн.200 тыс. человек, число же вступающих в ряды рабочей сипы лиц с высшим образованием составит 1 млн. 180 тыс. (Для сравнения: в 1983-1994 гг. работу получали ежегодно 1 млн. 20 тыс. выпускников вузов) (с.9).

В дополнение к выпускникам американских колледжей около 160 тыс. других лиц с высшим образованием будут ежегодно вступать в ряды рабочей сипы — это иммигранты, отставные военные и т.п.

6,3 млн. выпускников колледжей, ранее занимавшие рабочие места, не требующих высшего образования, или бывшие безработные в 1994 г. не учитывались как источник пополнения рабочей силы в этом анализе. Однако некоторые из них, возможно, станут конкурен-

тами новым выпускникам колледжей и другим лицам, вступающим в трудовую жизнь.

Хотя прогнозы показали, что в 1994-2005 гг. ожидается больше вакансий, чем в 1983-1994 гг. (1 млн.340 тыс. по сравнению с 1 млн. 40 тыс.), численность лиц с высшим образованием, вступающих в ряды рабочей силы, превысит эту цифру, что создает большую конкуренцию на рынке труда для будущих выпускников колледжей. Ожидается, что доля лиц с высшим образованием, которые займут рабочие места, не требующие высокой квалификации, или станут безработными, возрастет с 18 до 22%.

Как и в прошлые годы, отмечает автор, рынок труда не может удовлетворить ожидания всех имеющих высшее образование, даже если им будут предоставлены рабочие места, которые не требуют такой подготовки.

Среди тех, кто получил работу, соответствующую их квалификации, также существуют значительные различия в доходах в зависимости от занимаемой должности и профиля подготовки. Недавно проведенный опрос среди бакалавров показал, что более высокий доход у инженеров и специалистов в области компьютерной технологии. Имеющие образование в области социальных наук, философии, литературы и филологии получали меньшую зарплату. Доход всех имеющих высшее образование составлял в 1994 г. 37 тыс. долл. по сравнению с 21 тыс. для лиц со средним образованием (с.З).

В среднем за 40 лет трудовой жизни заработная плата лиц с высшим образованием на 640 тыс. долл. больше, чем у лиц со средним образованием.

В связи с ростом к 2005 г. числа претендентов на рабочие места, автор призывает молодых людей более тщательно планировать свою карьеру, принимая решение о поступлении в колледж.

Л.Г.Можаева

97.04.024-025. ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНТАКТОВ (Сводный реферат)

97.04.024. Agreement between republic of AustriaAthe republic of Bolgaria, the Republic Hungary, the Republic of Poland, the Slovak Republic and the Republic of Slovenia establishing cooperation in the field of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.