Политология
А.Г. Масалов
Теоретические подходы к определению сущности молодежи
Рассматриваются социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный теоретико-методологические подходы к определению сущности молодежи.
Ключевые слова: молодежь, социализация молодежи, субкультура молодежи, социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный теоретико-методологические подходы.
О повышенном внимании общества к молодежи указывает тот факт, что более трети всех социологических исследований в нашей стране затрагивают интересы молодого поколения [10, с. 7]. В науке сформировались различные парадигмы определения сущности молодежи, а государственная молодежная политика привлекает внимание общества к необходимости разрешения чрезвычайно широкого спектра проблем молодого поколения, вследствие чего происходит распыление государственных и общественных ресурсов, не позволяющее концентрировать их на наиболее важных, «прорывных», «ключевых» направлениях. Указанные гносеологические причины актуализируют теоретико-методологические задачи
определения сущности молодежи, критериев ее идентификации и выделения в структуре общества. По этому поводу известный исследователь молодежи И.М. Ильинский писал: «Молодежь - понятие конкретно-историческое, зависящее от характера и уровня развития общества. Определенного, раз и на все времена, всеми приемлемого понятия “молодежь” в мире никогда не было, нет и быть не может» [7, а 24]. Социологи, например, рассматривают молодежь как специфическую социокультурную группу, психологи - как группу с присущими ей психофизическими особенностями социализации личности, политологи - как инновационный ресурс развития государства и т.д. В таком случае, очевидно, сближению понятийного аппарата, используемого различными парадигмами определения сущности молодежи, может служить изучение и распространение в научном и общественном сознании знаний о сущностных сходствах и отличиях парадигм определения сущности молодежи.
В 20-30-х гг. XX в. сформировались теоретико-методологические основы классических теорий, своеобразно определяющих сущность молодежи. Систематизировав их, профессор В.А. Луков выделил три принципиально различающихся подхода к определению сущности молодежи: социально-психологический, субкультурный и стратификационный [8, с. 19], которые обнаруживаются и в современных научных работах, политических и правовых документах.
Так, социально-психологический подход представляет молодежь социальной группой, выделяемой в структуре общества по периоду возрастных гормональных перестроек организмов большинства людей, которые сопровождаются повышением их активности и социальной мобильности, стремлением к повышению социального статуса. При этом особое внимание уделяется психологическому состоянию человека, которое особым образом сказывается на его социальном поведении. Указанные личностные качества у большинства людей проявляются в возрасте от 14 до 30 лет и могут выступать в качестве группообразующих признаков молодежи. Теоретическую основу такого подхода создали труды Г. Стэнли Холла, К. Грооса, Ш. Бюлера, А. Фрейда, В. Райха, Э. Фромма, Э. Эриксона и других социальных психологов.
Этот подход нашел широкое применение и в российской ювенологии, которая признает, что нижняя возрастная граница молодежи - 14 лет -может определяться усредненным возрастом наступления половой зрелости, а верхняя граница определяется в широком возрастном диапазоне в зависимости от многих качеств индивида, достижением его экономической самостоятельности, вступлением в семейно-брачные отношения и т.п. конкретных условий социализации.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
Использование социально-психологического подхода к определению сущности молодежи позволило авторам некоторых социологических энциклопедических словарей определять молодежь как социальнодемографическую группу, переживающую период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых, вследствие чего «возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют в возрасте 14-30 лет» [4]. По этому поводу И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова и некоторые другие российские ювенологи указывали, что социализация молодежи, приобретение ею свойств социального субъекта должно осуществляться в «свое время» и продолжение молодости не может увеличиваться беспредельно за счет сокращения других периодов жизнедеятельности социального субъекта, вследствие чего значительные социально отклонения возрастных «периодов взросления» считаются аномальными [1, с. 6-20].
Субкультурный подход выделяет молодежь в обществе как социокультурную группу со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями. В работах Э. Шпрангера, М. Мида, Т. Парсонса, Т. Розака, Ч. Рейча и других ученых молодежь рассматривается через совокупность присущих ей культурных свойств и функций.
Субкультурные особенности молодого поколения указывают на то, что она может успешно сочетаться с традиционной культурой общества, носителями и хранителями которой являются старшие поколения. Но при неблагополучном развитии взаимоотношений между поколениями может возникать конфликт молодежной и традиционной культур, последствиями которого может стать перерождение молодежной субкультуры в контркультуру, провоцирующую «молодежные бунты», подобные движению хиппи или другим протестным молодежным движениям.
Стратификационный подход основан на демографических принципах условного деления общества на возрастные группы и представляет молодежь хронологически ограниченной возрастом социально-демографической группой, которая имеет специфичные социальные позиции, статус и роли, является объектом и субъектом процесса смены поколений. Т.к. наиболее четкая периодизация поколений - 25 лет - обусловлена средним возрастом вступления людей в семейно-брачные отношения и рождения детей, то молодежь является активным участником процесса смены поколений.
