автор обращает внимание на необходимость разграничения сталинского и постсталинского периодов его развития.
Основными современными тенденциями в консолидации нового правящего класса являются: установление бюрократической элитой собственного аппаратного господства, кристаллизация и интеграция политических и экономических групп, усиление роли региональных элит как на местном уровне, так и в масштабах России.
В послесловии В.В.Ильин отмечает, что в деятельности современного человека проявляется антропологический универсализм: «Человек полностью открыт бытию, бытие - человеку» (с.247). Жизнь представляет собой игру с непредсказуемым исходом, и многочисленные попытки преодолеть этот существенный момент жизни плодили варварство. Лишенная глобальных амбиций, жизнь направлена на индивидуальное и общинное благо, и в этом ее телеологическая размерность. Имеющая цель в самой себе, жизнь сопротивляется спущенным свыше директивным планам.
Высшими ценностями антропологически выверенной политики должны быть гуманитарные абсолюты - гражданский мир, достоинство человека, благоденствие социума. Использование народных, страновых, геостратегических универсалий, низлагающих индивида, является пороком существующей политики. Концентрация на человеке, его нетленных ценностях - суть антропологически ориентированной политики. «Массы обычно идут за Цезарем. Поэтому ему должны быть привиты «предрассудки добра». Управлять людьми - бремя... Прав Кьеркегор, утверждающий: «Возрадуемся, ибо находятся люди, желающие нами править, тогда как мы можем оставаться свободными» (с.253).
А.П.Бодрилин
97.04.022. ПАВЛОВСКИЙ ВВ. ЮВЕНОЛОГИЯ: Становление науки о молодежи. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1997. - 188 с.
Монография состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении автор отмечает, что он рассматривает ювенологию (далее. - Ю) в двух смыслах - широком и узком. «В широком смысле слова под ювенологическими знаниями мы понимаем любые научные исследования молодежи и их результаты безотносительно от науки. Объединяющим принципом тут выступают накопление и развитие нового знания и соответствующие методы в отношении такой богатой и чрезвычайно сложной с точки зрения социальной философии и науки общественно-возрастной группы, как молодежь.
В узком, строгом смысле слова под Ю мы понимаем собственно науку о молодежи, призванную изучать специфические законы становления и развития подрастающих поколений, имеющую свой особый предмет исследования, свой понятийный аппарат, или тезаурус, свою исследовательскую логику, свою методологию, функции и т.д. При таком подходе Ю становится «теоретической и методологической основой изучения молодежи, основанием для систематизации всей совокупности наук о молодежи» (с.9-10). На основе Ю как интегральной науки о молодежи возможны различные междисциплинарные исследования проблем подрастающих поколений.
В первой главе определяется предмет Ю как дисциплины, изучающей «закономерности становления и развития людей молодого возраста от рождения до 30 лет в определенных конкретно-исторических биосфере и обществе с помощью особой научной системы» (с.13). Методы Ю имеют две отличительные особенности: они носят интегральный характер, а изучаемые Ю явления и процессы рассматриваются с позиций экообщественных феноменов становления и развития молодежи в конкретно-исторической биосфере и обществе.
Особый и достаточно сложный вопрос - это взаимоотношения Ю со смежными науками: биологией, математикой, медициной, техническими дисциплинами, комплексом общественных наук, в том числе с этасологией (наукой о человеческом возрасте), а также философией, социальной философией, этикой и эстетикой. Все эти взаимоотношения в конечном счете обогащают как Ю, так и контактирующие с ней науки.
Исходным элементарным абстрактным понятием Ю как теоретической дисциплины является «хронологический (календарный) год молодости», т.е. базисный временной интервал, являющийся «достаточно объемным для становления и развития представителей подрастающего поколения и наряду с этим в известной степени обобщающим и разграничивающим, позволяющим выявить происшедшие за этот период количественные и качественные изменения» (с.46). Рассматривая три взаимосвязанных процесса - биологическое, психическое и экообщественное развитие молодых индивидов, автор исходит из того, что «в основе развития людей, в том числе подрастающих поколений, лежат два основополагающих фундаментальных процесса - биологический и экообщественный. Третья же составляющая - психическое развитие - является производной, детерминированной двумя первыми» (с.47). Поэтому основное противоречие исходного элементарного понятия молодости заключено в существовании двух основных противоположностей - биологической и экообщественной, в их диалектической взаимосвязи. Определяющей стороной здесь
выступает вторая, а первая является живой материальной основой ее существования. «Биологический компонент молодости может быть определен и как... молодой биологический возраст» (с.48), а «биологическое развитие индивида молодого возраста, группы молодых людей или всей молодежи может быть определено как их жизнь» (с.49). В свою очередь, молодой экообщественный возраст выражается в экодеятельности и экообщественных отношениях, в процессе которых индивиды за известное время становятся личностями, гражданами, достигающими «определенного взрослого состояния». Возрастное структурирование по стадиям молодости, выделяемые в этой связи возрастные касты новых поколений представляют собой «вертикальное» развитие, которое коррелируется с «горизонтальными» характеристиками акселерации, нормального развития и ретардации (отставания) биологического и экообщественного развития молодежи как в границах отдельной стадии, так и в масштабах всего периода молодости.