Примечательно, что российская статистика использовала семилетнюю периодизацию начальных этапов жизни человека: детство (до 7 лет), отрочество (с 7 до 14 лет), юность (с 14 лет до 21 года), молодость (с 21 года
до 28 лет). Последующий период - зрелость - начинался в 28 лет. Эта традиция была учтена организаторами Российского коммунистического союза молодежи в 1918 г., которые внесли в устав РКСМ положения о возрасте членов этой молодежной организации - 14-28 лет. Таким образом, государство, РКСМ, а в последствие и ВЛКСМ, до конца 1980-х гг. к молодежи причисляли не только статистически определенную возрастом (21-28 лет) группу, но и людей юношеского возраста (14-21 год), которые имели много общих проблем с молодежью. В дальнейшем, для удобства социально-демографических анализов, верхняя граница молодежного возраста расширялась до 30 лет, что нашло отражение в уставе Российского Союза молодежи.
Такие возрастные определения молодежи не являются общепринятыми. Так, в 1960-х г. ООН определила границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет.
Проблемы стратификации обусловлены трудностями определения точных критериев идентификации молодежи, выделения ее по формализованным признакам. Так, В.Т. Лисовский, определявший молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции», указывал, что в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [5].
Вместе с тем, при определении границ молодежного возраста приходится учитывать возрастные социально-психологические и социальные особенности человека, а именно: начало молодости связано с активными физиологическими и психическими процессами в организме человека, его половой зрелостью (интервал от 12 до 16 лет), а конец молодости обусловлен повышением социального статуса человека, прекращением его зависимости от родителей, наступлением его полной ответственности за себя. Т.к. эти критерии в конкретных условиях и для конкретных индивидов имеют существенные отличия, то ни начало, ни окончание молодости не имеет четких возрастных определений и может варьировать в широком диапазоне. В то же время, степень «взросления» может определяться следующими качественными признаками:
- отсутствие родительской опеки, экономическая независимость, личная ответственность за приобретение необходимых для собственного существования средств и способность создавать их, распоряжаться такими средствами по собственному усмотрению;
- личная самостоятельность в принятии и осуществлении собственных решений, полная ответственность перед обществом за свои дела;
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
- создание собственной семьи и ее полное обеспечение, принятие ответственности за членов своей семьи, их экономическое и иное обеспечение, способность к их защите.
Эти условия являются необходимыми, но только в совокупности они являются достаточными для приобретения качеств «взрослого» человека молодыми людьми. Практика показывает, что каждое из этих условий может достигается индивидами в разном, порой довольно раннем возрасте. Большинство молодых людей вступает в семейно-брачные отношения в 22-23 года, становится экономически самостоятельными -к 25 годам, достигает социально-политической и трудовой стабильности только к 30 годам. Поэтому средняя нижняя возрастная граница молодежи в России определена в 14 лет, а верхняя - 30 лет включительно. Такие усредненные возрастные критерии определения молодежной социальной группы необходимы органам государственной власти и местного самоуправления для разработки адресной государственной молодежной политики. Они закреплены в политико-правовых документах. Так, в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, возраст молодежи определяется периодом 14-30 лет и сообщается, что, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в России насчитывалось 39,4 млн человек (27% от общей численности населения страны) такого возраста. Но молодежная социально-демографическая группа неоднородна. Очевидно, поэтому трудности статистического анализа привели к тому, что в документе также приводятся данные с указанием другого возрастного интервала при определении социально-демографических тенденций и указывается, что при их сохранении до 2015 г. численность молодых людей в возрасте 15-25 лет в России может сократиться с 29 до 18 млн человек [11].
Стратификационный подход используется государством для определения периода вступления граждан в возраст правовой ответственности. Так, российское законодательство определяет 14-летним возрастом начальную границу трудоспособности и правовой ответственности граждан. В 14 лет россияне получают паспорт, удостоверяющий их гражданские права.
В середине 80-х гг. ХХ в. В.И. Чупров обосновал концепцию, связывающую сущность молодежи с ее ролью в общественном воспроизводстве [13]. Сторонники такой концепции молодежи утверждают, что «развитие молодежи как социальной группы непосредственно связано с ее ролью и местом в общественном воспроизводстве. В результате смены поколений осуществляется простое или расширенное социальной структуры,
в ходе которого раскрывается социальная сущность молодежи, выявляются ее основные социальные функции» [2, с. 7].
Перечисленные выше теоретико-методологические подходы не исчерпывают все многообразие определений сущности молодежи, поэтому предпринимались попытки их объединения. Они привели к разработке интеграционного подхода, который предполагает многоаспектность молодежи как предмета познания и необходимость изучения совокупности социологических, психологических, биологических, правовых, культурологических и других факторов жизнедеятельности людей в конкретных исторических условиях места и времени для определения социальной группы, проходящей переход от социального статуса «детской несамостоятельности» к статусу «взрослой полной самостоятельности».
По этому поводу И. С. Кон писал: «Становясь старше, ребенок разрывает пуповину своих прежних отношений, основанных на зависимости от старших, переоценивает и перестраивает их, включаясь в новую, более сложную систему, в которой он занимает самостоятельную и даже центральную роль» [4, с. 305]. М.Х. Титма и Э.А. Саар указывали, что «при включении в общественную жизнь молодое поколение субъективирует общественные отношения и институты, находящиеся на конкретном уровне развития» [12, с. 3-4].