Во второй главе исследуются деятельность и общественные отношения молодежи в современных экологических условиях. Автор отмечает, что в последние десятилетия экологические проблемы стали чрезвычайно важными как на практике, так и в науке. Он ссылается на ООН, которая в своих документах (Рио-де-Жанейро, 1992 г. и др.) призывает принципиально изменить разрушительные «индустриальные» и «постиндустриальные» подходы к биосфере, экономике, политике, социальной жизни, привести жизнь мирового сообщества в соответствие с экологическим императивом. В этой связи автор считает необходимым ввести в научный оборот такие понятия, как «экообщественное бытие» и «экообщественное сознание», «экодеятельность» и «экообщественные отношения», «экосоциализация», «экоэкономизация», «экополитизация» как составляющие «экоэволюционизации», относя все это в первую очередь к молодежи. «Весь процесс становления и развития растущих поколений во всех сферах жизнедеятельности общества и в определенных экологических условиях в целом» в работе определяется как «экоэволюционизация» подрастающих поколений» (с.96). Становление и развитие молодежи анализируется в четырех основных сферах: социальной, экономической, политической и духовной, связанных с экологическими условиями. В работе выделяются два «модуля» экоэволюционного процесса. Первый «модуль» - это экосоциализация молодежи, включающая в себя становление и развитие новых поколений в родительских семьях, в инфрасферах охраны здоровья, воспитания и образования, бытия, проведения свободного времени, а также формирование собственных молодых семей. Второй «модуль» определяется экоэкономизацией и экополитизацией. На стадии экоэкономизации
молодые люди переходят в качественно новое состояние, что обусловлено включением их в формационно-цивилизационное экообщественное производство материальных и духовных благ в качестве самостоятельных трудоспособных субъектов. Именно экоэкономизация молодежи детерминирует ее переход во второй «модуль» экоэволюции. Основными видами экодеятельности и экообщественных отношений в процессах экосоциализации и экополитизации являются государственная, общественная и индивидуальная экодеятельность и соответствующие экоотношения.
«Соответствующее общественное сознание в единстве с чувственно-волевой инфраструктурой (комплексом характеров) представляет собой молодежный менталитет» (с.168). Последний, в свою очередь, в единстве с экодеятельностью и экообщественными отношениями образует основной комплекс основных типов личности молодежи. Именно тип личности молодежи выступает наиболее общим и действительно интегративным системным качеством всех материальных и духовных сторон становления и развития как всей возрастной совокупности, так и отдельных ее групп и индивидов. Становление и развитие комплекса основных типов личности новых поколений определяется указанными двумя «модулями» экоэволюционизации, т. е. они проходят детскую, подростковую, юнешскую (первый «модуль») и молодую взрослую (второй «модуль») стадии.
«Общественное сознание молодежи детерминируется основными двумя модулями экоэволюционизации... в процессах экосоциализации и экоэкономизации в единстве с экополитизацией... Виды общественного сознания образуют феномены экологитета, социалитета, экономитета, сциентета, политета, идеологитета, юристета, моралитета, этетитета, атеититета, религиотета, филосотета новых поколений» (с.166).
«Три основных сферы материальных отношений и четвертая - духовная инфрасфера становления и развития молодежи подвержены универсальному отчуждению в наше время по отношению к природе и обществу» (с.168). Экоэволюцизация молодежи в ее четырех сферах жизнедеятельности и экообщественных отношений в первом и втором «модулях» является основной закономерностью становления и развития поколений в конкретно-исторической природной среде и обществе.
А.И.Панченко