В работе «Диагноз нашего времени» Манхейм писал, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение и для изучения особенностей поколений необходимо учитывать их «историко-культурное пространство». Поэтому Манхейм, называвший молодежь одним из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, придавал большое значение определению социальной функции молодежи и утверждал, что значение молодежи в обществе не стабильно и вопрос ее использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры общества, его культуры [6].
Действительно, молодой человек, неполно включенный в общественную жизнь и ищущий свое место в обществе, стремится к повышению собственного социального статуса, выступает в качестве источника общественного развития. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию. При этом молодежь, вступающая в общественную жизнь, проявляет инновационный потенциал, стремление к приспособлению общества к потребностям молодого поколения.
Идеи представления молодежи социальным ресурсом общественного развития рассматривались И.М. Ильинским, который доказывал, что
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
молодежь - это главная общественная ценность особого рода; это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое; это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, а социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации [7].
В то же время, социологи рассматривают молодежь как интегрированную многокомпонентную социальную группу. В частности, Ю.А. Зубок доказывал, что под социальной интеграцией молодежи понимается, во-первых, характер связей между обществом как целым и молодежью как его частью, возникающих в процессе включения этой социально-демографической группы в социальную структуру, направленных на поддержание и воспроизводство устойчивых общественных отношений и целостности общества; во-вторых, совокупность процессов, определяющих различные формы внутригруппового единства молодежи [2, с. 14-15].
Объединение социологических и психологических подходов к определению сущности молодежи позволило И.С. Кону дать следующие определения молодежи и молодости: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социальнопсихологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3]. Данные дефиниции в отечественной ювенологии признаются классическими и активно используются при определении сущности молодежи и молодежного возрастного периода. Например, в Социологическом словаре дается два определения сущности молодежи: в широком смысле, молодежь - это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, а в узком -социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [9].
Признавая зависимость изменений возрастных границ молодости от многих факторов, отметим, что специфические проблемы молодежи всег-
да связаны с ее нестабильным социальным положением, переходом от «детскости» (детской несамостоятельности, неполной правовой и иной ответственности, неполной трудоспособности, зависимости от старших) к «взрослости», «зрелости» (полной экономической и политической независимости от старших поколений, полной правовой ответственности, трудоспособности, семейно-брачным отношениям). Именно в молодости человек переходит от подражания старшим к самостоятельному творчеству во всех сферах общественной жизни, активно решает проблемы собственного социального статуса. При этом молодые люди неизбежно вступают в социальные конфликты с представителями старших поколений по поводу традиционных ценностей общества, социальной иерархии и по другим жизненно важным вопросам. Естественное отмирание старших поколений обеспечивает безусловную победу «молодому поколению», которое к тому времени частично или полностью замещает поколение родителей и, стараясь защищать ценности своего поколения от «новой» молодежи, неизбежно вступает в борьбу с его представителями - поколением детей по поводу «новых» молодежных запросов. Следовательно, постоянное воспроизводство и обновление интересов молодого поколения обнаруживает инновационные способности молодежи, а стремление к их реализации превращает молодежь в постоянно генерируемую обществом движущую силу социального развития. Мотивами активного инновационного поведения молодежи являются нестабильность ее социального положения и неопределенность последствий ее социальной мобильности при переходе от детской несамостоятельности к «взрослости», устойчивой определенности социального статуса и функций; неустойчиво-переходное положение в ролевом выполнении социальных функций, видов деятельности, обретаемых и утрачиваемых по мере физического, половозрастного, психического созревания; экономическая и административная зависимость от старших поколений.
Таким образом, при определении сущности молодежи наиболее часто используются социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный теоретико-методологические подходы. Но они не исчерпывают многообразие определений сущности молодежи, поэтому выделим в качестве общепринятого основного признака молодежи мобильность ее социального положения в структуре общества, обусловленную переходом от детской несамостоятельности, неполной ответственности за свои поступки к взрослости - самоопределению в обществе, экономической независимости от родителей, полной правовой ответственности за собственное поведение. На основании вышеизложенного представляется возможным давать следующее определение
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
молодежи: молодежь - это социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы 14-30 лет, обусловленные существенными гормональными перестройками организма, а также социальной мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к личностному самоопределению в обществе, от экономической и иной независимости от родителей к полной правовой ответственности за собственное поведение.
Библиографический список
1. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984.
2. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М., 2007.
3. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия (БСЭ). 3-е изд. М., 1974. Т. 16.
4. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978, с. 305.
5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
6. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
7. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / Ильинский И.М. и др. М., 1999.
8. Практикум по социологии молодежи / Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А. и др. М., 2000.
9. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2008.
10. Социология молодежи / Волков Ю.Г. Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Ростов-н/Д, 2001.
11. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. ЦКЪ: ЬИр:/кагега59.га/8Ьа^у_то1о(1е7Ь.Ь1т1 (дата обращения: 01.02.2012).
12. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.
13. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуальные понятия // Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.